Статья "Использование метода учебного проекта в практике педагога."
статья

Голованова Татьяна Геннадиевна

 

Использование метода учебного проекта в практике педагога.Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны  групповые, игровые, практико-ориентированные, проблемные и прочие формы, методы обучения, технологии. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                     Голованова Т.Г., учитель начальных   классов,

                                                                     педагог дополнительного образования

                                                                     ГБОУ кадетская школа

                                                                     Пушкинского района Санкт-Петербурга

Использование метода учебного проекта в практике педагога.

Начальное образование призвано решать свою главную задачу – закладывать основу формирования учебной деятельности ребенка. Детей необходимо научить усваивать информацию, а именно: научить их выделять главное, находить связи и структурировать. Кроме того, надо научить и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. Мы должны учить детей не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны  групповые, игровые, практико-ориентированные, проблемные и прочие формы, методы обучения, технологии. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

Проектный метод предполагает творческое раскрытие личности ученика при самостоятельной работе под руководством педагога.

Цель проектной деятельности: создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из  разных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач.

 Проекты в младших классах — это сложно, так как дети еще слишком малы для проектирования.  Это будут лишь элементы проектной деятельности (проектные задания) в ее классическом понимании. Но для малыша — это будет его проект, применение которого становится возможным, начиная с 1 класса.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем возрасте начальной школы (1-2-е классы) это:

-вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

-активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

-формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (Сначала это могут быть творческие проекты: поделки, рисунки, книжки – малышки, сборники загадок, мини-сочинения и т.д.).

В старшем возрасте начальной школы  учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. (3-4-е классы)

Принципы организации проектной деятельности.

• Проект должен быть посильным. (Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.)

• Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.

• Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов – обсуждение выбранной темы, плана работы и ведения тетради, в которой учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений.

• Обязательная презентация результатов по проекту в той или иной форме.

Работа должна быть интересна ребенку, выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

Важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как обще учебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие  умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения? Не надо «навязывать» ученикам информацию. Педагог  должен только направить их на самостоятельный поиск. Например «Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться? Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект?»

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками социальные акции , прогулки-наблюдения, экскурсии. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как «Осенние дары природы» «В чём красота зимы?» «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи военных лет». Для проведения экскурсии, должен быть составлен план, в результате которого каждый ученик знает, зачем идет, что ему надо от экскурсии.

Работу организую по следующему плану:

1.Выбор темы.

2.Постановка цели и задач.

3.Изучение вопроса, объекта исследования.

4.Сбор материала.

5.Обработка материала, получение результата, анализ.

6.Оформление результатов проекта.(альбом, спектакль, памятка, учебное пособие…)  7.Защита проекта.

Длительность выполнения проекта Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте,  целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена. Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1–2 классе  желательно ограничить 1–2 неделями. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев.

 Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали, но иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте .(3-4 классы)

После защиты проекта, изготовленные изделия можно подарить людям, оформить выставку проектных работ. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили. В начальной школе должен быть поощрен каждый, кто участвовал в проекте.

 В результате работы над проектными заданиями,   я  убедилась, что проектное обучение даёт хорошие результаты  воспитания и обучения детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными», получают опыт познавательной и учебной деятельности. Вот поэтому я использую в обучении в начальных классах метод проектов. Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму.

 Литература: Белобородов Н. В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006. Е. Н. Учебные проекты младших школьников. \Начальная школа. — 2005. — № 9. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе.\Агеева Л. В. Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС

.

                                                                     

 

.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод учебного проекта в рамках введения ФГОС

В данной работе показано как можно организовать проектную   деятельность детей и применять её в новых условиях введения ФГОС....

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

"Метод учебного проекта"

Изучение влияния использования технологии проетной деятельности на уроках математики в начальной школе на процесс усвоения учебного материала детьми....

Метод учебного проекта в начальной школе (научно-методическая разработка)

Данная научно-методическая разработка описывает использование метода проекта на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....

Методический проект: «Применение метода учебных проектов при обучении математике в начальных классах»

Методический проект«Применение метода учебных проектов при обучении математике в начальных классах» 1. Актуальность педагогического опытаВ сентябре 2014 года мне предстоит принять 1-ый...

« Использование метода учебного проекта в практике работы учителя начальных классов»

Статья  на тему Использование метода учебного проекта в практике работы учителя начальных классов...

Статья на тему: «Использование метода учебного проекта в практике работы воспитателя ГПД»

Группы прoдленнoгo дня в шкoле являются неoбходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов. Продленный день в школе способствует формированию воспитывающей образоват...