Работа со слабоуспевающими
методическая разработка (3 класс)

Бондаренко Ирина Витальевна

Работа со слабоуспевающими

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_labouspevayushchimi.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 44»

«Согласовано»

Руководитель МО

________

Сандитова С.В.

Протокол № ___ от

«____»____________2019г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по НМР МАОУ  «СОШ  №44 »

___________

 Хакимова Э.О.

                2019г.

  «Утверждаю»

Директор МАОУ «СОШ  №44»

               ________

Банзарханова Б.Л.

Приказ № __ от

«___»____2019г.


Программа работы со слабоуспевающими детьми

в 3 «Д» классе

на 2019-2020 учебный год


Учитель: Бондаренко И.В.





Количество часов - 34

В неделю - 1 час.


Улан - Удэ

2019 год


Пояснительная записка

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.

Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья: - занятия спортом; - какими либо видами художественного творчества; - неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.

Цель программы

- ликвидация пробелов у учащихся в обучении по русскому языку и математике;

- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.

Задачи программы:

- создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;

- пробуждение природной любознательности;

- создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику

- вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности.

Программа направлена на удовлетворение потребностей:

Учащихся:

  • Получение знаний за курс 3-го класса
  • Выбор форм получения знаний.

Родителей:

  • В создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;
  • В стабилизации отношений в семье: в смягчении конфликтных ситуаций в школе.

Школы:

  • Решение социально-педагогических и психологических проблем детей.

Педагогические технологии, используемые при работе:

- индивидуализация образовательного процесса;

- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;

- диалоговая форма обучения;

- игровые формы;

- памятки, карточки, творческие задания.

Формы контроля:

- устные и письменные опросы;

- самостоятельные и проверочные работы;

- предметные тесты;

- собеседования;

- контрольные работы.

Принципы построения - приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка.

Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.

Планирование различных видов дифференцируемой помощи:

1.        Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.

2.        Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. д.)

3.        запись условия в виде значков, матриц, таблиц или словесно.

4.        указание алгоритма решения или выполнения.

5.        Указание аналогичной задачи, решенной раньше.

6.        Объяснение хода выполнения подобного задания.

7.        Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.

8.        Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.

9.        Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания. 

10.    Выдача ответа или результата выполнения задания.

11.    расчленение сложного задания на элементарные составные части.

12.    Постановка наводящих вопросов.

13.    Указание правил, на основании которых выполняется задание.

14.    Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.

15.    Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.

Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми

1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.

4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.

6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются при необходимости карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.

Рекомендации по работе с замкнутыми (аутичными) детьми

Этих детей характеризует выраженный аутизм (уход в себя, отстранённость от мира и его боязнь). Ребёнок испытывает определённые страхи. Склонны к развитию логического мышления. Учатся неплохо, но отсутствуют широкие познавательные интересы. Нетипичные интересы (о строении мира, о потустороннем мире). Любят много читать. Развита речь, но часто формально. Негативные черты: эмоциональная холодность, не испытывает большой привязанности к родителям, эмоциональная тупость. Он не интересуется чьим-либо мнением, он безразличен к внешнему миру. Способны на странные поступки. Самосохранение притупляется, может пройти по карнизу. Не имеет друзей – он одиночка. В дружбе подчиняемый, а не лидер. Не смотрит в глаза.

В работе попробовать опираться на его сильные стороны. Морали не действуют вообще. Полезно приучать его, т.к. для него главное, чтобы оставили его в покое. «Не важно, как выглядит для других, важно для себя». Ничего не навязывать, а приспособляться к ним.

1.Не призывать к совести, не читать морали.

2.Учитывать наличие страхов, методом наблюдения (особенно анализом рисунков) определить тематику страхов. Потом прорисовать их (из страшного сделать смешным), например, вместо ножа в руке нарисовать букет цветов и т. д. Страх сопряжён с любопытством – помочь преодолеть эту стену.

3.Помощь в развитии речи, внимания, моторики, формирование навыков изобразительной деятельности.

4.Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги.

5.Стимуляция психической активности, направленной взаимодействие со сверстниками и взрослыми (помощь в подготовке классных мероприятий).

6.Учитывать интерес к точным наукам – математике, физике и т.д.

7.Учитывать парадоксальность и непредсказуемость от мышления до чувств и поступков.

8.Отношение к ученику строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не навязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к классному коллективу.

Этапы работы со слабоуспевающими детьми:

  1. Наметить учащихся со слабой успеваемостью.
  2. Составление плана работы с детьми.
  3. Реализация плана в течение учебного года.
  4. Подведение итогов работы. Анализ проделанной работы.

Краткая характеристика слабоуспевающих детей

  1. Кочелева Дарья
  2. Беломестных Катя
  3. Воробьев Феруз
  4. Лупсанова Диана
  5. Хилтухин Давид
  6. Хилтухин Даниил
  7. Зубенкова Ангелина

Эти дети требуют особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могу перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.


