Внеклассное занятие по окружающему миру "Путешествие в царство цветов".
методическая разработка

Цель: углубление и расширение знаний о некоторых видах растений, их роли  в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsarstvo_tsvetov_50.docx34.02 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по окружающему миру  « Путешествие по Царству цветов».

Цели:

Углубление и расширение знаний о некоторых видах растений,  их роли  в природе.

Воспитание любви к родной природе, бережного отношения к ней.

Развитие экологической этики учащихся, познавательной активности, кругозора; развитие мышления и творческого воображения.

Подготовка к мероприятию:

  • Изготовление бумажных цветов.
  • Рисунки детей « Волшебный цветок»
  • Подбор музыки:  П. И. Чайковский « Вальс цветов»;  Ю. Антонов. « Не рвите цветы, не рвите»
  • Плакат « Царство цветов»
  • Оборудуется место «цветочной поляны»
  • Костюм « Царицы цветов»
  • Выставка лекарственных растений
  • Гербарий

Ход занятия:

Учитель:  Ребята, кто такие путешественники?

(слайд 1). Путешественники бывают разными. Одни открывают еще неизведанные земли, а другие изучают известные всем места, но обязательно находят здесь что-нибудь интересное. А вы хотите отправиться в дорогу к чудесным открытиям! Я предлагаю вам путешествие  по Царству цветов. (Слайд 2), на котором написано: « Ребята, добро пожаловать в Царство цветов») (звучит музыка « вальс цветов» П.И. Чайковского)

В нашем путешествии мы будем находить самые обычные на первый взгляд растения, узнавать о них такое, что совсем недавно еще не знали. Счастливого вам и очень интересного пути! А чтобы вам легко было путешествовать по Царству цветов, давайте превратимся в цветочки. Так мы сможем посмотреть в их добрые, доверчивые глазки, полюбуемся ими, подружимся и быть может станем еще чуточку добрее, мудрее, красивее.

(ребята надевают на голову ободки – цветочки).

(слайд 3) Народная мудрость гласит: « Кто выращивает цветы, тот приносит радость людям». Как понимаете эти слова?

Нет ничего прекраснее цветов. Для человека они всегда являются символом совершенства. Мир цветов таинственен и чудесен. Тысячи видов их украшают нашу планету. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни! Мы должны помнить об охране природы, о приумножении ее богатства.

Кто может сказать, что означает слово цветок?

( слайд 4 )

Ученик. Цветок – это видоизмененный побег с укороченным стеблем, листья которого превратились в его отдельные части. Цветок обычно сидит на цветоножке. Он состоит из зеленых чашелистиков, которые срастаются между собой, или свободны. Чашечка защищает венчик, иногда видоизменяется в летучку и служит для разноса плодов. Венчик состоит из лепестков, окрашенных в различные цвета. Форма венчика чрезвычайна разнообразна, главное его назначение – привлекать своим цветом, запахом и нектаром опылителей.

 (слайд 5) Ученик. Мелкие цветы часто собраны в соцветия разной формы: кисти – черемуха, щиток – боярышник, метелка – овес, сережка – береза, колос – пшеница, початок кукуруза, зонтик – морковь, петрушка, головка – клевер, корзинка – подсолнечник.

Слайд 6.

Учитель: У нас у каждого есть любимый цветок. Вы много слышали о растениях съедобных, лекарственных или просто необходимых человеку. А какая польза от этих всех растений?

(они радуют глаза, излечивают недуги, заживляют раны, избавляют от бессонницы)

В благодарность этим прекрасным созданиям люди сложили много легенд и преданий. Какие же это цветы?  Как они называются? Откуда они родом?

Как вы думаете, какой цветок называется « Царицей цветов?»  ( Роза)

Слайд 7 (звучит музыка)

Роза – символ божественной тайны.

О ней поют поэты всех веков.

Нет в мире ничего нежнее и краше.

Чем этот свиток алых лепестков,

Раскрывшихся благоуханной чашей. ( С. Маршак)

 Ученик. Во все времена отдавали королеве цветов предпочтение, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен, о ней создавалось очень много преданий. Анакреон писал, что роза появилась из белоснежной  морской пены,  тела Афродиты, богини любви и красоты, когда богиня с первыми лучами утренней зари выходила из моря.

Ученик. По христианской мифологии роза – символ милосердия, душевной чистоты, любви к богу. Розе, особенно ее аромату, приписывали целебные свойства.

Ученик. В древней Индии существовал закон, по которому каждый, принесший царю розу, мог просить у него все, чего только пожелает.

Ученик. Этими цветами греки усыпали путь возвращавшегося  с войны победителя и убирали его колесницу.

Ученик. В России этот цветок начали разводить при Петре Первом и Екатерине.

(входит « Царица роза»)

Учитель: Царица роза! Разреши нам дальше путешествовать по твоему прекрасному царству.

Царица: Добро пожаловать в мое царство. Прошу покой не нарушать, цветы не рвать и не топтать, внимательно слушать и запоминать. Тогда цветы раскроют вам все тайны. А сейчас давайте познакомимся поближе с цветами.

