Классный час " ВЫЗЫВАЮ ИХ ИЗ БЕССМЕРТИЯ»
классный час

Тяпкина Зоя Григорьевна

Классный час " ВЫЗЫВАЮ ИХ ИЗ БЕССМЕРТИЯ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_vyzyvayu_ih_iz_bessmertiya.docx38.26 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий устного журнала

        Автор:

учитель начальных классов  Тяпкина З.Г.

Классный час для младших школьников

«Вызываю их из бессмертия…»

"Маленькие герои большой войны"

Цель: Формирование у молодого поколения чувства патриотизма, уважение к родной стране, ее истории.

Задачи:рассказать о пионерах – героях, о детях войны, способствовать воспитанию патриотических чувств,воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: компьютер, проектор, ИД.

Ход мероприятия

Введение в тему.

(Слайд 1) Во имя чего совершались подвиги, переносились неимоверные тяготы и лишения, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью?(Дети отвечают:Во имя Родины)

Мы часто встречаем в книгах, слышим с кино- и телеэкранов такие слова как “Отечество”, “Родина”, “Родина-мать”. И каждый раз испытываем подсознательный трепет и уважение к этим словам. А какое значение имеют эти слова? Почему мы так называем то место, где родились? Давайте обратимся за поиском ответа к словам русского писателя, исследователя русского языка Константина Ушинского:

(Слайд 2) “Наше Отечество, наша Родина, Родина-мать. Отечеством мы зовём нашу страну потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовём потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и всё в ней для нас родное. Матерью мы зовём её потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Много есть на свете, и кроме нашей страны, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.”

Учитель: Каждый человек любящий свою Родину старается сделать её ещё прекраснее, сильнее, богаче, а если придёт опасность, то и защитить её своей грудью, ценой собственной жизни.

(Слайд 3) Видеоролик «Облака»

(Слайд 4)- В чем вы, сегодняшние школьники, видите свое патриотическое служение Родине?

- Готовы ли вы сегодня к любым пожертвованием и подвигам во имя интересов Родины?

Ветер времени открывает самую страшную страницу истории нашей страны – Великая Отечественная война.В мае 1945 года миллионы людей во всем мире с огромным ликованием восприняли волнующую весть о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. В этом году мы будем праздновать 72 годовщину со Дня великого праздника Победы.

Во время Великой Отечественной войны, когда Родину захватили враги,они стали устанавливать свои порядки,диктовать,как нам жить.Стали грабить,убивать,сжигать жилища,угонять в плен на чужбину.Все русские люди стали на защиту своей страны.Среди тех,кто защищал Родину,было много детей.Несмотря на свой юный возраст, они уходили на фронт, в партизанские отряды. Те, кто оставался, вели активную деятельность в тылу. Осваивали станки на заводах, технику на полях, дежурили на крышах во время бомбёжек, собирали вещи в армию для русских солдат. На их плечи легла нелёгкая обязанность - освоить работу взрослых для обеспечения армии едой, необходимой техникой.

Дети войны – мальчики и девочки –  их жизнь могла и должна была быть другой, наполненной беззаботным, веселым временем. Но Великая Отечественная война перечеркнула все, принесла им страдания, слезы, лишения. На хрупкие детские плечи легла тяжесть военных невзгод и бедствий.

        Они воевали в партизанских отрядах, разведывали расположение войск фашистов, вредили оккупантам, чем могли. И погибали, как взрослые, как настоящие солдаты. Они тоже приближали Победу...

Я  бы хотела напомнить вам о том, что и наши земляки, будучи вашими ровесниками, проявляли героизм, отвагу, отдавали долг Родине, и они действительно были патриотами и всегда останутся ими в нашей памяти.

(Слайд 5) ПЕСНЯ   «Вызываю я их из бессмертия…» 

О героических подвигах  детей вам сейчас расскажут ребята.

(Дети рассказывают по очереди о пионерах – героях.На экране проектора портреты пионеров – героев.)

(Слайд 6)        Прошло уже много лет с того холодного январского дня 1943 года, когда в бою с отступающими гитлеровцами погиб гаврош Ставрополя –  неуловимый для оккупантов Володя Косинов.

        Володя родился в семье служащего.         Перед самым приходом гитлеровцев в Ставрополь, он  учился в новой 8-й школе.        Потом началась Великая Отечественная война, которая все ближе и ближе подкатывалась к Ставрополю. Начались долгие 6 месяцев гитлеровской оккупации.

