Основы пожарной безопасности.
план-конспект урока по зож (3 класс) на тему

Игумнова Наталья Евгеньевна

ОБЖ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок "Пожарная безопасность"

Тема: «Пожарная безопасность»

Цель: познакомить с основами пожарной безопасности.                                                                     Задачи: 

  • Ознакомить с основными причинами пожаров, с первичными средствами пожаротушения;
  • Учить соблюдать правила пожарной безопасности;
  • Обучать действиям при возникновении пожара;
  • Воспитывать личность, готовую к созидательной деятельности и нравственному поведению.

Форма урока: беседа.

Методы: 

  • наглядно-иллюстративный;
  • частично-поисковый;
  • диалог;
  • игры.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийная презентация к уроку.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Введение в тему занятия

Учитель: Отгадайте загадку:

Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злобы ест дрова,
Целый час, а может два.
Ты рукой его не тронь –
Искусает всю ладонь.
(Огонь)

Учитель:Мы все с вами знаем, что огонь может быть другом, а может быть врагом.
Огонь – друг. 
Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни человека климатические условия, господствовавшие в отдельных областях земного шара.
Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полеты реактивных лайнеров и космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.
Огонь – символ.
С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимся за Родину.
Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира.
Огонь – враг, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.
Огонь – враг, если к нему относятся небрежно.

3. Цели и задачи занятия  

4. Работа над новым материалом

Причины возникновения пожара

Учитель. Значительную часть своей жизни человек проводит в своем доме или квартире. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности. «Мой дом – моя крепость», – гласит известная поговорка. Поэтому мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности и допускаем непростительную беспечность.
– Кто, ребята, из вас догадался, как называется тема нашего урока?
Дети. Тема нашего урока « Пожарная безопасность».
Учитель. Ребята, подумайте и назовите, по каким причинам может возникнуть пожар?
Дети. Игры со спичками, непотушенный костер, невыключенный телевизор и т.д.
Учитель обобщает.  

  • Неосторожное обращение с огнем – спички, костер;
  • Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печей;
  • Нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми приборами;
  • нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;
  • Утечка бытового газа;
  • Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями (хлопушки, петарды, бенгальские огни, фейерверки и т. д.)

Правила пожарной безопасности в городской квартире                                                                  Учитель: Пожары опасны тем, что приносят людям громадные убытки, а самое главное – уносят человеческие жизни. От одной непотушенной спички может сгореть целый дом. Лучшая защита от пожара – знание и соблюдение правил пожарной безопасности.  

  • Не балуйтесь дома со спичками, зажигалками. Это – одна из причин пожаров.
  • Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизоры, светильники и др. Уходя из дома, не забудьте их выключить.
  • Не забывайте выключать газовую плиту. Если почувствуете запах газа, не зажигайте спичек и не включайте свет. Срочно проветрите квартиру.
  • Не сушите белье над плитой. Оно может загореться.
  • Фейерверки, свечи, бенгальские огни зажигайте подальше от елки, лучше вообще вне дома.

Правила пожарной безопасности в деревне

Учитель: Это все мы говорили сейчас об опасностях в городской квартире. А в деревне, где нет ни электрических, ни газовых плит, что может стать причиной пожара?                                                                         Дети. Печка

СКАЗКА «ТЕРЕМОК»   ПО ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Сказочница - Здравствуй, люд - честные дети,   Вы послушны или как,
Ведь всё это не пустяк.   Рассказать пришла вам сказку,
Нет не сказку, а наказку     Она даже и не ложь,
В ней ты истину найдёшь.

(Возле теремка появляется ДОМОВОЙ,

подходит к теремку).


ДОМОВОЙ:- Я – Домовой,
Живу я в этом теремке,
Со мной мои друзья.
Сейчас представлю их вам я.
( Заходит в теремок).
ДОМОВОЙ:- С добрым утром, звери!
Почему ещё в постели?
ЁЖИК : - Здравствуй.
Я здоров, ещё я сплю.
Вставать рано я не люблю.
Если просыпаюсь рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю зарядку.
МЫШКА:- Здравствуй, здравствуй, домовой!
Чтоб большим и умным стать
Нужно очень много знать.
И поможет здесь сноровка
И, конечно, тренировка.
ЗАЙЧИК:- Доброе утро, домовой!
Хочешь ты побить рекорд?
Так тебе поможет спорт.
МЫШКА:- Очень дружно мы живём
Песни весело поём,
Танцы разные танцуем,
Стихи читаем и рисуем.

