Причины неуспеваемости младшего школьника
статья

Тютрина Ирина Афанасьевна

Статья-рекомендации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Причины неуспеваемости младшего школьника

 Тютрина Ирина Афанасьевна, учитель начальных классов

1. Что же такое успешность?

Успешность - это совокупность элементов, таких как общественное признание, хорошая семья, образование и др.

     Почему дети  учатся плохо? С чем это связано? С тем, что они не хотят учиться или не могут? А может быть имеет значение что-то другое?

 Неуспеваемость учащихся – это систематическое отставание обучающихся в уровне усвоения содержания образования по сравнению с предусмотренной учебной программой и образовательными стандартами, в результате которых дальнейшее полноценное обучение становится невозможным. Неуспевающие ученики плохо усваивают школьный материал, не справляются с классными и домашними заданиями, теряют интерес к занятиям. Отсутствие своевременной помощи приводит к изменениям в личности ребенка. У школьников возникает негативное отношение к учению и учителю. В конечном итоге они начинают себя хуже вести, дезорганизуют класс, нередко бросают школу и пополняют ряды так называемых трудных подростков.
Причины неуспеваемости:

А) К внешним причинам относятся социальные причины: снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы, а также - несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, увлечение учителей разного рода «презентациями» вместо решений задач, чехарда с учебниками и прочие реформы российской школы, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся,  пробелы в знаниях,  дистанционное обучение и т.д.)  
  Сейчас как никогда актуально отрицательное влияние извне - улицы, семьи и т.д., так как общество растеряло способы борьбы с ним, а создавать их заново очень сложно.

Теперь приходят первоклассники, белее половины класса, которые не умеют читать, хуже того не знают букв. Зато отлично знают клавиатуру телефона, нужные кнопки для игр. Совершенно очевидно, что это вовсе не «новая форма знаний», а результат наплевательского отношения родителей к дошкольному образованию и показатель уровня культуры в семье.

   Откуда неграмотность? — Логопедические ошибки (пропуск и замена букв) стоят на первом месте среди ошибок как при чтении (не дочитывают слова, заменяют слова, что искажает смысл прочитанного), так и при письме. Одна из версия, что в безграмотности детей повинен Интернет, где они зачастую видят коверканную речь, а потом и сами начинают неправильно писать… Но безграмотно чаще пишут дети, имеющие низкую скорость чтения, — они не могут быстро раскодировать знаки в звуки, преобразовать буквы в звук и наоборот. А основа всего — отсутствие мотивации читать — и дома, и в школе…

    Сказывается ли как-то на развитии детей тот факт, что с появлением планшетов и компьютеров они стали меньше писать от руки? Ведь из-за этого не развивается мелкая моторика.  — Мелкая моторика ребенка развивается не в школе, а гораздо раньше. Если ребенок в детском саду и дома практически не лепит, не вырезает, не делает аппликации, то, конечно, у него будут проблемы с мелкой моторикой в начальной школе. Почему это не делается в детском саду? Изменились программы (опять упрощение!), и сам садик все чаще становится «местом присмотра за детьми». А почему этим не занимаются дома? Да потому, что некогда — все ходят в бассейн, на английский, на танцы — «все куда-то ходят, а мы что, хуже?» Вот и получается, что ребенок приходит в первый класс и в первый раз в руках ножницы держит, не умеет держать карандаш, не умеет листать страницы в книге… В школе всему научат.

Б) Одной из самых главных внутренних причин на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей, также - низкое развитие интеллекта, отсутствие мотивации учения, и проблема слабого развития волевой сферы у школьников. 

  1. Индивидуальный подход в обучении.

   Каждый ученик – единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях: ощущение, восприятие,  мышление, память, воображение, интерес, способности, темперамент, характер личности.
  В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

В школе должен осуществляться  такой подход к человеку, который позволяет ученику изменить отношение к учебе, раскрыться и стать успешным.
Причины неуспеваемости (во всяком случае, психологические) – а есть и причины психофизиологические, связанные со здоровьем ребенка; педагогические, связанные с предшествующим школе воспитанием ребенка (как, например, педагогическая запущенность), – лежат на стыке двух составляющих: особенности ученика и особенности школы. 
Искать причину неуспеваемости только в самом ребенке бессмысленно. 

   Например, низкая успеваемость ребенка может быть связана с тем, что не совпадает скорость протекания психических процессов ученика и учителя. И это может привести к постепенному отставанию в учебе, превращению в двоечника.  Значит, надо учить школьников учиться: обучать школьника операциям сравнения, обобщения, классификации, формировать у него общие приемы умственной деятельности. 
  Ученик, имеющий высокую обучаемость, этими приемами овладевает стихийно, самостоятельно в процессе обучения. А дети, имеющие низкую обучаемость, то есть, потенциальные «неуспевающие», самостоятельно этими приемами овладеть не могут. И как раз им-то и нужно, чтобы их 
учили не столько содержанию самого предмета, сколько тому, как этим содержанием овладеть.

  1. Школьные перегрузки – проблема, способная сломать не только ребенка, но и его родителей. И родители бегут жаловаться.

