Родительское собрание по теме «Домашние задания. Как избежать взаимного стресса»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Шоронихина Инна Александровна

Цель собрания: - объединять усилия семьи и школы по формированию у младших школьников ответственного отношения к учёбе; - учить родителей умению бесконфликтного общения со своими детьми; - познакомить родителей со способам и приемам организации выполнения домашних заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Домашние задания. Как избежать взаимного стресса»

Цель:

-объединить усилия семьи и школы в формировании у родителей  младших школьников ответственного отношения к  воспитанию своих детей

-научить родителей умению бесконфликтного общения со своими детьми

-научить родителей конкретным способам и приемам организации выполнения домашних заданий.

Форма:

-беседа с элементами деловой игры.

Участники:

-классный руководитель, родители.

Подготовительный этап:

-изучение литературы по теме

-анкетирование родителей

-написание учениками сочинения «Мои домашние задания»

-подготовка текстов заданий для родителей

Оборудование, оформление:

-выставка литературы по теме

-задания для родителей

-памятки для родителей

-придя на собрание, родители рассаживаются за столы , разделившись на 5 групп.

На подготовительном этапе было проведено анкетирование родителей, детей, детьми были написаны сочинения о домашних заданиях. Из изученных материалов было точно обозначена проблема. Тема родительского собрания была известна родителям из приглашений.

Ход собрания.

Слайд 1

  1. Сегодня  тема нашего собрания – домашние задания. Чем они являются для нас и наших детей? Для того, чтобы понять это, я прошу вас закончить предложения, которые вы видите на экране.

Слайд 2

  • Домашние задания для меня - это…
  • Домашние задания для моего ребенка – это…
  • Если бы задания не задавали, это было бы…
  • Когда я помогаю ребенку делать уроки, я чувствую …

Я услышала Ваше мнение по этому вопросу. Ответы были разные, но я точно увидела, что эта тема никого из нас не оставляет равнодушным. Цель нашей сегодняшней встречи как раз и состоит в том, чтобы каждый из нас понял - мы не одиноки в своей проблеме и вместе можем найти выход из любой ситуации.

  1. Анализируя Ваши анкеты, я выделила пять основных проблем, которые возникают у родителей.

Слайд 3

  • Как это все организовать?
  • Нужен ли взрослый и, если да, то зачем?
  • Нужны ли дополнительные упражнения?
  • Как справиться с кризисом?
  • Когда можно «отпустить вожжи»?

 Я надеюсь, что в процессе нашей совместной работы мы найдем ответы   на эти вопросы.

  1. Сейчас я прошу Вам объединиться в группы. Каждой группе я предлагаю вопрос из реальной родительской жизни. Пожалуйста, объедините свои усилия, давайте проведем «мозговой штурм» и дадим совет родителям, у которых возникли эти проблемы.

Слайд 4

 

***Маша делает задания, только, если я сижу рядом. Стоит на минуту отвлечься, работа останавливается. Как мне приучить ее к самостоятельности?***

***Я и мой муж очень хорошо учились в школе, у меня золотая медаль, у мужа - красный диплом, а наша дочь не понимает элементарных заданий, все дается ей с трудом. Мне кажется, она просто ленится. Я раздражаюсь, кричу на нее, недавно даже ударила. Потом мне очень стыдно, а что делать- не знаю!***

*** Мой старший уже во втором классе делал уроки полностью самостоятельно. Сейчас он в пятом, я помогаю, если он просит, но честно, в тетрадки даже не заглядываю. Другое дело младший. Он уже в третьем, но без меня никуда. Что я делаю не так?***

  1. Прошло пять минут. Пожалуйста, послушаем первую группу.

Слайд 5

Сейчас мы ответили на очень важный вопрос - нужен ли взрослый и для чего он нужен детям при выполнении заданий. Кто считает, что взрослый нужен, поднимите, пожалуйста, руки. Кто думает, что нет?