ЛЯГУШКА:- (подметает пол):-

Теремок содержим мы в порядке
Чисто в нём везде,
Тепло, светло и ладно.

СКАЗОЧНИЦА:- Но так было не всегда,
И у них была беда.
А какая – мы расскажем
Сказку вам сейчас покажем
Про то как они с огнём шалили.
А правила пожарные совсем не учили,
Неосторожны были они с огнём
И чуть не погубили свой дом.
ЗАЙЧИК:- А у нас ведь было как:
Только я сошла с крылечка,
Мышка села перед печкой,
В щёлку красную глядит,
А в печи огонь гудит
Приоткрыла дверцу мышка
Соскочил Огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол.
Выпал на пол уголёк,
Деревянный пол зажёг.
(Все бегают, паникуют, кричат и тушат огонь).
МЫШКА:- Не смотри, не жди, не стой!

ЁЖИК:- А залей его водой!

ЛЯГУШКА:- Да засыпь его песком!

ЗАЙЧИК:- Иль кошмой накрой!

ДОМОВОЙ:- Да звони, скорей, звони
Ноль один ты набери!
(Звонит в пожарную часть. Гудит сирена.) 

МЫШКА (вздыхает виновато):
Огонёк всегда такой
И хороший, и плохой:
Он и светит, он и греет,
И проказничать умеет.
ЁЖИК:- Теперь нам от страха уж невмочь!
Кто же, кто же нам может помочь?!
ДОМОВОЙ:- Я знаю что делать.
Вам нужно идти в лесную школу
Там вас научат впору.

ЛЯГУШКА:- Очень долго придется учиться                                                                                                                                                              ДОМОВОЙ: - Очень сложно бояться огня и жить.

ЗАЙЧИК:- Огонь можно предупредить!

ДОМОВОЙ: Там, друзья, вам расскажут,

И на примерах покажут
Как от злого огонька
Уберечься вам, друзья.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему возник пожар?
Дети. Мышка  открыла дверцу печки, уголек упал на пол и начался пожар. Мышка нарушила правила пожарной безопасности.
Учитель. Правильно.
Печь является одной из самых распространенных причин пожаров и несчастных случаев.
Учитель обобщает 
– Никогда не прикасайтесь голыми руками к металлическим частям печи. Вы можете получить серьезный ожог.
– Не трогайте без разрешения взрослых печную заслонку. Если ее закрыть раньше времени, в доме скопится угарный газ, и вы можете задохнуться.
– Не открывайте печную дверцу. Оттуда могут выскочить раскаленный уголек или искра и стать причиной пожара.
 

Правила поведения на пожаре

  • 1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросить, например, на него плотную ткань, одеяло, или залить водой.

  • 2. Если огонь сразу не погас, немедленно нужно покинуть помещение. И только после этого звонить по телефону «01».

  • 3. Если нет возможности покинуть горящее помещение, немедленно сообщить по телефону «01» пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна звать на помощь.

  • 4. При пожаре дым гораздо опаснее огня, поэтому необходимо находиться как можно ниже к полу помещения и выбираться ползком.

  • 5.  Основное правило при пожаре не вдаваться в панику. При встрече с пожарными - слушаться их указаний.

Подручные средства для тушения огня

  • Наиболее распространенное средство для тушения пожаров это вода. Огнетушащие свойства ее заключаются, главным образом, в способности охладить горящий предмет. Вода смачивает и охлаждает поверхность горящего предмета и, стекая вниз, затрудняет загорание его остальных, неохваченных огнем частей.
  • Рекомендуется использовать для тушения пожара глубокие емкости, например, ведра, кастрюли, тазы и т.д. Воду лить частями - сильными струями, направленными на очаг возгорания.
  • Песок и землю также применяют при тушении пожара, особенно при воспламенении горючей жидкости. Песок и земля, брошенные лопатой (применяют совковые лопаты, металлические и деревянные совки, можно использовать кусок листовой стали, фанеры, противень, сковороду, ковш) сбивают пламя и изолируют его от доступа воздуха.

