Главные вкладки

    Классный час «Хлеб — всему голова»
    классный час (3 класс)

    Разработка классного часа содержит исторический экскурс возникновения хлеба в истории человечества; знакомит детей с ролью и значимостью хлеба в жизни человека,способствует воспитанию уважения к людям труда и раскрывает ценность хлеба, также в материале присутствует краеведческий аспект. Проведение мероприятия предусматривает активное участие и самостоятельную подготовку детей.   

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл klassnyy_chas_hleb_-_vsemu_golova_.docx32.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    Классный час «Хлеб — всему голова» (3 класс)

    Цели:

    - обобщить знания о хлебе, о разнообразии хлебобулочных изделий;

    - познакомить детей с тем, как выращивают и производят хлеб;

    - научить детей бережному отношению к хлебу;

    - воспитывать уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам).

    Задачи мероприятия:

    а) образовательные: познакомить с историей возникновения хлеба;

    б) развивающие: развитие самостоятельного применения знаний в различных ситуациях;

    в) воспитательныевоспитывать патриотизм, бережливость,  уважение к чужому труду, любовь к родному краю.

    Оформление: на столе экспозиция из разных видов хлебобулочных изделий; на доске сноп, нарисованный на листе бумаги; выставка книг о хлебе; с художественными произведениями о хлебе.

    Оборудование:  опережающее задание -  сообщения для обучающихся, колоски из бумаги на парте у каждого обучающегося, презентация.

    Ход мероприятия:

    I. Вводная беседа

    Учитель:

    - Здравствуйте,  ребята.  Я рада вас приветствовать на нашем классном часе.  - Чему он будет посвящен, вы узнаете, отгадав загадку:  

    Слайд №1  

    Вот он – тёплый, золотистый.

    В каждый дом,  на каждый стол –

    Он пожаловал – пришёл.

    В нем – здоровье, наша сила,

    В нем – чудесное тепло.

    Сколько рук его растило,

    Охраняло, берегло!

    Ответ детей: Хлеб 

    Учитель:

    - Совершенно верно, сегодня герой нашего занятия - хлеб.

     (На столе экспозиция из разных видов хлебобулочных изделий)

    - Как вы думаете, почему я предлагаю вам поговорить о хлебе?

    Ответы детей.   

     Учитель:

    - С хлебом мы встречаем каждый день. Без него не обходится ни завтрак, ни обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости. Но испокон веков хлеб не был простой едой. 

    Слайд №2  

    Хлебом  - солью встречали дорогих гостей. 

    За хлеб бились насмерть с врагом.

    Хлебом, как именем матери и Родиной, клялись.

    - И поэтому тема нашего классного часа - это слова народной мудрости: Слайд № 3  «Хлеб — всему голова».

    Хлеб - добрый наш друг, имя которого люди произносят на всех языках с любовью и уважением. Хлеб не только один из ценнейших продуктов питания. Это вечный символ жизни, здоровья, труда, благополучия и богатства.

    II. Исторический экскурс

    1 ученик:

    По мнению учёных, открытие хлеба состоялось 16 тыс. лет назад и изобрели его египтяне. Именно тогда человек начал собирать и культивировать хлебные злаки.

    Слайд №4  Злаки – это пшеница, рожь, ячмень. Правда, вначале, он ел зёрна в натуральном виде. Лишь позднее кулинары каменного века научились растирать и смешивать зерно с водой. Появились первые жернова, первая мука, первый хлеб.

    Слайд №4  Конечно, он нисколько не походил на тот, который мы едим: хлеб был жидким. 

    2 ученик:

    Слайд № 5  В богатых городах Греции пекари начали появляться в 5 веке до нашей эры. По всей Европе секрет хлебопечения распространился в IX- XI вв., и пекари пользовались большим почётом. В Древней Греции хлебопеки занимали самые высокие посты в государстве. 

    3 ученик:

    Слайд №6  Хлеб, испечённый шесть тысяч лет назад – в каменном веке, хранится сегодня в музее г. Цюриха.

    В музее искусства г. Нью-Йорка хранится круглый хлебец, выпеченный 3400 лет назад. 

     4 ученик:

    Слайд № 7 Интересно, что в средневековой Европе свежеиспечённый хлеб ела только королевская семья, вчерашнюю выпечку – ближайшее окружение. Хлебными изделиями, выпеченными два дня назад, лакомились представители мелкого дворянства, большей давности – монахи и школьники. Самым чёрствым хлебом кормились ремесленники и крестьяне. 

