Знакомство детей пятого года жизни с художественной литературой.
учебно-методический материал

Акифьева Наталия Валерьевна

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_detey_pyatogo_goda_zhizni.docx30.76 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство детей пятого года жизни

с художественной литературой.

      Дети пятого года жизни начинают отзываться на яркую, образную речь, на поэтич-ность стихотворений, художественную выразительность сказок, рассказов, высказы-вают свое отношение к персонажам и пытаются его передать соответствующей инто-нацией при чтении наизусть и в рассказывании. Более дифференцированным стано-вится восприятие художественной речи. Дети начинают различать и замечать особен-ности ее, эпитеты, сравнения.

        Воспитанники средней группы знают много потешек, четверостиший, с которыми знакомятся не только на занятиях, но и вне их. Активизируется их исполнительская деятельность; они с удовольствием выполняют задания воспитателя: расставляют фигурки сказочных персонажей на фланелеграфе, пересказывают сказки, сопровождая изложение сюжета показом плоскостных фигурок, стремятся передать выразительные интонации, характерные особенности изображаемых персонажей и своё отношение к ним.

      В средней группе при ознакомлении с художественными произведениями ставятся задачи - развивать эстетическое восприятие, способность эмоционально отзываться на образную речь, оценивать поступки героев, характеризовать некоторые их нравственные качества (добрый, злой, смелый), учить выразительно читать стихотворения, потешки, различать жанры, замечать особенности  литературного  языка (эпитеты, сравнения, сказочные повторы)

      Реализация этих задач во многом зависит от воспитателя от его умения интересно, ярко, доступно донести художественный образ до ребенка, вызвать сопереживание, раскрыть эстетические качества художественных произведении и окружающей действительности, природы, общественных явлений, приобщить ребёнка  к деятельности.

       Возрастные особенности детей пятого года жизни позволяют чаще, по сравнению с младшим возрастом, применять метод беседы при ознакомлении с содержанием произведения. Воспитатель с помощью наглядных средств (иллюстрации, плоскостной театр и т.п.), прослушивания музыкально-литературной инсценировки в грамзаписи знакомит детей с произведением и задает вопросы. По ответам можно судить, какую оценку ребенок дает произведению: понравилась ли сказка или рассказ, чем именно, понятно ли содержание текста (о чем рассказывалось), уловил ли он последовательность в развитии сюжета. Педагог задает вопросы, заставляющие размышлять и по поводу содержания текста: «Почему девочку звали Красной Шапочкой?»; «Почему медвежата названы жадными?».  Он направляет внимание детей на образность повествования, на стилистику сказки, на повторность поэтических оборотов, эпитетов, на своеобразие зачина и концовки: «Какими словами начинается сказка?»; «Какие повторения в ней имеются?»

        Беседы способствуют развитию умения размышлять, сопоставлять, подмечать выразительную сторону произведений, осмысленно запоминать их. Вопросы воспитателя помогают детям обобщать события, явления, подходить к правильной оценке поступков героев, определять характер произведения (веселое, радостное, бодрое, праздничное). В беседе обогащается речь, поэтические образы начинают входить в активный словарь ребенка, становятся достоянием детской речи.

       Одна из задач художественно-речевой деятельности — развитие исполнительских умений детей, обучение выразительно читать стихотворения, интонационно переда-вать текст в зависимости от его содержания, соблюдать логические паузы, ударения; эмоционально пересказывать рассказ, сказку, воспроизводить образные слова и выра-жения.  Эти задачи решаются на разных художественно – речевых занятиях, в том числе по разучиванию стихотворений.

       В проведении художественно-речевых занятий следует применять разнообразные педагогические ситуации: наблюдения за явлениями природы, за окружающим, игры, беседы и т. п. Например, разучивание стихотворений Е. Серовой «Колокольчик», «Одуванчик» можно приурочить к экскурсии на зеленую полянку. Воспитатель, знакомя детей с окружающим, предлагает им играть в загадки о цветах («Стоит в саду кудряшка — белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое?»; «В летний солнечный денек золотой расцвел цветок. На высокой тонкой ножке все дремал он у дорожки. А проснулся, улыбнулся: Вот пушистый я какой...» и т. п.).

