Детская жестокость.
статья (3 класс)

Рябова Ирина Юрьевна

Людям жестокость свойственна по природе, она заложена в нас за миллионы лет эволюции, в течение которых человек научился выживать, чтобы сохранить свой вид. Очень часто можно услышать жалобы женщин о том, что ребенок вырастает "копией" отца, который отличается жестоким нравом характера. "Воспитывай не воспитывай, а гены берут свое!" - с горечью вздыхают они.

     Жестокими дети рождаются или становятся? Откуда берется детская жестокость? Действительно, некоторые ученые утверждают, что жестокость представляет собой генетически запрограммированную форму поведения. Согласно их исследованиям, если человек имеет в себе ген "жестокости" то никакие положительные примеры и хорошее воспитание не могут удержать его от криминальных поступков. Максимум, что могут сделать родители, это облегчить проявление жестокости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhestokost_detey.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

       Детская жестокость, как ее избежать.

       Людям жестокость свойственна по природе, она заложена в нас за миллионы лет эволюции, в течение которых человек научился выживать, чтобы сохранить свой вид. Очень часто можно услышать жалобы женщин о том, что ребенок вырастает "копией" отца, который отличается жестоким нравом характера. "Воспитывай не воспитывай, а гены берут свое!" - с горечью вздыхают они.

     Жестокими дети рождаются или становятся? Откуда берется детская жестокость? Действительно, некоторые ученые утверждают, что жестокость представляет собой генетически запрограммированную форму поведения. Согласно их исследованиям, если человек имеет в себе ген "жестокости" то никакие положительные примеры и хорошее воспитание не могут удержать его от криминальных поступков. Максимум, что могут сделать родители, это облегчить проявление жестокости.

      Обследовав мозг убийц с помощью сканирования, ученые пришли к выводу, что жестокость этих людей не вызвана насилием со стороны родителей, беспризорной жизнью или влиянием друзей, все дело в аномалии функционирования головного мозга. Есть и другие мнения ученых, которые считают, что появление ребенка на свет путем кесарева сечения вызывает у него агрессию, что в дальнейшем сказывается на его характере и поступках. Прохождение ребенка через родовые пути позволяет малышу почувствовать, что для получения глотка воздуха и обозрения лучей солнца надо преодолевать препятствия. Конечно же, у новорожденного ребенка нет никакой жестокости, он ее накапливает в течение жизни.

    Чаще всего жестокие дети - это результат неправильного воспитания родителей. Хамство, грубость и недостойное поведение родителей, физические наказания ребенка, словесные унижения его - самые распространенные причины проявления детской жестокости. В результате многолетнего воспитания и постоянного примера родителей люди научились контролировать свои первобытные инстинкты и эмоции. Взрослым людям сдерживать свои эмоции удается легко, а дети этого делать не умеют. Поэтому они обижаются до слез и радуются от души, громко заражая своим смехом окружающих. Эмоции у детей захлестывают сознание и ум. Если маленький ребенок ударил родителей, то это еще не значит, что он вырастит отъявленным хулиганом. Такое проявление жестокости характерно всем детям, это определенный этап взросления ребенка. И если родители за такой поступок отшлепают ребенка, проявляя жестокость, то они неосознанно закрепляют в ребенке ее проявление.    

     Очень важно уже в таком возрасте дать ребенку понять, что он поступил нехорошо и своим действием причинил родителю боль. Неосознанная детская жестокость с годами проходит бесследно. А если подросток сознательно причиняет другому человеку боль, понимая, что делать это плохо, то это уже серьезный повод для переживания родителей и для принятия воспитательных мер. Жестокие дети не обязательно вырастают в семьях, где родители показывают нехороший пример для подражания. Если воспитание родителей состоит из того, что на работе начальник испортил настроение отцу, тот дома сорвался на маму, мама накричала на сына, сын наподдал сестренке, то жестокого отношения сына к другим людям следует ожидать уже в подростковом возрасте. Иногда дети совершают жестокие поступки, чтобы обратить внимание родителей на себя, которые вечно заняты работой. Ребенок, которому никому объяснить, что такое плохо и что такое хорошо, вырастает неуправляемым подростком.

Каждый родитель должен быть немного психологом и разбираться в том, что происходит с ребёнком. В частности — понимать различия между такими понятиями, как злость, агрессия и жестокость.

Агрессия-  вызывается причинами естественного характера: стремлением добиться желаемого любой ценой, борьбой за выживание или жизненное пространство. Её активирует определённый фактор раздражения, стресса. Например, ребёнку нужна игрушка — чтобы её заполучить, он может ударить или укусить.