ПОМНИТЕ!

  • Запомните самое главное правило не только при пожаре, но и при любой другой опасности: Не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания! 

Физминутка.

Игра «Огонь – вода»

Выбирается ведущий по желанию, либо по считалке или другим способом. Когда ведущий громко говорит: «Огонь» – все начинают приседать, когда говорит: «Вода» – все начинают прыгать. Ведущий старается запутать игроков, повторяя иногда подряд одно и тоже слово, меняя при этом интонацию, делая движения, соответствующие другому слову

Первичные средства тушения пожара

Учитель. Ребята, кто из вас больше всех назовет первичных средств тушения пожара.
Дети. Вода, песок, земля, огнетушители, мыльный раствор, порошок.

5. Закрепление

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

Учитель: А сейчас мы с вами поиграем в игру на внимание. Я буду спрашивать, а вы, если согласны, отвечайте «ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ!», а если нет, то хлопайте в ладоши.

  1. Кто, услышав запах гари, сообщат о пожаре?
  2. Кто, из вас заметив дым, закричит «Пожар! Горим!»?
  3. Кто из вас шалит с огнем, утром, вечером и днем?
  4. Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «04»?
  5. Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?
  6. Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том!
  7. Кто костров не разжигает и другим не разрешает

Чайнворд

Вопросы:                                                                                                                                                             1. Светит, но обжигает.
2 и 3. Средства тушения огня.
4. Бытовой прибор, из-за которого, если он будет оставлен включенным, может произойти пожар.
5. Чем подают воду при пожаре.
6. Сигнал, издаваемый пожарным автомобилем.
7. Откуда набирают воду в пожарные машины для тушения пожара.
8. Основное средство для борьбы с огнем.

Учитель. Какое слово получилось в закрашенном прямоугольнике?
Дети. Лестница. 
Учитель. Для чего применяют пожарные лестницу?
Дети. Если дом многоэтажный и пожарным невозможно подняться в подъезде по лестнице, то они используют пожарную лестницу и влезают в горящую квартиру в окно.

6. Итог занятия

Учитель. С огнем нужно быть предельно осторожным. Когда он используется в управляемой ситуации, он очень помогает в жизни, и многие процессы невозможны без него. Но в руках безответственных людей огонь становится очень опасным.

7. Рефлексия Учитель. Ребята, что вам запомнилось? Поднимите руку, кто из вас считает, что он сегодня хорошо работал на уроке? Кто не очень доволен своей работой на уроке? Поднимите руку, кто на следующем уроке будет работать лучше, чем сегодня?  Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Чего не следует делать при пожаре.

 1.  Переоценивать свои силы и возможности; 

 2. Рисковать своей жизнью, спасая имущество 

3. Заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных; 

4.  Тушить водой электроприборы, находящиеся под напряжением 

5.  Прятаться в шкафах, кладовых, забиваться в углы и т. д.; 

6.  Пользоваться лифтом; 

7. Спускаться по верёвкам, простыням, водосточным трубам с этажей выше третьего; 

8. Открывать окна и двери ( это увеличивает тягу и усиливает горение) 

9.   Выпрыгивать из окон верхних этажей; 

10.   Поддаваться панике. 

Если на Вас загорелась одежда:

Следует четко знать, что горящая на человеке одежда при вертикальном положении ведет к распространению пламени на лицо, загоранию волос и поражению органов дыхания. 

1. Нельзя бежать, это лишь усилит горение; 

2.   Надо быстро сбросить воспламенившуюся одежду, а если это не удалось, следует упасть и кататься по полу (земле), сбивая пламя. 

Если на другом человеке загорелась одежда:

1.  Нельзя  давать ему бегать – пламя разгорится ещё сильнее; 

2.  Надо помочь ему быстро скинуть воспламенившуюся одежду и залить водой; 

3.   Если это не удалось, необходимо повалить пострадавшего на пол (землю) и любым способом сбивать пламя, заливать водой, засыпать землёй, забрасывать снегом, накинуть плотную ткань ( брезент, одеяло,  пальто) и плотно прижать её к горящей одежде. 

4.   При этом голову пострадавшего оставить открытой во избежание отравления продуктами горения. 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Чего не следует делать при пожаре.