Слайд 6

 Я вижу, что большинство думает, что взрослый нужен. И это правда.

Как считают психологи, абсолютному большинству детей на первых порах взрослый просто необходим! Без его присутствия им еще трудно организовывать свою работу. Оставаясь с заданием один на один, ребенок рискует застрять на одном упражнении, полчаса перечитывать условие задачи, не двигаясь дальше.

 Кроме того, детям необходимо одобрение сделанного Присутствие взрослого успокаивает их и подпитывает веру в собственные силы.

 Если у вас нет возможности быть рядом каждый день, договоритесь о правилах выполнения домашних заданий. Например, ребенок самостоятельно делает чтение и простые для него задания, а все сложное вы делаете уже вечером вместе.

 Не стоит заставлять переписывать все, если в работе обнаружились непринципиальные ошибки. Лучше научить ребенка их аккуратно исправлять в работе. А если работа написана особенно небрежно, стоит предложить ему потренироваться в отдельной тетради, где он будет выполнять подобные задания. Объясните ребенку, что дополнительные задания - это не наказание, а помощь, и они прекратятся, как только в школьных тетрадях будет порядок.

Но когда мама или папа всегда рядом, нас подстерегает другая проблема.  

Когда родители рядом, ребенку может показаться, что они в полном его распоряжении. А ваша задача совсем другая. Вы можете вместе посмотреть, что задано, спланировать работу, помочь ее начать и … заняться своими делами, уточнив, что  будете рядом, если ему понадобиться помощь.

Еще одно правило: не решайте за него, а учите ставить правильные вопросы, чтобы продвигаться в своих рассуждениях и решать задачи самому. В результате ребенок  почувствует радость и подъем от того, что смог выполнить задание сам. Одновременно он учится находить свой собственный метод работы, быть самостоятельным.

  1. Предоставляем слово второй группе.

Слайд 7

Мы услышали Ваши предложения о том, как же справиться с кризисом при выполнении домашних заданий.

Слайд 8

Если вы вдвоем сидите над тетрадью уже битый час, а ребенку все никак не удается не только усвоить, а  даже повторить простейшее правило, если вы раздражаетесь, выходите из себя и повышаете голос - значит в вашей совместной работе над заданием наступил кризис. В такой ситуации не стоит настаивать на своем - не кричите, не требуйте повторять все снова и снова. Просто закройте учебники и займитесь чем-то другим. Иначе домашние задания превратятся в источник всеобщего напряжения, а дети в результате начнут испытывать постоянное чувство вины и могут вообще потерять всякое желание работать, боясь разочаровать вас вновь. Если, помогая ребенку с уроками, вы раздражаетесь постоянно, стоит перепоручить эту обязанность кому-то другому - студенту-репетитору или другому родственнику. Им будет проще держать дистанцию, необходимую для рабочих отношений.

  1. Дадим слово третьей группе.

Слайд 9

Вы пытались ответить на вопрос, который очень волнует всех более или менее ответственных родителей.

Слайд 10

 Когда же можно наконец-то расслабиться, «отпустить вожжи», без ущерба для учебы ребенка.

Рано или поздно в жизни каждого родителя наступает долгожданный момент, когда  ребенок начнет самостоятельно делать большую часть домашних заданий. Это означает, что он научился учиться, самостоятельно планировать свою работу и свое время.

 Но этот момент приходит у каждого в свой срок. Каким образом его определить?  Единственный способ - быть внимательными к  индивидуальному ритму ребенка и ни в коем случае не сравнивать его с одноклассниками.

 Вы можете вспомнить, как он учился ходить: сначала вы помогали ему найти равновесие, поддерживая его за обе руки, потом ему стало хватать одного вашего пальца, а вскоре он решился отпустить и его. Так и с домашними заданиями: самостоятельность приобретается постепенно. Сначала начните проверять задания через день, потом – раз в три-четыре дня. Если у ребенка получается самостоятельно работать, если он умеет ставить вопросы, позволяющие ему продвигаться в своих рассуждениях, вам уже не нужно «сидеть над уроками» вместе с ним.

