Как научить школьника проектной деятельности.
статья (3 класс)

Емелина Наталья

В связи с переходом к новым стандартам обучения ,возрастает интерес к проектной деятельности школьников. Это нужно для того, чтобы сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным. Занятие проектной деятельностью превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. А что такое учебный проект?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_shkolnika_proektnoy_deyatelnosti.docx15.99 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить школьника проектной деятельности.
В связи с переходом к новым стандартам обучения ,возрастает интерес к проектной деятельности школьников. Это нужно для того, чтобы сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным. Занятие проектной деятельностью превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. А что такое учебный проект?
*Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Главенствующую роль занимает взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Модель учебного проекта
Проблема проекта «Зачем?» (мы делаем проект) Актуальность проблемы мотивация
Цель проекта «Что?» (для этого мы делаем) Целеполагание
Задачи проекта «Как?» (мы это можем делать) Постановка задач
Методы и способы «Что получится?» (как решение проблемы) Выбор способов и методов, планирование
Результат «Почему?» (это важно для меня лично) Ожидаемый результат
Основные требования к учебному проекту
1. Проблемы - исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком.
2. Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта.
3. Поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.
4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создаётся участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.
5. НА завершающем этапе -презентация и защиты самого проекта.
Таким образом, проект - это "пять П":

проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт – презентация - портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.
Тесная работа педагога и учащегося дает отличный результат. Важно заинтересовать ребёнка проектной деятельностью. Указать направления работы над проектом, помочь в выборе темы, подсказать как и где искать материал ..А затем ребёнок и сам с интересом берётся за дело.
• план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
• у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;
• учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии;
• формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом;
Метод проектов целесообразно применять, если:
- Существует значимая проблема (интеграция знания, исследование).
- Есть значимость результата (теоретическая, практическая).
- Предполагается самостоятельная деятельность учащихся.
- Возможно структурирование (этапность) проекта.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Проектный метод направлен на …
Развитие критического мышления
Развитие творческого мышления
Умения работать с информацией
Работать в коллективе
Владеть культурой коммуникации
-С чего же начать работу с учеником? Конечно с выбора темы. Количества участников задействованных в проектной деятельности.
Дальше необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. В выборе тематике главным выступает конечно учитель .Но он ориентируется на интересы ученика, на его желания, потребности. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Распределение задач по группам, если проект групповой ,обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
Самостоятельная работа участников проекта – вот главная цель. Научить учеников мыслить, искать, анализировать. Работа над проектом проходит в тесной работе с учителем. Учитель направляет и помогает в решении проблем, с которыми ученик не может справиться самостоятельно. Потом один из важнейших этапов проектной деятельности - защита проектов. Мало найти информацию, оформить .Главное донести до слушателей. Защитить так свой проект, чтобы другим ребятам тоже захотелось повторить эту работу. Собственная победа вдохновляет других на творчество. Затем следует коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы. Отлично сделанный проект даёт заряд ученику для дальнейшего поиска. В процессе работы ученик понимает значимость того, как важно самому включаться в поиск материала. У ученика поднимается самооценка. Он смог, он достиг! И обычно ученики ,которые занимаются проектной деятельностью начинают лучше учиться ,у них появляется интерес не только к учебным видам деятельности , но и внеурочной. Поэтому главная задача педагога- вдохновить своих учеников на это вид деятельности.
Памятка начинающему исследователю
- Выбери тему исследования
- Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
- Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
- Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
- Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
- Сделай выводы.
- Оформи результаты своей работы.
- Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

Формы проектной деятельности
• Атрибуты несуществующего государства
• Бизнес-план
• Видеофильм
• Выставка
• Газета
• Журнал
• Законопроект
• Праздник
• Статья
• Сценарий
• Учебное пособие
• Чертеж
Подводные камни» проектного метода

1)Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс.
2) Главная опасность при выполнении исследовательского проекта — его превращение в реферат.
3) При организации системы проектов в школе не всегда удается обеспечить содержательное единство тем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса для младших школьников "Проектная деятельность"

Программа факультатива «Проектная деятельность» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на умение сознательно и творчески выбирать оптимальные способы и подходы для решения пра...

Организация и методика обучения младших школьников проектной деятельности

В данной статье раскрывается понятие технология проектной деятельности, перечисляется структура учебного проекта,  ф...

Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....

Презентация "Этнические игры для младших школьников" проектная деятельность

Презентация проектной исследовательской деятельности "Этническая идентификация личночти ".Результат проекта книга "Этнические игры для младших школьников" создана учащимися 2 класса....

Проектная деятельность Умеешь сам - научи другого Проект Изготовление кукол.

Проектная деятельностьУмеешь сам - научи другогоПроектИзготовление кукол...

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Проектная деятельность :роль проектных задач в развитии мышления младших школьников (из опыта работы воспитателя ГПД)

Одним из важных направлений работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...