Сплочение коллектива через игровые формы работы.
статья (2 класс)

Гильманшина Людмила Геннадьевна

Игры способствуют благоприятной психологической атмосфере в классе. Благодаря их проведению, дети учатся доверять и поддерживать друг друга, разрешать поставленные задачи всей группой , а не индивидуально. Дети обучаются навыкам сотрудничества и взаимодействия.Важность игр на сплочение коллектива сложно переоценить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_sredstvo_splocheniya_detskogo_kollektiva.docx49.82 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как средство сплочения детского коллектива .

Игра занимает главенствующее место в системе воспитания и обучения школьника, т.к. это доминирующий вид деятельности ребенка почти с первых дней жизни. Игра для ребенка – способ моделирования внешнего мира. Малыши транслируют в своей игре ситуации повседневного быта из жизни семьи: « Сейчас я приготовлю ужин, а потом я буду стирать» - лопочет малышка, мелко кромсая листики.

Можно выделить игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами.  Они в свою очередь, в зависимости от цели, дифференцируются на :

подвижные игры—важнейшее средство физического воспитания детей, особенно в школьном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Специалисты отмечают, что основные особенности подвижных игр школьников — их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях. Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.

Сюжетно-ролевые игры (иногда их называют сюжетными) занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают структуру отношений в обществе.

Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссерские. Сюжетно- конструкторские игры и игры с элементами труда.

Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:

● Развитие познавательной деятельности ребёнка ;

Развитие эмоционально- волевой сферы;

Обогащение представлений об окружающем мире;

Формирование коммуникативных навыков;

Формирование культурного поведения;

Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;

Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

 Цель , в основном, каждой игры – создание условий для успешной адаптации ребёнка в обществе, для коррекции и развития личности.

Для решения поставленных целей и задач на уроках, занятиях ГПД и во внеурочное время используются, как уже было сказано выше,  следующие игры:

а) – дидактические;

б) – сюжетные;

в) – ролевые;

г) – театрализованные;

д) – подвижные;

е) – конструктивные.

 1.1. Каждый вид игры выполняет определённые функции:

1. Дидактические игры – одно из средств познавательной деятельности школьника. Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения.

2.  В сюжетно-ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ученик познаёт мир и усваивает общественный опыт. Воспитывается стремление к учению, умение и желание трудиться, а также моральные качества, обогащается речевой запас.

3. Театрализованные игры – это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога  режиссирования, а от ребёнка – проговаривания реплик.

4Подвижные игры  служат средством физической разрядки после монотонной неподвижной работы и средством коррекции моторных нарушений, в работе с детьми, проявляющими двигательную патологию.

5. Для детей с нарушением интеллекта конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объёма, размеров различных предметов. В ходе конструктивных игр ребят развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика.

Игра – понятие многогранное. Игра сейчас встаёт в строй самых насущных потребностей человека. Без неё невозможно нормальное развитие мозга и тела. Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал – это понять природу счастливого детства. Детские игры воспитывают и развивают в ребёнке всё, что составляет богатство человеческой личности.

Игра – главная сфера общения детей, в ней расширяются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества. В игре познаётся и приобретается социальный опыт, взаимоотношения людей. Игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению, являясь отражённой моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующих систем, и практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребёнка, сферой неповторимой человеческой активности.

Поскольку детская игра – явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, её функции разнообразны.

 1.2. Наиболее важные функции игры:

1 – Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей.

2 – Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и проявлено.

3 – Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.

4 – Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.

5 – Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком.

6 – Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.

7 – Релаксационная функция  заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка.

Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы её включали в учебный и во вне учебный процессы, ибо она хранит и передаёт по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений.

Для успешного обучения и воспитания необходимо пробудить интерес  к учебным занятиям, мобилизовать  внимание и переключение с одного вида  деятельности на другой, активизировать   деятельность через игры (познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные, конструктивные и др.). Несмотря на такое разнообразие игр, практически любая игра носит познавательный характер.

Игра должна соответствовать определенным требованиям:

1). Игра должна содействовать сплочению коллектива.

2). Иметь познавательное значение.

3). Активизировать общественную деятельность учащихся.

4). Обеспечивать мыслительную активность участников игры.

5). Создавать условия для детского творчества.

6). Соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».

Для развития личности детей  младшего школьного возраста в условиях группы продленного дня в учебно-воспитательный процесс требуется включать дидактические игры и  упражнения познавательного и занимательного характера. Они позволяют безболезненно осуществлять переход от игровой деятельности  к учебной, дадут эмоциональную разгрузку после малоподвижной работы на уроке, помогут установить педагогу положительный эмоциональный контакт в детском коллективе. В условиях занимательной игры более успешно усваиваются  разнообразные знания, умения и навыки, осуществляется умственное,  эстетическое, нравственное воспитание ребенка, формируются такие  ценные качества личности, как трудолюбие,  самокритичность, честность, объективность, настойчивость, выдержка. В игровой деятельности  дети получают навыки групповой работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и создается радостное рабочее настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания детей в  школе.

Планируя игровую деятельность, педагог должен четко осознавать цель предстоящей игровой деятельности, на  формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и  какие способности детей она должна развивать. Формы игровой деятельности воспитатель ГПД может применять на : прогулках, экскурсиях, занятиях кружков, динамических паузах.

Игровая деятельность служит большой вспомогательной основой для руководителя ГПД, средством устранения и коррекции конфликтных ситуаций

, установлению положительного микроклимата в группе. Приведем несколько примеров игр, применяемых нами в практике работы ГПД.

Развивающие игры

«Чудесные превращения»

Цель: Учить детей преобразовывать слова путем замены в них звуков и получать новые слова.

Ход игры:      Слово «СОМ». Замените в нем первый звук.

СОМ – ТОМ – КОМ – ЛОМ – РОМ и т.д.

     У кого больше получилось слов?

     Замените второй звук в этом слове.

СОМ – САМ.

     А теперь замените третий звук.

СОМ – СОК – СОР – СОЛЬ и т.д.

     Новые слова можно обозначать фишками.

Определение победителя:  Выигрывает тот, кто больше получит слов. Командная работа объединяет общей целью, мотивация одержать победу и помочь своей команде служить основой раскрыться и вступить в активную игровую деятельность стеснительным, скованным, малообщительным детям.

«Один звук»

Цель:  Учить детей преобразовывать слова, изменяя один звук.

Ход игры:

Из каждого слова исключить по одному  звуку, чтобы получилось новое слово. Например:

ОЛЕНЬ - ЛЕНЬ.

     ХЛЕВ, УТОЧКА, СТОЛБ, ЩЕЛЬ, УКОЛ, ЗУБР, КОСА, МРАК, ПОЛК, УДОЧКА, ВОЛК, СМЕХ, КЛЕЩ, МЕЛЬ, СНАРЯД, ГРАД, СКОТ, ВСЛАСТЬ, КРАСКА, СТОЛ, ТЕПЛО, БЕДА, ЭКРАН.

     Подсчитайте очки: новое слово – одно очко.

Добавьте к каждому из слов один звук, чтобы получилось новое слово. Например:

РОЗА - ГРОЗА

     РУБКА(т), СТОЛ(б), ДАР(у), КЛАД(с), ЛАПА(м), ШАР(ф), УСЫ(б), УКУС(с).

Замените в словах один согласный звук. Например:

КЛИН - БЛИН.

   НОГТИ(к), БУЛКА(р), ЛАПКА(ц), ЗУБЫ(д), КИСКА(м), ПЕСОК(л), ГАЛКА(п), ОРЕЛ(с), НОРКА(к), СВЕТ(ц), ПОЛЕНО(к), РАМОЧКА(м).

Определение победителя:        

     Побеждает тот, кто набрал большее количество очков.

Подвижные игры

Задачи: развитие внимания, ловкости, быстроты, слуха, координации движений, ориентировки в пространстве, воспитание чувства коллективизма, дисциплинированности, честности.

Шмель

В игре могут принять участие от 10 до 20 человек. Играющие располагаются по кругу на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Мяч перекатывается внутри круга по земле. Играющие руками отбивают мяч от себя, стараясь осалить им другого. Мяч —это шмель. Если кто-либо не успеет отбить мяч и будет осален им(не выше колен), то считается ужаленным. Он поворачивается спиной к центру круга и в игре участия не принимает до тех пор, пока не будет осален следующий. Тогда первый ужаленный вновь вступает в игру, а второй поворачивается спиной к центру. Ловить мяч и отбивать его ногами нельзя.

