Методическая разработка классного часа "Многогранный мир профессий" 7 класс
план-конспект

Могучая Наталья Николаевна

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Многие люди в той или иной форме задают себе вопрос: «Зачем мне трудиться?». В старших классах тема профориентации  актуальна.Цель занятия: развитие творческого потенциала у учащихся для выбора профессии, приложение творческих способностей к той или иной деятельности. Данная разработка может быть полезна классным руководителям 6-8 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Приморская средняя общеобразовательная школа»

C:\Users\Школа\Desktop\Приморская СОШ_Конкурс_Метод. кейс кл. рук\83723879.jpg

Методическая разработка участника

муниципального этапа областного дистанционного конкурса

«Методический кейс классного руководителя»

Автор-составитель: Могучая Наталья  Николаевна, 1979 г.р.,

классный руководитель  7 класса

с. Приморск, 2021

Номинация: классный час в 7 классе

Тема: «Многогранный мир профессий»

Форма проведения: устный журнал

Адресат: учащиеся 12-13 лет

Цели классного часа:

1. Образовательные:

  • дать учащимся представления о профессиях;
  • уметь ориентироваться в современном мире профессий.

2. Воспитательные:

  • формирование познавательного интереса, связанного с выбором профессий;
  • воспитание устойчивого положительного отношения к труду.

Задачи классного часа:

  • расширить знания подростков о мире профессий;
  • стимулировать размышления подростка о собственных перспективах личностного самоопределения;
  • помочь в отношении профессионального самоопределения.

Оборудование: телевизор, ноутбук, презентация, видеоролик с фрагментом сценки учащихся 4 класса, карточка с заданиями, сообщения, подготовленные учащимися,  плакат для стенгазеты.

Ход классного часа

1. Интерактивная беседа по теме.

Классный руководитель: Добрый день, ребята! Каждому из вас, рано или поздно предстоит начинать самостоятельную, взрослую жизнь. Всё изменится в вашей жизни, каждый выберет для себя свою дорогу. Будет хорошо всем, если слова о том, что нужно жить не только для себя, но и для людей, которые рядом с вами – вы будите помнить всегда.

Классный руководитель: Сегодняшний классный час мы начнем с просмотра видеофрагмента классного часа в 4 классе, который был посвящен теме «Мир профессий». Внимание на экран.

                             (Видеофрагмент классного часа в 4 классе)

Классный руководитель: Итак, ребята, услышали ли вы от учеников младших классов вопрос адресованный вам?

Дети: Кем быть? Какую профессию выбрать?

Классный руководитель: Да, все верно! Скоро вам предстоит окунуться в этот взрослый мир и выбрать свое место в нем. Времени на выбор будет отпущено совсем немного, поэтому присматриваться к разным профессиям нужно уже сейчас. «Многогранный мир профессий» - так называется тема нашего классного часа.

Классный руководитель: В современном мире насчитывается более 40 тыс. профессий:

  • важно суметь разобраться в этом многообразии;
  • узнать, чем занимаются люди данной профессии;
  • познакомиться какие качества необходимо вырабатывать для своей будущей профессии;
  • учитывать собственные интересы и способности.

Как видите, трудно ориентироваться в современном мире профессий, но мы всё-таки попробуем. Это и будет целью нашего занятия: научиться ориентироваться  в современном мире профессий.

2. Игра «Виды профессий».

 Классный руководитель: На прошлой неделе вам было дано задание: подобрать материал на темы «Модные профессии», «Профессии, которые всегда нужны», «Самые отважные профессии». Для этого вы поделились на3 команды.

 Как и в любой игре, необходимо как-то назвать свою команду. Поэтому мы проведём игру, которая называется «Виды профессий». Каждая команда вытянет одну букву алфавита, придумает на эту букву профессию и покажет её особенности другим группам (пантомимой, жестами, мимикой).

Остальные команды должны отгадать название профессии.

(Представитель от каждой команды подходит к столу, где разложены все буквы алфавита, вытягивает любую; команда совещается, показывает, остальные группы отгадывают профессию).

Придуманные вами профессии и составят название команды.

Итак, у нас появились следующие команды________________________________________________________________.

3. Образовательный блок.

