Профориентационные практики.Проект "От Хобби до профессии"
проект (3 класс)

В данной работе представлен опыт работы по профориентации.Проект "От хобби до профессии" рассчитан на год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа №17», учитель начальных классов, педагог дополнительного образования Решетняк Ирина Александровна

Профориентационные практики в начальной школе.Проект «От хобби до профессии»

Одним из основных компонентов социализации человека является профессиональное самоопределение. Выбор профессии - первый социально и личностно значимый выбор в жизни каждого человека. Школа должна с первых дней помогать школьникам в овладении знаниями по миру специальностей, приучать к трудовым навыкам, работе над собой, к самообслуживанию.

В нашей школе намечена работа по профориентации по теме «Профориентация обучающихся средствами проектной деятельности»,срок ее реализации 2019-2022 учебный год.

Основная ее идея: Организация проектной деятельности для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе.

Актуальность овладения основами проектирования определяется тем, что проектирование:

  • имеет широкую область применения, в том числе для профессионального самоопределения;
  • позволит более эффективно самостоятельно решать аналитические, организационно-управленческие и др. задачи, востребованные при  получении образования;
  • обеспечивает конкурентоспособность  на рынке труда в будущем

Эта работа охватывает все ступени школьного образования

1-4 классы

5-7 классы

8-9 классы

10-11 классы

Формирование опыта различных видов проектной деятельности и положительного отношения к труду, ознакомление с окружающим миром профессий через проекты – «Кто построил школу», «Профессии будущего» ,  «От хобби к профессии» и др.;

Изучение задатков, личностных качеств и развитие способностей, базовых компетентностей, выявление интересов; через проекты «Мой выбор»,  «Профессиональные династии» и др.

Изучение профессиональных склонностей и определение способностей к определенной сфере профессиональной деятельности, организация профессиональных проб, подготовка к выбору профиля обучения в старшей школе или профессионального образования через подготовку и защиту индивидуальных проектов;

Формирование образовательного и профессионального планов (траектории), навыков самообразования, саморазвития, ориентирования в мире профессий, в системе профессионального и высшего образования, на рынке труда, в том числе средствами курса внеурочной деятельности  «Профессиональные пробы и практики»

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Приходя в первый класс,  ребенок  имеет смутные представления о роде деятельности своих родителей. Формирование у младших школьников добросовестного отношения к труду, развитие интереса к профессиям, создание условий для получения первоначального представления  о различных видах трудовой деятельности  - в решении этих и других воспитательных задач как нельзя лучше, на мой взгляд, помогает  внеурочная деятельность. 

 Я работаю учителем начальных классов, а так же педагогом дополнительного образования. Веду кружки «Я -исследователь», «Риторика», «Литературная мастерская КИТ».. В течение всего 2020-2021 учебного года мною на этих кружках реализовался проект «От хобби до профессии».

Основная идея проекта: Опора на увлечения детей для расширения знаний о мире профессий и формирование интереса к их особенностям через практическую деятельность и развитие творческих способностей в период пандемии и ограниченных мероприятий, используя дистанционные технологии и внутренние ресурсы учреждения

Актуальность определяется тем, что

  • Личный интерес к каким-либо видам деятельности является мощным мотиватором;
  • Готовит условия для осознанного выбора на последующих уровнях образования;
  • Позволяет узнать собственные возможности и реализовать их.

Предмет исследования : От хобби до профессии.

Объект исследования: дистанционные технологии и внутренние ресурсы учреждения

Свое исследование мы проводили по следующему плану:

 1)В начале нашей работы мы определили хобби детей: чтение книг, приготовление блюд, написание стихов, рассказов в литературной мастерской КИТ, занятие хореографией в школьном кружке, увлечение иностранными языками, плаванием, конструированием и моделированием.                                                                                                                              2)На основании этого стали знакомиться с профессиями , не выезжая за пределы школы. С профессиями повара, библиотекаря, учителя, хореографа мы познакомились в школе, для этого  совершили экскурсии и пригласили в класс для беседы людей этих профессий. 3)Так же мы использовали дистанционные каналы: провели виртуальные экскурсии по музеям и предприятиям, искали материал в интернет ресурсах, сняли видео родителей о своих профессиях.                                                                                                                          4) Не забыли просмотреть ресурсы школьной и домашней библиотек: энциклопедии, художественную литературу ,стихи, иллюстрации.