Воробьи попрыгунчики.

На полу или на площадке чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих — кот, он помещается в центре круга. Остальные играющие — воробышки становятся за кругом, у самой черты. По сигналу руководителя воробышки начинают впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а кот старается поймать кого-либо из них в тот момент, когда он находится внутри круга. Тот, кого поймали, становится котом, а кот — воробышком, и игра повторяется.

В дальнейшем можно установить правило: впрыгивать и выпрыгивать только на одной ноге.

У медведя во бору.

Все играющие стоят, свободно группируясь на одной стороне площадки, на противоположной стороне проводится линия — опушка леса.

За линией, в двух трех шагах от нее, находится берлога медведя.

Играющие подходят к медвежьей берлоге и начинают делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместе приговаривают:

«У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь сидит
И на нас рычит».

Когда дети произнесут последнее слово — «рычит», «медведь» с рычанием выскакивает из берлоги и старается кого-нибудь поймать. Пойманного он отводит в берлогу. Игра кончается, когда будут пойманы трое—пятеро.

Игровая деятельность в группе продленного дня - палочка-выручалочка для педагога. Она не только несет развлекательно-эмоциональную разрядку для детей после монотонно- малоподвижной учебной деятельности, но и позволяет объединить детский коллектив общей мотивационной целью – победить. Дети учатся работать в команде, дифференцировать обязанности в игровой ситуации. Наблюдая за игрой детей, педагог может получить важную информацию о психотипе , что поможет найти подход к ребенку . В игровой деятельности выявляются лидеры и ведомые, холерики и меланхолики. Педагог с помощью игры может помочь малообщительному, застенчивому ребенку найти общий язык с детским коллективом, раскрыться и показать свой потенциал. Игровая ситуация это та среда для ребенка в которой он раскрывается, ведет себя естественно, переживает ситуацию восторга, победы или поражения. Задача педагога негласно контролировать ее, сгладить ситуации огорчения, подбодрить, т.е. создать среду, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно, раскроет и проявит свои способности, а может даже возьмет инициативу игровой деятельности на себя.

  • Количество игроков: любое
  • Дополнительно: нет
  • Прочтите какой-нибудь маленький рассказик, эпизод или вовсе абзац. И пдддредложите подумать: кто и кому мог бы эту историю рассказывать? Дети наверняка обогатят вас множеством версий.
  • Теперь предложите "рассказать" эту историю от имени предположительного героя-рассказчика, то есть прочитать текст не своим голосом. Голосом старика или годовалого ребенка, карлика или великана, разбойника или ветра... В зависимости от выбранных версий. Обычно читать в образе ребенку легче: вроде бы и не он читает, а тот, другой. А спотыкается и пыхтит, потому что так нужно по роли. Оправдано и легализовано. Поэтому не страшно. И слушатели не скучают: им предстоит оценить работу - похоже или нет?