        Желобовский яр,  там находили приют и забавы подростки с примыкающих к яру улиц. В обрывистых склонах рыли пещеры, маскируя входы всяким хламом, отчего обнаружить их бывало очень трудно. Вот в этом, невидимом для постороннего взгляда,  в том числе и для немцев, мире, до прихода холодов и проходила жизнь Володи Косинова с друзьями: Яшей Годицким, Анатолием Трапезниковым, Колей Мартыновым, Сережей Слюсаренко.Они срывали распоряжения немецкого командования и городской управы, портили оставленную без присмотра технику, резали связь, устраивали короткие замыкания в электропроводке, ведущей к немецким штабам и предприятиям.

        К 20-му января к городу подходили  наши войска, и гитлеровцы уходили из города. Наступила ночь, последняя в жизни юных мстителей. Напав на подрывников, готовящихся уничтожить мост через Ташлу, они приняли неравный бой и все погибли.

(Слайд 7) Всему Ставрополью известно имя юного патриота  средней школы № 7 г. Ставрополя  Геннадия Голенева.

        Во время оккупации он собирал и прятал у себя дома на чердаке гранаты и винтовки, тайно пробирался к вражеским автомашинам и выводил их из строя, похищал у врага секретные документы.  Геннадий хотел выкрасть из вражеской машины ручной пулемет для подпольщиков, но был схвачен гитлеровцами и расстрелян в недостроенном тогда здании кинотеатра «Родина».

        В честь и во славу героя-пионера Геннадия Голенева названа улица в Ставрополе.

Иван Пасько   поэт из  села Арзгир Ставропольского края посвятил стихотворение  «У обелиска» памяти юных ставропольских   подпольщиков-антифашистов.

Где вязы роняют, как слёзы, свой лист,

На холмике скромно стоит обелиск.

Здесь, в братской могиле, под красной звездой,

Герои подполья нашли свой покой.

Погибли они, но к живущим вернулись

В стихах и легендах, в названиях улиц.

И в праздник, и в будни цветы к обелиску.

Сельчане несут, как особенно близким.

Отряд красногалстучных рядом шагает.

Здесь юность на верность стране присягает.

И в каждой присяге как будто слышны

Заветы героев священной войны.

(Слайд 8)  Девять подростков-тимуровцев из Пятигорска - Лева Акимов, Витя Колотилин, Мурат Темирбеков, Вася Лисичкин, Юра Бондаревский, Витя Дурнев, Валентин Котельников, Эдик Попов, Юра Качерьян – ушли в подполье, чтобы помочь красноармейцам дать врагу отпор. Они собирали оружие, вредили немцам. Взрослую войну детей попыталась прекратить мать одного из юных партизан - Нина Евстафьевна. Чтобы хоть как-то обезопасить сына Юру и его единомышленников, женщина запретила им приближаться к немцам. И дала задание – собирать разведданные – о количестве и дислокации немецких частей и зенитных установок.

Разведчики выяснили: немцы особо охраняли гостиницу «Машук». Сведения, собранные подростками, легли в основу спецоперации взрослых красноармейцев: наши ночные бомбардировщики в прах разнесли фашистский штаб.

Удача и осознание того, что они помогли взрослым бойцам, так вдохновили ребят, что они забыли об аккуратности. С подростковым азартом они вновь вышли воевать. Но весь партизанский отряд предала соседка мальчишек. Заметив, как дети крадут оружие у немцев, она донесла на них немцам.

Фашисты обыскали детей. В кладовке Васи Лисичкина оккупанты нашли пистолет и патроны, а на чердаке дома Левы Акимова - винтовки и несколько гранат. Схватили школьников вместе с матерью одного из юных бойцов. Всех отвели в камеры, которые немцы устроили на бывшем складе. Над входом в немецкую тюрьму была надпись: «Входящий, оставь надежду, выходящий – не радуйся...».

Расстрельным местом стали окрестности старого кирпичного завода. Немцы не пощадили никого.

Геннадий Колесников поэт из города Пятигорска написал стихотворение «Мальчишки России».

В те рассветы

Осенние ветры свистели, как стрелы.

В те рассветы

Горела в обветренных реках вода.

В те рассветы

Фашисты

Мальчишек вели на расстрелы...

Те рассветы забыть?

Никогда!

 Никогда!

Шли мальчишки России.

И в дерзкие лица

Веял мрачный рассвет

Горьким дымом сожженных лугов.

