"Роль семьи в развитии моральных качеств ребёнка"
консультация

Материал можно использовать для выступления на педсовете, а так же на родительском собрании. Тематика - морально-нравственное воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_kak_prostranstvo_nravstvennosti.docx25.73 КБ
PDF icon Доп.материал 1.98 МБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в развитии моральных качеств ребёнка

Мораль и нравственность

  Жизнь людей, их взаимодействие друг с другом регулируют не только писаные законы, но и негласные правила поведения, общения в различных ситуациях. Совокупность таких норм, не прописанных в документах, но регулирующих поведение человека называют моралью и нравственностью.

   

Понятие морали и нравственности

Мораль – это набор правил поведения, в основе которых лежит подразделение всех человеческих поступков на справедливые и несправедливые. Всегда, когда говорят о морали, имеют в виду две категории – добро и зло, с точки зрения которых и определяют, правильно поступил человек или нет.

Мораль контролирует отношение человека:

  • к другим людям;
  • к животным;
  • к природе.

Моральный поступок – это поведение, которое направлено на помощь кому или чему-либо, строится в соответствии с позицией добра и справедливости, не нарушает права других людей.

   Когда ученик переходит дорогу по зебре, то этот поступок нельзя назвать моральным, но он является таковым, если тот же ученик помогает перейти дорогу пожилому человеку, которому трудно это сделать одному.

   Наряду с моралью часто используют понятие нравственности. Существуют различные точки зрения по вопросу соотношения данных терминов. Некоторые ученые говорят о том, что мораль и нравственность – слова-синонимы и означают одно и то же. Другие выделяют сходства и различия морали и нравственности.

   Главное отличие указанных понятий состоит в том, что мораль – это некие абстрактные мысли, идеи о том, что такое добро и зло, а нравственность – это действительные поступки людей, совершаемые ими в жизни. Категории морали (ее составляющие) таковы: добро, совесть, долг, честь, справедливость, патриотизм

Представим в виде таблицы мораль и нравственность, их соотношение.

Мораль (правило)

Нравственность (действие)

Относитесь к другим так, как хотите, чтобы относились к вам.

Человек вежливо общается с другими людьми и ждет от окружающих такого же поведения по отношению к себе.

Проявляйте уважение к старшим.

Человек помогает пожилым людям донести сумку, открывает двери, уступает место в общественном транспорте.

Не воруйте.

Человек не берет чужого, спрашивает разрешения хозяина вещи перед тем, как пользоваться ею.

   Мораль и нравственность – это понятия, имеющие свои сходства и отличия. Мораль – это правила поведения людей, которые требуют совершать добрые поступки, не нарушающие справедливость, а нравственность – это непосредственное воплощение морали.

   Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к

моральным ценностям человечества общества. С течением времени

ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и

правилами поведения и взаимоотношений.

   Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше

оценка его нравственности со стороны окружающих.   Процесс становления личности и ее нравственной сферы не может

быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может находиться в

человеческом обществе. И потому обучение этим азам необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных.  

  Именно в семье, особенно в раннем детстве, когда ребенок интенсивно впитывает жизненные впечатления, знания, овладевает опытом поведения, у него закладываются социальные основы личности. Современная семья может успешно реализовывать воспитывающую функцию, если родители всю деятельность, связанную с формированием личности детей, строят на научной основе и исходят из того, что воспитание растущего человека есть их естественная потребность и гражданский долг. Здоровый, гармоничный образ жизни семьи, гуманное отношение родителей к детям, благоприятный внутрисемейный психологический климат играют ведущую роль в семейном воспитании. Воспитание в семье есть систематическая помощь саморазвитию биологической и социальной природы детей, а также всестороннее усовершенствование личности в процессе ее жизнедеятельности с учетом заложенных природой сил и способностей.

  Александр Фёдорович Тур, советский педиатр, доктор медицинских наук, профессор, говорил, что до пяти лет ребенок непременно должен воспитываться в семье, поскольку именно эти годы - самые важные для формирования личности: в раннем детстве наиболее пластична и податлива психическая организация личности. Особенно велика в воспитании роль матери - «естественной воспитательницы». Важно, чтобы вместе с матерью воспитанием систематически занимался отец: только совместными усилиями родителей, старших членов семьи могут быть достигнуты положительные результаты в развитии и воспитании ребенка.