В игровой форме проводит мероприятия к календарным праздникам либо организует командные игры. В игре младший школьник примеряет на себя социальные роли, включается в систему социальных отношений. В командных соревнованиях ребенок понимает роль каждого игрока и ответственность за результат. Если класс спортивный и большинство детей любят спортивные соревнования, то отлично сработают спортивные игры и соревнования. Ребята, которые не любят бегать или по состоянию здоровья не могут этим заниматься, могут вместе с учителем подготовить плакаты, кричалки для поддержки своей команды. С учетом индивидуальных особенностей детей педагогом создаются ситуации успеха. В совместной деятельности определяются традиции класса, как устойчивые формы коллективной жизни. Они помогают выработать общие нормы поведения, эмоционально воплощают нормы и желания детей, развивают коллективные переживания. Традициями могут выступать: совместные посещения театров и музеев, празднование Дня рождения класса, участие в социальных акциях, добровольческая деятельность и пр. Подтверждение теоретических выводов мы нашли в собственных результатах изучения детского коллектива второклассников. С учащимися второго класса одной из школ г. Хабаровска была проведена серия диагностических методик, включающая: анкетирование «Наш класс нашими глазами», методики «Памятные события моего класса», «Космическое путешествие». Выбор данных методик определялся доступностью, неустойчивостью эмоциональных связей в силу возраста, игровой направленностью, естественным включением в воспитательный процесс. С целью выявления удовлетворенности второклассниками своим классом было проведено анкетирование «Наш класс нашими глазами». Соотношение вопросов об активности класса и выполнении детьми поручений позволил выявить зависимость: класс активный, потому что 23 человека (88 %) выполняли постоянные или временные поручения. Для большей половины детей класса (15 чел., 58 %) характерно эмоциональное благополучие. Они довольны отношением класса к себе и отмечали доброжелательные, дружеские отношения между детьми (16 чел., 62 %). 10 человек (38 %) переживали присутствие в классе как эмоционально неблагополучное. Они не в полной мере довольны отношением коллектива к себе и выразили неуверенность в дружности класса. 1 человек (4 %) не определился со своей позицией по отношению к классу. В целом, в классе сформирован недостаточно сплоченный коллектив. Мы предположили, что совместное обучение в течение двух лет — маленький временной промежуток для сплочения детского коллектива младших школьников. С целью изучения традиций класса второклассникам была предложена методика «Памятные события моего класса». Обучающимся предлагалось написать список самых памятных событий из жизни класса. Всего было выделено 35 положительных события (64,8 % от общего числа ответов). 60,8 % положительных воспоминаний второклассников связано с совместным времяпрепровождением: ходить в театры, делать подделки, играть на переменах. 17,1 % положительных воспоминаний связаны с дружбой, появлением друга. 8,6 % респондентов отметили положительные воспоминания, связанные с учебной деятельностью. Им нравились занятия с психологом и робототехникой, запомнилось 1 сентября в первом классе. 7,7 % ответов детей связаны с их личными интересами: спортивные предпочтения и отдых в пришкольном лагере. Всего было выделено 19 отрицательных событий (35,1 % от общего числа ответов). 57,8 % негативных воспоминаний второклассников связаны с жизнедеятельностью класса: ссоры и конфликты между одноклассниками. 26,1 % негативных воспоминаний связано с учебной деятельностью: отмена урока, неготовность к уроку, замечания учителя. 15,7 % негативных воспоминаний — личные события девочки Анны Б. Из общего количества респондентов 9 второклассников (34,6 %) отметили только положительные воспоминания, 1 ученик (3,8 %) — только негативные воспоминания. 16 чел. (61,5 %) отметили как положительные, так и негативные воспоминания, связанные с жизнью класса. При этом доминирование положительных воспоминаний показало значимость детского сообщества для второклассников и классного руководителя, как организатора детского коллектива. С целью определения социально-психологических статусов обучающихся была проведена методика «Космическое путешествие». Социально-психологический статус определялся числом выборов, полученных от сверстников, и свидетельствовал о степени признания в классном коллективе. Анализ результатов показал, что 12 чел. (46,1 %) выделили самого популярного ученика — неформального лидера. С лидером большинство второклассников хотели общаться и дружить. По социально-психологическому статусу дети в классе были распределены следующим образом: самый популярный — 1 чел. (4 %), предпочитаемые (2–3 выбора) — 17 чел. (65 %), принятые — 7 чел. (27 %), изолированные — 1 чел. (4 %). Практически все дети класса имели выбор, что позволяет констатировать наличие контактов между детьми, при этом контакты не интенсивные и неразнообразные. Было отмечено 5 взаимных выборов (19,2 %). Невысокий уровень положительной взаимности коллективных отношений показал недостаточную совместимость детей в классе, отсутствие развитых дружеских отношений. Анализ результатов проведенных методик показал необходимость целенаправленной работы по сплочению детского коллектива второклассников. Полученные результаты учитывались для повышения групповой сплоченности при планировании классных мероприятий, распределении поручений, выборе приемов и средств вовлечения учащихся в совместные творческие дела. На сплочение коллектива влияет участие детей в различных командных играх. В период производственной практики по профессиональному модулю «Классное руководство» мы приняли участие в городской краеведческой игре «Город моего детства». В ходе игры наша команда по маршрутному листу должна была пройти шесть станций. На первой станции «Мы дети твои Хабаровск!» ребята представили свое домашнее задание: визитную карточку команды «Максимум». Члены команды отвечали на вопросы по произведениям авторов Д. Д. Нагишкина, В. Захарова, Т. Чинаревой на второй станции «Открытая книга». Ребятам зачитывался фрагмент рассказа, они определяли произведение и автора. Так же ученики работали с иллюстрациями к данным произведениям. На третьей станции «Здравствуй, музей!» ребята показали подготовленную мини-экскурсию по музеям города Хабаровска. На четвертой станции «Знатоки родного города» ребята соотносили название памятников г. Хабаровска с их историей и изображением. Творческая пятая станция «Хабаровские акварели» позволила команде проявить свои творческие способности и создать поздравительный плакат ко дню рождения города. На шестой станции «Экоазбука» ребята демонстрировали свои знания по экологии Хабаровского края. Представляя свою команду каждый чувствовал ответственность за результат. За время подготовки ребята стали единой командой. Наша команда «Максимум» получила 77,2 балла и заняла второе место в командном зачете. Так же конкурс — это хорошая площадка для реализации личных достижений и знаний ребенка. Таким образом, детский коллектив, являясь сферой жизнедеятельности ребенка, удовлетворяет его потребности в общении и самоутверждении, помогает в формировании эмоционального и поведенческого опыта, через взаимодействие с другими создает условия для познания себя и своих достоинств. В практике учитель выбирает способы сплочения детского коллектива, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей. Литература: Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2008. — 400с. Изменяющаяся теория воспитания: проблемы и перспективы развития. Монография; под ред. Н. Л. Селивановой, П. В. Степанова. — М.: Изд-во АНО Издательский дом «Педагогический поиск», 2017. — 108 с. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений / Я. Л. Коломинский. — М.: Просвещение, 2004. — 268 с. Шустова И. Ю. «Живое воспитание» в школе: принцип событийности // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2017. — Т.1. — № 5 (43). — С. 156–168.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Дьякова, А. Ю. Способы сплочения детского коллектива обучающихся начальной школы / А. Ю. Дьякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26.1 (316.1). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72269/ (дата обращения: 03.04.2021).

