ОРКСЭ 4 класс Бессмертие души в религиях мира
проект по орксэ (4 класс) на тему

Власова Светлана Анатольевна

Анализ понятий рая и ада в трех мировых религиях 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bessmertie_dushi_v_religiyah_mira.docx58.52 КБ
Файл bessmertie_dushi_v_religiyah.pptx2.54 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования Московской области

«Академия социального управления»

Название курса: ОРКСЭ. Основы мировых религий.

Проектная работа

 «Бессмертие души в религиях мира».

                             Преподаватель: Лайне Светлана Васильевна

                                             Выполнил: Власова С.А.

                                                              МОУ «Румянцевская СОШ»

                                                              Истринского муниципального района,

                                                              п.Румянцево, Московской области

                                                                    Учитель начальных классов.

АСОУ  г.Москва 2014

Бессмертие души в религиях мира.

Содержание

  1.  Введение
  2. Понятия души и  бессмертия
  3. Представление ада

  1. Определение понятия «Ад»    
  2. Иудаизм
  3. Христианство
  4. Ислам

      4. Представление рая

  1. Определение понятия «Рай»    
  2. Иудаизм
  3. Христианство
  4. Ислам

       5. Заключение  

       6.  Список литературы

  1.  Введение

Жизнь, смерть, бессмертие — магические слова, которые значат бесконечно много для  каждого из нас. Люди задумывались над их смыслом с тех пор, как стали людьми»                                                                                         Л.Е. Балашов

Человечество всегда задавалось вопросом: «Что происходит с человеком после смерти, ждет ли его пустота, небытие или после смерти душа человека продолжает жить?» На эти вопросы пытались ответить ученые, философы, богословы. В самых древних верованиях существовали представления о загробном мире.

До недавнего времени, по мнению ученых, смерть представляла собой естественный процесс, охватывающий все жизненные циклы: все живое рождается, растет и умирает. И человек не исключение. После смерти ничего нет, только распад живой материи. Но даже ученые в последнее время соглашаются с тем, что тело человека, его плоть, умирает и распадается, но энергия, психическая энергия человека, такому распаду подвергнуться не может. Значит, всегда были правы священнослужители, которые утверждали, что у человека есть не только тело, но и душа?

Душа, сознание, разум, психическая энергия — можно называть по-разному. Но несомненно, бесспорным фактом является то, что душа или сознание после смерти человека не исчезают бесследно. Но тогда, где же существует душа человека, где она обитает, после того как покинет тело?

2.  Понятия души и бессмертия

Душа́ — сложное понятие из области философии и религии.

Согласно многим идеалистическим, дуалистическим философским направлениям и религиозным течениям, душа — бессмертная субстанция, нематериальная сущность, в которой выражена божественная  природа его личности, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, противопоставляемая телу.

Под бессмертием   — подразумевают вечное существование индивидуума («я», душа, монада), индивидуальной воли (палингенезия в философской системе Артура Шопенгауэра), комплекса составляющих индивидуальной личности (скандхи в феноменологии буддизма), универсального духовного субстрата (коллективное бессознательное в аналитической психологии Карла Густава Юнга, ноосфера в религиозно-философской концепции Пьера Тейяра де Шардена и др).

Отдельный предмет религиозно-философских рассуждений — бессмертие (вечносущность) как атрибут Бога.

      3. Представление ада

В любой религии существует представление о загробном мире, куда попадает душа человека после смерти. В некоторых древнейших верованиях загробный мир подобен земному, только обитают там не живые люди, а их души. В других верованиях это унылая мрачная местность, где суждено душам блуждать целую вечность. В древних религиях уже появляется представление о том, что существует рай и ад. Человек, который в жизни совершал хорошие дела, попадает в рай, человеку же, обремененному грузом дурных дел, надлежит отправиться в ад и там искупить свои грехи.

Не существует практически ни одной религии, в которой не существовал бы Божий суд над душами умерших. Все хорошие и дурные дела взвешиваются, все поступки оцениваются. И за совершенное в жизни душа человека получает или награду, или наказание. Такова высшая справедливость.

  1. Определение понятия «Ад»    

Ад — в понимании многих религий (авраамические религии, зороастризм), мифологий и верований — посмертное место наказания грешников. Как правило, противопоставляется раю и ассоциируется с состоянием мучительного страдания.

Слово «Ад» происходит от др.-греч. Ἅδης — Гадес или Аид, слово, используемое в Септуагинте для передачи еврейского слова שאול, Шеол и усвоенное Новым Заветом.

b) Иудаизм

Согласно иудаизму, души людей после смерти попадают в ад или в рай. Души праведников заслуживают прекрасного и благоуханного Рая, а души грешников, не выполняющие заветов Бога, попадают в Шеол. Шеол является невиданных, колоссальных размеров, огромной ямой. Иногда Шеол представляют также в виде города. Окружен Шеол громадными стенами. Огромен этот подземный город, ни один смертный не знает его края. Вечно стоит он, окруженный исполинскими стенами. Души грешников входят в этот город, но как бы они ни стенали, не могут выйти за его ворота, покинуть его стен.

И называют Шеол «страной забвения» или «страной молчания». Ведь не дано в этом городе говорить в полный голос, петь и веселиться. Только мрак окружает души людей со всех сторон. Нет в городе места веселью. В этом городе живут те, кого забыл Иегову. Они прозябают во тьме и невежестве. Нет здесь Божественного огня, чтобы могли они согреться. Тела их окутаны пылью и покрыты червями. И нет спасения от этой пыли, проникает она в кожу, делая душу человека грязной после смерти, как уже были она грязной при жизни человека, осквернившего ее дурными помыслами. Не сбросить человеку и червей со своего тела, вгрызаются они в него, как грызли его душу похотливые или нечестивые мысли. Нет им прощения.

Также в иудаизме существует понятие «Аваддон», что в еврейском языке означает «уничтожение», «прекращение бытия». Это понятие очень древнее. Оно означало прекращение существования на Земле в материальном мире. Также «Аваддон» означал уничтожение человеческого тела. Ведь тело предавали земле, и в реальном мире его уже не было. Но в иудейском вероучении существует идея о бессмертии души, которую Иегова дает человеку. Яхве требует, чтобы душа и тело человека всегда пребывали в чистоте, ведь душа — это Божественный огонь, божественная искорка, зажженная Богом, а тело — это сосуд, в котором мерцает божественная искорка. В иудейском вероучении это еще и олицетворение могилы и бездны преисподней. Души грешников могут быть ввергнуты в Аваддон, чтобы страдать там вечно. Кроме этого, Аваддоном (Абаддоной) называют ангела бездны, который является помощником ангела смерти. Иногда Аваддона самого называют ангелом смерти. Он является к человеку, который только что умер, и переносит его в мир иной. В бездне же он наблюдает за душами грешников, которые совершили разные преступления. Кроме этого, иудейские священники предупреждают верующих о геенне. Сама геенна — это глубокая долина, которая тянется до края мира. Она невероятно велика и наполнена страшным пламенем. В этом пламени также суждено гореть и мучиться душам грешников. Иегова не знает милости к своим отступникам, поэтому всех нарушивших заповеди Бога ждет страшная кара. Все грешники будут подвергаться мукам и пыткам, которым не будет конца.

c) Христианство

Христиане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Душа человека, исполнявшего все христианские заповеди, не совершавшего дурных поступков, отправляется в рай. Грешников же ждет ад. У католиков, кроме этого, существует понятие чистилища. После смерти душа сначала отправляется в Чистилище, а уже после него ей предстоит или подняться на Небо или спуститься в ад.

