"Образовательный квест в детском оздоровительном лагере"
методическая разработка (3, 4 класс)

Силуянова Надежда Владимировна

В детском оздоровительном лагере, где проводится множество  познавательных, творческих, спортивных, туристских, трудовых дел, хорошей формой  позвания и творчества является квест. Только надо помнить, что игра по станциям, игра по стрелкам и КВЕСТ - это совершенно разные формы работы. Квест, который я представляю, называется "Две пятёрки" - он особый т.к. посвящается 55-летнему юбилею лагеря "Орлёнок". Участвуя в квесте, дети близко знакомятся с историей своего лагеря, начинают легко взаимодействовать, потому что все задания надо решать вместе, выполняют задания различной степени сложности, учатся работать в команде и становиться командой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvest_dve_pyatyorki.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

 «Образовательный квест

в детском оздоровительном лагере»

Автор:

Силуянова Надежда Владимировна,

педагог- организатор

ГБУ ДО ДТ «У Вознесенского моста»

Адмиралтейского района

города Санкт-Петербурга

Введение

                Данная работа посвящена исследованиям, лежащим в области педагогики, и касается вопросов организации и проведения образовательного квеста в детском оздоровительном лагере, в основе которого – подготовка  к приближающемуся 55-летнему юбилею лагеря. Название  квеста – «Две пятёрки», что говорит о «круглой» юбилейной дате учреждения дополнительного образования, и эта тема раскрывается через нахождение фотографий лагеря разных периодов его существования, по которым и проводится поиск-игра, и раскрытие его истории.

Актуальность. Актуальность моей работы в том, что данный материал помогает педагогам в игровой форме включить детей в изучение истории любого учреждения (школы, здания, предприятия…), а детям через игру включиться в изучение истории родного края.

Цель: способствовать формированию у детей младшего и среднего школьного возраста позитивной мотивации к изучению родного края.

Задачи: развитие социальной активности детских коллективов, стимулирование творческой инициативы и развитие коммуникативных навыков участников программы;

               развитие у детей способностей коллективного решения задач, приобретение опыта командного взаимодействия;

                 сбор данных, исторических материалов по теме, их систематизация, обмен результатами, подготовка выставки к юбилею лагеря;

                 создание условий для ощущения праздника.

Объект исследования – детское игровое пространство.

Предмет исследования – история детского оздоровительного лагеря.

        В современном образовательном процессе всё чаще появляются  новые технологии и формы взаимодействия педагогов с учащимися, вовлекаются в этот процесс взрослые: педагоги, родители, друзья, и главное, что лежит в основе всех этих технологий, - это  процесс активизации самостоятельной деятельности, самое активное участие в этом детей и взаимодействие их со взрослыми, умение находить точки соприкосновения и на равных решать возникающие проблемы. Интерактивные формы работы самым лучшим образом помогают в этом  процессе, а из них большую популярность приобрели квесты, которые в работе с детьми носят образовательный характер.

        Квест в детском лагере - это мероприятие, имеющие в основе игровой «механики» систему «загадок» и «ключей», которые приводят игрока к одной или нескольким логически выстроенным развязкам. Квест может иметь свой собственный сюжет, может проводиться как в строго ограниченном, так и в условно неограниченном пространстве, может иметь возможность взаимодействия игроков между собой или с непосредственными героями сюжета и может служить средством освоения игроком (ребенком) знаний и умений, предлагаемых педагогической целью смены.

        Главный элемент квеста – «загадка». Участники могут знать или не знать, что ищут  в конце, но деятельность участников квеста будет связана с разгадыванием загадок, поиском шифров и их дешифрованием, поиском кодов и их использованием и многое другое. Важно понимать, что слово «загадка» — это условное обозначение, которое просто характеризует этот важный элемент. Загадка может иметь вид текста, цифрового кода, картинки, пантомимы, QR-кода, поведения героя в контексте сюжета – чем угодно! Поле для творчества неограниченно. На каждую «загадку» есть своя «отгадка».  