Игра – эффективное средство формирования и сплочения коллектива»
Игра – самостоятельная форма деятельности людей, имитирующих те или иные
практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса.
Советский психолог Лев Семенович Выготский полагал, что игра вырастает из
противоречий между социальными потребностями и практическими возможностями
ребёнка, и видел в ней ведущее средство развития его сознания.
Игра – явление многогранное, это одно из эффективных средств в деле становления
личности, формирования и сплочения детского коллектива. Игра не только вид
деятельности, но и способ эмоционального самовыражения, форма общения. Важно то, что
игра представляет собой не только метод активного обучения, но и форму познавательной
деятельности детей. Игровая деятельность детей – наиболее привлекательный способ
познания окружающего мира, чрезвычайно значимый в детском возрасте.
Так появляется новый уровень познавательной деятельности – совместное творчество
воспитанников, которое позволяет не только освоить способы решения проблем
межличностных отношений. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются
те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной
практике.
В психолого - педагогической науке проблема игры рассматривалась неоднократно.
Существует множество подходов к понятию игры. Игра представляет собой вид
деятельности в определенных условиях, а способ организации этой деятельности – это
технология игры (игровая технология).
В игровой технологии выделяют следующие компоненты:
Компонент игровой технологии:
Структурные элементы игры:
Мотивационный
Установочный элемент игровая ситуация
Ориентационно - целевой
Задачи игры
Содержательно операционный
Правило игры, игровые действия
Ценностно -волевой
Игровые состояния
Оценочный
Результат игры
Виды игр на сплочение детского коллектива многообразны.
Игра  важное средство воспитания. При работе в группе продлённого дня для воспитателя
является одной из главных задач  забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения
учебных заданий заполнялись разумно, интересно, и сплачивали детский коллектив.
Игра — особая, суверенная сфера жизни ребёнка, которая компенсирует ему все
ограничения и запреты, становясь педагогическим полигоном подготовки к взрослой жизни
и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье,
разносторонность воспитания ребёнка. Игра одновременно — развивающая деятельность,
принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности,
самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества с товарищами. Вместе с
тем, как полагал когда то А.СМакаренко, создать некий идеальный комплекс игр,
идеальную модель игры, которые можно было бы рекомендовать всем детским
учреждениям, детским коллективам разного типа, детям разных возрастов и на все
времена, невозможно. Игра стихийна. Она вечно обновляется, изменяется,
модернизируется. Каждое время рождает свои игры на современные и актуальные сюжеты,
которые интересны детям поразному. Игры учат детей осмыслению сложностей,
противоречий, сложностей жизни, учат, не уступая им, видеть светлое и радостное,
подниматься над неурядицами, жить с пользой. Игра — реальная и вечная ценность
культуры досуга, социальной практики людей в целом. Она на равных стоит рядом с
трудом, познанием, общением, творчеством, являясь их корреспондентом.
В современной педагогической литературе педагогами Элькониным Д.В. и Пидкасистым
П.И. изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр. Остановлюсь
лишь на некоторых.
Различают следующие классификации педагогических игр:
по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные,
психологические);
по характеру педагогического процесса (обучающие, познавательные, тренировочные,
контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие,
коммуникативные и др.);
по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);
по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и
др.).
Основные принципы игровых технологий: природо – и культуросообразность;
умение моделировать, драматизировать;
свобода деятельности;
толерантность;
равноправие.
Цели образования игровых технологий обширны:
дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие
определенных умений и навыков;
воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности,
коммуникативности;
развивающие: развитие качеств и структур личности;
социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