Священники учат человека, что ему следует выполнять все Христовы заповеди, иначе душе не будет спасения и она окажется в аду и будет гореть в геенне огненной. В Библии (священной книге христиан) описаны те мучения, что предстоит испытать душе грешника, когда он попадет в ад. В христианском аду огромное количество злобных чертей, которые мучат души грешников, подвергая их ужасным пыткам. При этом бесплотная душа испытывает настоящую боль. Грешные души могут разрывать на части и мучить жарой и холодом.

Христианский ад находится глубоко под землей. И входы в него находятся в страшных темных лесах, а также в жерлах вулканов. В ад ведет разверстая пасть Левиафана. В аду грешников ждет исполинское озеро, горящее огнем и серой. Оно предназначено для «боязливых и неверных, скверных и убийц, любодеев и чародеев, идолослужителей и всех лжецов».

Но грандиозную картину мироздания представил в своем произведении «Божественная комедия» Данте Алигьери. В произведении три части — «Ад», «Чистилище» и «Рай». Данте подробно описывает все круги ада и мучения тех, кто туда попал.

«Перед входом — жалкие души, не творившие при жизни ни добра, ни зла, в том числе «ангелов дурная стая», которые были и не с дьяволом, и не с Богом.

I круг (Лимб) — некрещёные младенцы[12] и добродетельные нехристиане.

II круг — сладострастники (блудники и прелюбодеи).

III круг — чревоугодники, обжоры и гурманы.

IV круг — Скупцы и расточители.

V круг (Стигийское болото) — гневные и ленивые.

VI круг — еретики и лжеучители.

VII круг:

I пояс — насильники над ближним и над его достоянием (тираны и разбойники).

II пояс — насильники над собою (самоубийцы) и над своим достоянием (игроки и моты).

III пояс — насильники над божеством (богохульники), против естества (содомиты) и искусства.

VIII круг. Обманувшие недоверившихся. Состоит из десяти рвов (Злопазухи, или Злые Щели).

I ров. Сводники и обольстители.

II ров. Льстецы.

III ров. Святокупцы, высокопоставленные духовные лица, торговавшие церковными должностями.

IV ров. Прорицатели, гадатели, звездочёты, колдуньи.

V ров. Мздоимцы, взяточники.

VI ров. Лицемеры.

VII ров. Воры.

VIII ров. Лукавые советчики.

IX ров. Зачинщики раздора.

X ров. Алхимики, лжесвидетели, фальшивомонетчики.

IX круг — обманувшие доверившихся.

Пояс Каина. Предатели родных.

Пояс Антенора. Предатели Родины и единомышленников.

Пояс Толомея. Предатели друзей и сотрапезников.

Пояс Джудекка. Предатели благодетелей, величества божеского и человеческого.

Сам Сатана.» 

В литературе не было ни одного произведения, что с такой достоверностью давало бы представление о загробном мире. Данте Алигьери отразил в своем произведении представления о загробном мире человека средневековья…

У протестантов есть  чистилище, где  находятся души тех, кто еще не готов к жизни вечной на небесах, но кому не суждено мучиться в мрачных пропастях ада. Души пребывают в раздумьях и очищаются от своих грехов. В православном вероучении такого понятия, как «чистилище» нет. Душа после смерти или возносится на небо и попадает в рай, или низвергается в бездну и попадает в ад.

В аду грешникам предстоит нести наказания. Их поджаривают черти на гигантских сковородках, протыкают вилами, топят в гигантском озере, которое наполнено серой. В пламени и мерзостных зловонных испарениях несут души грешников наказания за все грехи, что совершили в жизни. К каждому грешнику приставлено несколько чертей, которые воют и кричат мерзкими голосами, не отпускают душу грешника ни на минуту, подвергая ее все новым и новым мучениям,

Но ад в христианском вероучении не будет существовать вечно. Когда снова придет на землю Сын Божий и настанет Судный день, все мертвые восстанут, прекратятся мучения грешников в аду, потому что будут снова судить души людей. И тех, кто искупил свои грехи и истинно раскаялся, то тому будет дарована жизнь вечная. Но те же, кто не отречется от зла, будут ввергнуты в бездну навеки вечные.

d) Ислам

По мусульманскому вероучению, все в мире происходит по воле Аллаха. Человек живет только по воле Аллаха и обязан подчиняться ему всеми своими делами и помыслами. За непослушание и неверие Бог может покарать человека как при жизни, так и после смерти.

Каждый человек зависит от Бога, и каждому предначертана определенная судьба, которая неотвратима. На все беды и несчастья, которые случаются в жизни, правоверные говорят: «Кысмет» — «Как будет угодно Аллаху».

Даже смерть может наступить только по Божественному предначертанию. В Коране (священной книге мусульман) сказано:

«Не подобает душе умирать иначе, как только с дозволения Аллаха, по писанию с установленным сроком». (3:139).

Когда человек умирает, то его бессмертная душа покидает тело. В зависимости от того, следовал ли человек заветам Бога, выполнял предписания духовенства, его душа попадает в ад или в рай. Правоверным праведникам суждено вечное блаженство в Раю перед взором Аллаха, а грешникам и неверным вечно мучиться в аду.

Мусульманские священники учат, что Аллаху известно каждое деяние человека, ведь от рождения и до смерти его сопровождают ангелы, которые учитывают все хорошие и дурные поступки человека. Эти поступки записываются ангелами-хранителями на специальные свитки, чтобы после смерти можно было подсчитать их и определить, куда направить душу — в ад или в рай.

К умершему человеку является один из приближенных к трону Аллаха ангелов — страшный ангел смерти Азраил. Он вооружен огромным огненным мечом и, повинуясь воле Аллаха, рассекает тело человека и выпускает душу на волю. Если человек жил праведно, то прикосновение огненного меча Азраила не причинит ему боли. Но если же человек много грешил, то прикосновение огненного меча ангела смерти причинит душе невыносимые страдания. Азраил к грешникам и злодеям является в зримом образе, и тогда душа замирает, полная невыносимого ужаса.