 Шли мальчишки России,

Кричали тревожные птицы,

И звенела Трава от шагов,

От шагов.

Шли, обнявшись и молча,

В коротких потёртых пальтишках.

Не успели они

Домечтать,

Долюбить,

И допеть.

Не успели,

Россия,

Твои озорные мальчишки

Подрасти и до звёзд

Долететь,

Долететь.

Умирали они.

Облака в синеву улетали.

На ветру тёмный лес

Рокотал где-то, как космодром.

(Слайд 9)        И в станицу Галюгаевскую добрались передовые гитлеровские части, только с ходу перейти Терек им не удалось. И в нашей станице были герои, которые стояли не на жизнь, а на смерть.

Жил в Галюгаевской казачий сын Ваня Бражненко. Перед глазами его все эти дни стоял образ старого казака Евлампия, который своей казачьей шашкой отсек голову фашисту, сунувшемуся в его хату. Погиб Евлампий героем, а он вот отсиживается на чердаке...

        Как-то поздним вечером пробрался Ваня к самой реке и наткнулся здесь на Егора Федоровича Сухорукова, их соседа, ушедшего с отступающими на ту сторону Терека. С ним было два наших бойца-разведчика. Обрадовался Ваня встрече, все рассказал о немцах: сколько их, какая техника, где расположены посты.

  • Спасибо, сынок, - на прощанье сказали разведчики. - Через неделю на этом же месте встретимся.

        В условленный срок вновь пришел Ваня Бражненко на то самое место. И опять рассказал бойцам юный патриот обо всем, что удалось увидеть и услышать.

        Всполошились немцы. Запретили жителям из станицы выходить, всюду патрули расставили. Начали дознания проводить и среди возчиков, кто за дровами ездил. Видимо, кто-то сказал о Ване Бражненко, мол, подозрительно вел себя, что-то под соломой скрывал...

Схватили гитлеровцы подростка. Начали допрос. Наверное, не выдержал мальчонка зверств, сознался в связях с разведчиками.

Согнали немцы всех жителей села на площадь. Привели Ваню.Весь в кровоподтеках, босой. На груди плакат с надписью «Партизан». Подвели к вырытой яме. Что-то стал говорить переводчик. Затем раздались выстрелы.

Заголосили, закричали женщины, не сдержали слез старики... Потом уже, когда в станицу пришли свои, перезахоронили с почестями юного патриота на станичном кладбище.

        (Слайд 10) Еще один юный патриот из станицы Галюгаевской  –  Федя Шерстобитов.

Жил он в небольшой глиняной хатенке на отшибе станицы с мамой, Анной Назаровной, и старшим братом Степаном. Отец воевал где-то далеко отсюда, и Федя тосковал по нему.

        Наших разведчиков Федя повстречал совершенно неожиданно. При этом не у реки, а в подлеске за станицей, где он собирал сухостой. Сначала испугался, затем обрадовался мальчонка. Наши, наши...  Вместе с отступающими частями Красной Армии ушёл из дома и Федя.

        Все, что знал о немецких постах, батареях и прочих огневых точках, рассказал Федя. И сколько немцев в станице, и в каких хатах стоят. И штаб где расположен. И самое главное – сообщил, что гитлеровцы ночью привезли металлические плоские бочки, которые сложили в школьном здании, а вот теперь перетащили к самому Тереку. Бочки прикрыли камышом, но для чего они, не знает.

        Одновременно в самой станице Галюгаевской и в окрестностях начали скапливаться все новые и новые гитлеровские части. Как правило, эти части подходили к Галюгаевской ночью и хорошо маскировались.

        Прошло какое-то время, и вот однажды ночью гитлеровцы зашевелись и потянулись к переправе. И тут раздался мощный взрыв у реки, затем еще и еще. Как говорили потом, от переправы остался искореженный металл.

        Притихла станица в ожидании зверств озлобленных неудачей гитлеровцев. Так оно и случилось. Много мирных людей погибло тогда, так как гитлеровцы считали, что кто-то сообщил нашим о готовящейся переправе. По подозрению был схвачен Федя Шерстобитов. Его много раз допрашивали, пытали, били, угрожали, подкупали, но он молчал. Гитлеровцы ничего не узнали о партизанском отряде, действовавшем в тылу врага. За день до расстрела Феде удалось бежать. Усталый, голодный, в кровоподтёках вернулся он в часть. С какой радостью встретили его солдаты!

