Методическая разработка интеллектуального клуба «Хочу всё знать» с помощью интерактивной системы голосования «Votum».
методическая разработка (3 класс)

Одной из эффективных форм приобщения сегодняшних школьников к интеллектуальной культуре, стимулирования их познавательно-творческой деятельности являются клубы интеллектуального развития. В нашей школе таким клубом является интеллектуальный клуб – «Хочу все знать». Именно клубная форма работы позволяют педагогу последовательно и целенаправленно вести работу с эмоциональной сферой одаренного ребенка, управлять познавательными процессами, интенсивно формировать практические навыки работы с все более возрастающим потоком информации. Дополнительное образование создаёт для этого необходимые условия.

 Одним из наиболее важных психологических условий в развитии интеллектуальной культуры личности школьника является его эмоциональное благополучие, эмоциональный комфорт, сопровождающий процесс познания. От этого зависит самооценка ребенка, его отношение к осваиваемым видам познавательной деятельности. Эмоциональное благополучие определяется также положительной оценкой окружающих. Для школьников очень важно почувствовать себя взрослыми, им важен приобретаемый статус в мире взрослых, важен социальный опыт, ставящий их, условно говоря, на одну ступеньку с состоявшимися в интеллектуальном отношении людьми. Детям важна также практическая значимость их деятельности. Клуб интеллектуальных игр дает ценный опыт социодействия, помогает процессу самопознания среди участников интеллектуальной игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hochu_vsyo_znat.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Пояснительная записка

Интеллектуальные игры, как исторически обусловленное общественное явление, с давних пор составляют неотъемлемую часть жизни человека. Еще в древние времена игры носили не только развлекательный характер, но и воспитательный, развивающий. Игра обучала навыкам социального поведения, развивала многие социально – значимые навыки человека.

В более поздние времена многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги (Н.Ю. Анашина, А.П.Аникеева, Б.Б.Баландин, А.Н.Леонтьев, С.А. Шмаков, Д.Б.Эльконин), выражая передовые идеи в области воспитания, в том числе и интеллектуального, высоко оценивали интеллектуальные игры в качестве одного из действенных средств воспитания, разностороннего развития человека, укрепления его уверенности в себе и развития познавательных способностей. Они считали необходимым широко использовать интеллектуальные игры в системе обучения и воспитания.

Игра – неотъемлемый феномен культуры. Поэтому в наши дни становятся особенно актуальными слова Пьера де Кубертена, произнесенные им в начале 20 века: «Нынешнее общество не поднимется из руин, если молодое поколение не будет широко и всесторонне просвещенным. В распространении культуры я вижу гарантию всеобщего прочного прогресса». Современная система образования на грани нового тысячелетия должна обратиться к активному использованию игр в воспитании и обучении подрастающего поколения. Культура игровой деятельности, в том числе и интеллектуальной, должна стать сегодня предметом пристального интереса педагогов-практиков.

Одной из эффективных форм приобщения сегодняшних школьников к интеллектуальной культуре, стимулирования их познавательно-творческой деятельности являются клубы интеллектуального развития. В нашей школе таким клубом является интеллектуальный клуб – «Хочу все знать». Именно клубная форма работы позволяют педагогу последовательно и целенаправленно вести работу с эмоциональной сферой одаренного ребенка, управлять познавательными процессами, интенсивно формировать практические навыки работы с все более возрастающим потоком информации. Дополнительное образование создаёт для этого необходимые условия.

 Одним из наиболее важных психологических условий в развитии интеллектуальной культуры личности школьника является его эмоциональное благополучие, эмоциональный комфорт, сопровождающий процесс познания. От этого зависит самооценка ребенка, его отношение к осваиваемым видам познавательной деятельности. Эмоциональное благополучие определяется также положительной оценкой окружающих. Для школьников очень важно почувствовать себя взрослыми, им важен приобретаемый статус в мире взрослых, важен социальный опыт, ставящий их, условно говоря, на одну ступеньку с состоявшимися в интеллектуальном отношении людьми. Детям важна также практическая значимость их деятельности. Клуб интеллектуальных игр дает ценный опыт социодействия, помогает процессу самопознания среди участников интеллектуальной игры.

В школе ребенок получает объем знаний, определенный рамками образовательной программы, конкретного урока. Развитию интеллектуальной одаренности школьников могут способствовать занятия в системе дополнительного образования. Учебно – игровая деятельность в клубе – «Хочу все знать» позволяет учащимся самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным, интересным для них предметам, демонстрировать их в интеллектуальных соревнованиях.

Новизна -  создание системы работы по развитию интеллекта учащихся младших классов.