Исторгнутая мечом Азраила душа попадает к ангелам смерти Накиру и Мункару, которые у ангелов хранителей отбирают списки с добрыми и дурными делами человека. Они производят предварительный допрос души и требуют отчета обо всех ее земных делах. Подсчитав, сколько совершено дурных и сколько добрых дел, Накир и Мункар велят душе или подниматься на небо, где ее встретит страж рая ангел Ридван, или спускаться под землю, где ее будет ожидать страж ада ангел Малик.

В рай душу будет сопровождать сонм прекрасных ангелов, воздух для него будет освежен воздухом и благовониями. Вниз же, в преисподнюю, душу потащат страшные демоны. Душа человека предававшегося всевозможным порокам будет облечена в одежды ада. Страшны эти одежды. Самого прекрасного человека могут сделать уродливым. Искажают они истинный облик человека. Грязны они, и исходит от них ужасающее зловоние. Но надлежит теперь всегда человеку быть облеченным в эти одежды. Прилепляются они к его телу и становятся подобно его собственной коже.

Распахиваются перед грешником врата преисподней, и не вырваться ему из этой мрачной обители греха. Охватывает душу грешника невыносимая жара. Отовсюду поднимаются тлетворные испарения. И если надумает кто-то вырваться из этого ужасного места, то тут же захлопнутся врата преисподней, сокрушая ему ребра.

В раю душа праведника будет наслаждаться светом, исходящим от ангелов небесных, а в аду ему предстоит смотреть на мерзких демонов, во главе которых Иблис (шайтан или дьявол). Он мерзок, он ужасен и всем своим видом вселяет страх. Он искушал человека при жизни, чтобы тот совершал неправедные деяния, а после смерти, когда душа окажется в аду, гнусно насмехаясь над унижениями человека, станет истязать его душу.

Из семи страшных кругов состоит мусульманский ад. В каждом круге ждут грешников страшные орудия пыток. Ужасающие пытки надлежит вытерпеть ей.

В первом круге ада суждено душам грешников гореть в огне. Охватывает их пламя с головы до ног. Становятся они пылающими факелами. Каждый участок тела горит, каждый волос, каждый ноготь. Но не может сгореть душа совсем. Подбегают к ней ужасные демоны. Острые клыки торчат из оскаленных пастей. Выхватывают они душу их пламени и начинают стегать своими бичами, на концах которых острые шипы, вонзающиеся в тело грешника, принося ему невыносимые страдания. И снова бросают душу в адское пламя, и снова горит она вся до последнего волоска, но не может сгореть.

Во втором круге ада есть огромные котлы, наполненные кипящей смолой. Подтаскивают на огромных рогатинах демоны души грешников и окунают их в кипящую смолу. Если не так велики прегрешения несчастного, то позволено ему будет цепляться за края огромного котла. Тех же, чьи грехи ужасны, ждет не менее ужасная расплата. Демоны окунают их в кипящую смолу и не позволяют даже голову поднять над ужасной адской смесью.

В третьем круге ада попадают души грешников к ужасным демонам. Хватают они души огромными раскаленными щипцами и вырывают из тела грешника куски мяса. Также распиливают они тела грешников гигантскими пилами с острыми кривыми зубьями. Распиленные тела подвешивают на высокие столбы, чтобы в мучениях протекало для грешников время пребывания в аду. Затем демоны снова начинают терзать грешников раскаленными щипцами.

В четвертом круге ада жалят беспрерывно грешников гигантские скорпионы. Ни одного живого места не остается на теле грешника. А на возвышении, подобрав огромные уродливые лапы, сидит гигантский скорпион. Проходят мимо него души грешников. И свое гигантское жало вонзает он грешникам прямо в мозг.

В пятом круге попадают души грешников к гигантским змеям. Извиваются змеи, шипят, избрызгивают вокруг ядовитую слюну. Как только попадает яд на кожу, покрывается она ужасными язвами. Мучится душа от ужасных язв, что покрывают ее, но непрерывно кусают души грешников страшные адские змеи.

В шестом круге ада нападают на души грешников чудовища. По тысяче глаз у них, тысяче рогов и хвостов. Все тела мерзких чудовищ покрыты острыми шипами. Поддевают чудовища души грешников своими рогами, стегают хвостами, колют шипами. Покрыты шипы зловонной слизью, которая начинает разъедать кожу.

Седьмой круг напоминает гигантскую воронку, в которой бушует пламя. Демоны подтаскивают души грешников к этой воронке и бросают прямо в огненную бездну. И нет у души возможности выбраться из адского пламени. По мусульманскому вероучению, муки ада продолжаются бесконечно долго.

Над адской бездной проходит мост Сират. По преданию, он тоньше человеческого волоса, но острый, словно меч Азраила. По мосту Сират должны пройти души, чтобы попасть в рай. Когда душа идет по мосту, то видит под собой бескрайнюю огненную бездну. Идти по мосту очень трудно, ведь каждое неправедное деяние все больше истончает мост. Вокруг толкутся ужасные демоны, которые стараются спихнуть душу в огненную бездну.

Праведникам помогают ангелы, и поэтому не замечают они страшной бездны, не ощущают под ногами острого, как меч Азраила, моста. Но стоит только грешнику ступить на тончайший мост, как кажется ему, что идет он по раскаленным углям. Подлетают демоны и начинают стаскивать душу грешника в бездну Ада. Если душа начинает молиться и обращается к Аллаху, то, может быть, ей дана возможность пройти тонкий, как солнечный луч, мост. Но если душа в ужасе закрывается руками и думает, что спасения ей уже не будет, то отступают ангелы, не выдерживает мост, радуются демоны, хватают душу и с визгом, мерзкими криками, гнусным хохотом тащат ее в преисподнюю.

Ходатаем за грешников перед Аллахом выступает пророк Мухаммед. Те, кто получил его заступничество, могут выбраться из адской бездны, но те, кто не имеет такого заступничества, обречены на бесконечно долгие муки. Мусульмане верят, что грешным душам будет даровано прощение и только те, кто совершил преступление перед Богом и предал веру, обречены навеки гореть в адском пламени.

      4. Представление рая

                  a) Определение понятия «Рай»

Рай — в религии и философии: состояние (место) вечной совершенной жизни (существования, бытия) в блаженстве, в гармонии с природой (мирозданием), нетронутое временем и смертью.

Подразумевает две категории:

Рай изначальный — (бессознательное) состояние утраченное при земном рождении (при рождении сознания) (Эдем);

Рай обретённый — состояние после смерти, конца мира (в каббале - в конце эволюции): Царство небесное, Элизий, Гмар тиккун, Нирвана.

Рай в начале есть первоначальная цельность, не знающая отравы сознания, отравы различения и познания добра и зла. В этот рай нет возврата. И этот рай не знает свободы, которой мы так дорожим как высшим своим достоинством. Рай в конце предполагает, что человек уже прошел через обострение и раздвоение сознания, через свободу, через различение и познание добра и зла. Этот рай означает новую цельность и полноту после раздвоения и раздробленности.

