Любовь как самоотверженноть.
методическая разработка (4 класс)

Нурова Инна Леонидовна

Тема:                     Любовь как  самоотверженноть.

 Цель: Формирование у учащихся желания   делать добрые дела, видеть хорошее в людях , познакомить детей со значением слова «Любовь»; «самоотверженность», воспитывать любовь к ближнему; выявить:  в чем же проявляется любовь к ближнему?

 

Задачи:

  1. Содействовать приобщению детей к общечеловеческой ценности – самоотверженности, как высшей форме проявления любви к ближнему.
  2. Подвести к пониманию того, что самоотверженные поступки всегда совершаются добровольно, «по велению души» человека и вознаграждаются нематериальными ценностями (любовью, уважением, благодарностью людей, обретением новых друзей…).
  3. Вызвать у детей желание совершать поступки ради своих близких.
  4. Развивать умение работать в группах, сотрудничать, договариваться; делать умозаключения, выводы.
  5. Раскрыть понятие «самоотверженная любовь»,   закреплять умение работать со словарями.
  6. Оборудование:  компьютер, мультимедийное оборудование, экран, карточки с индивидуальными заданиями, , видеозапись, словари, дополнительная литература.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar2.docx123.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тенистовская средняя общеобразовательная школа»                           Бахчисарайского района                                                                                 Республики Крым

 Урок

«Любовь как самоотверженность»

для обучающихся  6-х классов

                                                                                Автор: Нурова И.Л.,

                                                                                       Педагог-библиотекарь

с. Тенистое 2017 г.

30.11.2017 года

Тема:                     Любовь как  самоотверженноть.

 Цель: Формирование у учащихся желания   делать добрые дела, видеть хорошее в людях , познакомить детей со значением слова «Любовь»; «самоотверженность», воспитывать любовь к ближнему; выявить:  в чем же проявляется любовь к ближнему?

Задачи:

  1. Содействовать приобщению детей к общечеловеческой ценности – самоотверженности, как высшей форме проявления любви к ближнему.
  2. Подвести к пониманию того, что самоотверженные поступки всегда совершаются добровольно, «по велению души» человека и вознаграждаются нематериальными ценностями (любовью, уважением, благодарностью людей, обретением новых друзей…).
  3. Вызвать у детей желание совершать поступки ради своих близких.
  4. Развивать умение работать в группах, сотрудничать, договариваться; делать умозаключения, выводы.
  5. Раскрыть понятие «самоотверженная любовь»,   закреплять умение работать со словарями.
  6. Оборудование:  компьютер, мультимедийное оборудование, экран, карточки с индивидуальными заданиями, , видеозапись, словари, дополнительная литература. 

Формирование УУД:

Личностные УУД:

Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей; самостоятельно объяснять свои чувства, возникающие в результате обсуждения, наблюдения.

Регулятивные УУД:

Умение определять важность выполнения задания в учебном процессе.

Умение определять тему, цель урока, делать выводы.

Познавательные УУД:

Умение перерабатывать информацию, находить ответы на вопросы, определять значение новых слов, готовить сообщения к уроку.

Коммуникативные:

Умение оформлять устно свою мысль, слушать и понимать речь других, участвовать в диалоге, умение работать в паре.

Оборудование:  учебники  «Истоки»,  рабочие  тетради,  хлеб,  соль,  картинки  сердечка,

презентация в программе Microsoft  Office  Power  Point.

План:

  Что такое любовь?

  Священные слова о любви.

  В чем проявляется любовь к ближнему?

                                          ХОД УРОКА

                                                                                         

                                                                                       

                                                                                         Главное чудо жизни  

                                                                                             есть…любовь…

1. Организационный момент

1.Здравствуйте!

Ребята! У нас сегодня на уроке присутствуют гости: учителя ОПКК Бахчисарайского района, иерей  Стефан- заместитель благочинного  по образованию в бахчисарайском районе, иерей  Арсений-Батюшка нашей церкви.(прихода)

Задание. Вспомните тех, чьи сердца тянутся к вашему, кого вы любите, и

скажите, передавая друг другу сердечко, как вы чувствуете эту любовь?                                                                                                                    

Учитель:  Мы знаем, что в нашей стране большинство ее граждан – крещенные в Православие люди. Но можно ли сказать, что многие из них являются христианами?  Безусловно, нет, потому что если бы это было так, то жизнь нашей страны складывалась бы совершенно иначе.                                                              -Скажите, а чего людям не хватает, чтобы стать настоящими христианами?    (Веры,любви….)