Но родительское присутствие и доброжелательный взгляд на законченную работу еще будут оставаться необходимыми примерно до возраста 13 лет.

В завершение мне хотелось бы напомнить Вам, домашние задания - это не вся жизнь. Наша жизнь гораздо богаче. И даже если с уроками что-то не получается, наши дети не становятся хуже. Говорите чаще детям: «Я люблю тебя всегда. Даже когда у тебя что-то не получается, даже если я сержусь на тебя, Я все равно люблю тебя!»

  1. Я хочу поблагодарить  каждого из вас за работу в группах, за внимание к проблемам детей, за желание искать и находить индивидуальный подход к своим детям.   Пожалуйста, заполните мою анкету, которая позволит мне понять, была ли наша встреча полезной для вас.

Слайд 11

Закончите предложение

  • Сегодняшняя встреча для меня была…
  • Больше всего мне понравилось сегодня…
  • Я узнал для себя...

Запишите, пожалуйста, ваши эмоции о сегодняшней встрече, одним только словом

Еще раз - огромное Вам спасибо!

Слайд 12


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Домашние задания. Как избежать взаимного стресса.

Слайд 2

Закончите предложения: Домашние задания для меня - это… Домашние задания для моего ребенка – это… Если бы задания не задавали, это было бы…… Когда я помогаю ребенку делать уроки, я чувствую…

Слайд 3

1.Фамилия, имя ребенка . 2.Сколько в среднем времени уходит на выполнение домашних заданий 3.В какое время начинает Ваш ребенок выполнять задания 4.Выполнение каких заданий вызывает трудности? 5.Как Вы думаете, почему? 6.Помогаете ли Вы в выполнении дом. заданий? 7.В чем заключается Ваша помощь? 8.Есть ли у Вас предложения или пожелания к учителю по вопросу организации домашних заданий? Какие?

Слайд 4

Наши проблемы Как это все организовать? Нужен ли взрослый и если да, то зачем? Нужны ли дополнительные упражнения? Как справиться с кризисом? Когда можно «отпустить вожжи»?

Слайд 5

Ситуация 1. Маша делает задания только, если я сижу рядом. Стоит на минуту отвлечься, работа останавливается. Как мне приучить ее к самостоятельности? «Мозговой штурм»

Слайд 6

Нужен ли взрослый? Присутствие взрослого помогает: организовать свою работу получить одобрение сделанному успокоиться Наша задача: помочь спланировать работу быть рядом в случае затруднений учить ставить «правильные» вопросы

Слайд 7

Ситуация 2. Я и мой муж очень хорошо учились в школе, у меня золотая медаль, у мужа - красный диплом, а наша дочь не понимает элемен- тарных заданий, все дается ей с трудом. Мне кажется, она просто ленится. Я раздражаюсь, кричу на нее, недавно даже ударила. Потом мне очень стыдно, а что делать- не знаю!

Слайд 8

Как справиться с кризисом? Ищите помощников! ? Вместо крика – перерыв!

Слайд 9

Ситуация 3. Мой старший уже во втором классе делал уроки полностью самостоятельно. Сейчас он в пятом, я помогаю, если он просит, но честно, в тетрадки даже не заглядываю. Другое дело младший. Он уже в третьем, но без меня никуда. Что я делаю не так?

Слайд 10

Когда можно «отпустить вожжи»? Этот момент настанет обязательно! У каждого - свой срок . Самостоятельность приобретается постепенно. Наше участие и добрый взгляд важны всегда!

Слайд 11

Закончите предложения: Сегодняшняя встреча для меня была… Больше всего мне понравилось сегодня… Я узнал для себя...

Слайд 12

Цель воспитания — научить наших детей обходиться без нас . Эрнст Легуве Спасибо за внимание и участие!



Предварительный просмотр:

О домашних заданиях.

