Программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
рабочая программа

Гончарова Марина Викторовна

Программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Чистое небо"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raboty_lagerya.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

Принята на заседании                                                                                                                                                     Утверждаю

педагогического совета                                                                                                                                   Директор МБОУ «Средняя

МБОУ  «Средняя общеобразовательная                                                                                                      общеобразовательная школа № 2 г.Льгова»

школа № 2 г.Льгова»                                                                                                                                        __________________      С.Г. Мятечкина

Протокол №  ___от «__ »__________г.                                                                                                          Приказ №_____от «__»____________ г.                        

Программа

оздоровительного лагеря  с дневным пребыванием детей

«Чистое небо»

на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова»

                                                                           Разработчик программы:

                                                                           учитель начальных классов,

начальник лагеря

                                                      Гончарова Марина Викторовна

 Пояснительная записка.

Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.

Летние каникулы - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ребенка открывают детские оздоровительные лагеря.

Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.

Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в лагерях?! Тут не надо бояться, что тебя вызовут к доске, снова плохую отметку поставят, потребуют дневник, а потом дома – родительская разборка.

Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как «неперспективного».

В каникулы он может общаться, с кем хочет, и этот выбор делает он сам, и главное, в период организации отдыха в детских центрах направить в надежное русло эти знакомства и общение

Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.

В детском оздоровительном лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.

Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.

Не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из города к родственникам. Большой процент детей остается неохваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в так называемую «группу риска». А также 2018 год –  год, когда страна празднует 73-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.  Все это и послужило на создание программы организации летнего отдыха в рамках вышеуказанной тематики. Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.

Многие психологи утверждают,  что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие  способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая  больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.

Наш лагерь имеет достаточный потенциал, опыт организации летнего отдыха.

Организация летнего отдыха осуществляется по направлениям: 

  • спортивно-оздоровительное,
  • нравственное,
  • гражданско-патриотическое.

Цель: Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития внутреннего потенциала пребывающих, через привлечение воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей. 

Задачи программы

1. Формирование осознанного отношения к здоровью как условию полноценной жизни. Создать условия для организованного отдыха детей.

2. Формирование у воспитанников мироощущения и мировоззрения, развитие сознательной общественной активности, дисциплины, побуждения руководствоваться ими в повседневной жизни. Способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.

3. Развитие лидерских и организаторских качеств, а также социальной активности воспитанников через самоуправление.

4. Прививать высоконравственные, морально-психологические и этнические качества, такие как патриотизм, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. Способствовать утверждению в сознании и чувствах детей патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к старшему поколению, к культурному историческому прошлому Льгова, России в целом, к традициям народа.

5.  Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развивать творческое мышление и  творческие способности воспитанников.

                                                                   Концепция программы

Концептуальные основы деятельности.

Лагерь с дневным пребыванием детей – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение его в творческую деятельность.

Основным направлением в работе воспитателей и вожатых является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная – поскольку все они интегрируются. Особенно необходима эта помощь детям из малообеспеченных семей, не имеющим возможности загородного оздоровительного отдыха.

Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.

Организация творческого пространства предоставляет возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности.

Методическое проектирование лагеря «Чистое небо» опирается на признанные достижения современной  отечественной и зарубежной педагогики.

При создании концепции программы оздоровительного лагеря преследовались следующие идеи:

  1. Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский,).
  2. Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
  3. Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л.С. Выготский)
  4. Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).

Принципы программы

Программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Чистое небо» опирается на следующие принципы:

Принцип гуманизации отношений

Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности

Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере «Чистое небо» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

Принцип демократичности

Участие всех детей и подростков в мероприятиях, посвященных 73-летию Победы, развития творческих способностей под лозунгом: «Наша общая Победа!».

Принцип дифференциации воспитания

Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

  • отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
  • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
  • взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
  • активное участие детей во всех видах деятельности.

Принцип творческой индивидуальности

Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.

Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
  • оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
  • сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
  • постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.

Принцип интегративно-гуманитарного подхода.

Этот принцип определяет пять «граней»:

  • грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично  меня»);
  • грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
  • грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
  • грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
  • грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).

Принцип личностного Я

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • при развитии детского самоуправления;
  • при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.
  • при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.

Принцип уважения и доверия.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
  • доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
  • в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов

Объективные факторы работы лагеря

Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:

  1. Временный характер детского объединения.
  2. Разнообразная деятельностьнасыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.
  3. Интенсивность освоения детьми различных видов деятельностизаинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
  4. Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
  5. Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
  6. Здоровьесберегающие технологии - прогулки, физкультурная зарядка, подвижные игры.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Подготовительный этап.

