Познавательный час для 2 класса «Светлая Пасха»
план-конспект занятия (2 класс)

Терёшина Виктория Александровна

Цель: Формирование представлений детей о народном обрядовом празднике - Светлая Пасха.

Задачи:

• Образовательная. Познакомить детей с праздником - Пасхой, ее традициями, обычаями, познакомить со значением новых слов.

• Развивающая. Развивать творческие способности,

• Воспитательная. Воспитывать уважение к традициям русского народа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_21.04._pasha.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательный час для 2 класса «Светлая Пасха»

Дата проведения: 21.04.2021г.

Цель: Формирование представлений детей о народном обрядовом празднике - Светлая Пасха.

Задачи:

• Образовательная. Познакомить детей с праздником - Пасхой, ее традициями, обычаями, познакомить со значением новых слов.

• Развивающая. Развивать творческие способности,

• Воспитательная. Воспитывать уважение к традициям русского народа.

Оборудование: компьютер, презентация, мультимедийный проектор, экран, трафарет, пластилин, доска и ножик для пластилина.

Словарная работа: святая пасха, пост, «христосоваться», обряд, крашенки, писанки,

Ход занятия

1 . Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка готовности рабочих мест.
2. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

Воспитатель:  Посмотрите на картину Бориса Михайловича Кустодиева и послушайте стихотворение. Попробуйте определить тему нашего сегодняшнего занятия.

Хвала Воскресшему

Хвалите Господа с небес

И пойте непрестанно:

Исполнен мир Его чудес

И славой несказанной.

 

Хвалите сонм бесплотных сил

И ангельские лики:

Из мрака скорбного могил

Свет воссиял великий.

 

Хвалите Господа с небес,

Холмы, утесы, горы!

Осанна! Смерти страх исчез,

Светлеют наши взоры.

 

Хвалите Бога, моря даль

И океан безбрежный!

Да смолкнут вякая печаль

И ропот безнадежный!

 

Хвалите Господа с небес

И славьте, человеки!

Воскрес Христос! Христос воскрес!

И смерть попрал навеки!

Воспитатель:  Кто догадался, какая тема сегодняшнего занятия? Ответы учащихся.

3. Формирование новых знаний.

Воспитатель:  Сегодня мы будем с вами говорить, как великий русский народ поддерживает традиции, обычаи своих предков. С самых давних времен русский народ славится своим трудолюбием, но и традиции не забывает поддерживать.
Ребята давайте вспомним народные праздники. Какие народные праздники вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно; Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Троица - это праздники, которые люди до сих пор помнят и стараются соблюдать некоторые традиции.

На Новый год - ставят ёлку, на Рождество - проводят гадания, на Масленицу обязательно пекут блины и сжигают чучело Масленицы прощаясь с зимой.

Воспитатель. А что делают на Пасху? Ответы детей.

Воспитатель. Да ребята, действительно на Пасху принято красить яйца и обмениваться ими, печь куличи.

Воспитатель:  Сегодня поговорим мы с вами о великом весеннем празднике - Светлой Пасхе.

Воспитатель:  А кто знает, что это за праздник?

Ответы детей. Празднуется Воскресение Иисуса Христа.

Воспитатель:  Пасха-это окончание Великого Поста, радость встречи с родными и друзьями за праздничным столом. Этот праздничный день вызывает ощущение пробуждения природы. К этому дню христиане готовятся весь год.

Воспитатель: Для православных христиан самый главный праздник - Пасха.  Слово пасха значит "исход", "освобождение", "избавление". Пасха всегда очень торжественно отмечалась, и люди ее считали "праздником праздников". Кто Пасху проводит в радостном настроении, тот будет счастлив весь год. На Руси всю пасхальную неделю звучал звон колоколов. Любой человек имел возможность ударить в колокол, поднявшись на колокольню. 

На площадях разбивались балаганы, устанавливались карусели и качели. Вся неделя проходила в радостных встречах, люди принимали гостей, обменивались пасхальными яйцами, сделанными из прозрачного стекла, дерева, хрусталя, фарфора и др. Яйца делали деревенские умельцы, ювелирные фирмы. В кондитерских продавали сахарные и шоколадные яйца.

Хозяюшки очень тщательно и заранее готовились к Великой Пасхе. Убирали дом, красили яйца, пекли куличи, готовили вкусные блюда, делали пасху из творога, нарядные одежды доставали из сундуков. Когда наступал праздничный день, всей семьей шли в церковь, потом или гостей принимали, или шли в гости. В день Пасхи люди поздравляют друг друга. В церквях, домах, на улицах, здороваясь, они радостно говорят  «Христос воскрес!»- «Воистину воскрес!» Это называется «христосоваться».