    5 ученик

    Слайд №8   При царе Россия издавна была главным поставщиком хлеба за границу. Но крестьяне, которые выращивали этот хлеб, которые от зари до зари, не разгибая спины, трудились на полях помещиков, этот хлеб, политый потом и кровью, ели не вдоволь. Дорогим гостинцем был кусок хлеба, отрезанный от теплого каравая. 

    6 ученик

     Крепла наша страна, налаживалась жизнь, на помощь людям пришли умные машины-трактора, комбайны, самолеты.

    Слайд №9   Но тяжкое испытание обрушилось на наш народ. Началась Великая Отечественная война. 900 дней в условиях блокады находились ленинградцы. В это время рабочие получали по 250г хлеба, а жители города 125г.

    Слайд №10  В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить - назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу. Живой - значит победа!

    7  ученик

    Слайд № 11 На Руси с древних времён выпечка хлеба считалась ответственным и почётным занятием. Особого искусства требовало производство ржаного хлеба, которое основывалось на применении специальных квасов. Секрет их приготовления держался в тайне и передавался из поколения в поколение. Из пекарен хлеб выходил с надписями: «Хлеб святой», «Хлеб всемогущий», «Хлеб вечный».

    III. Профессии и люди, связанные с выращиванием и выпечкой хлеба

    Учитель:

    -  Во все времена отношение к хлебу было особенным. Так же как к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто его создавал, кто помогал хлебу на стол прийти.

    Слайд №12  - Просмотр мультфильма "Хлеб" БЕЛАРУСЬФИЛЬМ, 1984 г. 

     - Видите, как долог путь хлеба от поля до стола. В наше время труд людей облегчен современными машинами и различным оборудованием, но значимость их работы не стала меньше.  

    - Давайте сейчас узнаем, какие  же профессии людей, связаны с выращиванием и выпечкой хлеба.

    Слайд №13

    Занят важной он работой:
    Урожай – его забота,
    Чтоб сумели уродиться
    Рожь, овёс или пшеница. (Агроном)  

    Слайд №14

    Зимой снег весь убирают,
    И в поселке чисто.
    Весной, осенью распашут
    Землю… (Трактористы.)

    Слайд №15

    Летом отдыха не знают,
    Работают так споро,
    Хлеб наш добрый убирая,
    Это… (Комбайнеры.)

    Слайд №16

    Не молол он чепуху,

    А смолол зерно в муку. (Мельник)

    Слайд №17

    Он не грел на печке бок –

    Каравай ребятам пёк. (Пекарь)

    Слайд №18

    - Есть хлеб - будет песня. Не зря так говорится. Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наш век, век великих достижений, он составляет первооснову всей жизни. Люди вырвались в космос, покоряют реки, моря, океаны, а хлеб остается хлебом.

    Слава миру на Земле!

    Слава хлебу на столе!

    IV. Физкультминутка.

    - Давайте и мы с вами попробуем пройти  путь хлеба на стол.

    (Дети повторяют движения за учителем)

                                         Колосок

    Вырос в поле колосок, (Дети сидят на корточках)
    Он не низок, не высок. (Постепенно поднимаются)
    Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают)
    Закачался колосок.
    Мы в поле придем, (Ходьба на месте)
    Колоски соберем, (Наклон)
    Муки натолчем, (Кулаком одной руки стучат по ладони другой)
    Каравай испечем, (Сжимают кисти рук)
    Гостей приглашаем,
    Караваем угощаем. (Вытягивают руки вперед, ладони вверх)

    - Молодцы!

    V. Интересные факты

     - А знаете ли вы, что …

    Слайд №19

    - За всю жизнь человек съедает в общей сложности 15 тонн хлеба! Причём основная его часть потребляется не отдельно, а заодно с другими продуктами питания. 

    Слайд №20

    - На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зерен. Ежедневно в стране выпекается 82 тыс. тонн хлеба. В мире известно более 750 видов хлебобулочных изделий.

    Слайд №21

    - Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины.

    Слайд №22

    - Излюбленным хлебным лакомством на Руси были пряники. В старину их дарили на именины, подносили невесте в виде свадебного подарка, потчевали дорогих гостей, угощали ребятишек. Праздничные пряники весили порой около пуда (более 16 кг) 

    Слайд №23

    - Самая длинная плетёная булка — 9,2 метра — была выпечена в городе Акапулько (Мексика) в 1996 году. А самая большая буханка хлеба была изготовлена в 1988 году в ЮАР. Её длина составляла три метра, ширина и высота — более метра, а весила Гигантская буханка одну тонну и 430 килограммов! 