Царица: Угадайте о каком цветке пойдет речь.

Стоят у забора

Сестрички - желтый глазок,

Белые реснички. ( Ромашки)

Слайд 8 (звучит музыка) 

Правильно. Познакомят нас с этим удивительным цветком Ромашки.

Царица: Угадайте о каком цветке теперь пойдет речь.

В хлебе родится,

А есть не годится. (Василек)

Слайд 9  (звучит музыка) 

Давайте послушаем, что нам расскажут Васильки.

Царица: Следующая загадка.

Горел в траве росистой

Фонарик золотой.

Потом померк , потух

И превратился в пух. ( Одуванчик)  

Слайд 10 (звучит музыка)

Давайте послушаем Одуванчиков.  (см. Приложение 1)

Царица: На воде увидел ты

Белые цветы.

Эти жители реки

На ночь прячут лепестки.

Что же это за цветы?  (Водяная лилия)

Слайд 11 (звучит музыка)

Об этом цветке нам расскажут Водяные лилии.

Царица: Следующая загадка расскажет о том, какой цветок является цветком богини весны Остары.

Расцветет он весной,

Только снег сойдет лесной.

И на каждом стебле в ряд,

Словно лампочки висят. (Ландыш)

Слайд 12 (звучит музыка)

 Давайте послушаем Ландышей.

Царица:

Я расту в садах, лесах,

У болот и на прудах

Я цвету почти все лето,

А зовусь я как конфета.  (Ирис)

Слайд 13 (звучит музыка)

Об этом цветке мы узнаем от Ирисах.

Царица: Спасибо вам ребята, за ваши знания.

А теперь посмотрите на поляну цветов. Там растет цветик – семицветик. На каждом его лепестке – удивительное из жизни цветов. Давайте лепестки срывать и новое узнавать.

(Ребята срывают лепестки и зачитывают интересные факты)

Учитель: Спасибо Роза! Мы благодарим тебя за путешествие по твоему царству Цветов.

Царица: Я рада встрече с вами. Но сегодня вы еще не все тайны открыли, вам многое еще придется узнать. Поэтому продолжайте путешествовать по моему царству, вдыхайте аромат моих цветов, любуйтесь ими, но не забывайте, что цветы тоже могут плакать. Они кричат, просят помощи у и защиты людей.

Хочу прочитать стихотворение (Р. Гамзатова)

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди плачут

И росу роняют на песок.

Кто не верит – всех зову я сад,

Видите, моргая еле – еле,

На людей доверчиво глядят

Все цветы, как дети в колыбели.

Я благодарна людям, у которых

Добры сердца и помыслы чисты.

Учитель: Наше путешествие заканчивается. Все молодцы! Очень приятно, что среди нас есть любители и ценители чудесного дара природы – цветов. Это дает надежду на то, что мы не дадим исчезнуть навсегда нашим зеленым друзьям! Мы должны постичь науку, которая занимается изучением связи человека с окружающей средой, с растениями и животными. Эта наука – экология. Слово « Экология» с греческого переводится как « наука о местообитании», о доме человека, то есть о природе. А цветы – самая нежная, самая хрупкая ее часть.

Мир цветов таинственен и прекрасен и чудесен. Любуйтесь им, изучайте и защищайте его! В этом вам помогут книги, которые есть у вас дома, в библиотеке.

(Звучит музыка из балета П.И.Чайковского « Щелкунчик»)

И счастлив человек, который

Умеет видеть красоту цветка,

Умеет радоваться ей,

Стремится создавать ее своими руками.

Учитель: И в заключении вашего путешествия я предлагаю обменятся бумажными цветами. Тем самым вы подарите тепло и доброту другому человеку.

До свидания! До новых встреч!

(Звучит запись песни Ю. Антонов « Не рвите цветы». Ребята вручают гостям цветы, сделанные своими руками. )

Литература:

  1. Домашний доктор. Карманный справочник. – М.: ЗАО « ОЛМА Медиа Групп», 2013. – 800 с.
  2. Кузнецова М.А., А.С. Резникова « Сказания о лекарственных растениях».
  3. Сергеев Б.Ф. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения / Авт. – сост. Б.Ф. Сергеев. – М.: ООО « Фирма», «Издательство АСТ», ООО « Астрель», 1998. – 480 с.

                 

                                                                                                        Приложение 1

Василек синий.

Это растение из семейства сложноцветных всегда сопутствует хлебным злакам.

Василек известен нас с глубокой древности. Венок из голубых васильков  был найден при раскопках в гробнице Тутанхамона.

Родовое название цветка связано с древнегреческим мифом, в котором рассказывается о кентавре Хироне, использовавшим сок этого растения в лечебных целях. Поэтому василек еще называют цветком Кентавра.

О происхождении научного видового названия « Цианус» древние римляне сложили легенду.