         

b) Иудаизм

 Иудаисты верят в единого бога Яхве, а также в приход мессии, который «установит рай на земле». В представлении иудаистов каждый праведный человек, что соблюдает законы, данные евреям самим богом, после смерти попадает в рай, но каждого грешника ждет преисподняя. В иудаизме рай представляет собой небесный сад, который находится в семи небесных сферах. Чтобы прийти в рай, душе следует пойти по духовному пути. Священники предупреждают каждого верующего, что тело и душу следует содержать в чистоте. Ведь Бог оберегает каждую душу. И когда произойдет конец света, то Бог вернет все души в их тела. Но если за телом не ухаживать и не содержать его в чистоте, то Яхве не станет возвращать душу в подобное тело. Поэтому иудеи ревностно заботятся о своем теле, но также ежедневно произносят молитву, в которой просят о милости к своей душе. Но душа будет возвращена в тело только с приходом Мессии, когда установится рай на земле. Но до прихода Мессии души праведников попадают в рай, а души грешников — в ад.

Чтобы достичь рая, нужно преодолеть семь небесных сфер.

Попав в первую сферу, человек освобождается от земных горестей и забот. Он забывает о тяжелой работе, скудном хозяйстве. Он не беспокоится о том, что не справится с непосильной работой и не сможет заработать денег на пропитание себе и своей семье. Также в этой сфере человек исцеляется от телесных мук. Если в земном мире его мучили разные болезни, его тело было покрыто нарывами или язвами, то теперь у него гладкая кожа, а от язв не осталось и следа. Если человек подвергался унижениям, его тело при жизни истязали, то унижения также будут забыты, а от рубцов на теле не останется и следа.

Попав во вторую небесную сферу, человеческая душа избавляется от печали по оставленным на земле близким. Муж забывает о жене, а жена — о муже. Мать забывает о дочери, а отец — о сыне. Забывает душа об оставленных на земле сестрах и братьях, племянниках и племянницах. Не вспоминает ни старых родственников, ни только что родившихся младенцев. Но обретет душа в раю небесных братьев и сестер.

Оказавшись в третьей сфере, душа человека освобождается от любых вожделений. Больше не одолевают душу страсти. Не жаждет она золота, серебра и драгоценных камней. Не нужны ей стада тонконогих коней и волооких коров. Не вспоминает она о владениях своих землями. Не нужны ей больше поля и луга. Не думает больше она ни о богатстве, ни о власти, ни о славе. Не пылает больше душа мужчины страстью к женщине, не горит душа женщины огнем желания к мужчине.

Четвертая сфера освобождает душу от земных желаний. Забывает душа о том, что надобно ей каждый день вкушать плоды земли. Не хочет она больше пробовать мяса и дичи. Не станет душа есть рыбу и сыры. Не захочет попробовать овощи и злаки. Не осквернит уста свои соком лозы. Не надобна будет душе мягкая постель, не станет она изукрашивать себя одеждами.

Поднявшись в пятую сферу, душа человека приобщается к миру небесному. Как плевелы отстают от зерна, как семя освобождается от шелухи, так отходят от души все земные стремления, все земные мечтания и мысли. Обращает она свои мысли теперь только вверх, в высь небесную, туда, где находится подножие трона Всемогущего Бога.

В шестой сфере душа слышит небесную музыку, и у нее открывается особое зрение. Теперь душа, избавленная от земных забот и тягот, начинает познавать истинную красоту мира, который лежит перед ней. Видит она каждого человека на земле, видит труд людей, их радости и горести.

В седьмой сфере душа может видеть ангелов небесных и свет, исходящий от Бога. Поднявшись в последнюю сферу, начинает видеть душа кружащих вокруг нее ангелов небесных. Прекрасен их вид, чисты и прозрачны их взоры. Зовут они душу за собой, чтобы летела она вместе с ними к трону Всемилостивого Яхве.

Оказывается, душа у подножия прекрасного трона, на котором восседает Владыка мира, бог Яхве. Прекрасен он и грозен, видит он все помыслы и стремления души. Замирает душа пред ним в благоговейном трепете. Милостиво глядит Яхве, и тогда душа переполняется восторгом и любовью. Ходит душа по раю и дивится красоте небесного чертога. Рай — это сад любви, сад божественной любви к тем, кто любит Бога больше, чем самого себя. Небесный сад любви похож на Эдемский сад, когда не были еще изгнаны оттуда Адам и Ева. Прекрасны девственные деревья. Склоняют они свои прекрасные ветви навстречу благоуханному ветру. В центре великолепного сада любви располагается небесный город. Стены города из чистого золота. Сверкают они и ослепительно переливаются на солнце. Все дороги в раю вымощены изумрудами, но не ценнее эти изумруды, чем обычный камень, лежащий на земной дороге в пыли. Наслаждается душа пребыванием в раю. За все свои земные страдания получила она награду.

c) Христианство

В христианских вероучениях рай представляется небесным садом, в котором душа человека, что вел на земле праведную жизнь, познает блаженство, находясь пред очами Святой Троицы: Бога-отца, Бога-сына и Святого Духа. Пресветлые очи Богородицы, полные любви, смотрят на праведную душу. А вокруг в небесном саду раздается ангельское пение и слитный хор голосов ангелов небесных славит Всевышнего. Душа переполняется радостью и счастьем, от того, что удалось ей узреть столь великолепный чертог Всевышнего. В центре сего великолепного чертога находится трон Отца Небесного. Одесную от него сидит Сын Божий Иисус Христос. Дух Божий в виде белого голубя осеняет их своими крылами. Далее взирает на всех своими любящими очами Пресвятая Богородица. А вокруг прекрасное в своем блеске и славе воинство небесное — ангелы.

Все в небесном чертоге подчинено строгому согласию и порядку. Так, в бесчисленном множестве ангелов удивительнее всего порядок, царствующий в небесной воинстве. И этот порядок есть удивительная красота совершенства, премудрость и истина Божья. И великой премудростью Божьей были все ангелы разделены на 9 чинов. Священное писание указывает на порядок их близости к престолу Господа. Ближе всех к трону Господня серафимы, затем херувимы, далее престолы, власти, начала, господства, силы, архангелы и ангелы. И все эти лики небесного воинства подчинены один другому, а в своем отличии давно соединены в единое целое войска Господня совершенным согласием. И исходит от них свет, что способны видеть души праведников. И свет этот настолько чудесен, что видевший его хотя бы раз никогда не сможет забыть, а будет всей душой своей стремиться еще раз окунуться в волны божественного света. И свет этот изливается с высших чинов на низшие. И прекрасное сияние небесное славы Христа, который является Ходатаем всех перед Отцом Небесным, течет от избранного к избранному на весь сонм блаженных. И полная невыразимой радости, любви и сияния река жизни, текущая из недр Божества, как прилив и отлив, наполняет небожителей.