  1. Фамилия, имя ребенка. ___________________________________________________

  1. Сколько в среднем  времени уходит на выполнение домашних заданий _______________________________________________________________________________

  1. В какое время начинает Ваш ребенок выполнять задания? _______________________________________________________________________________

  1. Выполнение каких заданий вызывает трудности? _______________________________________________________________________________

  1. Как Вы думаете, почему? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Помогаете ли Вы в выполнении домашних заданий? __________________________________
  2. В чем заключается Ваша помощь? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Есть ли у Вас предложения или пожелания к  учителю по вопросу организации домашних заданий? Какие? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

О домашних заданиях.

  1. Фамилия, имя ребенка. ___________________________________________________

  1. Сколько в среднем  времени уходит на выполнение домашних заданий ____________________________________________________________________________

  1. В какое время начинает Ваш ребенок выполнять задания? ____________________________________________________________________________

  1. Выполнение каких заданий вызывает трудности? ____________________________________________________________________________

  1. Как Вы думаете, почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Помогаете ли Вы в выполнении домашних заданий? _______________________________
  2. В чем заключается Ваша помощь? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Есть ли у Вас предложения или пожелания к  учителю по вопросу организации домашних заданий? Какие? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:

 

-Не сравнивайте его умения с умениями других детей.

-Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнить заданное упражнение.

-Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.

-Не пытайтесь выполнять за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.

-Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.

-Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.

-Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.

-Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.

-Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.

-Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.

-Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники  на информационных носителях.

- Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.

- Если вы считаете, что ваш ребенок испытывает перегрузку по какому-либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением  и помощью к учителю -  предметнику или завучу.

- Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.

- Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашнего задания.

 

 



Предварительный просмотр:

***Маша делает задания, только, если я сижу рядом. Стоит на минуту отвлечься, работа останавливается. Как мне приучить ее к самостоятельности?***

____________________________________

***Я и мой муж очень хорошо учились в школе, у меня золотая медаль, у мужа - красный диплом, а наша дочь не понимает элементарных заданий, все дается ей с трудом. Мне кажется, она просто ленится. Я раздражаюсь, кричу на нее, недавно даже ударила. Потом мне очень стыдно, а что делать - не знаю!***

______________________________________

*** Мой старший уже во втором классе делал уроки полностью самостоятельно. Сейчас он в пятом, я помогаю, если он просит, но честно, в тетрадки даже не заглядываю. Другое дело младший. Он уже в третьем, но без меня никуда. Что я делаю не так?***


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему"Домашние задания. Как научить ребенка быть самостоятельным?"

Цель родительского собрания : выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома; дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать ...

Родительское собрание на тему " Домашние задания"

В презентации раскрываются основные  мотивы не желания выполнения детьми домашних заданий.Рассказывается о видах и целях домашних работ.В виде таблицы представлены основные нормотивы затраты врем...

Родительское собрание на тему" Домашнее задание"

Данный материал поможет учителю в проведении родительского собрания по данной теме. Статья поможет правильно ...

Родительское собрание Тема: "Домашнее задание. Как избежать взаимного стресса"

Вы можете познакомиться со сценарием  собрания, памятками для родителей, презентацией данного собрания....

Выступление на общешкольном родительском собрании "Домашние задания. Как избежать взаимный стресс".

     Как считают психологи, абсолютному большинству детей на первых порах взрослый просто необходим! Без его присутствия им еще трудно организовывать свою работу. Оставаясь с зад...

Родительское собрание в начальной школе « Домашние задания. Как избежать взаимного стресса»

взаимного стресса»Цель:-объединить усилия семьи и школы в формировании у родителей  младших школьников ответственного отношения к  воспитанию своих детей-научить родителей умению бесконфликт...

Домашние задания. Как избежать взаимного стресса»

объединить усилия семьи и школы в формировании у родителей  младших школьников ответственного отношения к  воспитанию своих детей-научить родителей умению бесконфликтного общения со своими д...