Жил когда – то на свете юноша по имени Цианус, страстно любивший васильки. Он часто приходил на хлебные поля и подолгу любовался этими цветами. Но однажды его нашли мертвым, а в руке был зажат  сплетенный им венок из васильков. Узнав об этом, богиня Флора, превратило тело умершего  в цветок василька и назвала его именем юноши – Цианус.

Русское название « василек», как считали в старину на Украине, дано было цветку по имени молодого парня Василия, которого полюбила  русалка. Она заманила его в поле и превратила в скромный полевой цветок, цвета голубой воды.

Известны и другие народные названия этого растения: васильчик, синьки, ржевый цвет, синовник.

Издавно василек был связан с народным праздником пахарей – началом жатвы. Крестьяне приметили, как зацвел василек – пора к жатве готовиться.

Об использовании васильков в лечебных целях упоминается еще с старинных лечебниках хш века.

Настои цветков василька употребляли при простуде как потогонное средство, при болезнях сердца, почек. Отвар цветков – в виде примочек при воспалении слизистых оболочек глаз. Причем целебными считаются только краевые (воронковидные) цветки. Они содержат антоцианты, жирное масло, аскорбиновую кислоту, горькие вещества.

Однако следует знать, что – василек – растение слабоядовитое, поэтому с его цветками надо обращаться осторожно!

В старину васильки использовали также для шерсти в синий и голубой цвета и для получения знаменитого василькового уксуса.

Одуванчик.

Желтый одуванчик – маленькое луговое солнышко. Уйдет большое солнце за тучи – и луговое солнышко тоже спрячется, с головой укроется зеленым платочком.

Ранней весной, как только зазеленеет трава, распускаются ярко – желтые одуванчики, на радость людям покрывая окрестности тысячами золотых цветов.

Цветет одуванчик с апреля по сентябрь.

Поразительна живучесть одуванчика: даже вырванный с корнем цветок может дозреть до семян, которые разнесет ветром, и вновь появятся всходы.

Одуванчик - не просто цветок, а лекарственное растение. Корень его возбуждает аппетит, лечит болезни почек, печени. Едят его животные. Нельзя без нужды рвать этот цветок!

Древние греки и римляне рекомендовали сок одуванчика использовать  для выведения веснушек, а в Средней Азии соком его корней уничтожали бородавки.

Для лечебных целей корни вместе с листьями выкапывают ранней весной, до начала цветения, промывают и сушат. Настой из корней и листьев одуванчика (6 г сушеной смеси на стакан кипятка) пьют по одной столовой ложке за полчаса до еды.

Одуванчик очень популярен и как пищевое растение. Для еды используют листья, и корни, и цветки. Надеемся, они вам понравятся.

Блюда из одуванчиков:

  1. Салат из одуванчиков. 100 г свежих листьев одуванчиков замочить в соленой воде. Затем подсушить листья, порезать, положить в них по одной ложке сметаны и майонеза, посолить и тщательно перемешать, подать на стол.
  2. Кофе из корней одуванчиков. Корни одуванчика, тщательно промытые, высушенные, высушенные и прожаренные в духовке до побурения, размолоть в кофемолке. Заварить, как кофе.
  3. Франкфуртский зеленый соус (любимое кушание Гете). Две горсти свежей зелени: одуванчик, крапиву, щавель, петрушку, зеленый лук, укроп – измельчить и добавить 2 порезанных яйца и луковицу, перемешать. Залить соусом из 1 стакана кефира, куда добавлены соль, перец, сок  0,5 лимона. Подавать к вареной говядине или рыбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "В гостях у Кузи" (Мир цвета)

Данное занятие поможет развить эстетическое восприятие, творческие способности учащихся; сформировать у учащихся художественное воображение и творческое мышление; воспитывать интерес к цветовому много...

Внеклассное занятие "В гостях у Кузи" (Мир цвета)

Данное занятие поможет развить эстетическое восприятие, творческие способности учащихся; сформировать у учащихся художественное воображение и творческое мышление; воспитывать интерес к цветовому много...

Внеклассное занятие по окружающему миру "Путешествие в птичье царство" для обучающихся 2 класса

Познакомить учащихся с многообразием птиц, с удивительными загадками и тайнами из их жизни, обобщить и расширить знания детей по этой теме, познакомить ребят с произведениями художественной литературы...

Внеклассное занятие в 1 классе по теме "Цветы приносят радость".

Внеклассное занятие является одним из занятий по изучению темы: "Культурные растения". Посвящено декоративныя растениям - цветам. Учащиеся знакомятся с разнообразием декоративных цветов, с их значение...

Урок окружающего мира "Луг - царство цветов и насекомых" 3 класс УМК Перспектива

Технологическая карта урока с презентацией. Окружающий мир. УМК Перспектива. "Луг - царство цветов и насекомых"...

Конспект внеклассного занятия по окружающему миру для начальной школы на тему: "В подводном царстве"

Цель: актуализировать  знания  о морских обитателях и  расширить представления детей о мире под водой.Планируемые результатыПредметные:1.      продолжить формир...