Главное – применение игровой методики для развития интеллекта школьников.

Основная цель клуба «Хочу все знать»:

  • широкая пропаганда знаний, подъем престижа интеллектуальных видов деятельности, распространение методов эвристики, приобщение учащихся к овладению знаниями, самообразованию; расширение форм досуга школьников, пропаганда здорового образа жизни; повышение интеллектуального потенциала учащихся.
  • создание детского коллектива (команды), вовлекающего младшего школьника в интеллектуально – творческий процесс, результат которого будет интересен не только самому ребёнку, но и окружающим, воспитание у школьника потребности и привычки к самоотдаче, общественно-полезной работе, насыщенной духовной жизни, умение сочетать свои интересы с интересами коллектива.

Помочь ученику найти себя как можно раньше – одна из важных задач учителя. Дарить детям интересные занятия. Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательное занятие, вызывающее самостоятельный поиск ребенка, активность его пытливого, ищущего ума, развитие воли – вот к чему нужно стремиться педагогу на занятиях. Занимательность – это отнюдь не синоним развлекательности, а наоборот – напряженный труд и постоянный поиск. Интерес ребенка как нельзя лучше помогает запоминать, повышает работоспособность.

Задачи клуба «Хочу все знать»:

  • Обучающие:
  • научить учащихся владеть полученной суммой знаний, применяя их в нестандартных ситуациях;
  • формировать навыки саморазвития, аналитическую потребность, логическое мышление;
  • популяризация интеллектуального творчества;
  • научить учащихся понять, поддержать и развить идею коллеги и другие навыки коллективной творческой работы;
  •  научить учащихся принять решение при недостатке исходных данных и отсутствии однозначного ответа (интуиция);
  • обучать приёмам работы с литературой познавательного характера, справочной литературой, электронными ресурсами (Интернет);
  • Воспитательные:
  • воспитывать чувство поддержки, осознания себя как части команды;
  • воспитывать учащегося в духе доброжелательности, взаимопомощи и сотрудничества, формированию коллектива;
  • воспитывать потребность в самореализации и самосовершенствовании;
  • воспитывать гражданина с высоким интеллектуальным потенциалом и креативным мышлением;
  • Развивающие:
  • развивать межпредметные связи, активно использовать знания, полученные при изучении одного предмета в другом;
  • развивать любознательность и познавательный интерес у учащихся;
  • развивать умение излагать и отстаивать собственные идеи;
  • развивать у учащихся уверенность в себе, сделать досуг полным и интересным, найти друзей, стать умнее и сообразительнее, научиться цивилизованным методам дискуссий и работы в коллективе.

Программа деятельности интеллектуального клуба – «Хочу все знать» - реализуется в зависимости от возрастных особенностей интеллектуального развития детей.

В младшем школьном возрасте, при переходе ребёнка с дошкольного детства к обучению в школе, учебная деятельность становится ведущей. Но и игра не выпадает из сферы актуальных ресурсов развития ребёнка. В системе учреждений дополнительного образования, в деятельности клуба интеллектуального развития, такая взаимосвязь, на наш взгляд, находит для себя наиболее оптимальное выражение. Её мы стремимся реализовать на данной ступени интеллектуального развития ребёнка. Клуб интеллектуальных игр комплексно решает проблемы через игру. Психологи утверждают, что учебный процесс наиболее эффективен, если обличен в игровую форму, живо и доходчиво организован.

Клуб как оптимальная организационно – педагогическая форма

Употребляя понятие «клуб», мы имеем в виду информационно - досуговое сообщество, особую организацию учебно-творческой деятельности, а также особый стиль   общения. Как известно, английское слово «club» имеет ряд значений, среди них: «собираться вместе», «устраивать складчину», «клуб». Всё это характеризует педагогический профиль деятельности клуба.

Учебные клубные занятия востребованы, прежде всего, самими школьниками, поскольку они удовлетворяют здесь свои особые их потребности и познавательные, и социальные. Эти потребности, можно свести к шести основным блокам:

• потребность в общении;

• потребность в проявлении самостоятельности, самореализации;

• потребность в творчестве;

• потребность в разностороннем развитии;

• потребность в отдыхе;

• потребность в успехе, достижении, а также связанным с успехом удовольствием.

Для педагогически последовательного интеллектуально-творческого развития воспитанников необходима достаточно частая смена деятельности, видов общения, ролевые перемещения и изменение социального статуса. В этой связи клуб как специфическое объединение школьников дает возможность оптимизировать познавательно - творческую деятельность ребят, связывает ее определенной социально-психологической организацией, позволяет постепенно расширять, углублять, совершенствовать эту деятельность. Клуб помогает повысить самостоятельность обучающихся. Наконец, он дает возможность обрести существенный рост в духовно- нравственном развитии обучающихся, так как расширяет сферу и опыт коллективной деятельности, укрепляет такое мощное средство педагогического влияния, как коллектив.