Федя отдохнул несколько дней и получил новое задание. Дорога проходила мимо родной станицы Галюгаевской. Зайти домой хоть на минутку, увидеть маму и сказать, что он жив, пусть она не беспокоится. Не успела мать закрыть дверь, как на пороге появились полицаи, сидевшие в засаде у дома Шерстобитовых. Федю арестовали. В гестапо его страшно мучили. Во время свидания с матерью он сказал: «Лучше бы они меня убили, чем так мучить». Федю увезли в Моздок.

        Федю Шерстобитова, в отличие от других, казнили принародно, на площади. Так и ушел в бессмертие мальчонка из казачьей станицы Галюгаевской, которому едва перевалило за 13 лет.

Жители станицы Галюгаевской не забывают отважного земляка.   9 мая у бюста пионеру - герою стоят почётные караулы, проходят митинги. Здесь всегда лежат живые цветы.

Бюст Феди Шерстобитова (1931–1942), уроженца станицы Галюгаевской, установлен на постаменте во дворе школы. Памятник создан в 1977 году, а на новое место (к новому зданию школу) перенесен в 2010-м на средства, которые школьники заработали в ученической бригаде. Решением крайисполкома № 702 от 1 октября 1981 года памятник поставлен на государственную охрану. За памятником ухаживают ученики школы, поддерживая чистоту и порядок. В праздничные дни у памятника стоит почетный караул из числа школьников.

(Слайд 11)

Помолчим над памятью друзей,

              Тех, кого мы больше не увидим,

              Не услышим, тех, кто жизнью всей

              Вместе с нами в мир грядущий вышел.

              Помолчим не потому, что нам

              Нечего сказать об уходящих...

              Мы их назовем по именам,

              Как живых, живущих настоящим!

              Помолчим, чтобы сказать о них

              Не холодным, равнодушным словом,

              Чтоб они воскресли хоть на миг

              Всем звучаньем голоса живого!

Вечная слава героям, павшим за нашу Родину!

                Всех, за Отчизну жизнь отдавших,

                Всех, не вернувшихся домой,

                Всех, воевавших и страдавших,

                Минутой обниму одной.

                Пусть все замрет в минyтy эту,

                Пусть даже время помолчит,

                Мы помним вас, отцы и деды,  

                Россия, Родина вас чтит!

        Объявляется минута молчания.

(Слайд 12)

Учитель: Сколько же их было?    Сколько юных патриотов сражалось с врагом наравне с взрослыми? Этого точно не знает никто. Многие командиры, чтобы не наживать неприятностей, не заносили фамилии юных бойцов в ротные и батальонные списки. Но от этого героический след, оставленный ими в нашей военной истории, не стал бледнее.

 Мы рассказали лишь о немногих из тех, кто, не дожив до своего совершеннолетия, отдал жизнь в борьбе с врагом. Тысячи, десятки тысяч мальчишек и девчонок пожертвовали собой ради победы.

(Слайд 13)   Видеоролик  «Когда уходят ветераны»

(Слайд 14) Закончился наш классный час, но я думаю, что он вас убедил, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к врагам.

Источники

  1. http://www.stav.aif.ru/society/person/1490108
  2. http://www.opengaz.ru/stat/vse-zabyty-i-vse-zabyto
  3. http://museumkmr.ucoz.ru/index/junye_geroi_velikoj_otechestvennoj_vojny/0-15

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра для 3 класса " Я вызываю вас на бой!"

Сценарий внеклассного занятия, где детям предлагается ряд творческих заданий по курсам русский язык и математика. Данное занятие можно использовать для проведения обобщающий уроков и классный часов....

ОРКСЭ 4 класс Бессмертие души в религиях мира

Анализ понятий рая и ада в трех мировых религиях...

Консультация для родителей. Как вызывать голосовые реакции и звукоподражания у неговорящего малыша?

Во время всех игр и упражнений мы стараемся вы­звать у молчащих малышей голосовые реакции....

Экскурсия в Краеведческий музей г. Великие Луки "Шагнувшие в бессмертие..."

Экскурсия в Краеведческий музей г. Великие Луки "Шагнувшие в бессмертие..."...

Методическая разработка: "Правила этикета, которые сегодня вызывают недоумение"

Методическая разработка "Правила этикета, которые сегодня вызывают недоумение" предназначена для обучающхся начальной школы. Она знакомит ребят с  правиами этикета в разные исторические...