   Новейшие источники трактуют понятие семьи как малую группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.          

      Наиболее удачным, на мой взгляд, является определение, данное в свое время известным отечественным исследователем А.Г.Харчевым: «Семья - это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми как малой группы, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

   Современная семья оказалась дезориентированной относительно своей роли и возможностей воспитания в новых условиях. Вместо абстрактного противопоставления «благополучных» и «неблагополучных» семей в современной науке социологии, педагогике выделяют семьи с различным воспитательным потенциалом. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семьи в целом.

   Важной особенностью семьи является то, что именно она создает предпосылки формирования у подростков девиантного и деликвентного поведения (Девиантное поведение – разновидность отклоняющегося поведения, его мягкая форма. Особенно часто девиантное поведение наблюдается у подростков. ... Делинквентное поведение – это отклоняющееся поведение, которое в своих крайних проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия. поведения.) 

   Если в семье осуществляется необходимый и достаточный контроль над времяпрепровождением детей, то там нет условий, которые негативно сказываются на их формировании. Если же ребенок значительное время предоставлен самому себе, то в таких условиях высока степень риска, что он свяжется с дурной компанией. Причем контроль со стороны семьи должен, на наш взгляд, заключаться не в ограничении свободы ребенка, а в том, чтобы он под присмотром родителей посещал кружки, спортивные секции и т. д. в соответствии со своими интересами.

Замечу еще раз, что семья - единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Поэтому сегодня следует говорить не об утрате влияния семьи на ребенка, а об утрате монопольного влияния: семья начинает разделять свою воспитательную функцию с другими институтами. И чем сильнее взаимосвязь и преемственность между семейным и общественным воспитанием, тем значительнее результат воспитания как единого целенаправленного процесса.

   Великий русский педагог К.Д.Ушинский понимал воспитание как целенаправленный процесс формирования «человека в человеке». Само воспитание, учил он, должно приготовлять человека к труду, к жизни. Для этого необходимо, чтобы дети были умственно развиты, морально совершенны, физически здоровы. Он по-новому поставил вопрос о воспитании нравственности в семье. Педагоги старого времени, равно как и многие сейчас, вопросы нравственности детей сводят, в основном, к вопросам поведения в семье и в обществе. К.Д.Ушинский подчеркивал, что сущность нравственного воспитания в семье не в кодексе правил поведения. Задача нравственного воспитания заключается в том, чтобы создать внутреннюю направленность человека. По его мнению, поведение является производным и вытекает из внутренней установки личности. Задача воспитания в семье, как отмечает он, – пробудить внимание к духовной жизни. Надо научить ребенка любить красоту нравственных поступков. «Если ваш ребенок, – говорил К.Д.Ушинский, – знает много, но интересуется вместе с тем пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем отсутствует живое внимание к нравственному и прекрасному – вы не достигли цели воспитания». Семье следует помогать ребенку в работе над развитием нравственной жизни. При этом родители должны глубоко вникать в духовную жизнь ребенка, переживать ее вместе с ним. «Создайте раньше материал нравственности, а потом ее правила», – советовал К.Д.Ушинский родителям.

   Дети в младшем, подростковом, да и в старшем школьном возрасте наследуют многие черты своих родителей в силу социальной преемственности и влияния родителей. Поэтому родителям всегда нужно помнить, что воспитание детей осуществляется не только тогда, когда поучают, приказывают, поощряют или наказывают, но постоянно, всем своим поведением, обстановкой дома, разговорами о своей работе, об отношении к своему производству, соседям, государству. От родителей передаются как положительные качества, так и отрицательное их поведение: нечистоплотная жизнь, недобросовестное отношение к труду, стяжательство, неразумное транжирование заработанных средств, расточительство или жадность. Все это становится достоянием детей и нередко перенимается, и копируется - хотят родители этого или не хотят. Поэтому здоровая домашняя обстановка — это и есть наглядные уроки нравственного воспитания детей.