        Второй элемент квеста – система «ключей», которая приводит к конкретному результату. Каждая отгаданная «загадка», каждый найденный «ключ», каждое расшифрованное послание провожают участников на 1 шаг вперед к развязке квеста. Причем, последовательный поиск и разгадка тоже являются условностью, а «ключ» - это не конкретное металлическое изделие, а вполне не всегда предсказуемый элемент программы.

        Главная ценность квеста как формы – эмоциональная особенность игры.        Главная ценность квеста в условиях детского

лагеря – его возможности. Кроме того, что сам по себе квест

заставляет мозг работать, соображать, подключать все резервы, он является средством усвоения ребенком информации. Какую

информацию будут получать и усваивать дети?  Можно взять любую тему и заключить в квест сведения из учебника истории, сбор вещей в поход, литературные повествования, театральные поиски и постановки, -  главное, не забыть все это заключить в систему «загадок» и «ключей». Иначе получится довольно скучная игра по станциям.  Плохо организованный квест хорошей игрой по станциям не станет.

        Кстати, а чем отличается квест от других форм, к примеру, концертной программы или сюжетно-ролевой игры?

        Именно и только системой «загадка-ключ». На ней все и построено. Загадки могут быть и в конкурсно-игровой программе. Но там оценивается количество или скорость отгаданных загадок, а не тот результат, к которому они привели. Потому что разгадка загадок будет конкурсом. Даже в плей - листе танцевально-развлекательной программы при желании можно зашифровать послание. Только главный элемент в этой программе все же танцы и развлечения.  А главный элемент квеста – система «ключей», зашифрованных в загадках. 

         Кроме того, квест почти всегда обличен в сюжет.  Будь это сказкой, мотивом фильма, мультфильма, книги – все это только помогает участнику влиться в процесс. Заинтересоваться сначала «оберткой» конфеты, именуемой квестом, а затем перейти к освоению содержимого.  С точки зрения педагогики именно содержание  является главной ценностью.  На организацию педагогического процесса в лагере не так много времени – максимум 21 день. Так стоит ли тратить его на увлекательные и отлично организованные квесты, не имеющие при этом определенной педагогической цели?

Зачем нам нужны квесты? Любая форма мероприятий, которые берутся на «вооружение» на смене, есть не что иное, как рабочий инструмент педагога. У каждой формы есть свои неизменные функции, которые они выполняют. И у квеста есть несколько основных функций:

—  Содействие реализации педагогической цели смены. То есть создание такой среды, которая помогает формированию у ребенка нравственных качеств, различных видов мышления, морально-ценностных ориентиров, коммуникативных навыков и пр. (конкретно исходя из цели смены). Эта функция носит первоочередной характер. А иначе, зачем нам вообще эти мероприятия?

— Развитие сюжета смены – поддержание эмоциональной атмосферы, стройности и последовательности сюжетной линии в понимании ребенка

— Командообразование – способствование формированию временного детского коллектива, профилактика конфликтных ситуаций.

                Квест-игра «Две пятёрки» приглашает всех участников  погрузиться в увлекательный и неизвестный им мир истории своего лагеря, пройдя по его территории и встретившись с сотрудниками лагеря, работающим  здесь много лет, разыскав интересные места и факты из истории и нынешнего дня лагеря, составить полную картину этого замечательного уголка родного русского Севера.

                Квест «Две пятёрки», соблюдая все условия этой программы, имеет систему «загадок», которыми являются  чёрно-белые фотографии лагеря (почти исторические!), в котором отдыхают дети, разных периодов его существования. «Ключи» - те выполненные задания, которые приведут к получению результата:  буквы, цифры, фразы и пр., из которых складывается главная фраза

(в данном квесте участники команд должны будут из полученных букв сложить фразу «Впереди юбилей» (13 букв)

                Особенности и условия реализации программы.