Таким образом, рассматривая разные подходы к классификации игр, необходимо уяснить,
что игра – это не только детская деятельность или деловая игра. Она носит возвратно
перманентный характер и явно выражена в поведении большинства взрослых людей.
Игровые формы, применяемые воспитателями в ГПД разнообразны:
Игры реализуются через формы обучения: КВН, Поле чудес, занятие  игра, игра
путешествие, игра соревнование, игра викторина «Что? Где? Когда?»
Дети в группе продленного дня и рисуют, лепят, работают с бумагой, пластилином. Играют
в лего, шахматы, шашки, лото, мягкие игрушки и т.д. На улице играют в большое
количество самых разнообразных игр. В современных условиях чрезвычайно важна задача
воспитателя группы продленного дня: добиться того, чтобы дети выросли не только
сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными,
думающими, способными на творческий подход к делу.
Малоподвижные игры. К ним относятся: настольные, предметные, тренинговые,
интеллектуально познавательные, сюжетные, ролевые, творческие конкурсы, игры со
словами .
В играх  путешествиях обогащается словесный запас, развивается речь, активизируется
внимание детей, расширяется кругозор, развивается творческая фантазия, воспитываются
нравственные качества. И главное  огромный эффект: ни одного скучающего на! Всем
интересно, дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизма
знания.
Настольные игры предназначены как для одного  двух игроков, так и для небольших
групп. Это различные головоломки, карточками и т.д. Большим подспорьем могут служить
картинки, рисунки, иллюстрации. Они обогащают детей новыми знаниями, развивают
зрительную память, внимание, творчество.
Вот несколько вариантов, как играть с иллюстрациями и картинками.
«Собери мозаику». Воспитатель предлагает участникам собрать из различных частей
целую картинку. «Угадай картинку по фрагменту». «Выбери необходимую карточку
из прочих». Рассмотрев несколько картинок, отгадать ее название по одному фрагменту
(животные, цветы) «Найди различия». Участникам предлагаются на первый взгляд
одинаковые картинки. Необходимо найти 20 различий.
Тренинговые игры. Тренинговые игры направлены на решение нескольких задач:
– способствуют знакомству и сплочению детей в коллективе;
– создают адекватный эмоциональный фон общения, доверительность и
доброжелательность в отношениях;
развивают важные качества личности детей – умение понять состояние другого, самому
выразить ту или иную эмоцию; наблюдательность, внимание, воображение, интуицию.
Использование таких игр занимает немного времени, минимум подготовки, причем они
могут проводиться не в специально отведенное время, а когда удобно и целесообразно с
точки зрения педагога. Приведу несколько примеров.
Игра знакомство «Снежный ком». Дети садятся в круг. Первый ребенок называет свое
имя, второй называет имя первого и свое, третий – имя первого, второго и свое и т.д. Игру
можно усложнить, когда дети уже знакомы: к имени можно добавить какое то качество
(Вася – веселый, Дима – добрый) или предмет (Вова – велосипед, Наташа – ножницы)
«Прогноз». Группа делится на две команды. Каждая команда получает 4 листка бумаги с
надписями: «ссора», «грусть», «дружба», «счастье». Им нужно сделать на каждом листке
небольшой рисунок, «изображающий» с их точки зрения это слово. Другая команда должна
предположить (сделать прогноз), что изображено на этих рисунках.
Творческие конкурсы. Творческие конкурсы помогают в решении таких задач, как
развитие нестандартного, нешаблонного мышления, заставят фантазировать, изобретать,
преодолевать штампы и стереотипы, помогут формировать Человека Творческого.
Игра соревнование: Игра соревнование позволяет педагогу в зависимости от содержания
материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы
учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед
другими видами дидактических игр.
Сюжетная (ролевая) игра  «Сказки по комическим рисункам». (Прием сказкотерапии).
Игры со словами. Наша речь состоит из множества слов, и с каждым из них можно
поиграть. Разновидностей игр со словами очень много: это и всем известные «Города», и
«Первая  последняя буква», различные кроссворды, ребусы. Хороший потенциал для игр
со словами заложен в устном народном творчестве: можно придумать множество вариантов
использования пословиц, поговорок, загадок, скороговорок. Например – «Узнай пословицу
по рисунку», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку».

