Компьютерные игры.
статья

Куликова Елена Петровна

Компьютерные игры - это хорошо или плохо?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompyuternye_igry.docx39.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Компьютерные игры.

     Спор о полезности или бесполезности компьютерных игр продолжается с момента их появления и по сей день. Дело не в злых или добрых компьютерных играх. Полезные навыки, приобретаемые в играх, весьма спорны, победы в компьютерной игре не научат вождению машины, стрелялки не имеют отношения к меткой стрельбе, битвы с толпами орков не воспитают мужества.

     Данные многих исследований показывают, что у компьютерных игр есть и свои плюсы: они развивают способность к визуализации и пространственному мышлению, улучшают зрительную память.

     Но все эти «плюсы» и «минусы» — частности по сравнению с тем, что компьютерные игры дают принципиально иной опыт взаимодействия с окружающей средой, который переносится и на взаимодействие с настоящим, не виртуальным миром.

Главное следствие компьютерных игр — иное ощущение реальности.

Реальный мир подростки воспринимают как реалистичную модель мира виртуального, идеальное место для того, чтобы испытать свои сумасшедшие идеи и посмотреть, что получится. В поисках решения они склонны прибегать к стратегии проб и ошибок, ведь именно этому учат игры. Не получилось — перезагрузись и пробуй ещё раз, у тебя обязательно получится!

     Ощущение всемогущества, свобода манипулирования — ещё одна ловушка для души и благодатная почва для взращивания эгоцентризма.
Формируется синдром виртуальной всесильности.

      Компьютерная зависимость по сути - это специфический вид эмоциональной зависимости. Эмоциональная зависимость обычно связана с конкретными людьми. В компьютерной зависимости способом общения с людьми является компьютер. Он становится основным проводником, посредником между человеком и внешним миром, основным источником общения.

Поэтому компьютерной зависимости может быть подвержен любой человек, так как для нас, как социальных существ, общение является необходимым условием полноценной жизни. А для подростка общение — один из ведущих видов деятельности, выступающий основным источником развития личности.

     Как формируется компьютерная зависимость? Если у человека есть какая-то  неудовлетворённая потребность, то он ищет способы её удовлетворения. Чаще, в норме, одну и ту же потребность человек удовлетворяет разными способами. Но если у него нет возможности удовлетворить свою потребность другими способами и компьютер становится единственной возможностью для этого, тогда и появляются предпосылки для формирования зависимости.

А дальше зависимость формируется по следующему алгоритму:

1.  Компьютер — основной способ удовлетворения какой-то потребности.

2. Компьютер — основной или даже единственный способ удовлетворения большинства жизненных потребностей.

3.Компьютер сам становится потребностью, более приоритетной, чем базовые потребности.

     В реальности у подростка существует неудовлетворённая потребность, скажем, в привязанности. Ему трудно устанавливать контакт и завязывать отношения. Или не удовлетворяется потребность в защищённости: в семье не всё благополучно и стабильно, папа — довольно жестокий человек. Подросток начинает играть в популярную онлайн-игру. Он вступает в клан, у него появляется жена, и они даже играют свадьбу. Проходя разные уровни, он получает всё больше возможностей и защит, что делает его практически неуязвимым («убили – воскрес»). В итоге — иллюзия того, что он — супергерой с успешными отношениями.
    Каким путём ребёнок приходит к зависимости можно ли её обойти? С появлением компьютера в жизни ребенка он проходит 
несколько стадий формирования отношения к нему:

1. Интерес

2. Увлечённость. 

3. Зависимость.

4. Привязанность.

     При нормальной ситуации развития застревания на стадии привязанности не происходит, она является временным, ситуативным этапом в жизни подростка, спровоцированным склонностью к максимализму («только тут и нигде больше!»), и довольно быстро подросток переключается на другие сферы своей жизни, где компьютер — важная, но всего лишь одна из многих. Но так происходит не всегда. И тогда подросток останавливается на стадии зависимости. Это можно понять по ряду признаков.

     Признаки компьютерной зависимости:

1. Повышение эмоциональности, возбуждение при виде компьютера.

2. Раздражительность, снижение тонуса при отсутствии компьютера.

3. Шантаж, конфликты в ответ на запрет компьютера.

4. Предпочтение компьютера другим видам досуга, общению.

5. Снижение успеваемости.

6. Отказ от выполнения домашних обязанностей.

7. Нарушение сна, ухудшение самочувствия.

8. Проведение ночи за компьютером.

9. Злоупотребление кофе, энергетиками.

10. Пренебрежение личной гигиеной.

11. Еда за компьютером или забывание о еде.

     Если вы наблюдаете два-три признака и их характер ситуативный, то вряд ли стоит беспокоиться. Кто из нас не вспомнит, что хотя бы раз в жизни просидел всю ночь или её большую часть за компьютером, и не из-за того, что нужно было сделать неотложную работу. А вот если признаков больше и проявляются они регулярно, стоит обратить на это внимание. И в особенности если подросток пренебрегает базовыми потребностями (еда, сон, состояние здоровья, внешний вид).

Что делать?

Если признаки компьютерной зависимости налицо, важно в первую очередь сделать:

1. Провести анализ игр, интернет-ресурсов, которые увлекают ребёнка. Сыграть в них хотя бы раз. (Что это? Какие потребности это удовлетворяет?)

2. Провести анализ своей семейной ситуации. (Что заставляет ребёнка испытывать трудности в удовлетворении этих потребностей? Какие у ребёнка были интересы в более раннем возрасте?)

3. Сделать шаг навстречу ребёнку. (Помочь организовать досуг, наладить взаимоотношения со сверстниками, наладить контакт в семье.)

4. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть за компьютером не более часа в день, то и сам он не должен играть по три-четыре часа.

5. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер — не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребёнок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами.

6. Предложить другие возможности времяпровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.).

7. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т.д.).

8. Обсуждать игры вместе с ребёнком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребёнка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
9. В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, обращаться к психологам, в специализированные центры.

     Родительский характер общения со своим ребёнком нередко становится одной из причин формирования у него компьютерной зависимости.

Увы, чаще мы общаемся со своим ребёнком так: «Вместо того чтобы, иди лучше делом займись!», «Мне бы твои проблемы», «Выключи сейчас же!» Предлагаем попробовать вот так: вместо «Встань из-за компьютера!» сказать - «Привет, как твои дела? Что нового?», вместо: «Займись делом!» сказать - «Слушай, я так соскучился! Давай что-нибудь придумаем вместе!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Компьютерные игры-добро или зло"

Классный час для учащихся о вреде компьютерных игр....

Нет - компьютерным играм, да - подвижным!

Различные варианты игр помогут вам провести с пользой свободное вермя!...

Компьютерные игры

Презентация-исследовательская работа учащихся под руководством учителя.Используется для проведения классного часа...

Компьютерные игры. Советы для родителей.

Невозможно решить проблему компьютерных игр простым запретом. Как и любое изобретение, компьютерная игра может быть благом, а может – злом. Презентация знакомит родителей с возрастной сертификацией ко...

Компьютерные игры. Психологические проблемы.

Ребёнок познаёт себя и мир в игре. Компьютер вытесняет традиционную игру, в том числе коллективную игру со сверстниками, столь необходимую для психического становления и личностного развития. Материал...

Консультация для родителей учащихся "Компьютерные игры в жизни наших детей"

Материал содержит информацию о плюсах и минусах компьтерных игр в жизни ребенка....