Данный этап характеризуется тем, до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону, а именно:

  • проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
  • издание приказа по школе о проведении летней кампании;
  • разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей  «Чистое небо»;
  • подготовка методического материала для работников лагеря;
  • отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные инструкции  и  т.д.).

  1. Организационный этап смены.

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, выявление  лидерских, организаторских и творческих способностей;
  • запуск программы «Чистое небо»;
  • формирование органов самоуправления,
  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря,
  • мероприятия смены перекликаются с 73-й годовщиной  Победы в Великой Отечественной войне.

  1. Основной этап смены.

Основной деятельностью этого этапа является:

  • реализация основной идеи смены;
  • вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
  • работа творческих мастерских.
  1. Заключительный этап смены.

Основной идеей этого этапа является:

  • подведение итогов смены;
  • выработка перспектив деятельности организации;
  • анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности лагеря с дневным пребыванием детей «Чистое небо» в будущем.

Механизм реализации программы

Программа воплощается в жизнь, учитывая возрастные особенности младшего  школьного возраста, воспитание творчески активной личности будет проходить через сюжетно – ролевую игру, как ведущий тип деятельности.

Стержень данной деятельности представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Эти игры проходят без зрителей, все - участники! Особая ценность сюжетно-ролевой игры определяется тем, насколько в ребенке развиваются такие качества как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.

Данная сюжетно-ролевая игра «Чистое небо» - это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели.

Игра предполагает:

- большую двигательную активность;

- разнообразие видов деятельности, направленных на патриотическое воспитание;

- признание и позитивную оценку в среде сверстников и взрослых;

- релаксационные занятия.

Игра развивается в течение 18 дня, т.е. во все периоды смены, каждый из которых имеет свои особенности.

Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:

  1. Организационный.

Формы работы:

  • планирование;
  • подготовка к лагерной смене;
  • оформление информационного стенда, территории школы, где будет располагаться лагерь;
  • подготовка материальной базы;
  • определение обязанностей;
  • организация питания в школьном оздоровительном лагере.
  1. Оздоровительный.

Формы работы:

               утренняя зарядка;

  • встречи с медицинским работником;
  • влажная уборка, проветривание;
  • беседы о вредных привычках;
  • организация питания воспитанников;
  • спортивные праздники;
  • экскурсии;
  • подвижные игры;
  • работа учителя  физической культуры.

          3. Творческий.

Формы работы:

  • КТД (коллективно-творческая деятельность);
  • участие в мероприятиях лагеря;
  • работа творческих мастерских;
  • экскурсии в музеи города;
  • конкурсы;
  • викторины.

    4.Патриотический.

Формы работы:

  • посещение музея А.П.Гайдара, Льговского краеведческого музея, музея Н.Н.Асеева;
  • посещение школьного музея;
  • беседы;
  • экскурсия к памятнику А.П.Гайдару в музее писателя; линейка памяти;
  • посещение школьного музея Льговских молодогвардейцев.

    5.Нравственно-экологический.

Формы работы:

  • экскурсии на природу;
  • беседы о нравственности;
  • экологический КВН;
  • работа библиотекаря школы;
  • викторины, конкурсы;
  • различные мероприятия.

   6.   Социально-психологический.

Формы работы:

  • работа социального педагога;
  • работа педагога-психолога
  • индивидуальные беседы;
  • групповая работа;

                  Методическое сопровождение программы.

Для эффективной работы в лагере активно используются:

  1. Методика КТД.

В сфере воспитания коллективно - трудовая деятельность и коллективно-творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам, возникает потребность преобразить свою школу, сделать ее красивее.

Дело – это событие, любые какие-либо действия, которые несут в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге.

Коллективное дело – событие (набор действий), осуществляемых посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и воспитателей.

Коллективно-творческое дело (КТД)- событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и реализуется и оценивается сообща.

Виды КТД:

  1. Организаторские дела (метод взаимодействия)
  2. Общественно-политические дела (беседы, лекции и др.)
  3. Познавательные дела (познавательные игры: ребёнок должен узнать как можно больше об окружающем мире)
  4. Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков)
  5. Художественные дела (творчество: рисование, оформление)
  6. Спортивные дела (зарядки, Веселые старты, комический футбол и др.)

  1. Методика самоуправления

Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.

Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Через свое участие в решении этих проблем школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их участие в решение управленческих проблем.

Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у школьников самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.

Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.

  1. Психолого-педагогическое сопровождение смены.

Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и  система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.

Компоненты психолого – педагогического сопровождения:

  • Диагностический;
  • Консультационный;
  • Прогностический
  • Практический.

Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях лагеря:

  • Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде;
  • Компенсаторная – формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.
  • Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка;
  • Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.

   Основное содержание программы

Лагерь с дневным пребыванием детей работает по следующим направлениям: 

Воспитательно- образовательная работа

1.Организация активного досуга и психологического сопровождения

Цель: воспитание гражданско - патриотических качеств личности, организация содержательной досуговой деятельности детей,  развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.

Задачи:

  1. Вовлечение большего количества воспитанников в различные формы организации досуга.
  2. Организация  деятельности творческих мастерских.

В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создание условий для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Формы работы:

игра, конкурс,  викторина, праздник,  турнир,  поход, библиотечный час,  посещение музея, театра, просмотр фильма, чтение книги, дискотека, соревнования, эстафеты, трудовой десант, занятия в кружках.

Виды досуговой деятельности:

  • развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, прогулки, путешествия;
  • отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
  • самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К сообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
  • творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.
  • Общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.

Организация досуговой деятельности в лагере строится на принципах:

  • Добровольности включения ребенка в досуговую деятельность;
  • Альтернативного провождения времени
  • Свободного времени
  • Совместного планирования досуговой деятельности.
  • Досуговая деятельность в условиях лагеря осуществляется на различных уровнях:
  • Уровень целостного детского коллектива смены;
  • Уровень отряда;
  • Уровень организации досуга в группах по интересам;

Уровень конкретного ребенка, который по тем или иным причинам не хочет участвовать в совместной деятельности.  2.Работа по патриотическому воспитанию

Цель: формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины.

Формы:

  • виртуальная экскурсия по городу Льгову (современному и старинному);
  • беседа «Символика Российской Федерации» (ко «Дню независимости России»);
  • викторина «Знаешь ли ты, кто подарил нам Победу?»;
  • спортивно-развлекательная программа  «Весёлые старты»;
  • посещение краеведческого музея; школьного музея; музея А.П. Гайдара, музея писателя Н.Н.Асеева;
  • конкурс рисунков «Чтобы не было войны!»
  • КВН по правилам дорожного движения «Мой друг Светофор».

Спортивно - оздоровительная работа

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачи:

  1. Организация  витаминизации в  питании детей.
  2. Осуществление  охранительного режима и правил техники безопасности.

Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и физкультуры. Используются природные факторы. Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей,  поэтому в программу  включены следующие мероприятия:

  • ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;
  • спортивные игры;
  • эстафеты и соревнования;
  • спортивные праздники;
  • ежедневный осмотр детей медицинским работником;

                                  прогулки на свежем воздухе (в течение всего времени пребывания в лагере);                                                                                    

      организация здорового питания детей;

  • организация спортивно-массовых мероприятий:
  • подвижные игры.

Организация работы объединений дополнительного образования

Важным направлением воспитательной работы в лагере является работа объединений дополнительного образования, объединяющая детей по интересам в малые группы. В период работы лагеря действуют кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.

Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.

Дополнительное образование включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.

Организация работы объединений дополнительного образования в лагере включает ряд этапов:

  • изучение интересов детей;
  • презентация кружков на линейке в начале смены;
  • ознакомление детей с режимом работы кружков;
  • самоопределение детей и запись их в кружки;
  • деятельность ребят в кружках;
  • текущее отражение результатов деятельности детей;
  • подведение итогов работы кружков в конце смены.

Мероприятия по организации лагеря дневного пребывания «Чистое небо»

№ п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1.

Обсуждение проблем занятости детей и подростков в каникулярное время:

  1. Совещание при директоре школы
  2. Собрание МО классных руководителей  классов.
  3. Совещание ответственных за организацию занятости учащихся в каникулярное время.

Март-апрель

Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова»: С.Г.Мятечкина;

заместитель директора по ВР: Н.А.Самсонова;

педагог-организатор: М.М.Рагулина;

начальник лагеря М.В.Гончарова

2.

Определение направлений и форм организации каникулярного времени.

Апрель

Директор МБОУ«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова»: С.Г.Мятечкина;

заместитель директора по ВР: Н.В.Самсонова;

педагог-организатор: М.М.Рагулинаа;

начальник лагеря М.В.Гончарова

3.

Диагностика.

Учет мнений и запросов родителей.

Учет пожеланий учащихся по организации работы лагеря.