Злость — вспышка гнева, которая провоцируется каким-то внешним обстоятельством. Это реакция на несправедливость или оскорбление. Характеризуется сильным раздражением, которое быстро проходит. Например, школьнику незаслуженно поставили плохую оценку. В ответ он нагрубил учителю, швырнул тетрадь на пол, вышел из класса прямо во время урока, громко и демонстративно хлопнув дверью.

Жестокость — это уже черта характера, которая проявляется в осознанном грубом отношении и обращении с другими людьми или животными. Часто сопровождается причинением боли, нанесением повреждений (не только телесных, но и душевных). При этом ребёнок испытывает удовлетворение от того, что он заставил кого-то страдать. Психотерапевты связывают данное качество с садистскими наклонностями. Например, подростки избивают одноклассника за то, что он не дал им списать контрольную работу.

    Существуют разные причины детской жестокости, и в каждом отдельном случае они индивидуальны. Если взрослые не поймут, почему ребёнок вдруг стал бессердечным и беспощадным, решить проблему не удастся. Обзор самых распространённых факторов, способствующих развитию данного качества, сориентирует, в каком направлении двигаться.

Семейные:

  • дефицит родительской любви, нехватка внимания;
  • равнодушие;
  • неправильное воспитание, отсутствие нравственных и моральных ценностей;
  • несправедливость;
  • вседозволенность, избалованность, полная бесконтрольность;
  • физическое насилие, жестокие наказания;
  • слишком большое количество запретов и ограничений, чрезмерный контроль;
  • отрицательный пример со стороны взрослых;
  • агрессия родителей по отношению друг к другу, драки и ссоры между ними.

Социальные:

  • стремление самоутвердиться;
  • страх несостоятельности;
  • желание привлечь к себе внимание;
  • влияние толпы;
  • желание быть как все;
  • мода в соцсетях на видеоролики с драками, избиениями, издевательствами, погоня за лайками.

Техногенные:

  • мультфильмы со сценами жестокости;
  • компьютерные игры, где убийство — норма;
  • открытое обсуждение громких скандалов на тему детской жестокости в СМИ;
  • сцены насилия в фильмах, видеороликах;
  • увлечение боевиками и «ужастиками»;
  • отсутствие родительского контроля за контентом, который просматривают дети.

Педагогические:

  • педагогическая запущенность;
  • равнодушие учителей к буллингу, отсутствие ответных мер, а иногда и поощрение.

Психические:

  • конфликтный характер;
  • гиперактивность (выброс энергии);
  • низкая самооценка;
  • холерический темперамент;
  • возбудимый тип нервной системы;
  • садизм; склонность к манипулировани.

       Если родители своевременно их заметят и предпримут соответствующие меры, она не станет устойчивой чертой характера. Что указывает на зарождающуюся проблему:

•        любит не просто командовать и руководить, но и манипулировать, устраивать интриги;

•        шутки полны желчи и ненависти, зло высмеивает всех подряд;

•        обзывается, вешает на людей ярлыки;

•        делит мир на белое и чёрное, людей — на своих и чужих;

•        чётко очерчивает круг общения, не подпуская к себе близко какую-то определённую категорию людей;

•        постоянно кого-то осуждает, недоволен поступками других, видит в окружающих только плохое;

•        редко выказывает сочувствие;

•        равнодушно относится даже к самым милым животным;

•        упрямство, своеволие, непреклонность, бескомпромиссность — основные черты характера.

     Во-вторых, непосредственно сама детская жестокость может иметь разные формы проявления. Различают вербальную (обзывания, словесные издевательства, мат) и физическую (драки, толкания, кусания). Может быть направлена на разные объекты.

     Чаще всего детская жестокость проявляется в школе и носит название буллинга. Большинство издевается над теми, кто младше и слабее. За счёт них они самоутверждаются в обществе, но при этом сами имеют низкую самооценку. Те же, кто воспитывался в семье как единственный избалованный и залюбленный ребёнок, которому всё разрешено, безжалостны даже к сверстникам.

     Часто наблюдается у дошкольников и учеников начальных классов. Если ребёнка дома наказывают физически, он не может ответить и вымещает злобу на беззащитных животных. Подростки нередко участвуют в групповых издевательствах над кошками или собаками из-за влияния толпы или для размещения шокирующего видео у себя на страничке в соцсети, чтобы получить как можно больше лайков. Им кажется, что это «круто», что таким образом они приобретают авторитет в глазах других.