Клуб интеллектуальных игр «Хочу все знать» комплексно решает названные проблемы через игру. Учебный процесс максимально обличен в игровую форму, живо и доходчиво организован. Наша игра – это и есть учебный процесс, в результате которой у младшего школьника формируются знания, умение и опыт, а также развиваются интеллектуальные чувства, которые играют важную роль в социальном, интеллектуальном и эмоциональном становлении личности ребёнка – от дошкольного детства до юношеского возраста.  

Педагогу, педагогически грамотно использующему игру, важно с наибольшей полнотой раскрыть индивидуальные особенности детей, их творческие устремления, направить их общение на реализацию потребности во взрослении. «Интеллектуальное взросление», при благоприятных условиях допускает перенос приобретённого опыта и в сферу социальных отношений. Процесс обучения в клубе должен быть направлен в конечном счете на то, чтобы ребята научились успешно выходить из любой жизненной ситуации, используя весь свой творческий потенциал, логику, воображение, интеллект и навыки общения с другими людьми. Это – основополагающий для нас принцип – принцип последовательного социального преобразования интеллектуального опыта ребёнка, приобретённого в клубе. Этот принцип и предопределяет комплексную направленность образовательной программы: и обучающую, и социально-ориентирующую.

В работе клуба также реализуются следующие педагогические принципы:

-принцип креативности – творческий характер всей деятельности клуба – реализуется на основе желаний и возможностей каждого ребёнка, воплощается в деятельности путём создания ситуации выбора вида учебно-творческих заданий, где он может проявить себя;

- принцип научности – научно обоснованный подход к составляющим компонентам деятельности клуба (цели, задачи);

- принцип индивидуального роста каждого ребёнка обеспечивается через игровые позиции и участие в программах разного уровня;

- принцип культур сообразности – развитие и открытие себя, осуществляемое в определённой социокультурной среде, не противоречащей природе ребёнка;

- принцип целостности педагогического процесса реализуется через создание единого воспитательно – образовательного пространства, координацию единых педагогических требований, и совместной деятельность педагогов;  

- принцип коллективности – осуществляется на основе создания благоприятного психологического климата внутри команды;

- принцип системности и дополнительности – требует рассматривать деятельность каждой ступени как взаимосвязанный, взаимодейственный элемент целостной системы центра развития. С другой стороны, деятельность клуба должна рассматриваться как целесообразная и целенаправленная система учреждения.

В нашем сложном мире очень важно, по справедливым словам Теодора Рузвельта, «делать что можешь, с помощью того, что имеешь и там, где находишься». Эти слова наиболее полно, интегрировано отражают реализуемые нами цели, задачи и критерии оценки стратегических результатов занятий с ребятами. Это то, чему в итоге их нужно научить, то, чем может быть полезен им клуб в жизни.

Эта программа клуба интеллектуальных игр «Хочу все знать» предназначена для учащихся 2 - 4 классов начальной школы и рассчитана на 34 занятия в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Учебные занятия проводятся, как правило, небольшими микрогруппами (по 5 человек от класса). В конце учебного года проводится обобщение изученного, выделенное в программе в самостоятельную тему «Помните – вы талантливы!» Команда, победившая по итогам года получает приз.

Содержание материала структурировано в соответствии с традиционной логикой рассмотрения сложных психолого – педагогических явлений.

За основу создания учебной программы клуба «Хочу все знать» была взята телевизионная передача «Что? Где? Когда?». Ответ команды – это не просто ответ одного из ее игроков, а плод коллективного разума, мозгового штурма.

Оценка результатов

Оценка результатов занятий младших школьников в клубе интеллектуального развития осуществляется с помощью следующих критериев:

- умение работать в коллективе над решением предложенной интеллектуальной задачей;

- знание начальных теоретических основ решения интеллектуальных задач;

- устойчивый интерес к игровой интеллектуально-творческой деятельности;

- у членов клуба значительно повышается успеваемость по основным школьным предметам.

Ожидаемые результаты

  • расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализация его интересов;
  • рост личностных достижений;
  • создание атмосферы успеха;
  • установление гуманных отношений партнерского сотрудничества;
  • накопление опыта творческой деятельности.

Клуб интеллектуальных игр «Хочу все знать» создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.

                   Учебно-тематическое планирование на год (34 часа)

Сроки изучения

Изучаемая тема

Количество часов

Тема урока

Сентябрь

Что такое школа?