-А сейчас давайте обратим внимание на эпиграф к уроку. Скажите, почему там стоят точки? (пропущенное слово, незаконченная мысль, раздумье ).                                   -Подумайте и скажите, как правильно  нам записать эпиграф к уроку  …  

                                                                               Главное чудо в жизни есть,  

                                                                               конечно, любовь к  Богу

                                                                               и к другому человеку…

                                                                                И все , ведущее к этой любви,-

                                                                                  Есть чудо жизни.

                                                                     Архиепископ Иоанн (Шаховский)

(Учитель предлагает детям послушать притчу и сформулировать тему урока.)

     СЛАЙД  

(Сэмюэль Джонсон – английский писатель и мыслитель)
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Он подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров. 
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил он мальчика, подходя ближе. 
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, -ответил мальчик, не прекращая своего занятия. 
— Но оглянись, здесь миллионы морских звезд, думаешь, ты что-то можешь изменить? 
Мальчик поднял следующую морскую звезду, бросил ее в море и сказал: 
— Да, я могу изменить очень много... для этой звезды! 

-Ребята! Как Вы думаете, о чем мы сегодня  будем говорить на уроке? (ответы детей …)

-Давайте определим тему урока?

Учитель подводит итог сказанному детьми. - Сегодня мы поговорим о доброте, о любви к ближнему ,о любви, когда приходится жертвовать чем то ради других.  

       И так, тема нашего урока  

                                              (записываем в тетрадь)

                                     Любовь как самоотверженность

-А какие цели мы ставим перед собой, чего хотим достичь?

- Повторить что нам известно по этой теме?

-Узнать новое  по теме

-Закрепить полученные знания

Видите, какое доброе, благородное и сильное чувство любовь?                                          

«Что такое любовь?» - спросили Валерию Дмитриевну Пришвину, жену

писателя. Она ответила так: «Любовь? Это единение человека с другими

людьми, со всем сущим»

 

Святой Любви. Как вы думаете, с чего начинается любовь?                                                            

– Кто такой ближний?      Как умели любить ближних  наши предки? На эти и другие

вопросы поищем ответ  в учебнике на с.74- 75 в статье «Любовь к ближнему»            

Вывод: Ближний тот, кто более нуждается в твоей поддержке, заботе, внимании.

«Полезное для себя ищите в пользе для ближнего» - учит Иоанн Златоуст.    

скромности)                                                                                                                        

ближнему?»       (Рабочая тетрадь Ч II, с.5)

 - Ребята! А как выдумаете ,что означает слово «самоотверженность» ?

«самопожертвование»,               «пожертвовать»,  « жертва »?

 У вас на партах наши помощники словари:

С. И. Ожегов «Словарь русского языка», В. В. Волина «Этимологический словарь», А. Н. Тихонов «Школьный образовательный словарь русского языка».

( учащиеся (парами) ищут значение слов в толковом словаре  , зачитывают)

-Это значит отказаться от чего-то, принести в дар « безвозмездно!», «бескорыстно».

-Любить без выгод и расчетов

Жертва – там, где что-то по-настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда. Отдают без понуждения и без сожаления.

Это чувство любви может выступать как жертва. (Пример с мамой)

-Чем жертвовал герой притчи, когда спасал морских звезд?                            (своим временем, силой…)

                Озвучивают, записывают в тетрадь

На экране слова «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всем разуменеем твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь»

-О чем эти слова? Как понимаете?

Жертва Бога ради жизни человека.                                                                           На экране     Васнецов В.М. Распятый Иисус Христос. 1896

Описание картины Виктора Васнецова «Распятие Христа»

Виктор Михайлович Васнецов — прославленный русский художник, широко известный в России и за рубежом как создатель шедевров на темы былин о богатырях и русских народных сказок. Но мало кто сейчас знает, какой вклад внесла религиозная живопись Васнецова в развитие российской православной культуры. Отец Васнецова был священником, и сам Виктор Михайлович окончил в 1867 году Вятскую духовную семинарию, после чего продолжил обучение полюбившемуся к тому времени искусству живописи в Санкт-Петербургской Академии художеств.  

Вот и Иисус Христос ради людей, от любви к нам принес Себя в жертву. Он не просто рассказал людям, как следует жить, он прожил человеческую жизнь, которой мы можем подражать, если пожелаем. И так открыл для нас дорогу на небо. Бог есть чистейший и всесовершеннейший Дух. Бог Вечный, Всеблагий, Всемогущий, Вездесущий, Всеведущий.

Бог невидим, неизменяем, неизмерим, пребывает везде, всегда и всецело в наших сердцах,душах,поступках .  