    Существуют нормативы для выполнения домашнего задания, которые не меняются уже несколько десятков лет. По этим нормативам в первом классе дети должны работать дома 1 час, в средних классах – 1,5-2, в старших – 3,5-4. По официальным данным, нагрузки в российских школах превышают норму на 300-400%.

Объём для заучивания наизусть

1. Программа В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой:

     2 класс – 8-10 стихотворений по рекомендации учителя или по выбору ученика;

     3 класс - 10-12 стихотворений по рекомендации учителя или по выбору ученика;

     4 класс  - не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы.

  1. Представление о счастье каждый человек связывает с семьей.

    В семье дети получают первые уроки любви, понимания, доверия, веры. Это – первый коллектив ребенка, естественная среда ребенка, где закладываются основы будущей личности.
   Большую роль играет в развитии и становлении учащегося семья, семейное воспитание. Например: дети из неблагополучных семей ходят в школу «по инерции», т.к. в школе они встречаются со своими друзьями, общаются, питаются в социальной столовой. Знания для таких детей не играют ведущей роли, отметки для них лишь способ самоутвердиться в кругу одноклассников, доказательство того, что они не хуже других. Выяснено, что для отстающих детей в отношении к ним родителей важна поддержка внимание, ласка, для способных же главное — положительное отношение родителей к образованию.

Задача учителя – всеми доступными ему средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентируемого на общечеловеческие ценности.

В перечень трудностей в начальной школе входят  следующие:

- пропуски букв в письменных работах;
- невнимательность и рассеянность; неусидчивость;
- трудности при решении математических задач;
- постоянная грязь в тетрадях, искажение букв;
- трудности при выполнении задач в классе;
- постоянное переспрашивание учителя;
- пропуск и опоздания на уроки;
- постоянное отвлечение на уроках;

 2. Коррекционная   работа с учениками   2 – го класса.

Основные причины низкой успеваемости :

  1. Пробелы в ЗУН, вследствие нерегулярности учебных занятий.
  2. Отсутствие устойчивых мотивов учения.
  3. Несформированность произвольной деятельности; несформированность самоконтроля необходимого для овладения правописанием (повышенная импульсивность, эмоциональная неуравновешенность).

Формирование мотивов учебной деятельности:

  • создание ситуации успеха;
  • подбор заданий, интересных по содержанию;
  • ставить перед ребенком такие задачи по ликвидации у него пробелов ЗУН, которые были бы, с одной стороны, доступными по трудности, а с другой – небольшими по объему. Осуществляется на уроках, индивидуальных занятиях.

Формирование произвольной деятельности.

Приемы:

  • формирование целенаправленной деятельности ( предварительная ориентация в задании, строгая дозировка задания, работа с планом, алгоритмами).
  • работа по формированию  внимания.
  • выработка навыков самоконтроля.

        К сожалению, подобный вопрос нам приходится достаточно часто слышать от родителей: "Почему мой ребенок, который в начальной школе учился хорошо и даже отлично, в пятом или шестом классе стал успевать хуже?".

"Почему снижается успеваемость? Кто виноват и что делать".

К сожалению, подобный вопрос нам приходится достаточно часто слышать от родителей: "Почему мой ребенок, который в начальной школе учился хорошо и даже отлично, в пятом или шестом классе стал успевать хуже?".

Чем отличается обучение при переходе в среднее звено от начальной школы?

Ребята становятся пассивными, чувствуют себя растерянными в изменившихся условиях обучения:

  • новые учителя, разные по характеру;
  • разные требования, часть которых не озвучивается учителями, но подразумевается / или путаются в требованиях между учителями, когда нет единых;
  • теряются в общем расписании уроков и их изменении и необходимости его регулярно проверять;
  • хождение по разным кабинетам, опоздание на уроки и блуждание по коридорами с "я не знаю, где мы должны быть";
  • резко сокращается степень участия классного руководителя в организации их учебной деятельности и личных взаимоотношений;
  • уходит регулярный надзор родителей за их учебной деятельностью и успеваемостью;
  • новые учебные дисциплины разной степени сложности;
  • оказываются беззащитны перед (новыми) конфликтными ситуациями с одноклассниками, которые извне никто оперативно не разруливает, и не разруливает их последствия, а обратиться за помощью часто не к кому.

1. Чему учили в начальной школе, в начальной школе и остаётся:

В психологическом представлении ребят при переходе из начальной школы в среднее звено то, чему их учили в начальной, остаётся в начальной. И потому они приходят в 5-ый класс как в 1-ый. Они "забывают" основные правила самоорганизации:

Самостоятельный сбор портфеля.

Самостоятельное ведение дневника.

Самостоятельное выполнение домашнего задания.

 Эффект: Так начинается "участие" ребят в техническом снижении своей успеваемости. Дело часто ни в том, что у ребят падает вдруг интеллект, или они не тянут новую школьную программу, а в том, что они сами саботируют своё успешное усвоение знаний и получение высоких отметок. Падение начинается с неготовности к завтрашнему уроку, и эта неготовность аккумулируется в академическую задолженность, потом в углубление пробела в знаниях, и формируется "педагогическая запущенность" и "выученная (привычная) неуспешность". 