- В пасхальную ночь люди спешили в церковь, оставались дома только глубокие старики да маленькие дети. Возле церквей зажигали цветные фонарики, костры. Люди держали зажженные свечи в руках и ждали, когда выйдут из церкви священники и начнут крестный ход - обход церкви с иконами и крестом.
- Ребята, как вы считаете, зачем люди идут в церковь с едой? Ответы детей.
Воспитатель: До сих пор существует обычай печь на Пасху куличи и их освещать.
- Ранним утром, вернувшись из церкви, люди обменивались окрашенными яйцами. Символ Пасхи - красное яйцо.
- Отгадайте загадку: Красное катается – всему миру чудо оповещает.

- Правильно – пасхальное яйцо. 

- Ребята, а вы знаете, почему красят яйца?

- Это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо - символ солнца, нового дела, новой жизни

- Кто знает, почему яйца на Пасху красят чаще всего в красный цвет?

- Красный цвет – цвет крови, пролитой Иисусом Христом, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно.

Воспитатель: Иисус Христос был послан Богом на землю для нашего спасения от грехов (плохих поступков).
Он был добрым, справедливым, никогда и никого не осуждал и боролся со злом.

Цари боялись, что Иисус Христос станет сам правителем всего мира. И они казнили Его – распяли на кресте.

Казнили Иисуса Христа в пятницу. В это время земля содрогнулась и посыпались камни со скал и гор. Для людей это был самый грустный и скорбный день. Сегодня этот день называют СТРАСТНОЙ ПЯТНИЦЕЙ.
Ученики Христа после казни сняли его тело с креста и положили в пещеру и закрыли вход в неё огромным камнем.
В воскресенье женщины пришли к пещере и увидели, что вход в неё открыт. Женщины очень удивились, что такой огромный и тяжёлый камень отодвинут.

Ангел сообщил радостную новость о чудесном воскресении Христа. Христос воскрес – значит, стал бессмертным.
Одна из женщин Мария Магдалина решила сообщить римскому императору о воскресении Христа. Она подарила императору Тиберию яйцо, которое символизировало чудо. Но император сказал Марии: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в то, что Иисус воскрес»
Яйцо тут же стало красным…С тех пор появилась традиция на Пасху яйца красить. 

Орнамент пасхальных яиц был самым разнообразным: геометрическим, растительным изображающим мир животных и птиц.

Подобные яйца в древности называли – Крашенки.  А еще существовали и другие яйца, которые служили оберегом в течении всего года. Они расписывались вручную, такие яйца назывались - Писанками. На писанках орнамент выполнялся очень четко и точно. Ну а если орнамент был нарушен, то в народе такие яйца назывались - Малеванками.

- Стол на Светлую Пасху был уставлен различными кушаньями, куличами. Каждый, кто в дом придет, обязательно должен был быть напоен, накормлен, обогрет.
- Яиц заготовить надо было много: для веселых игр, для подарков друзьям и родным.

4. Физкультминутка.  

Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,  

Улыбнитесь веселей.

Мы попрыгаем как зайки!

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули?

 Отдохнули!

5. Творческое задание (под песню)
– А сейчас я предлагаю вам перейти к практической части нашего занятия. Сегодня мы будем создадим пасхальное яйцо с помощью пластилина. Перед вами лежат все необходимые принадлежности. Вам надо разместить пластилин на трафарете таким образом, чтобы получилось красивое и праздничное пасхальное яйцо. А потом устроим выставку! Приступаем.

66. Рефлексия
– Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают, как Спасителя? (Потому что на крест он пошёл ради спасения людей).
– Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа? (Они верят, что воскреснут так же как и Иисус).
– Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни? (Христос воскрес. Воистину воскрес).
– Какой главный подарок преподносят православные родным и близким на Пасху? (Крашенки, писанки, крапанки).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника «Пасха, Светлая пасха» в 4 классе

Знакомство детей с событиями Страстной седмицы...

Конспект урока 3 класс "Светлый праздник Пасха".

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Познавательно - творческий проект в старшей группе детского сада "Праздник Светлой Пасхи"

Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные празд...

Монопроект "Светлая Пасха". Пасха и пасхальные традиции.

Расширение знаний детей о традиции празднования православных праздников на примере праздника Пасха....

Конспект внеурочного занятия в 3 классе на тему: «Светлая Пасха»

Конспект внеурочного занятия на тему: «Светлая Пасха»...

"Светлая Пасха" внеурочное мероприятие по музыке для учащихся 2-4 классов.

Данное мероприятие проводится в первую неделю после Пасхи, участвовать могут 1  или несколько классов (тогда часть детей будет зрителями, но они могут участвовать в эстафетах и общих песнях) . Хо...

Конспект внеурочного занятия "Светлая Пасха" 3 класс

Тема занятия: «Светлая Пасха».Цель занятия: пробудить интерес у детей к православным христианским традициям празднования Светлой Пасхи и приобщить к русским традициям.Планируемые результат...