Моя семья
материал (4 класс)

Игонченкова Нина Николаевна

Цель беседы: показать детям ценности современной традиционной семьи и нравственные основы, на которых строится счастливая семья;

Задачи беседы:

1) формировать представление о психологических особенностях семьи, помочь детям осознать семейные ценности, на которых строится семья их родителей;

2) нарисовать портрет благополучной и счастливой семьи в современном обществе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_semya.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическая беседа: «Моя семья. Семейные ценности»


Цель беседы: показать детям ценности современной традиционной семьи и нравственные основы, на которых строится счастливая семья;

Задачи беседы:

1) формировать представление о психологических особенностях семьи, помочь детям осознать семейные ценности, на которых строится семья их родителей;

2) нарисовать портрет благополучной и счастливой семьи в современном обществе.

Ход.


I. Вводное слово воспитателя.
Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о смысле значения этого важнейшего в жизни человека термина? Какое определение вы бы дали понятию «семья»?

Ответы:

– Этот термин изучают самые разные науки, и каждая даёт свое толкование.

– В социологии понятие «семьи» обозначает мужчину и женщину, которые объединены кровным родством либо узами брака.

– В юридическом смысле «семья» – это люди, проживающие совместно и связанные друг с другом правовыми отношениями, появившимися после официального оформления брака.

– Закон РФ трактует «семью» как организованную группу людей, связанных совместным бытом и моральной ответственностью.

– Психологи базируют понятие «семьи» на личных взаимоотношениях, отмечая важную роль воспитания, преемственности традиций от старших поколений к младшим.

– Термин «семья» имеет множество определений и понятий, но в целом – это ячейка общества, связывающая двух людей совместным бытом и отношениями, оформленными по закону.


II. Беседа с воспитанниками.

Каждый из вас знает, что семья – это родители и близкие родственники, те, кто с первых дней жизни лелеют и оберегают нас всех от бед и невзгод.

Ещё в первом классе вас спрашивали: «Что значит для вас слово мама?» И каждый из вас рисовал удивительно похожий для любого нормального человека портрет. Мама – это первое услышанное нежное слово, первый любящий взгляд, первая ласковая улыбка, первая колыбельная песенка.

 Мама – это тот человек, который за руку выводит тебя в мир людей, оберегая от любой беды. А как здорово о наших мамах в стихах для детей написала Ульяна Яворская.

Чем пахнет наша мама?
конфетами, оладьями.
Не дам понюхать никому,
пусть кто-то скажет «жадина».


Чем пахнет наша мама?
Картинками и сказками,
Душистою подушкой
и одеялом ласковым.


Чем пахнет наша мама?
Фланелевой пижамой,

Уютными руками
и просто нашей мамой.

А что значит для вас отец? Отец – это первое наставление, первый урок о понятиях, что такое «хорошо и плохо», первый разговор по душам, первая защита во время мужских споров и раздоров. И опять строки стихотворения  Ульяны Яворской о наших любимых отцах в счастливые детские годы.

Люблю я с папою лежать,
На  бархатном диване.
Люблю в бассейне с ним нырять -
Совсем не то, что в ванне!


Люблю я, как на турнике,
На папе кувыркаться,
Или, повиснув,  на руке,
На папиной качаться.


Люблю смотреть вдвоём хоккей -
Пусть даже очень поздно!
Грозит мне мама: «Спать скорей!»
Но это ж несерьёзно!

Воспитатель: Чтобы ещё лучше понять сущность семьи, я хочу прочитать стихотворение ещё одной поэтессы Ирины Яворовской.


А семья – это дом,
Это двое и третий,
И, быть может, четвёртый,
И пятый потом.

Это тёплые строки,
В желанном конверте,
Если машет разлука
Печальным крылом. 

А семья – это свет,
Что незримо и щедро,
Озаряет всю жизнь
И сопутствует нам.

Это – творчество,
Где ни последних, ни первых,
Где и радость, и горе –
Всегда пополам. 

А семья – это всё.

Без неё холодеет
Одинокая мысль,
Одинокая жизнь.

Ничего не бывает,
На свете роднее,
Ничего, как ни думай,
И, как ни храбрись...

3. Формирование понятия «семья».