     Бог любит человека. И чтобы встретиться с человеком, спасти нас, Бог принял на Себя все, что свойственно человеку. Он уставал, нуждался в воздухе, пище, не имел полной власти над природой, претерпевал унижения и страдания.

  Вывод:   Ребята! Какой вывод  из услышанного можем сделать?

 (Дети: Христианин может жертвовать чем-то ради Бога, ради себя самого, ради других людей) .

 Учитель: Жертва Богу, приносимая христианином – это его самоотверженная любовь к Богу и к людям.

   Учитель:  -Ребята! А что значит  жертва ради другого человека ?

Просмотр видеоролика  про Косьму и Демиана (5 мин.)

- Давайте вспомним, имена святых, о которых вы сегодня узнали.

- Каким Божьим даром они были наделены?

- Какие добрые дела они совершали?

-Почему их называют бессребреники?

-Еще о каких святых знаете или ранее знали? (о Святом Луке)             Таврической гимназии №20  г.Симферополя  присвоенно  имя Святителя Луки, там учатся такие же дети, но они осознают свои поступки.

Физкультминутка

Вы наверное устали?                                                                                                Ну тогда все дружно встали                                                                                                           Мы немножко отдохнем,                                                                            Встанем, глубоко вздохнем                                                                                          Руки вниз, на пояс, вверх-                                                                                             Нам сопутствует успех.                                                                                             Руки в стороны, вперед-                                                                                                  Нас еще работа ждет.                                                                                                    Хоть зарядка коротка                                                                              Отдохнули мы слегка                                                                                                       И учиться нам пора

Учитель:  -Ребята! А кто жертвовал собой ради других  в период Великой Отечественной войны?

-Помним ли мы  о людях, которые пожертвовали своей жизнью ради Победы, свободы?                                                                                                                     -А кого из героев войны знаете? ( лейтенанта Бориса Васильевича Маслова, воинов краснофлотцев)

  Учащиеся напоминают присутствующих   о подвиге Бориса Маслова

1. 7 мая 1944 года фашисты окружены,                                                                         С отчаянием  стреляют без остановки они.                                                  Мешает прорваться  войскам немецкий дот.                                                  Уничтожить его лейтенант ползет.                                                                              2. В пол неба пламя, грохот ,взрыв!                                                                            «Ура! За Родину!» В прорыв!                                                                                          А раненый в живот осколком лейтенант упал…                                                         Он на руках связистки за победу умирал!                                                                  3.Мы в мирное время в Тенистом родились.                                                                 В центре села обелиск взметнулся в высь!                                                            Любой из нас с младенчества знаком.                                                                              С глядящим в небо юным пареньком.                                                                4.Маслов Борис  Васильевич                                                                                       Вместе с двумя неизвестными воинами                                                                  Покоится у подножия горы на берегу реки Кача села Тенистое.                       5.На земле Тенистовского поселения находятся 4 памятника, за которыми ухаживают  обучающиеся школы

Презентация о Маслове Борисе Васильевиче

 Вывод :  Герои  самоотверженно совершали  подвиги  во имя любви , ради любви и веры.

Учитель:  -На уроках  православия мы читаем много произведений о человеческой благодарности и заботе, но я хочу вспомнить об одной сказке, которая называется « Горячее сердце Данко»

Просмотр  и прослушивание отрывка по сказке М. Горького « Горячее сердце Данко »

"- Что сделаю я для людей?!" - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый эти факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни.

"- Идём!" - крикнул Данко и бросился вперёд на своё место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивлённо качая вершинами, но его шум был заглушён топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слёз. А Данко всё был впереди, и сердце его пылало, пылало…

-Чем пожертвовал герой сказки ради спасения людей?

Примеры из жизни

-Можете ли вы привести примеры других людей, которые отдали свои жизни за счастье других? ( МЧС, солдаты , родители)

               Жертвенное сердечко.

-Вы наверное обратили внимание , что  на доске   висит сердце - Это не просто сердце– это «сердце самоотверженности».

-Как вы думаете, почему его  так назвали?

 -Каждое маленькое сердечко  олицетворяет самоотверженный поступок человека ради кого-то другого.

-Подумайте, как и чем вы пожертвовали или собираетесь пожертвовать ради своей семьи, своих родителей, близких людей? (дети предлагают и записывают на маленьком сердечке  свои поступки).

- Подумайте, а чем ваши родители жертвуют ради вас?

 - Как вы думаете, почему они так поступают?

  ( Дети: Потому что наши родители любят нас.  )

 -Когда человек что-то отдает, жертвует собой, в нем просыпается любовь, он начинает любить. Любовь –  это прежде всего самопожертвование.