     Игровая форма ознакомления с поэтическими произведениями побуждает детей запомнить их и говорить о красивых цветах образно, выразительно. На занятиях дети вспоминают, что они видели. В беседе, которая следует за чтением стихотворения воспитателем, устанавливаются связи между содержанием произведения, событиями, описанными в нем, и окружающей ребенка действительностью. Иногда эта беседа состоит из ответов на 2—3 вопроса, например по поводу проведенной тематической экскурсии. Иногда воспитатель с ребятами обсуждают картину, заранее подобранную для той или иной темы стихотворения.

     Подготовив детей к восприятию стихотворения, педагог выразительно читает текст. Затем дается элементарный его анализ, после чего произведение прочитывается еще дважды воспитателем. И далее читают дети (индивидуально). Чтение начинают с тех,

кто лучше запомнил. Не следует стремиться к тому, чтобы все обязательно сразу за-помнили разучиваемый текст. Педагог возвращается к нему и вне занятий, спраши-вает тех, кто ещё не читал. На последующих занятиях также выделяется некоторое время для повторного чтения.

       Воспитанники средней группы должны читать наизусть отчётливо, ясно выговари-вая все звуки в словах. Необходимо учить их управлять силой голоса, передавать смысл читаемого путём расстановки ударений, пауз, замечать, где меняется интонация и почему. В процессе чтения по памяти развивается образность и выразительность речи детей. Они запоминают поэтические обороты из произведений и  употребляют их в разговоре. Много полезного дают загадки. Педагог подбирает их так, чтобы тематически соответствовали занятию по ознакомлению с тем или иным художественным текстом.

      На занятиях педагог использует и специальные упражнения, развивающие четкое произношение, способствующие выразительности речи. К числу таких упражнений относятся скороговорки. Начинать надо с простых: «Иголка, иголка, ты остра и колка, не коли пальчик, шей сарафанчик». Вначале ребенок учится произносить слова медленно и четко, затем темп убыстряется.  Постепенно текст скороговорок усложняется. Повторение одинаковых или близких по звучанию слогов разви-вает речевой аппарат ребенка, улучшает дикцию, а это необходимо для

выразительности речи.

      От правильного, четкого построения занятий во многом и висит результат худо-жественно - речевого развития ребенка. Планирование занятий должно предусматри-вать последовательность развития художественно - речевых умений, знаний, порядок освоения рекомендуемого программой литературного репертуара, а также учитывать индивидуальные особенности детей.        

     В зависимости от задач, содержания художественно - речевых занятий воспитателю важно во взаимосвязи применять фронтальные методы, обращенные ко всей группе, а также дифференцированные и индивидуальные приемы.        

        Такие методы, как беседа, рассматривание картины, использование игрушек, наблюдение за явлениями природы, быта, разучивание стихотворения, сказки, игры-драматизации, создают у  всех детей эмоциональную настроенность на восприятие

художественного произведения, на положительное отношение к процессу художественно-речевой деятельности.        

     Дифференцированный подход используется при планировании  художественно -речевых занятий, подборе художественных произведений, заданий, постановке дидактических целей», а также в процессе самих занятий.  Детям, в зависимости от уровня их развития, даются задания разной сложности: сильной сильной подгруппе –

требующие активной мыслительной деятельности, средней – содержащие дополни-тельные вопросы, слабой — вспомогательные вопросы, разъясняющие основное зада-ние. Формы индивидуального подхода также варьируют с учетом возможностей  и интересов детей. Они включают наглядные, словесные, игровые приёмы, направлен-

ные на воспитание интереса к художественно- речевым занятиям и самостоятельной деятельности, а также приемы, способствующие оптимизации обучения и овладения детьми знаниями, умениями, навыками (показ, объяснение, указанно, разъяснение действий, образец их).

       Формирование художественно-речевых умений и элементарных навыков ориенти-ровки в литературном материале осуществляется в процессе последовательного, на протяжении трех-четырех занятий освоения художественных произведений: ознако-мление с новым произведением; повторное прослушивание его одновременно с про-смотром сюжета повествования в плоскостном настольном театре, на фланелеграфе; пересказ — вначале совместно с воспитателем, затем самостоятельно. Например, необходимы 3 занятия, чтобы венгерскую народную сказку «Два жадных медвежонка» или сказку Ш. Перро «Красная Шапочка» дети усвоили, могли драматизировать, пере-давая при этом характер персонажей, запомнили поэтические обороты и свободно применяли их в своей речи.

