Развитие внимания у детей с ОВЗ с использованием игр.
статья (2 класс)

Морозова Оксана Сергеевна

Развитие и коррекция познавательной сферы должны осуществляться в контексте как учебной, так и игровой деятельности.

Представленные упражнения используются для развития различных познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия. Их можно использовать как в групповой, так и в индивидуальной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

 

Развитие внимания у детей с ОВЗ с использованием игр.

 

Рекомендации  по проведению игр на развитие внимания

 

Развитие и коррекция познавательной сферы должны осуществляться в контексте как учебной, так и игровой деятельности.

Представленные упражнения используются для развития различных познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия. Их можно использовать как в групповой, так и в индивидуальной работе.

Упражнение «Разведчики» (цель - развитие наблюдательности, внимания).

Процедура игры. Вариант I. Из группы детей выбираются «разведчик» и «командир». Остальные — «отряд». В комнате стулья расставлены хаотично. «Разведчик» проходит между стульями с разных сторон. «Командир» наблюдает за действиями «разведчика». Затем он проводит «отряд» по тому пути, который был еще показан ему «разведчиком».

Потом уже второй «разведчик» прокладывает новый путь, и другой «командир» повторяет его и т. д.

Вариант 2. В целом игра проводится так же, но только «командир» ведет отряд из того места, на котором закончил свой путь «разведчик», и в то место, из которого «разведчик» вышел.

Рекомендуется по несколько раз повторять те игры, которые вызывают затруднения у детей. Упражнения по развитию внимания. 

Упражнение «Послушаем!» (цель -развитие концентрации внимания и удерживании его длительное время на одном предмете).

Процедура игры. Ведущий:

  • Сели! Послушаем, что творится на улице.
  • Приготовились, слушаем!
  • Кто что слышал?

(Дети в быстром темпе отвечают) - Спасибо.

  • Послушаем, что творится в коридоре. И т. д. и т. п.
  • Послушаем, что творится в классе.
  • Приготовились. Слушаем!
  • Кто что слышал? - Спасибо.

Упражнение «Будь внимателен!» (цель - стимулировать внимание; обучение быстрому и точному реагированию на ^звуковые сигналы).

Процедура игры. Дети стоят группой, свободно. Каждый ребенок находится на расстоянии от другого примерно 0,5 м. Звучит маршевая музыка (исполнение на фортепьяно или в записи, рекомендуется «Марш» С. Прокофьева). Дети маршируют под музыку свободно, у кого как получается. В ходе марширования руководитель игры произвольно, с разными интервалами и вперемешку дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой.

Команда 

Движение 

«Зайчики!»

Дети прыгают, имитируя движение зайца.  

Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом.

»  

»  

»  

»

«Лошадки!»

«Раки!»  

«Птицы!»  «Аист!»  

«Лягушка!

«Собачки!

«Курочки!

«Коровки!

Дети пятятся, как раки (спиной).

Дети бегают, раскинув руки (имитация полета птицы).

Стоять на одной ноге.

Присесть и скакать вприсядку.  

Дети сгибают руки (имитация движения — «собака служит») и лают.

Дети ходят, «ищут зерна» на полу и произносят звуки «ко-ко-ко!».

Дети встают на руки и ноги (4 ноги у коровы) и произносят «му-у-у!»

Занятия проводятся в большой комнате, на ковре. Обязательно следует иметь либо инструмент (фортепьяно) и музыкального работника, или магнитофон с записями.

Упражнение «Слушай звуки!» (цель -развитие активного внимания).

Процедура. Ведущий договаривается с детьми о том, что, когда он нажмет определенную клавишу, они примут соответствующую позу. Когда ведущий будет исполнять музыку, дети свободно двигаются в пространстве комнаты (можно предложить им ходить по кругу).

Звук 

Поза 

Нажимается         клавиша

нижнего регистра

Нажимается         клавиша верхнего регистра

Поза «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу).