 

(записывают на каждом  маленьком сердечке  поступки родителей)

( Слова-помощники:  Друзьями .Карьерой. Мечтой . Работой Желаниями . Свободным временем. Интересами. Игрушкой. Материальными средствами. Здоровьем. Жизнью.)

- А теперь сравните, чья половика сердца получилась  ярче?

-Кому вы должны отдать свою благодарность и любовь?

 -Я думаю, тема любви, самоотверженности затронула души и сердца каждого из нас. Так давайте жить в мире и согласии, соблюдая заповедь Божию: «Возлюби ближнего, как самого себя»!

4. Закрепление

   Учитель: А теперь  вспомните и напишите  в тетрадях  слова, которые на ваш взгляд тесно связаны со словом «самопожертвование». (Не меньше пяти слов)

   Дети  записывают слова, связанные со словом “Самопожетвование ”  (Родина, герой, подвиг, смелость, спасение, мужество, отвага, правда, геройство, храбрость, жизнь, смерть, воля, справедливость, добро, доблесть, самоотверженность, милосердие).

7. Рефлексия. Подведение итогов урока

   Учитель:  -Ребята, а что нового мы сегодня узнали на уроке?                         -    -  Какие новые определения и понятия нам встретились?

Ответы детей (Мы познакомились с понятиями  «подвиг», «жертва», «самоотверженность»;

-Какую цель вы ставили в начале урока?                                                                  -Вы достигли поставленной цели?

  Выводы:  Фронтальное обсуждение урока детьми

(Я не должен быть жадным, эгоистичным, корыстным, я должен жертвовать собой ради самого себя, ради другого человека, ради Бога, и каждый раз при этом совершать пусть маленький подвиг).

   Ответы детей (Мы познакомились с понятиями  «подвиг», «жертва», «самоотверженность»; Мы не должны быть эгоистами, жадными; Мы должны жертвовать собой ради других;

Слайд  Проверьте себя.                                                                                            Слайд   на доске  Тест 

1. Подвиг совершается тогда:

 А) человек жертвует собой ради других в военное или мирное время и не рассчитывает получить награду за свою жертвенность;

Б) люди, помогая кому-то, ищут себе славы;

 В) человек делает что-то важное для остальных, надеясь, что его оценят.

 2. Можно ли считать “мученичество”, которое человек принял за свою веру, подвигом:

 A) да, потому что человек принимает муки за свою веру в Бога, а это и есть настоящий подвиг;

Б) нет, потому что человек мог бы отказаться от веры и не мучиться;

B) нет, потому что человек своими страданиями ни кому не помогает.

3. Как вы понимаете строки Л.И. Пальмина: “Тот не погиб - кто пал в борьбе. Держа в руках святое знамя.... Нет, он не изменил себе, Не угасил он в сердце пламя...”

A) Имеется в виду то, что все погибают одинаково: и те, кто имеют веру, и те, кто ее не имеет;

Б) В этих строках говориться о людях, которые не погибли, потому что верили в победу;

B) Здесь говориться о настоящем подвиге, когда люди, павшие в бою, до самого конца хранили в сердце пламя святой веры. А значит, они не погибли и вечно будут живы. Правильные ответы: 1А, 2А, 3В. 

11. Домашнее задание. 

-Составить и подготовить сообщение о  добрых, милосердных, самоотверженных  людях, живущих рядом.

Обучающиеся рассказывают стихотворение «Спешите делать добрые дела»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"С большой любовью..."

Занятие посвящённое Дню Матери проводилось в конце ноября во 2 классе с приглашением мам. ...

Как привить ребенку любовь к чтению.

Советы родителям : "Как привить ребенку любовь к чтению"....

Эссе "Учитель, тебе - великая любовь и благодарность!"

"Учитель, тебе - великая любовь и благодарность"...

Моей маме - с любовью

Праздник "Моей маме - с любовью" проводится на День Матери в начальных классах. В сценарии много стихов, частушки, сценки , песни....

«ЛЮБОВЬ В СЕМЬЕ ФОРМИРУЕТ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ»

Выступление на педагогическом совете, методическом объединении, посвященном духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей....

Литературно-музыкальная композиция "Любовь материнская- любовь земная"

Литературно – музыкальная  композиция  «Любовь  материнская – любовь земная», посвященная Дню матери. Цель: воспитание любви к матери; подвести учащихся к пониманию, что мать – сам...

Доклад и презентация по теме “Через любовь к языку приходит любовь к Родине»

Доклад  ТЕМА: “Через любовь к языку приходит любовь к Родине»Пдготовила руководитель МО учителей начальных классов, учитель первой квалификационной категории  Русакова Светлана Юрьевна 2015 ...