При использовании игры, как дидактического средства в приобретении и формировании
определенных умений и навыков, игровые методы обучения помогут раскрыть содержание
в доступной и занимательной форме, сформировать умственные действия; игра поможет
ребенку лучше познать себя и окружающий мир; игра развивает ребенка физически, т.к. он
осуществляет разнообразные движения, освобождает от избытка энергии; игра имеет
особое значение для развития произвольного поведения и психического развития; игра
важна как школа морали, как переход на новый период развития.
Игра во взаимосвязях и на основе сотрудничества и сотворчества, выполняет
следующие функции:
Коммуникативная (создание и развитие детского коллектива, освоение сферы общения).
Релаксационная (снятие эмоционального напряжения, развитие эмоциональной сферы).
Развивающая (развитие интеллектуальных качеств личности).
Воспитывающая (развитие духовно – нравственного здоровья личности, тренинговые
формы воспитания).
Познавательная (получение новых знаний, умений, навыков).
Функции педагога в играх:
Инструктивная
Оценочная
Тренерская
Руководящая
В условиях занимательной игры дети получают навыки групповой работы, то есть
происходит развитие коммуникативных способностей и создается радостное рабочее
настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.
Однако игра не должна восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения,
так как это разрушило бы ее сущность. Планируя игровую деятельность, воспитатель
должен четко осознавать, на формирование каких навыков и умений должна быть
направлена игра и какие способности детей она должна развивать.
Нестандартные игровые задания и упражнения на развитие творческих способностей
воспитатели используют для того, чтобы сделать пребывание детей в ГПД более
интересным и содержательным. Причем, педагоги проводят такие занятия регулярно, а не
от случая к случаю, когда нечем занять заскучавших ребят.
Условия, необходимые для организации в школе систематической работы по развитию
познавательных интересов и способностей, развитию коллективизма, очень трудно
обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. У воспитателей ГПД
возможности гораздо шире: прогулки, экскурсии, спортивные часы, кружковая работа,
клубные часы, время самоподготовки.
У воспитателей, особенно в разновозрастных группах, нередко возникают трудности изза
того, что учащиеся заканчивают самоподготовку в разное время. Младшие школьники, как
правило, не могут ждать, пока старшие выполнят задания. Они не могут, да и не должны,
сидеть в это время тихо и неподвижно. Чем их занять? Какое предложить занятие, чтобы и
им было интересно, и другим не мешали? Эта же проблема возникает и в группе с
одновозрастным составом учащихся, так как дети одного возраста также затрачивают на
самоподготовку разное время. Огромна и незаменима здесь роль развивающих
занимательных игр и упражнений, которые способствуют сознательному и более прочному
усвоению знаний и отработке определенных навыков, предусмотренных современными
учебными программами.
Заключение
В организации воспитательного процесса игровые технологии занимают одно из ведущих
мест. Ее использование положительно влияет на процесс и результат воспитательной
работы.
В заключении хочется еще раз напомнить об основных требованиях к любой игре: игра
должна способствовать сплочению коллектива; игра должна иметь познавательное
значение; активизировать мыслительную деятельность участников; создавать условия для
детского творчества. Игра должна исключать даже малейшую возможность риска,
угрожающего здоровью детей. Модернизируйте известные игры, изобретайте новые.
Отбирайте, составляйте свою «рецептуру». Помните о том, что это полезно, значимо,
интересно детям. Это должно быть жизнью, а не игрою в жизнь
Воспитательное значение игры очень велико. Ее использование в воспитании учащихся
помогает воспитателю группы продленного дня в решении ряда педагогических задач. Игра
способствует формированию дружного детского коллектива; самостоятельности
учащихся; развитию социальной культурной компетенции личности; освоению социально
культурного опыта.
При использовании игровых технологий важно учитывать возрастные особенности
учащихся. Выявлены особенности старшего школьного возраста, а именно: повышенная
критичность в оценке; склонность к максимализму; энергичность; настойчивость;
прямолинейность в суждениях; склонность к проявлению заботы, осознанию своей
«нужности».
Поэтому особенностью игры в старшем школьном возрасте является «ее эмоциональная
окрашенность, что во многом предопределяет результат игры». Необходимо
способствовать самоопределению старшеклассников, следуя правилу: «Каждому –
конкретное дело», «Каждому – дело по душе».
Особенностью использования игровых технологий в старшем школьном возрасте является
нацеленность на формирование самостоятельной личности, готовой к жизни в современном
обществе. Стратегия и тактика воспитания на данном возрастном этапе должна быть
направлена на помощь учащимся в освоении социокультурного опыта и свободном
самоопределении в социальном окружении, формировании своего внутреннего мира,
гражданской позиции и мировоззрения.
В игровой деятельности дети получают навыки групповой работы, те есть происходит
развитие коммуникативных способностей и создается радостное рабочее настроение, что
немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.
Нестандартные игровые задания и упражнения на развитие творческих способностей
воспитатели используют для того, чтобы сделать пребывание детей в ГПД более
интересным и содержательным. Ребята играют на прогулке, во время самоподготовки, при
проведении клубных часов, во время праздничных представлений, экскурсий и конечно
свободного времени. Однако игра не должна восприниматься детьми как процесс
преднамеренного обучения, так как это разрушило бы ее сущность.
Планируя игровую деятельность игровую деятельность, воспитатель должен четко
осознавать, на формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и
какие способности детей она должна развивать. Причем мудрые педагоги проводят такие
игровые занятия регулярно, а не от случая к случаю, когда нечем занять заскучавших
детей.
«Человек играет только тогда, когда он – человек в полном смысле этого слова, и он бывает вполне человек, только когда играет».
Фридрих Шиллер.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/338100-organizacija-igrovoj-dejatelnosti-v-gruppe-pr