      В последнее время участились случаи, когда дети демонстрируют неприкрытую жестокость по отношению к родителям. Факторов может быть множество. Если отец постоянно бил и унижал мать, повзрослевший подросток, накопив в себе негатив, способен избить и изувечить его в отместку. Если родители не обращали внимания на ребёнка, устраивали дома пьянки, издевались над ним, в конце концов он станет поступать с ними так же и даже хуже. Не так давно в СМИ получило огласку преступление 14-летнего мальчика. Он напоил мать и её сожителя (они много лет были алкоголиками и заставляли его бегать за водкой и закуской), жестоко избил их и поджёг квартиру.

Не только родители оказываются мишенями для детской жестокости. Бомжи, алкоголики, инвалиды, старики, немощные люди часто становятся объектами издевательств со стороны подростков. Так они вымещают свою злобу на мир взрослых, из-за которых им приходилось терпеть несправедливость.

Что же делать , чтобы избежать ошибок и не допустить жестокости у ребенка?

  1. Не делать вид, что всё в порядке и ни в коем случае не игнорировать ситуацию. Детская жестокость — серьёзная проблема, которую необходимо срочно решать, чтобы не испортить жизнь ни своему ребёнку, ни его окружающим. Самим себе признаться в том, что упустили какие-то моменты в воспитании, которые теперь придётся исправлять.
  2. Постараться выяснить причину,  чтобы  начатьправильную работу по её устранению.
  3. Пересмотреть стиль воспитания:

  • наблюдать за поведением ребёнка во время игр, пресекая любые проявления жестокости;
  • отслеживать публикации в соцсетях, чтобы своевременно увидеть первые тревожные звоночки: кровавые рисунки, сцены насилия и убийств, видеоролики с драками и издевательствами;
  • не наказывать, не бить, не кричать — только воспитательные беседы ровным, спокойным тоном;
  • больше времени проводить в семейном кругу, открыто разговаривать, доверять;
  • искренне интересоваться его увлечениями, друзьями;
  • направить энергию в мирное русло: записать в кружок, увлечь рыбалкой, спортом, путешествиями (хорошо помогает арт-терапия);
  • научить находить компромиссы, быть более толерантным;
  • завести домашнее животное, делегировать ребёнку уход за ним;
  • исключить проявления агрессии в семье.
  1. А самое главное — надо прививать такие качества, как милосердие, доброта, сочувствие, жалость, сострадание. Для этого — тщательно подбирать книги и фильмы. После чтения и просмотра устраивать совместные обсуждения: какие герои отрицательные, а какие — положительные; что руководило их поступками; на кого стоит быть похожим, а кто из них плохой пример для подражания и т. д.
  2. Поговорить об этом с учителями, школьными психологами, при  необходимости предпринять  психотерапевтическое лечение.

Детская жестокость — не только личная боль столкнувшихся с ней родителей, но и актуальная социальная проблема. И она требует повышенного внимания со стороны взрослых во избежание дальнейшей деградации личности и увеличения криминальных элементов современного общества.

       Советовать поступить так родителям просто, а выполнить это часто невозможно. Ведь редко кому удается постоянно контролировать ребенка и запрещать ему смотреть боевики, гулять на улице с плохими детьми, сидеть за компьютером и играть в агрессивные игры. Чтобы не пришлось постоянно следить за ребенком, с ранних лет воспитывайте в ребенке уважение к другим, умение отвечать за свои поступки и трезво оценивать их. Станьте ему другом и наставником. Окружите ребенка любовью и заботой, сами не проявляйте грубость и неуважение к другим людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К родительскому собранию: "О детской жестокости"

Вспышки жестокости у детей не обязательно связаны с агрессией. У некоторых агрессивных детей вовсе нет намерения обижать других. Они не умеют сдерживать свои чувства и делают выпад, после чего горько ...

Деятельность классного руководителя по профилактике жестокости в классе».

проект классным руководителям по профилактике жестокости в классе...

Жестокое обращение с детьми

Жестокое обращение с детьми - это одна из основных опасностей для благополучия общества, которая вызывает все большую озабоченность. Дети, безусловно, являются наиболее незащищенной категорией населен...

Детская жестокость. Как с ней бороться?

Прочитайте и помогите своему ребенку быть немного добрее.....

Презентация "Детская жестокость"

Презентация полезна для использования на родительском собрании....

Памятка для родителей "Предотвращение детской жестокости"

Рекомендации родителям по предотвращению детской жестокости....

Родительское собрание " Детская агрессия и жестокость в детском мире"

Данный материал знакомит с видами и причинами детской аргессии...