Определение уровня адаптации детей к условиям жизнедеятельности лагеря.

Удовлетворенность работой лагерной смены.

Апрель-май

Май

Май

Май

Май

Социальный педагог, начальник лагеря

Начальник лагеря, педагог-организатор.

Начальник лагеря, педагог-организатор; классные руководители.

Начальник лагеря, педагог-организатор; классные руководители.

Начальник лагеря, педагог-организатор.

4.

Кадровое обеспечение.

Подбор кадров для организации каникулярного времени школьников.

Консультации, индивидуальная работа с педагогическим коллективом по вопросам содержания программы и деятельности лагеря.

Проведение педагогических советов лагеря.

Проведение производственных совещаний по видам инструктажа.

Апрель-май

Май

Май

Май – июнь

Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова»;

заместитель директора по ВР;

педагог-организатор;

начальник лагеря;

педагог-организатор;

начальник лагеря

заместитель директора по ВР;

педагог-организатор;

начальник лагеря

начальник лагеря

заместитель директора по ВР;

начальник лагеря;

педагог  по физ.воспитанию.

5.

Организация оздоровительного лагеря.

Комплектование отрядов

Разработка Программы работы лагеря

Оформление лагерной смены.

Подготовка кабинетов для расположения лагеря.

Организация питания в оздоровительном лагере.

Май

Начальник лагеря М.В.Гончарова;

педагог-организатор М.М.Рагулина;

педагоги-воспитатели;

родители детей (заявления).

Заведующая школьной столовой Исаева О.Д..

6.

Проведение лагерной смены

04.06.2017.-28.06.2017.

Начальник лагеря М.В.Гончарова, педагогический коллектив лагеря.

План мероприятий по реализации программы

«Ромашка» .

День

Ключевые мероприятия дня

Форма проведения

Направление

04.06.

 ПН.

Открытие смены «Здравствуй, друг!»

 Деловая игра «Давайте познакомимся»

Операция «Уют».

Игра

Нравственное

05.06.

 ВТ.

Викторина «Наш друг Светофор».

Мастер-класс  по изготовлению поделок

 из бумаги:

 « Зайчик» и открытка с видом башни Шамиля ( специалисты краеведческого музея г.Льгова.)

Викторина

Мастер-класс

Образовательное

Нравственно-эстетическое

06.06.

 СР.

«Путешествие в страну Лукоморье» - развлекательное мероприятие (специалисты музея Асеева

Работа в кружках Дома детского творчества «Природа и творчество», «Волшебный клубок»,  «Лепка», «Декоративно-прикладное творчество».

Игра

Кружковая деятельность

Образовательное

Нравственно-эстетическое.

07.06.

 ЧТ.

Спектакль « Малыш и Карлсон» театральная студия.

Интерактивное занятие по краеведению

 « Животные нашего края»

 

Просмотр спектакля

Литературная игра

Нравственно-эстетическое.

Образовательное

08.06.

 ПТ.

 Акция «Знай символы своего государства»

 

«Здравствуй, лето!» - концерт, посвящённый открытию лагерной смены.

Интерактивное занятие

Праздничный концерт с представлением отрядов.

Гражданско-патриотическое.

09.06.

СБ.

«Международный день друзей» - познавательно-развлекательная программа. 

Изготовление сюрпризов - пожеланий «Всего тебе хорошего мой верный, милый друг».

Работа в кружках Дома детского творчества «Природа и творчество», «Волшебный клубок», «Лепка», «Декоративно-прикладное творчество».

Виртуальная экскурсия.

Кружковая деятельность

Гражданско-патриотическое.

Нравственно-эстетическое

13.06.

СР.

День России

Конкурс плакатов «Край, в котором я живу»

«Спички -это не игрушки» беседа с детьми о правилах пожарной безопасности  сотрудника пожарной службы.

Занятие со специалистами музея им.Гайдара

Развлекательная игра-практикум

Нравственно-эстетическое

Образовательное

14.06.

ЧТ.

Игра по станциям «Малые Олимпийские игры».

Беседа о вреде курения.

Соревнования

Спортивно - оздоровительное

15.06.

ПТ.

« Про океаны» ( специалисты музея Н.Н.Асеева) 

 Экологический десант

Мастер-класс по изготовлению поделок из бросового материала 

Развлекательная игра-практикум

Практическая деятельность

 Образовательное

Нравственно-эстетическое

18.06.

ПН.

Работа в кружках Дома детского творчества «Природа и творчество», «Волшебный клубок», «Лепка», «Декоративно-прикладное творчество».