Небесное воинство находится вблизи престола Господня в соответствии со строгой иерархией. Все небесное воинство, все Ангелы разделяются на 9 ликов. А все лики делятся на 3 чина. К 1-ому чину относятся серафимы, херувимы и престолы. Ко 2-ому чину — господства, силы, власти. К 3-ему чину — начала, архангелы, ангелы.

Первые и ближние к Господу — серафимы. Они получили свое имя в знак великой Божественной любви, которой они воспламеняются и которую сообщают другим ликам. Они тем более воспламеняются любовью Господней, что между ними и Богом нет ни одного ангела, стоящего и отделяющего их от Бога. И они непосредственно соединяются с Ним. Пламя любви их тем сильнее, чем они ближе других созерцают сияние славы Божества.

Имя херувимов означает полноту ведения и обилие премудрости. Данный лик Ангелов получил свое имя херувимов потому, что эти блаженные и прекрасные духи озарены обильнейшими лучами света, так как они созерцают непосредственно предвечный источник истинного света. Херувимы знают все столько, сколько дано от Бога знать существам, сотворенным Божественной волей, мудростью и любовью. Они знают, что совершенство естества более приближает их к Создателю.

Кроме серафимов и херувимов, ближе всего к трону Господня находятся престолы. В этих ангельских ликах Бог восседает, чтобы изрекать суд Свой. За это Ангелы и получили имя престолы. Они столь возвышенны и столь одарены благодатью Господней, что можно сказать, Господь обитает в них, являя через них Свое верховное Правосудие.

Далее от трона Отца Небесного располагаются ангелы второго чина, которые восславляют его мудрость и благодатный свет. второй чин возглавляют власти. Они царствуют в обители небесной после престолов. Власти — это цари, сияющие славой и восседающие на огненных престолах. Власти получают повеления от высших ангелов небесных и передают их духам подчиненным.

Ко второму чину принадлежат также и силы. Силы — это ангелы, через которых Господь совершает чудеса Свои. Он даровал этим ангелам небесным Свою силу, и их повеление имеет действие всемогущества.

Последними ко второму чину небесного воинства принадлежат господства. Эти ангелы облечены властью и сиянием, дарованными им Господом. Ведь дана им власть повелевать врагами верховного величия Божия. Повелевают господства теми злыми духами, которые поклялись погубить человека, потому что эти дерзкие и мятежные духи не смогли освободиться от зависимости и власти Творца своего. Но Бог подчинил их своим Ангелам, которые обуздывают их ярость и налагают прочные цепи на их естественную силу.

К третьему и последнему чину принадлежат начала, архангелы и ангелы. Само имя ангел означает посланник. Он посланник воли Божьей. Ангелы — это служители, которых царь царствующих посылает со своими повелениями в разные части Вселенной.

Архангелы же являются по своей сути начальниками над этими божественными посланниками. И будучи участниками тайных советов Божеских, они получают повеления от самого Бога возвещать людям о самых важных таинствах. Так, к деве Марии в Назарет был послан не просто ангел, а архангел Гавриил, который и принес ей благую весть.

Ангелов в небесном воинстве целый сонм, но архангелов всего четыре, и они имеют собственные имена: архангел Михаил, архангел Гавриил, архангел Нафанаил и архангел Израил. Каждый из архангелов выполняет свою функцию на службе Бога. Название ангел употребляется в смысле служебном и приличествует духам небесным только тогда, когда они посылаются возвестить волю Божию. Ангелы обыкновенно представляются с двумя крыльями для обозначения быстроты, с которой они стремятся исполнить повеления Божии в самых разных частях Вселенной.

Вся Вселенная исполнена присутствия Божества и бесчисленных духов, служителей Божиих. Это Храм, который непрестанно оглашается согласным пением этих певцов небесных, воспевающих благость Божию ко всему живому. Ангелы прекрасными голосами славят доброту Бога на своем ангельском языке. Но также они понимают и язык душ человеческих, когда люди обращаются к ним с молитвой.

Все ангелы подчиняются порядку совершенной иерархии. Ангел, который занимает более высокую ступень и более совершенен, нежели тот, который находится на более низкой ступени. Ангелы, которые находятся на самой последней ступени, ближе всего к людям. Но они являются образцом совершенства и поражаются своей красотой. Они настолько прекрасны, что человек просто не смог бы перенести восторга радости и удивления, если бы ангел предстал перед человеком во всей своей небесной красоте. Исходя из этого и представляя мысленно ангелов, восходя постепенно от одной ступени к другой, от совершенства к еще большему совершенству, проходя все лики, превосходящие одни других большей святостью, обильнейшим сиянием света, достигаем, наконец, до херувимов и серафимов, светозарно сияющих волнами света и проливающих свет свой на весь град Божий.