В квесте принимают участие все отдыхающие в лагере дети, в возрасте от 7 до 15 лет. Команды - до 10 человек, примерно одного возраста. Задания и маршруты в зависимости от возраста участвующих детей могут корректироваться.

        За выполнение заданий на точках поиска команды получают цветные открытки (красные, синие, зелёные, жёлтые) – это своеобразная система оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». При подведении итогов игры оргкомитет подсчитывает количество баллов по этим открыткам.

        Реквизит: пионерские атрибуты и символы, проигрыватель и наборы пластинок с пионерскими песнями, портрет пионера-героя

Лёни Голикова, цветы, вазы, пилотки, георгиевские ленточки,

плакаты-эмблемы традиций лагеря, городки, музыкальный центр, фотографии разных пионерских и детских оздоровительных лагерей, книги на военную тематику в библиотеке лагеря, туристическая палатка, папки – скоросшиватели на каждую команду, канцелярские товары.

                Продолжительность программы – 2 – 2,5 часа.

                        Квест «Две пятёрки» проводится на территории детского оздоровительного лагеря и прилегающей к нему территории (лес, поляна, ближайший населённый пункт, река и т.п.)

                                 

Содержание

           На рабочем столе в детском центре лагеря - большое количество чёрно-белых фотографий разных лет, которыми заинтересовались члены детского совета и командиры отрядов.

          Каждый отряд выбрал по одной фотографии: дети в пионерской комнате (60-е годы), пионерский хор (70-е годы), смотр строя и песни (80-е годы), библиотека лагеря и другие. Эти фотографии – первые загадки и начало игрового маршрута. После общего сбора по поводу начала игры и напутствия на удачную деятельность, команды - участники квеста, догадавшись, куда следует двигаться, направляются по маршруту, где ищут «ключи» и выполняют задания, собирая результаты  своей деятельности и артефакты в общую папку команды.

                   Маршруты (примерные направления) квеста

  1.  Пионерия. Все детские лагеря страны родились в эпоху пионерской организации, о чём дети должны знать, ведь это большая страница в истории любого лагеря.

                Задание: прочитать ребусы «Символ» и «Атрибут» и  разделить предметы, приготовленные для игры, на символы и атрибуты пионерской организации (пионерский галстук, отрядный флаг, пионерский значок, флаг СССР, знамя дружины, гимн Советского Союза, торжественное обещание пионера – символы. Барабан, горн, пилотка, пионерский ремень, пионерская форма, лента знаменосца, лента правофлангового отряда, пионерские и октябрятские вымпелы  – атрибуты).

 2. Песни

        Задание: на пластинках с пионерскими песнями найти название любой знакомой пионерской песни, включить её на проигрывателе, прослушать и выучить её для будущего конкурса.

  1. Центральная аллея

        Задание: выучить пионерскую речёвку, выполнить строевые элементы к смотру строя и песни.

              4. «Имя героя». Во времена деятельности пионерской организации многим пионерским отрядам и дружинам присваивались имена пионеров-героев, было присвоено почётное имя и пионерской дружине лагеря «Орлёнок». Она носила имя Лёни Голикова.

        Задание: узнать из книг о пионере-герое Лёне Голикове, сделать постановочную фотографию с портретом героя.

             5. Летняя эстрада (бывшая). Узнать и догадаться по фотографии, что здесь было раньше.

        Задание: Подготовиться к флэшмобу «Орлята учатся летать»

            6.Скульптура орла – памятное место лагеря.

        Задание: Найти в лагере предметы, вещи с изображением орла (баннер, бейсболки детского совета, вожатские футболки и бейсболки, галстуки с эмблемой лагеря), логотип лагеря, грамоты лагеря и т.п.)

           7. Клуб лагеря

        Задание: на разных фотографиях найти виды только лагеря «Орлёнок».