 1.  Переоценивать свои силы и возможности; 

 2. Рисковать своей жизнью, спасая имущество 

3. Заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных; 

4.  Тушить водой электроприборы, находящиеся под напряжением 

5.  Прятаться в шкафах, кладовых, забиваться в углы и т. д.; 

6.  Пользоваться лифтом; 

7. Спускаться по верёвкам, простыням, водосточным трубам с этажей выше третьего; 

8. Открывать окна и двери ( это увеличивает тягу и усиливает горение) 

9.   Выпрыгивать из окон верхних этажей; 

10.   Поддаваться панике. 

Если на Вас загорелась одежда:

Следует четко знать, что горящая на человеке одежда при вертикальном положении ведет к распространению пламени на лицо, загоранию волос и поражению органов дыхания. 

1. Нельзя бежать, это лишь усилит горение; 

2.   Надо быстро сбросить воспламенившуюся одежду, а если это не удалось, следует упасть и кататься по полу (земле), сбивая пламя. 

Если на другом человеке загорелась одежда:

1.  Нельзя  давать ему бегать – пламя разгорится ещё сильнее; 

2.  Надо помочь ему быстро скинуть воспламенившуюся одежду и залить водой; 

3.   Если это не удалось, необходимо повалить пострадавшего на пол (землю) и любым способом сбивать пламя, заливать водой, засыпать землёй, забрасывать снегом, накинуть плотную ткань ( брезент, одеяло,  пальто) и плотно прижать её к горящей одежде. 

4.   При этом голову пострадавшего оставить открытой во избежание отравления продуктами горения. 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  1. На ней готовят еду. (Плита)
  2. На нем можно играть, работать, учиться.
    Все ребята хотят иметь его у себя дома.
    (Компьютер)
  3. Пузатый, носатый
    На плите сопел.
    Потом вдруг
    Песню запел.
    (Чайник)
  4. В нашей комнате одно
    Есть волшебное окно.
    В том окне чудес полно.
    Что же это за окно?
    (Телевизор)

Правила эвакуации из здания школы: 

  • Главное: сохранять спокойствие и слушать учителя, именно он пересчитает вас всех, возьмет журнал и построит вас для выхода из здания школы.
  • Если вокруг много дыма, закройте лицо мокрым полотенцем или носовым платком и всем классом идите в безопасное место, старайтесь идти за учителем.
  • На улице учитель еще раз пересчитает вас, сообщит директору школы. А пожарные точно узнают, есть ли в здании школы люди.

Знает каждый гражданин :

Пожарных номер – 01

Запомните самое главное правило не только при пожаре, но и при любой другой опасности:

Не поддавайтесь панике и

не теряйте самообладания!

Знает каждый гражданин :

Пожарных номер – 01

Запомните самое главное правило не только при пожаре, но и при любой другой опасности:

Не поддавайтесь панике и

 не теряйте самообладания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-презентация по пожарной безопасности "Пожарная безопасность. Служба спасения 01"

Урок-презентация  по пожарной безопасности для 1-4 классов...

Урок-презентация по основам пожарной безопасности на тему: «Пожарная безопасность. Служба спасения 01»

Цели:- познакомить детей с правилами пожарной безопасности;- предупредить баловство детей с огнём.Задачи:- научить детей быстро оценивать опасную ситуацию, принимать оптимальное решение для её преодол...

Урок – презентация по основам пожарной безопасности. Познакомить с профессией пожарного, учить детей ценить мужество и героизм людей этой профессии

Роль огня в жизни человека: как положительная, так и отрицательная. Знакомство с профессией пожарного, Составление  памятки, как вести себя при пожаре...

урок -презентация по основам пожарной безопасности "Огонь ошибок не прощает!"

В начальных классах необходимо формировать знания по правилам пожарной безопасности.Важно познакомить детей с причинами пожара  и их последствиями, со средствами пожаротушения, дать представление...

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАОСНОВАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ...

Внеклассное мероприятие по основам пожарной безопасности «Противопожарная служба России».

Задачи: ·           познакомить учащихся с историей противопожарной службы в стране и области;·...

"Ознакомление младших школьников с основами пожарной безопасности"

По своим трагическим последствиям пожары не уступают эпидемиям, засухам и другим природным стихиям. Огонь оставил следы в истории всех народов и эпох. Работая воспитателем в группе продленного дня, пр...