         На первом занятии педагог читает сказку «Два жадных медвежонка». Предвари-тельно он создает в группе эмоциональную атмосферу, способствующую восприятию текста. Воспитатель учит ребят мотивированно оценивать поведение персонажей, определять их характерные черты, замечать сказочные повари, самостоятельно отве-чать на вопросы. На втором занятии усвоение сказки закрепляется. Дети повторно слушают ее, просматривая диафильмы или плоскостной театр. Воспитатель обращает их внимание на характер персонажей (доверчивые ,глупые, жадные медвежата и хитрая, лукавая лиса). После просмотра можно провести разыгрывание сказки с помощью условных обозначений персонажей (цветные кружки или полоски разной длины). Воспитатель пересказывает сказку, а дети выполняют соответствующие действия с фигурками, обозначающими лису и медвежат. Это помогает ребятам четче выделить основные эпизоды, содержащие смысл сказки.

       На третьем занятии дети учатся пересказывать сказку, давая с помощью интона-ции и прямой речи характеры персонажей. Воспитатель предлагает поиграть в сказку. Он наизусть читает авторский текст. Выбираются дети, исполняющие роль лисы и двух медвежат. «Как говорит лиса?»; «Каким голосом  говорят медвежата?» — подобные вопросы помогают заметить и передать специфику характеров сказочных героев.

    В конце года педагог проверяет художественно-речевые умения, навыки и знания детей. Он выясняет, как его воспитанники понимают поэтические произведения, каких героев предпочитают, что им больше нравится в сказках, насколько эмоциональна их реакция на действия персонажей, на события, как воспринимают они художественную форму произведения, как чувствуют рифму, ритмичность, напевность стиха. Воспит-атель выявляет, научились ли дети самостоятельно пересказывать сказки, правильно передавать прямую речь, умеют ли выразительно читать стихотворения, четко произ-носить все звуки в словах, соблюдать смысловые ударения, паузы, менять интонацию.

        Проверка осуществляется на занятиях в конце учебного года. Воспитатель применяет ту методику, которой пользовался в течение года. Навыки художественно-речевой деятельности выявляются в процессе пересказа ребенком сказки, чтения любимого стихотворения. Например, оценивая уровень восприятия художественного произведения, умение различать жанры, воспитатель читает детям сказку, затем пред-лагает игру. Каждому ребенку даются по три разноцветных кружочка бумаги, обозначающих условно жанр художественного произведения. Дети должны определить, что они слушали: если сказку, то взять в руки красный кружочек, рассказ — зеленый, стихотворение — желтый.

   Эмоциональное отношение детей к произведению, к персонажам выявляется в про-цессе индивидуальной беседы: «Что больше всего понравилось? Почему?» Важно, чтобы проверка проходила в увлекательной для ребенка форме, так как от этого зави-сит ее результат. Например, прежде чем попросить ребенка пересказать сказку, важно его заинтересовать в этом. Можно показать ему картинки-иллюстрации, спросить, ка-кие сказки на них изображены, предложить самостоятельно выбрать для пересказа лю-бую. Заданию может предшествовать и показ диапозитивов, изображающих предметы, цветы, о которых нужно прочитать стихотворение «(Колокольчик», «Одуванчик», «Мяч», «Лошадка»).

     Художественная литература воздействует на развитие гуманных чувств и представлений детей о хорошем и плохом, существенно меняет их эмоциональную сферу. Дошкольники активнее откликаются на поступки героев художественных произведений, переживают события, описываемые в книге. У ребёнка может возникнуть определённое отношение к конкретному образу. Книга становится средством формирования у детей нравственных чувств и представлений, если воспитатель часто и целенаправленно использует её работе с дошкольниками средней группы.

