"Ознакомление младших школьников с основами пожарной безопасности"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Шкуратова Валентина Алексеевна

По своим трагическим последствиям пожары не уступают эпидемиям, засухам и другим природным стихиям. Огонь оставил следы в истории всех народов и эпох. Работая воспитателем в группе продленного дня, провожу мероприятия по пожарной безопасности. Целью этих мероприятий является- расширить и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожаров, научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях при пожаре.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шкуратова В.А.

воспитатель

ГБОУ школа №3 Красногвардейского района г. С. Петербурга

Ознакомление младших школьников с основами пожарной безопасности

Свою педагогическую деятельность в качестве воспитателя группы продлённого дня я начала несколько лет назад. В своей повседневной деятельности всегда руководствуюсь вот таким высказыванием. «Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в самом ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «Я» и отделил себя от окружающего мира» (Д.И. Писарев)

Основные задачи группы продленного дня:

  • помочь учащимся в усвоении образовательных программ;
  • развивать познавательные процессы и интересы личности;
  • развивать основные нравственные качества личности ребенка;
  • развивать коммуникативные отношения ребенка;
  • развивать мыслительные процессы, творческие способности;
  • укреплять здоровье и прививать навыки личной гигиены;
  • формировать полезные привычки;
  • развивать жизненные компетенции у детей;
  • воспитывать силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость;
  • воспитывать чувство коллективизма.

Работа в группе продленного дня осуществляется по нескольким направлениям. Одно из направлений - развитие жизненных компетенций у детей о безопасном обращении с огнем.

Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, скольким неожиданным опасностям подвергается человек на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой участие должны принимать не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье граждан.

Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в младшем школьном возрасте. Одной из основных задач в работе с младшими школьниками является обучение правилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в случае пожара.

Обучение детей правилам пожарной безопасности входит в предмет основы безопасности жизнедеятельности.

Что для ребенка опасно, а что безопасно? Все определяется из опыта. Дети доверчиво следуют примеру взрослых и внимают их поручениям. Поэтому, как поступить и чему научиться, - надо хорошо подумать. Безобидная, кажется, привычка учить детей счету на спичках. Однако, она очень пагубна.

Афанасьев К. в своей работе отмечает, что у детей, начиная с 4-5 -летнего возраста, необходимо воспитывать навыки осторожного обращения с огнем. Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок осознал, что спички - не игрушка, а огонь - не забава, чтобы у него сложилось впечатление о пожаре как о тяжелом бедствии для людей. Разговор о шалости, неосторожном обращении детей с огнем не нов. Кое-кто может сказать: «А стоит ли возвращаться к этой теме? Нужно ли повторять, что спички в руках ребенка - опасная, а порой смертельная игрушка?» Некоторые скажут: «Не стоит, тема уже избита». Но данные статистики пожаров «кричат» обратное – «тема ЗАБЫТА», потому что количество пожаров от детской шалости с огнем не уменьшается, а в некоторых районах даже растет. На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальные ценности. Поэтому следует снова и снова возвращаться к этой теме. Главная цель обучения — сформировать у детей чувство опасности огня, привить навыки безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в случае пожара.

Задачи:

  • формировать системные представления об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека, об использовании электричества в промышленных целях;
  • познакомить с правилами противопожарной безопасности, сформировать привычку их соблюдения.

Обучение детей правилам осторожного обращения с огнем педагогические коллективы школ должны рассматривать как основную часть общевоспитательной работы, при этом тесно связывать процесс обучения с нравственным воспитанием – одной из главных задач всестороннего развития детей.

Различные исследования доказывают, что достижение этой цели может быть только при знании психологии о возрастных особенностях детей, а также соответствующей методики воздействия на детскую душу. Только при соблюдении этих условий и при систематической работе в этом направлении, учитывающей все нюансы соответствующей возрастной группы, можно сформировать основы пожарной безопасности.

Нельзя забывать при этом об особенностях работы с детьми, в частности, о том, что она не может опираться на застывшие стандартные формы, которые детям быстро надоедают и вместо ожидаемого эффекта нередко дают нам отрицательный результат.

Формы работы с детьми могут быть самыми разнообразными. Ее результат зависит от профессиональных качеств педагога, степени учета им индивидуальных, возрастных особенностей детей, арсенала методических средств и приемов, приемлемых для детей каждой возрастной группы.

При ознакомлении младших школьников основами пожарной безопасности можно использовать следующие формы работы: познавательные занятия; экскурсии в пожарную часть; показ видеофильмов на пожарную тему; продуктивная деятельность детей; викторины на противопожарную тему; спортивные развлечения, праздники; составление альбомов «Народное творчество о пожаре»; беседы о труде пожарных; заучивание стихов; конкурс эрудитов; выступление пожарного инспектора.

Дети – наше будущее, и забота об их здоровье, в котором немалое место отведено профилактике детской гибели и травматизма при пожарах, должна исходить от всех без исключения взрослых. Ведь пожарная охрана только своими силами не может в полной мере обеспечить предупреждение пожаров от шалости детей с огнем.

Творчество и фантазия педагогов неисчерпаемы. Осознавая свое педагогическое предназначение, они создают все условия, чтобы помочь, научить детей безопасному обращению с огнем. А при поддержке родителей и сотрудников Государственного пожарного надзора эта задача для них становится выполнимой и совсем не сложной.

Список использованной литературы:

Афанасьев К.Я. буду пожарным // Основы безопасности жизнедеятельности - 2004 г. - № 7-8.

Безопасность жизнедеятельности / под редакцией Э.А. Арустамова - М., 2009.

Кузнецова Е. Детские шалости, не детские беды // Основы безопасности жизнедеятельности - 2006 г. - №5.

Угасаев А.А., Березин А.Н. Школа безопасности - М. 1997 г.

Широкова С. Программа: основы безопасности детей дошкольного
возраста // Основы безопасности жизнедеятельности - 2004 г. № 7-8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация по основам пожарной безопасности на тему: «Пожарная безопасность. Служба спасения 01»

Цели:- познакомить детей с правилами пожарной безопасности;- предупредить баловство детей с огнём.Задачи:- научить детей быстро оценивать опасную ситуацию, принимать оптимальное решение для её преодол...

Урок – презентация по основам пожарной безопасности. Познакомить с профессией пожарного, учить детей ценить мужество и героизм людей этой профессии

Роль огня в жизни человека: как положительная, так и отрицательная. Знакомство с профессией пожарного, Составление  памятки, как вести себя при пожаре...

урок -презентация по основам пожарной безопасности "Огонь ошибок не прощает!"

В начальных классах необходимо формировать знания по правилам пожарной безопасности.Важно познакомить детей с причинами пожара  и их последствиями, со средствами пожаротушения, дать представление...

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАОСНОВАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ...

Патриотическое воспитание младших школьников на основе ознакомления с русским народным костюмом

Методическая разработка по патриотическому воспитанию младших школьников...

Курсовая работа "Патриотическое воспитание младших школьников на основе ознакомления с русским народным костюмом"

Курсовая работа "Патриотическое воспитание младших школьников на основе ознакомления с русским народным костюмом"...