А превыше всех ликов царствует Владычица неба и земли — Матерь Божия, и превыше мириад миров восседает Господь Бог наш в своей неприступной славе.  Когда душа праведного человека, христианина, покинет землю, то ей суждена дорога на небеса. Там, в небесном саду узрит она все великолепие славы Божией. Откроется перед изумленной душой вся красота и совершенство града небесного. Весь сад небесный будет озаряться невиданно прекрасными лучами. Повсюду будут чудесные деревья, с такой удивительно яркой листвой, что смогла бы она соперничать с сиянием изумрудов. Повсюду текут в саду небесном чудесные реки с прозрачной водой. И вода эта столь сладка и удивительна на вкус, что сделав хотя бы глоток, всякий поймет, что доныне не пробовал он столь божественного напитка. Пройдет душа праведника по дороге и увидит свет, что будет идти от прекрасных жемчужных облаков. Увидит она великолепный трон, на котором восседает суровый и милостивый Отец Небесный. Рядом с ним сидит на троне Сын Божий, а немного поодаль — трон Пресвятой Богородицы. Вокруг трона небесное воинство. Также стоят 42 трона, и на каждом восседает мудрый старец. Славят они силу и славу Господа, равной которой нет в мире. И держат они в руках открытые книги, в которых записаны огненными буквами все законы, которые надлежит соблюдать людям. Открыты этим мудрым старцам все движения человеческой души, знакомы им помыслы каждого человека. Глядят старцы на пребывающего во славе своей Господа и возносят ему хвалу. И праведной душе дано услышать эти восхваления. Дано ей услышать и слаженное ангельское пение. Звуки прекрасной лиры будут раздаваться повсюду. Станет душа, зачарованная этими прекрасными звуками. Познает она величие и славу Господню. И будет дозволено праведной душе обитать в раю, где может она лицезреть каждое мгновение Отца Небесного и все небесное воинство. И будут предоставлены праведной душе все блага, которые она заслужила своей смиренной жизнью во славу Господа. Все блага, которые дарует Господь праведным душам, изобилуют. Нет на небе нуждающихся.  Если человек сильно нуждался в жизни, терпел нищету и муки, но сносил все со смирением и благодарил Господа за выпавшие на его долю страдания, и в страданиях этих не переставал любить Господа, то будут дадены ему все блага, которых был он лишен в жизни. Полной мерой отплатит Господь за смирение и кротость. Нет на небе отвергнутых. Тот, кто при жизни подвергался гонениям, терпел унижения и насмешки, был лишен крова и пищи, тот в доме Отца Небесного найдет он себе приют и будет принят в число созерцающих лик Божий. Нет в чертоге Отца Небесного и немощных. Если кто-то в жизни терпел муки телесные, сносил болезни, но не проклинал Бога за то, что посылает он ему испытания, а со смирением сносил выпавшие на его долю страдания, то исцелялся этот человек и не знал в раю никаких страданий и мук телесных. Не знает праведная душа в Раю зова плоти. Тому, кто на земле сохранял себя в чистоте, не поддавался искушению, не вверг себя в блуд, дано будет узнать блаженство, но не блаженство греховной плоти, а высшее блаженство, что дарует Господь чадам своим за муки и скорби, что дано было ему претерпеть на земле. Тому же, кто проводил всю жизнь свою в скорбях, тому, кто не знал радости, но не роптал на Бога, не просил себе лучшей доли, но верил лишь в божественную справедливость, этому человеку дарована будет постоянная радость. Забудет он в граде небесном обо всех своих печалях и горестях и будет вместе с хором ангельским славить великую милость Божию. И всем праведникам в небесной обители будет даровано нескончаемое блаженство. Познав это блаженство, что дарует праведной душе пребывание в чертоге Отца небесного, не может она вспомнить земные радости и утехи, потому что так далеки они от небесной радости, как далеки друг от друга небо и земля. Предается душа в раю благочестивым размышлениям, и для этих размышлений перед ней раскинулся весь сад небесный. Всегда ласковое солнце светит в этом саду. Не знает он бурь, свирепых ветров и дождей. Только ласковый приятный ветерок чуть шевелит листву деревьев. Склоняют деревья свои золотые ветви, и листья их усыпаны драгоценными камнями. Но не привлекают праведную душу эти драгоценности, потому что лишена она алчности. Смотрит душа праведника на тенистые деревья и думает о блаженном отдыхе, что найдет под сенью этих дерев. Все дорожки в Небесном Саду усыпаны драгоценными каменьями, а песок на дорожках из чистого золота. Но не остановится душа праведника, чтобы поднять драгоценный камень, ведь имеет он для нее меньше ценности, чем любой камень, лежащий в пыли у дороги на земле. И если захочет праведная душа обойти весь сад небесный, то перед ней раскинутся все дороги. Пойдет душа вдоль прекрасных деревьев, что склоняются от изобилия плодов до самой земли. Если захочет душа утолить свой голод, то нужно ей будет только подставить ладонь — и плод сам упадет в протянутую руку. Если же захочет праведник напиться, то приведет его тропинка прямо к медвяному роднику, что журчит между корней дерева. А если захочется отдохнуть душе, то тут же на шелковой траве найдет она свою постель, которая будет мягче любого самого мягкого ложа на земле. И в пути душу праведника будет сопровождать пение птиц, и прекрасные животные будут выходить к нему из сада. Тысячи благоуханных цветов будут устилать его путь. И цвета их лепестков будут столь ярки и прекрасны, что смогли бы затмить блеск самых дорогих украшений на земле. А сопровождать душу праведника станут ангелы небесные. Они подскажут путь и будут всегда рядом. С небесными спутниками сможет душа рая путешествовать по раю бесконечно. Но все пути будут вести душу к трону Отца Небесного. Ведь та благодать и та любовь, что исходят от Господа превыше всякого блаженства, что дано испытать человеку. И преисполнится душа радости, проникнется любовью небесной, наполнится состраданием ко всякой живущей в мире твари, познает блаженство, равное которому нет ничего на свете.

d) Ислам

Вера в Аллаха является первым и основным догматом веры в исламе. Аллах един и всемогущ, и ничего в мире не может произойти, если на то не будет его воли. По воле Аллаха человек появляется в этом мире, по воле Аллаха покидает этот мир. Если человек жил согласно законам, выполняя все заветы Аллаха, то после смерти он попадет в рай, где будет наслаждаться созерцанием Аллаха и мощью и силой его благодати.