   Семья как среда духовного развития личности ребенка обязана выполнять ряд функций. Прежде всего, родители должны воспитывать своих детей – это первейшая функция человека на Земле. Кроме того, дети большую часть времени находятся дома, под влиянием родителей. Эта задача не только педагогическая, но и социальная. Семья — это социальная ячейка общества, в которой осуществляются материальные, хозяйственно-экономические и нравственно-психологические отношения.

   О роли семьи в формировании моральных качеств ребёнка можно говорить сколько угодно.

   В настоящее время общество переживает один из непростых исторических периодов. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в проблемах экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. В условиях, когда материальные ценности доминируют над духовными, у молодёжи искажаются представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости. Высокий уровень агрессивности и жестокости в обществе становится следствием эмоциональной и духовной незрелости молодого поколения, утратой навыка коллективной деятельности.

   Педагоги и родители в условиях самоизоляции столкнулись с множеством проблем. дети лишаются возможности живого общения со сверстниками и реализации опыта,

   Невозможность празднования 75-летия Победы, отказ от участия в «Бессмертном полку» с портретами своих прадедов нанесли бы непоправимый урон воспитательному процессу в целом и нравственности молодёжи, которая и так находится в пограничном состоянии, в частности. Как правило, накануне празднования Дня Победы в образовательных организациях проходят специальные акции патриотического характера, приглашаются ветераны войны и труженики тыла, участники боевых действий, которые делятся своими воспоминаниями, приобщая молодых людей к истории страны. У молодёжи День Победы — единственный праздник, когда они могут по-настоящему прикоснуться к живой истории, почувствовать её. Общественные организации попытались организовать акции «Окна Победы», «Бессмертный полк в интернете», и, хотя всё это не восполняет потери живого общения, но благодаря родителям и их тесному сотрудничеству со школой, дети всё-таки смогли принять участие в этом общегосударственном празднике.

…но самое важное, ребята смогли закончить начатый ещё в начале учебного года проект «Прошлое в настоящем. Книга Памяти», совместно с родителями собранный материал из семейных архивов приобрёл вот такой законченный вид. (Книга Памяти). Как? Если не на примере мужества, стойкости, преданности Родине и самопожертвованию дедов и прадедов можно развить высокие морально-нравственные качества личности.

Вывод: в нашем быстро меняющемся мире именно семья продолжает оставаться незаменимой ценностью, отказываться от которой человечество пока не собирается. Поэтому надо что-то менять в самой семье и в отношении общества к ней, обратив особое внимание на формирование прочных нравственных связей между родителями и детьми, на создание в семье атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг к другу. Только тогда семья станет для ребенка не только источником и основой психологического благополучия, но и эталоном создания своей собственной семьи в будущем.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании моральных качеств личности ребёнка"

Выступление на родительском собрании по теме "Роль семьи в воспитании моральных качеств личности ребёнка"."Характер и нравственное поведение ребёнка - это слепок с характера родителей, он развивается ...

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании моральных качеств личности ребёнка"

Выступление на родительском собрании по теме "Роль семьи в воспитании моральных качеств личности ребёнка"."Характер и нравственное поведение ребёнка - это слепок с характера родителей, он развивается ...

Роль семьи в развитии творческих способностей ребёнка

Ребёнок большую часть времени (жизни) проводит в семье.  Нельзя  недооценивать роль семьи в развитии творческих способностей своего ребёнка....

«Значение проблемно-ценностного общения в семье в развитии личностных качеств ребёнка»

Илларионова О.П.,воспитатель ГПДГБОУ СОШ №618  «Значение проблемно-ценностного общения в семье в развитии личностных качеств ребёнка»  Цели:Определить значение личностно-ценного об...

Роль семьи в развитии школьных успехов ребёнка.

Роль семьи в развитии школьных успехов ребёнка....

Выступлeниe на общешкольном родительском собрании пo тeмe: «Роль семьи в развитии нравственных качеств ребенка.»

Какую  же роль семья играет  в развитии нравственных качеств  ребенка?Семья для ребёнка – это место его рождения, становления. И каким будет ребенок, благополучным или нет, зависи...

Родительское собрание: « Роль семьи в развитии моральных качеств подростка»

Данное родительское собрание призвано познакомить родителей с результатами исследований ученых о влиянии семейной атмосферы на развитие моральных качеств подростка; побудить родителей к размышлениям о...