           8. Библиотека

       Задание: по ребусу найти книгу, а в ней на странице, соответствующей возрасту лагеря (54), прочитать шифровку.

           9. Костровая площадь (линейка)

       Задание: вспомнить о традициях и законах лагеря по ассоциациям-эмблемам:

                        Часы – «Закон времени»

                 Раскрытая ладонь – «Закон тишины»

                Замок – «Закон территории»

                Свеча – «Свечка» - подведение в отряде итогов дня

                Галстук – посвящение в «орлята»

                Барабан – отряд барабанщиков

                Фотоаппарат – студия журналистики

                Коза – контактный зоопарк

                Орёл – переходящий приз за чистоту в отряде

                Поющая птичка – фестиваль творчества

                Красная бейсболка – детский совет

                Пирог – на линейке закрытия лучшие отряды награждаются большим пирогом.

        Задание: нарисовать символ закона о вожатской комнате

            10. Отрядная территория

                Задание: каждому участнику команды отправиться на

уборку территории, принести мусор в отрядный мусорный мешок.

           

               11. Спортивная площадка

        Задание: назвать фигуры в игре городки – любимой в прошлом игре лагеря («колодец», «пушка», «вилка», «звезда», «стрела», «рак», «письмо», «самолёт», «коленчатый вал», «артиллерия», «ракетка», «часовые», «пулемётное гнездо», «серп», «тир»). Выбить 7 фигур, в которых можно обнаружить цифры 1, 9, 6, 5.  Сложите четырёхзначное число. Что оно обозначает? (год рождения лагеря: 1965).  

                 12. Поход

        Задание: поставить на время туристскую палатку. В палатке найти послание туристам (рисунчатое письмо). Расшифровать его.

               13. Подарок

        Задание: написать (нарисовать) варианты подарков детей лагерю к его 55-летию (книги, фотографии, воспоминания родителей, сувениры…)

                                Финал  квеста

        Все отряды, после прохождения по маршруту, встречаются на общем сборе на костровой площади лагеря и складывают ключевую фразу, которая получилась у них, из букв на цветных открытках. Подводится итог этой работы. Команды сдают свои папки с документами и оценками работы на площадках.

        Проводится кольцовка пионерских песен, выученных командами на точке «Песни» (по 1куплету).

        Исполнение пионерских речёвок.

        Флэшмоб «Орлята учатся летать».

                                Последействие

         По окончании квеста и подведения его итогов,  лучшие работы, выполненные детьми, найденные новые исторические материалы займут почётное место на выставке, посвященной 55-летнему юбилею  лагеря, которая будет действовать в течение всего юбилейного лета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Летние каникулы» детского оздоровительного лагеря дневного пребывания «Город здоровья»

Лето – замечательная пора отдыха детей.Цель проекта программы лагеря дневного пребывания - это полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие во время летних канику...

Детский оздоровительный лагерь.

Представлены материалы по организации летнего отдыха детей в школьном оздоровительном лагере....

Презентация детского оздоровительного лагеря

Гимн детского оздоровительного лагеря "Мечта", презентация...

Дополнительная образовательная программа детского оздоровительного лагеря

Дополнительная образовательная программа летнего оздоровительного лагеря "Приключения на обитаемых островах" расчитана на детей начальной школы.Была успешно реализована в течение одной из летних смен ...

Программа работы детского оздоровительного лагеря.

Программа работы детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием, имеет профориентационную направленность....

Программа детского оздоровительного лагеря юных экологов "Бабочка над заливом"

Организация отдыха, оздоровления и занятости детей является одной из важнейших задач государства. Государственная политика в сфере оздоровления и отдыха детей в последние годы строится так, чтобы дети...

Технологии организационного периода в детском оздоровительном лагере

Всё прочнее входят в нашу жизнь городские лагеря. Важным и наиболее трудным считается организационный период работы. В данной методической разработке предлагаются различные технологии по организации ж...