Классный руководитель: Ребята, подумайте и назовите мне 5 слов, которые связаны с трудовой деятельностью? С этими словами вы встречались на уроке обществознание.

Дети: труд, специальность, профессия, работа, заработок.

Классный руководитель: Внимание на экран. (Слайд 1,2,3).

ПРОФЕССИЯ – устойчивый и относительно широкий род трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием.

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – это конкретный вид деятельности в рамках какой-либо профессии. Например, в профессию «врач» входят такие специальности, как терапевт, хирург, окулист, педиатр и еще несколько десятков конкретных профилей деятельности, а в профессию «слесарь» - такие, как сантехник, электрослесарь, слесарь по ремонту подвижного состава и др.

ДОЛЖНОСТЬ – это конкретный трудовой пост в организации. Встречаются должности, которые могут занимать только представители вполне определенной профессии. Так, участковым врачом в поликлинике имеет право только тот, чья профессия – врач-терапевт. Но некоторые должности могут быть занимаемы и представителями различных профессий. Скажем, менеджером по кадрам на предприятии бывает и психолог и юрист.

Профессия, специальность, должность – это разные понятия; обычно в рамках одной профессии можно приобрести несколько специальностей, также возможно занять разные должности.

4. Игра «Эрудит».

Разбейте слова на 3 группы: Профессия, специальность, должность.

Стоматолог, директор, врач, скрипач, учитель литературы, отоларинголог, учитель, педиатр, хореограф, преподаватель, главврач, музыкант, министр.

5. Физминутка «Делаем зарядку».

6. Работа в группах.

Классный руководитель: Теперь я предоставляю слово вам, ребята, но перед этим я предлагаю, тот материал, который вы подготовили оформить в виде стенгазеты и назвать ее «Многогранный мир профессий», для того чтобы передать ее 4 классу, чтобы они могли поближе ознакомиться с профессиями.

Команда «Хореографы»: Мы выбрали тему «Модные профессии».

Самые «модные» профессии: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, спикер, эколог и т.п.

Веб-дизайнер – человек творческой профессии, совмещающий мастерство художника, программиста и творца.

Эколог – специалист в области биологических систем, охраны окружающей среды.

Команда «Визажисты»: Мы выбрали тему: «Профессии, которые всегда нужны».

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, полицейский, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

Учитель – это педагогическая профессия и должность в системе общего и профессионального образования, направленная на сотворение и самоопределение личности в культуре, утверждение человека в человеке.

Земледелец – который занимается сельским хозяйством, а именно – готовит и обрабатывает землю для выращивания полезных растений.

Команда «Повара»: Мы выбрали «Самые отважные профессии».

Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.

Пожарный – одна из самых сложных профессий в мире. Можно научиться лазить по выдвижной лестнице, пользоваться противогазом, двигаться в густом дыму, бегать, прыгать, поднимать тяжести… но самое трудное – это в каждое мгновение быть готовым рисковать своей жизнью, чтобы спасти чью-то другую.

Космонавт – это специально подготовленный человек, который обладает специальной подготовкой и с помощью космического корабля совершает полеты в космос. История профессии.

В апреле 2021 года в России будет отмечаться 60-я годовщина первого полета человека в Космос. Это большой праздник для всей страны и жителей нашего региона. Ребята подготовили книжки-малышки под названием «Первый полет человека в космос» для наших младших школьников в подарок.

Классный руководитель: Ребята, в нашу стенгазету я внесу еще одну рубрику под названием «Забытые профессии».

Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.

Шорник – специалист по изготовлению конской упряжи. Шорники, как правило, изготовляют из кожи сбрую, ремни, чемоданы, дорожные мешки и отделывают конные экипажи.

Бондарь – ремесленник, выделывающий бочки и другие ёмкости из дерева, иногда мастер по изготовлению корабельных мачт.

Классный руководитель: Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, более 40 тыс., но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на, то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.

7. Проблемная ситуация «Чей это выбор?».

Классный руководитель: Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?». И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?

Дети:

«Давят» родители.

Идут за модой.

Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

Выбирают «за компанию».

Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

Подражают героям кино и телесериалов.

Классный руководитель: Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

8. Мини-лекция «Формула выбор профессии».