Поза «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).

Замечания:

  1. До начала игры рекомендуется «выучить» каждую позу и прорепетировать:

хлопки, поза.

  1. Желательно, чтобы дети двигались свободно, без нормирования. Для этого проводить игровые занятия следует в большой комнате (зале) и на ковре, паласе.

Расстояние между детьми должно быть примерно 0,5 м.

Если помещение небольшое, предложите детям двигаться по кругу.

Упражнение «Канон» (цель - развитие произвольного внимания).

Процедура игры. Звучит музыка Ф. Бургмюллера «Кавалькада» (или любая другая, но с хорошо акцентированными тактами. Необходимо выбирать такую музыку, в которой акценты ставятся на первый ударный звук такта).

Дети стоят друг за другом по кругу. На первый такт поднимает руку первый ребенок, на второй — второй, на третий — третий и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, они так же по порядку начинают поднимать левую руку. После того, как левую руку поднимут все дети, они начинают снова друг за другом поднимать правую руку.

Упражнение «Зеваки» (цель - развитие произвольного внимания).

Процедура игры. Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего («Стоп!») останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180° и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала.

Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в комнате. Игра может закончиться, когда 2-3 детей остаются в игре. Они торжественно объявляются победителями, все хлопают.

Упражнение «Буквы алфавита» (для детей, знающих буквы), (цель -развитие внимания).

Процедура игры. Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребенок, которому присвоена буква, делает один хлопок.

Упражнение «Пишущая машинка» (для детей, знающих буквы), (цель - развитие произвольного внимания, закрепление навыков чтения).

Процедура игры. Как и в предыдущем упражнении, каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Не следует присваивать только буквы И, Ь (мягкий знак), Ъ (твердый знак), т. к. они редко встречаются в односложных словах.

Ведущий произносит слово и пишет его на доске мелом. Затем дети, которым присвоены буквы, хлопают в ладоши (по одному хлопку) в той последовательности, в какой их буквы стоят в данном слове. Когда слово «напечатано», все дети хлопают в ладоши.

Слова для игры: еж, дом, ты, папа, мама, цирк, щелк, чаща, каша, рама, рука, ложка, вода, бык, герб, заря, сон, эра, я, стул.

Замечание к игре: старайтесь подбирать слова так, чтобы каждый ребенок хотя бы раз поучаствовал в игре.

Упражнение «Четыре стихии» (цель - развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов).

Процедура игры. Дети сидят на стульях по кругу. По команде ведущего дети выполняют определенное движение руками.

Команда 

Движение руками 

«Земля»

«Вода»

«Воздух»

«Огонь»

Дети опускают руки вниз  

Дети вытягивают руки вперед  

Дети поднимают руки вверх  

Дети вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Содержит игры и упражнения для развития объёма, концентрации, устойчивости, распределения, переключаемости внимания....

Развитие внимания у детей и пути его воспитания

В работе с младшими школьниками проблема внимания является наиболее актуальной. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность об...

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Упражнения для развития устойчивого внимания у детей младшего школьного возраста....

Развитие внимания у детей с ОВЗ с использованием игр.

Рекомендации  по проведению игр на развитие внимания  Развитие и коррекция познавательной сферы должны осуществляться в контексте как учебной, так и игровой деятельности.Представленные упраж...

Приемы развития внимания у детей дошкольного и школьного возраста, детей с ОВЗ с помощью подвижных игр

Внимание – важная сторона познавательной деятельности. «Внимание, - писал К.Д. Ушинский, - есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ...

"Приемы развития внимания у детей дошкольного и школьного возраста, детей с ОВЗ"

В данной статье, представлены роль дидактической игры для развития внимания младших школьников с ОВЗ....

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В любом аспекте жизнедеятельности человека важно внимание, которое позволяет познавать новое, концентрироваться и качественно выполнять действия. Внимание детей с ЗПР всегда в той или иной степени нар...