По представлению мусульман, рай — это чудесный прохладный оазис с чистой и холодной водой. Здесь много зелени, ведь вокруг цветут зеленые сады. Зелень настолько свежа и благоуханна, что забывается о любой горести. Ветви деревьев сгибаются под тяжестью фруктов. Реки, которые протекают под деревьями, наполнены молоком, медом и вином. Но это вино не опьяняет, оно лишь веселит и радует сердце. Если только захочет праведник утолить жажду, то вода в реке поднимается и касается его губ, но одежда при этом не намокает. Стоит подойти к дереву, как склоняются к нему ветви, отягощенные спелыми плодами. Как только вступает праведник в рай, облачают его в шелковые одежды из самых нежных тканей с удивительной расцветкой. Если почувствует праведник голод, то среди деревьев ожидают его шатры, в которых много самых разнообразных изысканных яств. Услаждает его слух нежная и прекрасная музыка, как будто играют вокруг музыканты. И музыка эта небесной красоты, можно ею наслаждаться целую вечность, и не надоедает она. А если захочется человеку ласки и нежности, то вокруг него много гурий. Это девы, у которых нежная белая кожа, черные глаза, шелковистые волосы и нежнейшие мелодичные голоса. Они готовы дарить свои ласки и вечно остаются молодыми и невинными. Их телесная чистота не может быть запятнана ничем. В центре рая находится небольшая гора, на вершине которой растет лотос необыкновенной красоты. В тени его божественно красивых лепестков отдыхают праведники. Их слух услаждается чудесной музыкой, а тела обвевает прекрасный ветерок. Но известный мусульманский деятель хаммад Сулайман объяснял верующим, что в раю они получат не только прекрасные одежды, изысканную еду и питье, утехи с небесными гуриями, но также и величайшее блаженство, которое только можно представить. Это лицезрение самого Аллаха. Когда праведники вступят в рай и приобщатся ко всем радостям, что дарованы им в этом благословенном месте Аллахом, то станут они предаваться неге и пребывать в безмятежности, забыв о времени. Но за небесными утехами также забывают они и о том, что обещали, если попадут в рай, посетить Аллаха и увидеть его. И тогда один из ангелов, что могуч и велик перед Аллахом, станет взирать на праведников с одной из могучих стен, что окружают рай. Стена эта сделана из такого блестящего жемчуга, что его сияние доходит до престола самого Аллаха и столь высока, что от взора ангела не укрывается ничто происходящее в раю. И однажды этот ангел воскликнет во всю мощь своего голоса: «О, пребывающие в раю, мир вам». И этот голос ангела небесного, несмотря на всю его мощь и громкость, будет полон такого сострадания, что все услышат его. Все праведники повернут к нему свои лица, а их сердца устремятся к небесному посланнику. Спросит их тогда небесный ангел, что могуч и велик перед Аллахом: «Привет вам, о святые Аллаха! Привет! Добро пожаловать! Аллах могуч и велик, Он посылает вам приветствие мира, говоря, что Он доволен вами, и спрашивая, довольны ли вы Им?» Ответят тогда вестнику Аллаха праведники: «Хвала Аллаху, приведшему нас сюда, ибо не были бы мы такими, какими были под руководством, если бы Аллах не руководил нами. Хвала Ему, ибо Он доволен нами и исполнил нас довольства. Ему наша хвала и благодарение, ибо он щедр к нам и дал нам все это». И на эти слова ангел небесный скажет праведникам, и голос его дойдет до самых глубин сердца каждого: «Аллах — слава Ему — дает вам приветствие мира и напоминает вам, что в том мире Он обещал вам, что в раю вы отправитесь к Нему, приблизитесь к Нему и увидите Его. Ныне Он исполняет обещанное вам, поэтому здесь и сейчас Он позволяет вам подготовиться к тому, чтобы ваше блаженство исполнилось до конца в присутствии Его». И тогда станут праведники готовиться к тому, чтобы узреть Аллаха в полном блеске и славе его. Облекутся праведники в самые лучшие и прекрасные свои платья, наденут самые дорогие наряды, украсят себя самыми ароматнейшими благовониями и наденут на головы свои венцы, украшенные драгоценными камнями. После этого сядут на самых благородных скакунов и, ведомые вилданами (небесными слугами — прекрасными юношами), поедут по дорогам рая до самых его границ. И будут они в пути к самому блестящему Царю воспевать ему славу. А каждый мусульманин, услышав этот напев, присоединит свой голос к общему хору. Так будут они ехать, пока не достигнут широкого простора у границ рая. В этом месте земля пуста, бела и пахнет камфарой. А почва в этом месте удивительна, она состоит из смеси камфары с мускусом и амброй, а камни, что там встречаются, — это жемчуг и гранат. Будут поражены праведники, но последуют дальше за ангелом, который приведет их к Эдемскому саду. И послышится тут повеление Аллаха саду: «Укрась себя, ибо Я призвал Моих святых посетить Меня на твоей земле». Сад украсит себя самым прекрасным убором. Праведники приблизятся к нему, и ангел отворит перед ними дверь, ширина которой равна расстоянию между востоком и западом. Сделана эта дверь из зеленого изумруда. Над дверью занавес такого яркого цвета, что можно легко лишиться зрения. Но ангел отворит дверь, откинет занавес, и праведники вступят в просторнейшую долину, длина которой ведома лишь Тому, кто сотворил ее Своей силой и Своей мудростью. Почва в этой долине вся из прекраснейшего мускуса, шафрана и амбры, а камни, что лежат на поверхности, — это гранаты и самоцветы. Галька и пыль в этой долине золотые. Растут в долине удивительные деревья. Их диковинные плоды отягощают их ветви, а сладкоголосые птицы услаждают слух своим щебетанием. Воздух напоен таким чудесным ароматом, что всего лишь один глоток его исцелил бы смертного от любой болезни. Под деревьями расставлены кресла и скамейки из самых драгоценных пород дерева, украшенные гранатами и самоцветами, червонным золотом, изумрудами, мускусом и амброй. На сиденья наброшены дорогие сатин, парча и зеленый шелк, который украшен по краям гранатами и самоцветами. На покрывалах подушки из красной парчи. И дозволено будет сесть каждому, исходя из заслуг его, но никто не будет забыт или обижен. Как рассядутся святые и праведники на скамьях, подадут им прекраснейшие яства, каких не пробовали они никогда прежде. Отведают они плодов, вкус которых невозможно сравнить со вкусом земных плодов. Попробуют они чудесное питье, что подадут в сосудах из жемчуга и граната, которые будут сверкать так ослепительно, что своим блеском затмят все вокруг. И облачат праведников в такие одеяния, подобных которым по красоте и богатству не видели они нигде даже в раю. И тогда спросит Аллах у правоверных о том, исполнил ли Он все, что обещал им. Ответят ему праведники. Но скажет Аллах: «Клянусь Моей мощью, остается для вас еще одно, чего вы алчете еще больше и что цените еще выше. Не для того ли вы пришли ко мне, чтобы вам было позволено взглянуть на Меня и чтобы ваше блаженство стало окончательным». И после этих слов прикажет Аллах подняться завесам света и отступить благоговейному ужасу. Откроет Он себя, и будут праведники взирать на Него. И никакая радость не сравнится с той радостью, что дарована им, никакое счастье и блаженство не сравнятся с блаженством, что они ощущают. Падут праведники ниц перед Аллахом в величайшем смирении и провозгласят: «Слава Тебе, Господь наш. Хвала Тебе. Ты благословен и возвышен, и благословенно имя твое». И преисполненным высшей радости дозволено будет наслаждаться праведникам в раю веки вечные.

       5. Заключение  

В  религиях мира присутствуют Рaй и Aд или их аналоги для обитания душ людей после их смерти, и местa эти искать на карте не стоит, поскольку лежaт они дaлеко за пределaми человеческого понимания. Различные религии дают разные определения Рая и Ада и всего, что с этим связано. Возникает резонный вопрос, не является ли описание Рая у разных народов отражением их мирских желаний и мечт?

От того, как ведет себя человек при жизни, что он делает, какому пути следует, и зависит - будет он в Раю или Аду после смерти своего физического тела.

Священные книги  дают людям указания, простые человеческие истины, способные привести человека к вратам Рая или Ада в зависимости от того, последует он пути совести и любви или же нет. Попадет ли душа человека после смерти в Рай или Ад зависит только от самого человека.

ДОБРО И ЗЛО

 Фет Афанасий Афанасьевич

«Два мира властвуют от века,

 Два равноправных бытия:

Один объемлет человека,

 Другой — душа и мысль моя.

И как в росинке чуть заметной

 Весь солнца лик ты узнаешь,

Так слитно в глубине заветной

Всё мирозданье ты найдешь.

Не лжива юная отвага:

 Согнись над роковым трудом –

 И мир свои раскроет блага;

Но быть не мысли божеством.

И даже в час отдохновенья.

Подъемля потное чело,

Не бойся горького сравненья

И различай добро и зло.

Но если на крылах гордыни

Познать дерзаешь ты как бог,

Не заноси же в мир святыни

Своих невольничьих тревог.