Формы, которые мы использовали для вовлечения детей в исследовательскую и творческую деятельность  были как индивидуальные, парные, так и групповые.

Мероприятия проводились разного характера: виртуальные экскурсии, читательские конференции, экскурсии в школьную библиотеку, на урок технологии , на котором посмотрели как старшеклассники приготавливают пищу, а так же на экскурсию « Школьный повар»,подготовили групповые проекты «Меню в школьной столовой», «Мир моих увлечений и увлечений моей семьи». В связи с 60- летием полета Ю.А.Гагарина в космос ребята познакомились с профессией космонавт, учили и сочиняли стихи, рисовали, пели, провели виртуальные экскурсии на сайте Завуч .инфо по музеям нашей необъятной России, приняли участие в групповом  проекте «Все о космосе».Знакомство с профессией переводчика было многогранно: писали сказки на английском языке, беседовали с учителями, провели квест « Путешествие в Великобританию»,  проект«Мультфильмы на английском языке».

Воспитательные результаты предполагают три уровня:                                                             1 уровень- приобретение школьниками социальных знаний( взаимодействие с руководителем ) ;                                                                                                                             2 уровень –получение школьниками опыта переживания и позитивного отношение к базовым ценностям (взаимодействие детей внутри коллектива)                                                         3 уровень-получение школьником самостоятельного общественного действия (взаимодействие с социальными субъектами за пределами школы, в нынешней обстановке -дистанционно)

На протяжении всей работы над проектом «От хобби до профессии» было предусмотрено сотрудничество с социальными партнерами: БОУ ДО г.Омска «Центр развития творчества детей и юношества « Созвездие» ,БОУ ДО г. Омска «Центр развития творчества детей и юношества  «Амурский», Многопрофильная академия непрерывного образования , образовательные платформы uchi.ru, cerm.ru, сайт «Воспитай патриота»,Завуч инфо, Фактор рста, Уникум, Арт-талант, Русское космическое общество.

Школьники принимали участие в международных, всероссийских, городских конкурсах, отмечены дипломами победителей , призеров и лауреатов:

  •  VI Международная викторина «В мире профессий» (Уникум).победители 1 место Ильницкий Вячеслав, Середов Прохор, Аникина Алена;
  • II Всероссийский Фестиваль детских и семейных проектов «Я и мой дом» (МАНО).Работа «От хобби до профессии», лауреат ,Хазанова София;
  • Открытая городская  конференция юных исследователей «Почемучка», проект «Бальные танцы – ступенька к будущей профессии», ЦТ «Созвездие», лауреат , Кошик Александра;
  • II Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ «Наука – молодым!»(МАНО) по теме «Плавание – залог твоего успеха», Победитель I степени  Шустов Платон
  • Городской детский литературный конкурс SAFE-сказка, лауреат I Хазанова София, лауреат  II степени, Якушина Анастасия (ЦТ «Амурский»
  • Всероссийский конкурс  творческих проектов «Формула мира», лауреат , Сидоров Арсений, (МАНО)
  • Городской конкурс «English trip 2021» 1 место Шплецер Алина, Шустов Платон, Шильников М, Хазанова София, Лемешев Платон,3 место Щиголев Роман.(ЦТ «Амурский»      

Для диагностики результатов я использовала педагогическое наблюдение, тесты, самооценку детей ( «Я узнал как…», « Я могу помочь другим…», « У меня хорошо получается…»)    

По результатам тестов получилось, что многие дети заинтересовались профессиями, с которыми знакомились в течение учебного года. Диагностика профессиональных интересов к концу учебного года представлена в виде круговой диаграммы на слайде 5 презентации

                  Эффекты профориентационной деятельности  

  • Расширение представлений о ряде профессий;
  • Формирование интереса к особенностям  разных профессий через практические формы работы;
  • Повышение творческой активности обучающихся;
  • Вовлечение в профориентационную работу родителей;
  • Привлечение социальных субъктов для повышения   эффективности ранней профориентации.                                                                                              

                                                                                       

                                                                                               Приложение 1

Классификация — осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то признакам.