Скачать Добавить комментарий

Источники:

Аникеева Н. П. Игра в педагогическом процессе. – М., 1989.

Аникеева Н. П. Педагогика и психология игры. – М., 1990.

Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1986.

Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. Бондаренко А. К., Матусик А. И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности через игровые формы деятельности

Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направ...

Презентация "Поисково-исследовательская и конкурсная деятельность учителя через различные формы работы ШМО"

"Учитель должен сознательно идти в ногу с современностью, проникаться и вдохновляться пробудившимися в ней силами".                      ...

Статья: "Формирование коммуникативных УУД через групповые формы работы (работа в парах)"

В данной работе представлена методика формирования коммуникативных УУД, а также ее актуальность....

«Формирование сплоченности коллектива через воспитание нравственных качеств учащихся младших классов»

«Формирование сплоченности коллектива через воспитание нравственных качеств учащихся младших классов»...

Формирование классного коллектива через различные формы внеклассной и внеурочной работы с детьми.

Работа малого педагогического коллектива над формированием единого дружного коллектива, в котором будет комфортно ребёнку на уроке и во внеурочное время, где он  сможет раскрыть свои способности...

Формирование детского коллектива через игровую деятельность

Изо дня в день, общаясь с детьми, зачастую замечаешь, что многие дети не умеют нормально общаться друг с другом, поэтому в детской среде часто возникают конфликтные ситуации.Положение может исправить ...