Для каждого из вас слово «семья» имеет свое значение. А вот что мы можем прочитать в словаре С. И. Ожегова: «Семья – группа живущих вместе близких родственников». Но далее отмечено, что слово «семья» многозначное. Это и многодетная семья, семья животных и птиц, языковая семья. 

В Большом энциклопедическом словаре даётся такое толкование этого слова: «Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью».
В произведении Юрия Куранова  «Тепло родного очага» так раскрывается понятие «семья»: семь – «Я». То есть я повторён в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Издавна цифра «семь» считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях. 


4. Формирование понятия «ценности».
В Большой советской энциклопедии говорится: ценности – это то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл.

В толковом словаре Ожегова ценности – это значимость, польза, полезность.
Психологи выделяют такие семейные ценности:

  • ценность родительства;
  • ценность родства;
  • ценность супружества;
  • ценность здоровья;
  • семейные обычаи и традиции;
  • общие взгляды семьи.

В то же время психологи доказали, что эти ценности должны вырасти на хорошем и крепком фундаменте, как прочный дом, защищающий человека от всех невзгод, согревающий

теплом семейного очага.

5. Выполнение творческого задания. 

Воспитатель: Я вам предлагаю выбрать понятия, которые являются фундаментальными в семейных отношениях. Выполним специальное упражнение: я называю значение понятия, а вы подбираете определение этой ценностной категории.


• Сопереживание. (Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.) 
• 
Равенство. (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.) 
• 
Поддержка. (Всей семьёй мы способны на многое.) 
• 
Толерантность. (Умение принимать человека таким, какой он есть.)
• 
Компромисс. (Умение уступать друг другу.)
• 
Признание. (Уважение и благодарность.) 
• 
Приспособляемость. (Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства.)
• 
Любовь. (Нежная забота друг о друге.)
• 
Верность. (Преданность друг другу.) 
• 
Умение слушать. (Прислушиваться друг к другу.)
• 
Доверие. (Чувство безопасности и уверенности.)
• 
Нежность. (Чуткое отношение друг к другу.) 
• 
Совместное времяпрепровождение. (Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть наедине друг с другом.)


Вывод. Таким образом, для хорошей семьи характерно уважение друг к другу; честность; желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей. В традиционной семье каждый человек связан со всеми членами семьи, есть общие цели и планы, члены семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, совместно проводят досуг; разделение ответственности происходит при взаимной поддержке, есть семейные ритуалы и правила; они с удовольствием общаются друг с другом, заботятся о детях. 


6. Пути формирования ценностей в традиционной семье.

Воспитатель: Хочу рассказать вам притчу. Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика, и он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё. Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках.

– Что ты хочешь сделать? - спросил отец.

– Деревянную кормушку, - ответил малыш.

– Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.


7. Беседа с воспитанниками.

О чём поведала вам притча?

Какой вывод вы сделали?

Выводы: Главная семейная ценность – это наши родители, которые дали нам жизнь, вырастили и воспитали нас. Родителей надо уважать и оберегать их старость. Счастливая старость наших родителей – это залог и нашей счастливой старости, потому что дети учатся у своих родителей отношению к старшим.

смогли ли вы из всего выше сказанного извлечь для себя важные уроки, которые скоро потребуются и вам во многих жизненных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"

Анализ моего опыта работы как классного руководителя....

Любовь к Родине начинается с семьи. Что такое семья. Я член семьи, какой я.

проект внеклассного мероприятия в 1 классе (час семейного общения)...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Организация исследовательской деятельности над созданием проекта Книга о семье «Семью семь»

Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Каждый, кто узнает о прошлом своих близких, ч...

Мероприятия, посвященные дню семьи «СЕМЬ Я=СЕМЬЯ».

Уважаемые учащиеся и родители! С 13 по 21 мая 2020 года приглашаем вас принять участие в мероприятиях, посвящённых Дню Семьи:«СЕМЬ Я=СЕМЬЯ». Представляем вашему вниманию подборку познавате...

Занятие №1 клуба "Семья 21 века". Тема: "Семья 21 века, какая это семья?"

Видехрестоматия как средство развития педагогической культуры родителей младших школьников....

Конспект занятия клуба «Семья 21 века» Тема: Вводное занятие «Семья 21 века: какая это семья?»

Цель: знакомство с целями и задачами клуба; разработка модели «идеальная семья»;Знать: цели и задачи клуба;Уметь: создавать инфографику «Модель идеальная семья»; называть стили...