Содержание работы

Сроки

1.

Взять на учёт всех учащихся, имеющих отклонения в обучении.

Конец 2 класса

2.

Проводить собеседования с такими учащимися, проверять запись домашнего задания в дневнике, контролировать посещение уроков.

Постоянно

3.

Анализ успеваемости учащихся.

Еженедельно

4.

Контроль накопляемости оценок у слабых учащихся.

Еженедельно

5.

Учёт промежуточных результатов.

1 раз в месяц

6.

Учёт проделанной учителем работы.

1 раз в месяц

Тематическое планирование

работы со слабоуспевающими детьми

Темы работы со слабыми детьми

Дата

Русский язык

1.

Разбор слова по составу

2.

Правописание суффиксов -ик-, -ек-.

3.

Части речи

4.

Использование слов разных групп в речи

5.

Изменение формы слова с помощью окончания. Письмо под диктовку

6.

Имя существительное (изменение по падежам)

7.

Изменение глаголов по временам

8.

Прошедшее время глагола

9.

Повторение изученного о глаголе (начальная форма, изменение по временам, правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени)

10.

Глагол (неопределенная форма, время, число)

11.

-тся- и -ться- в глаголах

12.

Выделение главных членов предложения. Характеристика предложения

13.

Имя прилагательное (число, род)

14.

Памятка анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи

15.

Написание ь на конце имен существительных после шипящих

16.

Систематизация изученных орфографических правил

17.

Письмо под диктовку (итог проведенной работы).

Математика

1.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100

2.

Решение задач

3.

Применение сочетательного свойства умножения при вычислениях. Умножение любого числа на 10

4.

Нахождение площади фигуры

5.

Решение задач. Отношения «больше в …, меньше в …, увеличить в …, уменьшить в …»

6.

Отношения «во сколько раз больше (меньше)?». Решение задач

7.

Порядок выполнения действий в выражениях

8.

Решение задач

9.

Единицы площади. Сравнение величин. Действия с величинами

10.

Вычисление площади и периметра прямоугольника. Решение задач

11.

Умножение двузначного числа на однозначное. Решение задач

12.

Деление двузначного числа на однозначное. Решение задач

13.

Цена. Количество. Стоимость. Решение задач

14.

Четырехзначные числа

15.

Пятизначные и шестизначные числа. Решение задач

16.

Сложение и вычитание многозначных чисел

17.

Самостоятельная работа


Прогнозируемый результат

Учащиеся к концу 3 класса по русскому языку должны:

знать:

  • названия изученных частей речи, их значение, вопросы к словам и особенности изменения;
  • названия главных членов предложения и способы их нахождения;
  • изученные орфографические правила: ь после шипящих в начальной форме имен существительных; ь в неопределенной форме глагола; не с глаголами.

уметь:

  • выделять основу и окончание, разграничивать их роль в слове, выделять в основе корень, приставку, суффикс;
  • различать части речи по комплексу изученных грамматических признаков: вопрос, значение, особенности изменения;
  • проводить морфологический разбор слова;
  • находить главные и второстепенные члены предложения.

Учащиеся к концу 3 класса по математике должны:

знать:

  • последовательность чисел от 0 до 100;
  • таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания (на уровне автоматизированного навыка).

уметь:

  • решать задачи в одно, два действия на сложение и вычитание;
  • читать, записывать и сравнивать числа от 0 до 100;
  • находить сумму и разность чисел в пределах 100;
  • выполнять письменное сложение и вычитание в пределах 100.

Литература

УМК «Гармония». Русский язык. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. 3 кл.; Математика. Н.Б. Истомина. 3 класс.

http://zavuch.ucoz.ru/publ/1-1-0-42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы работы со слабоуспевающими учащимися

Принципы работы со слабоуспевающими учащимися...

Работа со слабоуспевающими

План работы со слабоуспевающими...

план работы со слабоуспевающими детьми

предлагаю свой план работы со слабоуспевающими детьми...

Планирование работы со слабоуспевающими учащимися в начальных классах

В современной школе огромное внимание уделяется работе учителя  со слабоуспевающими учениками как в старшем звене,так и начальной школе. Данный материал поможет учителю начальных классов спланиро...

Работа со слабоуспевающими.

предлагаю примерную Карту пробелов по специальным умениям и навыкам. Таблица определения причин неуспеваемости , облегчает оформление работы ...

Опыт работы по теме: «Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися»

На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как  в каждом классе у меня были дети , которые требовали особого внимания...

Аналитическая работа со слабоуспевающими обучающимися. План работы с обучающимися

Аналитическая работа со слабоуспевающими обучающимися...