Во многих тысячах профессий нельзя разобраться без классификации. Вот почему профессор Е.А. Климов разработал классификацию профессий, построенную на основании существенных признаков. Каждый вид труда человека имеет следующие компоненты: предмет труда, цель, орудия труда, условия деятельности. В соответствии с этими четырьмя признаками и строится классификация профессий, удобная для профессионального самоопределения. Что может быть предметом труда?

По первому признаку — предмету труда — все существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов: «человек — техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «человек — человек», «человек — искусство».

Учитель записывает название типов на отдельных больших листах бумаги.

Ребятам предлагается игра «Аукцион».

Класс делится на три команды. От участников требуется назвать профессии, относящиеся к определенному типу. Названные профессии записываются на листах бумаги (желательно, чтобы каждая команда записывала «свою» профессию «своим» цветом). Выигрывает та команда, игрок которой до третьего удара молотка успел назвать необходимую профессию или игроки которой назвали большее число профессий.

Ход игры представляет собой живой диалог ведущего с игроками в условиях дефицита времени на обдумывание. Игра позволяет легко и непринужденно обнаружить степень общей информированности о мире профессий. Главная задача ведущего — способствовать поддержанию высокого темпа игры, мобилизовать имеющиеся знания учащихся.

Самые активные участники аукциона и участники, назвавшие наиболее редкие профессии, поощряются специальными призами.

В конце игры можно провести тестирование с целью определения сферы профессиональных предпочтений учащихся.

                                                                                    Приложение 2

Викторина

  1. Какая из профессий из списка не связана с работой с животными?

а) повар

б) ветеринар

в) дрессировщик

   2. Представители какой профессии работают с лекарствами?

        а) библиотекарь

        б) врач

         в) учитель

  3. Представителей какой профессии не работает в больнице?

         а) писатель

         б) санитар

         в) хирург

   4. Представителей какой профессии не танцует ?

          а) балерина

          б) хореограф

          в) космонавт

5) Какая из перечисленных профессий не имеет отношения к кино?

        а) кинооператор

 

        б) кинолог

       в) кинорежиссер

6. Каким навыком должен обязательно владеть программист?

      а) логическое мышление

    б) умение руководить людьми

    в) пунктуальность

7.Каким навыком должен обладать переводчик?

   а) пунктуальность

   б) общительность

  в) логическое мышление

8.  Специалист какой профессии не имеет отношения к книгам?

а) визажист

б) учитель

в) библиотекарь

д) писатель

                                                                                                       Приложение 3

Ребусы

1)hello_html_edf62ff.png            2)       hello_html_m29b2851c.jpg 

3)hello_html_2118c33.jpg       4)hello_html_6ed57921.png

                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                  Приложение 4

Вопросы, которые можно задать.

Ромашка Блума

Воспроизведение

Простые

Кто?Когда?Где?Как?

Понимание

Уточняющие

Правильно ли я поняла

Применение

Практические

Как можно применить?

Анализ

Интерпритационные

Почему?

Синтез

Творческие

Что будет если?

Оценка

Оценочные

Как вы относитесь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №17» ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ «ОТ ХОББИ ДО ПРОФЕССИИ» СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД Из опыта работы Решетняк И.А., педагог дополнительного образования

Слайд 2

Основная идея Опора на увлечения детей для расширения знаний о мире профессий и формирование интереса к их особенностям через практическую деятельность и развитие творческих способностей в период пандемии и ограничительных мероприятий, используя дистанционные технологии и внутренние ресурсы учреждения. Актуальность определяется тем, что Личный интерес к каким-либо видам деятельности является мощным мотиватором; Готовит условия для осознанного выбора на последующих уровнях образования; Позволяет узнать собственные возможности и реализовать их.