Пари всезрящий и всесильный,

И с незапятнанных высот

Добро и зло, как прах могильный,

 В толпы людские отпадет».

6.  Список литературы

  • Основные религии России: С.В.Лайне, М.: Издательство «Ювента», 2007.
  • Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобраз.учреждений/ А.Беглов, Е.В. Саплина, Е.С.Токарева, А.А. Ярлыкапов.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2012
  • Псевдоправославие: Иеромонах Макарий (Маркиш).- М: Никея, 2011
  • Стоит ли христианину бояться будущего?: Г.Михнов-Вайтенко, М6 Лепта Книга, 2012
  • Сборник хадисов «Сахих аль Бухари», глава «О качествах ада и том, что он уже сотворен», автор: имам Аль Бухари, Пер. с араб. Абдулла Нирша. — 5-е изд., испр. — М.: Умма, 2007
  • Коран: Перевод смыслов: Э. Кулиев / Пер. с арабского Э. Р. Кулиев, Издательский дом «Умма», 2009.
  • Православная энциклопедия: А — Алексий Студит: Алексий II 2000 "Ранние библейские тексты рассматривают шеол как место обитания всех умерших независимо от их образа жизни на земле. В шеол попадают не только грешники, но и праведники. Умирая, туда нисходит Иаков (Быт 37. 35); «приложился к народу …»
  • Николай Бердяев "О назначении человека" ч.3, О последних вещах. Гл.2, Ад
  • Интернет ресурсы

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Власова С.А. МОУ « Румянцевская СОШ» Бессмертие души в религиях мира

Слайд 2

Жизнь, смерть, бессмертие — магические слова, которые значат бесконечно много для каждого из нас. Люди задумывались над их смыслом с тех пор, как стали людьми» Л.Е. Балашов

Слайд 3

Душа — бессмертная субстанция, нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа его личности, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, противопоставляемая телу.

Слайд 4

Два ангела— хранитель и «встречный» — несут душу (картина Бугро «Душа на небесах», 1878 г.)

Слайд 5

Под бессмертием — подразумевают вечное существование индивидуума

Слайд 6

Джулио Романо (1492—1546). Аллегория Бессмертия. Около 1540

Слайд 7

Человек, который в жизни совершал хорошие дела, попадает в рай, человеку же, обремененному грузом дурных дел, надлежит отправиться в ад и там искупить свои грехи.

Слайд 8

Ад — в понимании многих религий мифологий и верований — посмертное место наказания грешников.

Слайд 9

Согласно иудаизму души грешников, не выполняющие заветов Бога, попадают в Шеол . И называют Шеол «страной забвения» или «страной молчания»

Слайд 10

« Аваддон » что в еврейском языке означает «уничтожение», «прекращение бытия». Аваддоном называют ангела бездны, который является помощником ангела смерти.

Слайд 11

В христианском аду огромное количество злобных чертей, которые мучат души грешников, подвергая их ужасным пыткам.

Слайд 12

«Божественная комедия» Данте Алигьери Данте подробно описывает все круги ада и мучения тех, кто туда попал.

Слайд 13

Из семи страшных кругов состоит мусульманский ад. В каждом круге ждут грешников страшные орудия пыток. В первом круге ада суждено душам грешников гореть в огне . Во втором круге ада есть огромные котлы, наполненные кипящей смолой.

Слайд 14

. В третьем круге ада попадают души грешников к ужасным демонам . В четвертом круге ада жалят беспрерывно грешников гигантские скорпионы. В пятом круге попадают души грешников к гигантским змеям

Слайд 15

. В шестом круге ада нападают на души грешников чудовища Седьмой круг напоминает гигантскую воронку, в которой бушует пламя

Слайд 16

Рай — в религии и философии: состояние (место) вечной совершенной жизни (существования, бытия) в блаженстве, в гармонии с природой (мирозданием), нетронутое временем и смертью.

Слайд 17

В представлении иудаистов каждый праведный человек, что соблюдает законы, данные евреям самим богом, после смерти попадает в рай.

Слайд 18

Рай представляет собой небесный сад, который находится в семи небесных сферах. Чтобы прийти в рай, душе следует пойти по духовному пути.

Слайд 19

Чтобы достичь рая, нужно преодолеть семь небесных сфер .

Слайд 20

В христианских вероучениях рай представляется небесным садом, в котором душа человека, что вел на земле праведную жизнь, познает блаженство, находясь пред очами Святой Троицы: Бога-отца, Бога-сына и Святого Духа.

Слайд 21

А вокруг в небесном саду раздается ангельское пение и слитный хор голосов ангелов небесных славит Всевышнего. Душа переполняется радостью и счастьем, от того, что удалось ей узреть столь великолепный чертог Всевышнего. В центре сего великолепного чертога находится трон Отца Небесного. Одесную от него сидит Сын Божий Иисус Христос. Дух Божий в виде белого голубя осеняет их своими крылами.

Слайд 22

Если человек жил согласно законам, выполняя все заветы Аллаха, то после смерти он попадет в рай, где будет наслаждаться созерцанием Аллаха и мощью и силой его благодати.

Слайд 23

По представлению мусульман, рай — это чудесный прохладный оазис с чистой и холодной водой. Здесь много зелени, ведь вокруг цветут зеленые сады.

Слайд 24

В религиях мира присутствуют р a й и ад или их аналоги для обитания душ людей после их смерти, и мест a эти искать на карте не стоит, поскольку леж a т они д a леко за предел a ми человеческого понимания

Слайд 25

От того, как ведет себя человек при жизни, что он делает, какому пути следует, и зависит - будет он в Раю или Аду после смерти своего физического тела.

Слайд 26

« « «» Два мира властвуют от века, Два равноправных бытия: …

Слайд 27

Попадет ли душа человека после смерти в Рай или Ад зависит только от самого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок 5 ОРКСЭ "Возникновение религий. религии мира и их основатели"

урок 5 в 4 классе по курсу "Основы мировых религиозных культур"...

Технологическая карта урока ОРКСЭ (4 класс) «Хранители предания в религиях мира»

Основы религиозных культур и светской этики. Тема урока: "Хранители предания в религиях мира"...

Конспект урока ОРКСЭ 4 класс.«Мораль и религия. Нравственные заповеди в религиях мира».

·        освоение учащимися знаний об общих нравственных основах мировых религий;·        формирование ценностного отношения к «зо...

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Мировые религии" Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)

Данный урок относится к курсу ОРКСЭ, модуль "Мировые религии". Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)...

Конспект урока ОРКСЭ «Календари религий мира. Праздники в религиях мира»

Конспект урока ОРКСЭ «Календари религий мира. Праздники в религиях мира» для 4 класса...

Конспект урока -ОРКСЭ 4 класс Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Дать представление о нравственных заповедях ведущих религий мира....