     Для воспитания чувств и формирования этических представлений воспитанников педагог тщательно подбирает художественные произведения, разрабатывает методику чтения и бесед о прочитанном. Отобранные книги должны быть глубокими по содер-жанию и высокохудожественными по форме. Этими качествами обладает литература, рекомендованная программой воспитания и обучения в детском саду, а также собран-ная в хрестоматиях для детей. Классическая детская литература незаменима в воспи-тании начал гуманных чувств. Сказки дают ребятам первые представления о хорошем и плохом, о добрых и злых людях.

       Воспитанники средней группы еще не могут до конца понять внутренний  мир героев произведения, разобраться в их переживаниях, скрытых мотивах поступков. Поэтому педагог попользует такие рассказы, стихи и сказки, в которых ярко противо-поставлены добро и зло, а герои, как положительные, так и отрицательные, не меня-ют своих качеств на протяжении повествования. Только к концу года можно постепен-но приобщать детей к более сложным произведениям художественной литературы.

          Этическая беседа с детьми. Готовясь к занятию, которое будет проходить в форме беседы о художественном произведении, воспитатель тщательно продумывает, какие вопросы он задаст ребятам, и с какой целью, о чем будет говорить сам. Морали-зирование во время беседы недопустимо. Вопросы к детям по поводу прочитанного зависят от воспитательных задач,  поставленных педагогом, и от содержания самого произведения.

        Например, если ставятся задачи — формировать у детей представления о добре (зле), учить правильно различать и оценивать поступки героев, понимать их мотивы, целесообразны следующие вопросы: «Кто вам понравился в этой сказке? Почему?»; «Кто из героев самый добрый (самый злой)? Почему?» Перед началом чтения худо-жественного произведения или перед беседой детей можно спросить о том, как они понимают, что такое быть добрым, честным, смелым и т. п.

    С середины второго полугодия вопросы постепенно усложняют, способствуя тем самым более глубокому проникновению детей в мир литературных героев. Воспита-тель учит ребят понимать их переживания, осознавать и оценивать поступки. Этичес-кие представления, получаемые детьми во время занятий, педагог связывает с повсед-невной жизнью группы, помогает ребятам использовать их в общении, в игровой дея-тельности.  С этой целью можно завершить беседу вопросом, на кого из ребят похож тот или иной герой или персонаж сказки? Однако сравнивать поведение героев худо-жественных произведений с поведением детей можно лишь в том случае, если их поступки положительны. Прямое сопоставление отрицательных персонажей с детьми недопустимо. В конце беседы важно подчеркнуть, например, что сегодня ребята слу-шали рассказ о дружбе и что будет хорошо, если они сами научатся так же дружно играть.

     Наряду с чтением художественной литературы, рассматриванием иллюстраций, беседами необходимо вовлекать детей в практическую деятельность. Вместе с ребя-тами педагог устраивает: выставки рисунков, работ по лепке, аппликации по мотивам художественных произведений, а также на другие темы, например «О хороших и пло-хих поступках» и т. п.; выставки книг, например «Моя любимая сказка», «Стихи К. Чуковского» и др. Все это способствует развитию у детей интереса к книге, лучшему усвоению этических норм.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком пятого года жизни с ДЦП с поражением нижних конечностей

Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком пятого года жизни  с ДЦП с поражением нижних конечностей...

Выступление на родительском собрании. Тема: 1. «Почему дети говорят неправду»,2. «Значение художественной литературы в воспитании у детей младшего школьного возраста нравственных качеств».

Консультациии для родителей помогут разобраться, как реагировать на детскую ложь, выявить ее причины и помочь воспитать в детях честность, правдивость. Помочь в этом помогут ситуации из разных литерет...

Особенности развития детей пятого года жизни

Содержит основные требования к развитию детей 5летнего возраста по всем образовательным областям....

Консультации для родителей на тему «Трудовое воспитание ребенка пятого года жизни».

Консультация для родителей на тему: «Трудовое воспитание ребенка пятого года жизни».Дети пятого года жизни значительно отличаются от детей 3-4 лет; движения их более совершенны, они способ...

Значение игр-занятий с предметами-орудиями в развитие детей второго года жизни.

Значение игр-занятий с предметами-орудиями в развитие детей второго года жизни....

Развитие нравственных представлений детей младшего школьного возраста средствами художественной литературы

Статья о развитии нравственных представлений детей младшего школьного возраста средствами художественной литературы...