Классный руководитель. Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину (пишет на доске: а х b = S)? (Площадь классной комнаты.)

Классный руководитель: Все верно! Я хочу поделиться с вами одним секретом «Выбор правильной профессии».

 На столах у вас лежат карточки со словами, прочитайте их.

 Дети:  «Хочу», «Могу» и «Надо»?

«Хочу» - это все, что мне нравится, к чему лежит душа.

«Могу» - это все, что мне по силам, по способностям.

«Надо» - это все, что нужно для общества, страны.

 Классный руководитель: А что получится, если, я эти величины сложу?

 Дети: Формула.

 Классный руководитель: Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии.

Осознанный выбор — это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).

9. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!».

Классный руководитель: Как же работает формула осознанного выбора профессии? Сейчас вы попробуете сами это объяснить.

(К доске выходят ученики, читают или произносят тексты.)

Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи – стану швеей.

Ученик 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец – водитель. Может быть, и я стану водителем.

Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь – стану репортером.

Классный руководитель: Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

10. Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель: Какие чувства остались после классного часа? Какие открытия вы для себя сделали?

Примерные ответы детей:

Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать сознательно.

Открыл, что в мире более 40 тыс. профессий. Пока не знаю, какую выбрать.

Главное открытие – узнал интересного о профессиях.

11. Заключительное слово.

Классный руководитель. Выбор профессии — это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы, ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

 А закончить классный час мне хочется стихотворением:

На земле очень много профессий.
О профессии каждый мечтал.
Есть профессии – нежная песня.
Есть профессии – литый металл.
Но всегда – и как было когда-то,
И сейчас в двадцать первый наш век –
Я хочу пожелать вам, ребята…
Чтобы вырос из вас Человек!

Все молодцы! Удачи вам ребята!

Библиография

  1. Е.А. Климов. «Как выбирать профессию». Кн. для учащихся старших классов средней школы. — 2-е изд., доп. и дораб. — М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  2. Р. Каверина (сост.):  Мир профессий: Человек – человек. - М.: Молодая гвардия, 1986. — 300 с.: ил.
  3. З.Б. Мухамеджанова. «Профориентация школьников. Возможности проектной деятельности». Журнал начальная школа, № 5 2014 года, стр. 40-41.
  4. В.Д. Пекелис. «Твои возможности, человек!»: сборник статей. - М.: Колос, 2009.

   

Интернет-ресурсы

  1. https://urok.1sept.ru/articles/606894

  1. https://b-mag.ru/samye-perspektivnye-professii-rynka-truda-2020-2025-goda/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа во 2 классе. Тема. Умей дружить.

Цели.1.Выявление представления детей о том, что такое дружба  и каким должен быть настоящий друг.2.Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу.3.Содействие ...

Методическая разработка классного часа во 2 классе "Береги своё время и время других". Презентация.

Методическая разработка классного часа во 2 классе, презентация...

Методическая разработка классного часа для 2 класс"Матрёшка", построенная в форме защиты проекта.

Классный час построен в форме защиты информационного проекта. Соответствует требованиям стандартов 2 поколения....

методическая разработка классного часа в 4 классе по теме:"Здоровый ребенок в здоровой семье".

методическая разработка классного часа в 4 классе по теме:"Здоровый ребенок в здоровой семье".Пропаганда здорового образа жизни, сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровом...

Методическая разработка классного часа во 2 классе посвященная Великой Отечественной Войне.

Методическая разработка классного часа во 2 классе  посвященная Великой Отечественной Войне на тему: «Дорогами войны в мирное будущее…»...

Методическая разработка классного часа в 1 классе "Я здоровье - сберегу, сам себе я - помогу!"

Цель классного часа: подвести детей к определению "здоровье", ЗОЖ.Задачи. Здоровье и его отличие от болезни; вырабатывать стремление всегда быть здоровыми, уметь быстро поправить своё здоровье - помоч...

Методическая разработка классного часа в 4 классе «Государственные символы России»

Классный час для учащихся 4 класса по теме:«Государственные символы России»Цели: воспитание чувства гражданства, знакомство с символикой страны; развитие речи, памяти и логического мышления учащихся.Г...