«Посещение музея «Молодая гвардия».

«Памяти Льговских молодогвардейцев»

Занятие со специалистами музея им.Гайдара

Кружковая деятельность

Виртуальная экскурсия.

Нравственно-эстетическое

Образовательное

19.06.

ВТ.

Мастер-класс «Солнышко» специалисты краеведческого музея

Встреча с инспекторами ГИБДД «Минутка безопасности»

Практическая деятельность

 

Нравственно-эстетическое

Образовательное

20.06.

СР.

Конкурс «Инсценированной песни»

Работа в кружках Дома детского творчества «Природа и творчество», «Волшебный клубок», «Лепка», «Декоративно-прикладное творчество».

Развлекательная игра

Кружковая деятельность

Нравственно-эстетическое

Нравственно-эстетическое

21.06.

ЧТ.

Игра по станциям «Там, на неведомых дорожках»

Подвижные игры.

 Развлекательная игра

Игры на спортивной площадке

Нравственно-эстетическое

Спортивно –оздоровительное.

22.06.

ПТ.

«День  памяти и скорби»

 «Как началась война…»  «Память поколений» музей А.П.Гайдара

Брейн-ринг «История ВОВ». Эстафеты.

Линейка в музее Гайдара, посвящённая началу Великой Отечественной войны.

Спортивные соревнования для мальчиков.

Нравственное,

Гражданско-патриотическое.

Спортивно -оздоровительное

25.06.

ПН.

«День рисования «Фейерверк красок» (специалисты краеведческого музея) 

конкурс «Песенная перестрелка»

 

Развлекательная программа «Знаешь ли ты, как рисовать на воде?»-техника Эбру.

Нравственное-зстетическое

26.06.

ВТ.

Конкурс рисования на асфальте «Цветы, цветы»

«Бал цветов»

Конкурсно-развлекательная программа

Нравственное

27.06.

СР.

«Весёлый Роджер» - развлекательное мероприятие ( специалисты ДК)

« Песочная анимация» -  мастер - класс

Конкурсно-развлекательная программа

Спортивно-оздоровительная

28.06.18

 «Как здорово, что все мы здесь, сегодня собрались!»

 Закрытие лагерной смены «Путешествие в страну Лето!»

Гала-концерт

Гражданско-патриотическое,

нравственное

Условия реализации программы

  1. Нормативно-правовые условия
  1. Конституция РФ.
  2. Закон РФ от 10 июля 1992г N2 3266-1 «Об образовании»
  3. Федеральный закон от 24 июля 1998г N2 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
  4. Приказ Министерства образования РФ от 13 июля 2001г N22688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха».
  5. Конвенция о правах ребенка ООН, 1991г.
  6. Федеральный закон о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений (Российская газета № 127 от 27.12.1996).
  7. Федеральный Закон от 24.06.1999 г. № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Российская газета от 30.06.1999. - № 121.
  8. Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
  9. Постановление Губернатора Курской области № 224-па от 20.03.2018 года «Об организации оздоровления, отдыха и занятости детей Курской области в 2018 году».
  10. Приказ комитета образования и науки Курскойо бласти № 1-218 от 27.03.2018 года «Об организации оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодежи Курской области в 2018 году».
  11. Приказ отдела образования администрации города Льгова № 32 от 30.03.2018 «Об организации оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков города Льгова Курской области в 2018 году».
  12. Устав МБОУ СОШ № 2 г.Льгова.
  13. Положение о лагере дневного пребывания.
  14. Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
  15. Правила по технике безопасности, пожарной безопасности (инструкции).
  16. Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере (беседы).
  17. Инструкции по организации и проведению экскурсий.
  18. Должностные инструкции сотрудников.
  19. Заявления от родителей.
  20. Акт приемки лагеря.
  21. Планы работы.

2.Материально-технические условия предусматривают:

  • финансирование за счет бюджетных средств;
  •  спортивный зал;
  • школьная библиотека;
  • столовая;
  • игровые комнаты- кабинеты № 6,7,10,13, 14, 16, 18, 20, 26, 28 МБОУ СОШ № 2.
  • спортивная площадка;
  • ТСО;
  • художественные средства, игры настольные и др.;
  • хозяйственный инвентарь;
  • аудиотека, фонограммы, видеотека;
  • канцелярские принадлежности;
  • компьютер, принтер, ксерокс;
  • музыкальные инструменты.