Слайд 3

Модель реализации профориентационной деятельности Хобби Чтение книг Приготовление блюд Написание стихов, сочинений Занятие танцами Увлечение иностранными языками Моделирование, худжественное творчество Профессия Библиотекарь Повар,конди тер Писатель, журналист Хореограф Переводчик,учитель Космонавт. конструктор Формы работы Читательская конференция, виртуальные экскурсии Экскурсия «Школьный повар»,проект «Меню в школьной столовой» Литературная мастерская КИТ Творческие конкурсы, проект «Мир моих увлечений» Проект «Мультики на ин. яз», SAFE -сказка, Проект «Хочу в космос». Проект «От хобби до профессии» Обучающиеся начальной школы Социальные партнеры Педагог родители о ЦТ «Амурский» ЦТ «Созвездие» МАНО ЗАВУЧ-инфо Русское космическое общество и др.

Слайд 4

Наши успехи II Всероссийский Фестиваль детских и семейных проектов «Я и мой дом» Номинация «Хобби и карьера», лауреат (профессия – переводчик) Открытая городская конференция юных исследователей «Почемучка», проект «Бальные танцы – ступенька к будущей профессии», лауреат (профессия - хореограф) II Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ «Наука – молодым!» по теме «Плавание – залог твоего успеха», Победитель I степени (профессия - тренер) Городской детский литературный конкурс SAFE -сказка, лауреаты I и II степени (профессия - спасатель) Всероссийский конкурс творческих проектов «Формула мира», лауреат (профессия -космонавт) и др.

Слайд 5

Эффекты профориентационной деятельности Расширение представлений о ряде профессий; Формирование интереса к особенностям разных профессий через практические формы работы; Повышение творческой активности обучающихся; Вовлечение в профориентационную работу родителей; Привлечение социальных субъктов для повышения эффективности ранней профориентации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект профориентационного занятия во втором классе "Познакомимся с миром профессий"

Профориентационное занятие во втором классе "Познакомимся с миом профессий"...

Профориентационное внеурочное мероприятие по изобразительному искусству для 3-4 классов "Моя профессия - художник"

Данное мероприятие поможет учащимся узнать многое не только о профессии художника, а также о специализациях этой профессии. Оно также поможет ребятам "примерить" профессию художника - дизайнера на себ...

«Профориентационные стратегии в современном образовании на основе атласа новых профессий»

Внешкольная игра на основе Атласа новых профессий.  Данная играпозволяет расширить границы представления о будущем, позволяет детям узнать о новых профессиях, которых еще нет. Но эти профессии уж...

Методическое представление Мультимедийной презентации «Мир профессий» для организации профориентационной работы учащихся начальной школы

Мультимедийная презентация "Мир профессий" для профориентационной работы обучающихся начального звена...

Технологическая карта внеурочного занятия профориентационной направленности «Знакомство с профессиями блока «человек – природа».

Тема занятия "Флористика. Изготовление ёжика из природных материалов". Цель занятия: формирование у детей знаний о природных материалах. Знакомство с профессией – флорист....

«Формирование и развитие социально-адаптивной личности младших школьников с ОВЗ через комплексное профориентационное занятие «МИР ПРОФЕССИЙ»

Основными направлениями профориентации учащихся общеобразовательной школы с ОВЗ являются: • профессиональная информация — ознакомление учащихся с миром профессий и современными видами производства,...

Методическая разработка профориентационного занятия "Все профессии нужны, все профессии важны"

Актуальность профориентационной работы в школе. Проблема выбора профессии стояла перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особенно актуальной в связи с изменениями, происходящими ...