4ч.

1. Вводное занятие

2.Источники составления вопросов. Принципы работы с книгой.

3.Кто внимательней и наблюдательней? Моя школа.

4. Итоговый урок. Что такое школа?

Октябрь

Наш земляк – М.В. Ломоносов.

4ч.

1. Принципы игры в команде.

2.Тренинг психологической совместимости.

3. Самый быстрый эрудит.

4.Итоговый урок.

Наш земляк – М.В. Ломоносов.

Ноябрь

7 чудес света.

4ч.

1. Распределение командных ролей.

2.Нетрадиционные интеллектуальные игры.

3.Запоминаем, рисуя.

4. Итоговый урок. 7 чудес света.

Декабрь

Санта- Клаус, Пэр-Ноэль, Йолопуки, а у нас Дед Мороз! (Дед Мороз в разных странах)

4ч.

1. Конкурсы составления вопросов.

2. Тренинг творческого мышления.

3. Самые, самые...

4. Итоговый урок. Санта- Клаус, Пэр-Ноэль, Йолопуки, а у нас Дед Мороз!

Январь

Люди, города и страны.

3ч.

1. Виды интеллектуальных игр.

2. Метаграммы.

3.Итоговый урок. Люди, города и страны.

Февраль

Величайшие изобретения русских ученых.

4ч.

1. Игровой тренинг. Нелепые картинки.

2. Эрудит- лото.

3. Кто внимательней и наблюдательней?

4. Итоговый урок. Величайшие изобретения русских ученых.

Март

Знаете ли вы свой организм?

3ч.

1. Выведение следствий.

2. Брейн – ринг.

3. Итоговый урок. Знаете ли вы свой организм?

Апрель

Что вы знаете о космосе?

4ч.

1. Игры на вопросы членов клуба.

2. Игровой тренинг для развития памяти.

3. Винегрет.

4. Итоговый урок. Что вы знаете о космосе?

Май

Священная война.

4ч.

1. Конкурсы составления вопросов.

2. Разбор работы ведущих телевизионных программ.

3.Самый внимательный.

4.Итоговый урок. Священная война.

Методическое обеспечение программы:

1.Основные способы и методы занятий: индивидуальные, групповые; теоретические, практические, игровые, что обусловлено спецификой творческого объединения и его направленностью.

2.Формы занятий: теоретическое занятие, занятие – практикум, интеллектуальные и творческие игры, занятие –конкурс, психологические тренинги.

3.Методический комплекс: авторские разработки игр, литература по теме, справочный материал.

4. ТСО: компьютер, сеть Internet, система интерактивного голосования Votum.

                                   Список литературы

1. Анашина Н.Ю. Энциклопедия интелектуальных игр. -Ярославль:Академия развития,2006.-496с.

2. Пашнина В.М. Игры и задания для умников и умниц к дням школьных наук. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2006

3. Сборники вопросов для игры «Что? Где? Когда?» Кубка Мира – Кубка Архангельска – Архангельск 1999 – 2007

4. Шаульская М. Эрудит-ассорти, викторины,конкурсы,интеллект.игры для старшеклассников.- Ярославль, 2006

5 Сеть Internet


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Хочу всё знать" для 4 классов

Интеллектуальная игра для учащихся 4-х классов «Хочу всё знать». Разработчик: Ильина О.Е.,учитель начальных классов ГОУ ЦО № 936 Цели: Формирование и развитие познавательного интереса уч...

Клуб «Хочу всё знать»

Клуб «Хочу всё знать» создан в 2008 году, как интеллектуальный  клуб для учащихся начальных   классов.  Целью создания данного клуба явилось научно-познавательное и исследовательс...

Программа внеурочной деятельности, направление: проектная деятельность.Клуб "Хочу всё знать!"

Авторская программа внеурочной деятельности, направление: проектная деятельность. Расчитанная на 4 года обучения. Особенно удачно подходит для тех, кто работает по программе Перспективная начальная шк...

конспект внеурочного занятия клуба "Хочу все знать." В мастерской мультипликатора"

Проект создания мультфильмов в программе "Мульти-пульти"...

Применение интерактивной системы тестирования VOTUM

Система оперативного контроля знаний – прежде всего это: активизация работы учащихся, оперативная обратная связь, проведение текущего, рубежного, итогового и др. видов контроля знаний.Система интеракт...

«Использование интерактивной системы голосования и опроса VOTUM

• познакомить с основными возможностями использования интерактивной системы обучения, тестирования и голосования VOTUM в учебном процессе • повышение информационной культуры участников мастер-класса ...

Интерактивная система голосования VOTUM

Интерактивная система голосования VOTUM...