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

Координаторы смены:

  •  заместитель директора по ВР;
  • начальник лагеря,
  • социальный педагог;
  • педагог-психолог
  • педагог-организатор;
  • руководитель ФВ;
  • музыкальный работник;
  • медицинский работник;
  • заместитель директора по безопасности.

Кураторы отрядов:

  • воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);

Руководители творческих мастерских из Дома Детского творчества.

Специалисты музея Гайдара, музея Н.Н.Асеева, Льговского краеведческого музея.

4. Педагогические условия:

  • соответствие направления и формирования работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие в   мероприятиях лагеря;
  • подбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
  • обеспечение единства и взаимосвязи управления самоуправления;
  • единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.

5. Методические условия предусматривают:

  • наличие необходимой документации, программы, плана;
  • проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
  • коллективные творческие дела;
  • творческие мастерские;
  • индивидуальная работа;
  • деловые и ролевые игры;
  • самоуправление в отряде и в лагере.

Система контроля за реализацией программы

№ п/п

Мероприятие

Срок проведения

Ответственные

1.

Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря.

Апрель

Начальник лагеря

2.

Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере.

1 день смены

Социальный педагог

3.

Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями.

В течение смены

Начальник лагеря,  отрядные воспитатели

4.

Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий.

Последний день смены

Социальный педагог

5.

Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в лагере за смену.

В течение смены

Социальный педагог.

Ожидаемые результаты

  1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
  2. Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
  3. Получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, повышение социальной активности.
  4. Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы, укрепление здоровья школьников.
  5. Личностный рост участников смены.

Работа самоуправления под руководством взрослых способствующая формированию таких умений, как:

  • Лидерские способности.
  • Чувство ответственности за лагерь, за весь коллектив.
  • Умение общения с взрослыми.
  • Высказывание и отстаивание своей точки зрения.
  • Видение ошибок и умение находить пути их исправления;
  • Уважение мнения других.

Педагоги стараются создать атмосферу комфортности для каждого ребенка.

  Приложение 1

Анкета «Что я ожидаю от лагеря?»

1.Что ты ожидаешь от пребывания в летнем лагере?

2.Что ты умеешь делать: петь, танцевать, рисовать ,играть в шахматы и т.д.?

3.Чему бы ты хотел научиться в лагере?

4.В каких кружках хотел бы заниматься?

5.Каким видом спорта увлекеешься?

6.В каких мероприятиях хотел бы принять участие познавательных или развлекательных?

Приложение 2

Анкета «Мои впечатления от лагеря»

  1. Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь?
  2. Если тебе интересно в лагере  то,  что больше всего нравится: петь, танцевать, рисовать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом или что-то ещё?
  3. Чему ты научился в лагере: выучил песню, научился танцевать, играть в шашки, шахматы и др.?
  4. Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день?
  5. Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?
  6. Ты пойдёшь на следующий год в лагерь? Если не пойдёшь, то почему?
  7. Тебе хотелось бы остаться на вторую смену?
  8. Что ты рассказываешь дома о лагере?
  9. Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).
  10. Хочется ли тебе идти домой после лагеря?
  11. Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?
  12. Кто твой друг среди ребят, среди взрослых?
  13. Что особенно понравилось в лагере (спортивные мероприятия, туристическая эстафета, праздники, экскурсии, походы)?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа осеннего лагеря «Созвездие» с дневным пребыванием детей

Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о...

Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МОУ «СОШ № 42»

Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деят...

«Остров дружбы» - программа формирования толерантного сознания у детей и подростков в условиях лагеря с дневным пребыванием детей в период школьных каникул.

Программа организации оздоровительного отдыха детей в  лагере с дневным пребыванием детей в период школьных каникул на базе общеобразовательной школы...

Программа летнего лагеря "ГАРМОНИЯ" с дневным пребыванием детей

Программа разработана в целях создания необходимых условий для организации детского отдыха, активизации деятельности ОУ по развитию детского отдыха и занятости, развития личности ребёнка в каникулярны...

ПРОГРАММА Летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей БОУ «Воронцовская СШ» «Дети Земли» (с экологическим уклоном)

Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших. Истоки современных проблем в экологии - в бездумном и жестоком отношении человека к природе....

Конспеты занятий в лагере дневного пребывания детей "Формирование лексико-грамматических представлений и развитие связной речи у детей – инофонов"

Конспеты занятий в лагере дневного пребывания детей "Формирование  лексико-грамматических  представлений   и развитие связной речи у детей – инофонов"...

Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей « Жизнь замечательных детей»

Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря  с дневным пребыванием детей  « Жизнь замечательных детей»...