    - А известно ли вам, что и наш родной Максатихинский район может гордиться своим хлебом?!

    Слайд №24

    - Хлеб производства Максатихинского хлебозавода пробовал, пожалуй, каждый из нас. Уже много лет мастера пекарного ремесла производят вкусную выпечку, передавая традиции и кулинарные секреты из поколения поколению.

    Слайд №25

    Максатихинский хлебозавод начал свою работу в 1974 году, в этом году предприятию исполнилось 45 лет. Сейчас здесь трудятся  30 человек. Среди них пекари, грузчики, фасовщицы, кочегары. Процесс в цеху беспрерывный: одни работницы следят за печью, другие доводят тесто до нужной консистенции, третьи подготавливают ингредиенты. Работу облегчает современное оборудование:  смесители, духовки. В цехе очень чисто и светло.

    Большой популярностью среди жителей нашего района и за его пределами пользуется хлеб. Он имеет непревзойденный вкус и высокое качество.

    Большим спросом среди покупателей пользуется и другая хлебобулочная продукция нашего хлебозавода: сухари с ванилином, печенье с карамельной крошкой и сочни с творогом, кексы с цукатами, изюмом, творогом максатихинского маслозавода и кремовой начинкой, восточные сладости.

    Большую популярность имеют праздничные пироги с творогом и повидлом, из различных ягод.

    Продукцию Максатихинского хлебозавода поставляют в Удомлю, в Бежецк и Тверь.

    Слайд №26

    -  Тем, кто хлеб печёт чуть свет,

    Тем, кто землю глубоко

    Острым плугом пашет,

    Им спасибо говори,

    Их за хлеб благодари!

    - Святое дело - вырастить хлеб. Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит недоеденный кусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других.

    VI. Запомните и скажите всем! 

    - Это совершенно не трудно, достаточно соблюдать некоторые правила.

    - А какие именно, вы узнаете, если сможете правильно соединить две части предложений.  

     Слайд №27 (Дети выполняют задание)

    1.В хлебе – душа твоей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд.

    2.Не бросай недоеденный хлеб!

    3.Научись ценить труд других.

    4.Помните, кто для вас хлеб создаёт!

    5.Научитесь хлеб беречь!

    6.Хлеба к обеду в меру бери!

    7. Хлеб – драгоценность, им не сори!

    VII. Рефлексия

    - Ребята, наша встреча подходит к концу.

    - Какой она запомнится мне и вам?

    - Что ценного вы унесёте с собой?

    - Изменилось ли ваше отношение к хлебу?

    -  Высказать своё мнение вы сможете при помощи незаконченных фраз. Но сначала, посмотрите на этот сноп добра. А у вас на столах лежат колоски добра.  И, чтобы сноп всегда был большим, наполненным человеческим добром, любовью, теплом давайте, и мы с вами внесём свою лепту. Увеличим сноп ровно на такое количество тепла, любви, добра, сколько есть у нас с вами.

    Дети поочередно высказывают своё мнение колосками (нарисованными на листе бумаги).

    Слайд №28

    Я РАССКАЖУ ДОМА…

    Я УНЕСУ С СОБОЙ…

    Литература

    1.Я познаю мир: Детская энциклопедия. Растения/Автор – составитель Л.А. Багрова, Москва, ООО «Издательство АСТ», 2001

    2.Ашукин Н.С. Крылатые слова. Литературные цитаты. Москва, 1986

    3.Гайдина Л.И. Патриотическое воспитание: сценарии мероприятий. Москва, «Вако», 2009

    4. Газета «Вести Максатихи» №14 от 12.04.2019 «Продукция, которой можно гордиться»  Нечаев А.

    5.Интернет – ресурсы:

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2013/01/22/klassnyy-chas-khleb-eto-zhizn-a-ne-prosto-eda

    http://festival.1september.ru/articles/609111/

    http://zagadki.info/zag/agronom.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час Хлеб-всему голова

    Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....

    Классный час "Хлеб - всему голова"

    Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...

    Классный час "Хлеб - всему голова"

    Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....

    Классный час "Хлеб - всему голова"

    Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....

    Классный час "Хлеб - всему голова"

    Сценарий  классного часа для учащихся 2 класса....

    Классный час "Хлеб - всему голова"

    На этом классном  часе  рассказывается  об истории хлеба,  о людях, благодаря которым "хлеб приходит " к нам в дом. Ребятам предлагается посмотреть мультфильм "О девочке, которая н...

    Классный час "Хлеб-всему голова".

    Классный час "Хлеб-всему голова"...