2. Родительское "Ты уже взрослый, сам должен...":

Эффект:  А уже за спиной 4 напряжённых года, в течение которых был более или менее жёсткий контроль, родители знали всё или многое, были в курсе всех двоек, провальных контрольных, конфликтов с учителями и одноклассниками. И в учебных делах, в которых они не могли справиться, родители им помогали. 

Родители в эти 4 года делали самое ценное, что поддерживает мотивацию и активность ребят - они выражали своё недовольство и отношение к происходящему, даже появлялись такие "взрослые, занятые и серьёзные" в выполнении их детских домашних заданий и участвовали в школьных мероприятиях.

Ребята откликались на хмурое настроение и порицание родителей ощущением личного дискомфорта и дискомфорта в психологической атмосфере дома. Но главное, они если и не знали, зачем учёба лично им, то знали и чувствовали, что то, что они делают очень важно, ценно, и это даже влияет на отношения родителей к ним, работает на "ослабевание" тёплых отношений, усиление тревожности.

В 5-ом классе эта "магия важности" развеивается.

3. Классный руководитель больше не "мамочка-наседка":

Учебные трудности и оценки.

Отношения с одноклассниками.

 Связь с родителями.

 Эффект: Родители теряют реальную картинку о происходящем с его ребёнком в школе, и узнают о каких-то проблемах несвоевременно, когда "момент уже не актуален". Основными источниками (дез)информации становятся сами ребята, которым, конечно, выгодно что-то умолчать, что-то приукрасить, а также другие родители, находящиеся в таком же неведении и заблуждениях. 

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Представьте, что ваш ребёнок в свои 10-11 пошёл ни в 5-ый класс, а 1-ый, только ходить туда и оттуда домой может сам, сам может читать и писать. 

Портфель:

Хотя бы раз в неделю, в две недели просите вам показать наличие канцелярии, учебников, контурных карт, рабочих тетрадей и прочего. Чего-то может не быть, и пытающийся адаптироваться 5-классник может спекулировать на том, что у него чего-то нет, и это повод для невыполнения домашних заданий и неучастия в работе на уроках.

Особенно так поступайте, если дневник пестрит "не готов к уроку" - что значит, "не готов"? Нет школьных принадлежностей или не делает домашние задания? Если всё есть, а замечания всё ещё всплывают, уделите 5 минут тому, чтобы каждый день в течение одной недели брать дневник, сесть на стульчик в его комнате и по расписанию попросить сложить на стол всё, что нужно на завтра и пусть при вас это сложит в рюкзак.

Так вы не дадите возможность ему схитрить и будете уверены, что как родитель вы обеспечили его всем необходимым.  

Дневник:

Каждый день просматривайте дневник и ставьте роспись.

Смотрите оценки и замечания от учителей, проводите по ним разъяснительные беседы.

Домашние задания:

Если видите пустые графы с домашним заданием, проверяйте и уточняйте через его одноклассников (звоните ребятам или их родителям) или проверяйте группы в социальных сетях, куда это могут выкладывать, если у вас такая группа есть, или электронный дневник на школьном сайте.

Просите показать вам сделанные письменные задания, погоняйте по вопросам в конце параграфа устных предметов или спросите наизусть определения, которые есть в параграфе.

И отправляйте доделывать и дочитывать с подтверждением, что оно таки доделано. 

Помните, домашние задания задаются всегда! Проверяйте любую информацию, что "не задано". Успеваемость вашего ребёнка может падать из-за не выполнения домашнего задания или плохой подготовки.

Связь с классным руководителем:

Хотя бы раз в неделю, в удобный вам день, звоните сами классному руководителю поинтересоваться, как дела вашего ребёнка в школе, есть ли к нему замечания.

Или поддерживайте связь в социальных сетях. 

Учебные дела: 

И по возможности хотя бы раз в две недели или раз в месяц проводите дежурный рейд по учителям, на предметах которых у вашего ребёнка особо низкие или нестабильные оценки.

Спросите общее впечатление о вашем ребёнке.

Попросите посмотреть его работы и попросите посмотреть 5 работ на оценку "5" и на оценку "2", чтобы сравнить, что с "вашим ребёнком ни так". 

Заключение

В заключение своей работы сделаны следующие выводы:

Предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся принадлежит к «вечным» проблемам школьной жизни, но при создании определенных условий – вполне решаемым проблемам.

  • Целенаправленная работа по активизации учебной, познавательной и творческой деятельности учащихся поможет устранить имеющиеся пробелы и добиться устойчивых результатов.
  • Дополнительные занятия с отстающими учениками, использование различных логических задач на уроке математики, заданий на развитие логики, внимания и творческого воображения на уроках русского языка и чтения способствуют активизации учебной деятельности многих учеников.
  • Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника. С родителями нужно проводить индивидуальные беседы, тематические родительские собрания. Школьные мероприятия, совместные соревнования  привлекут внимание родителей к проблеме успеваемости своих детей.
  • Если своевременно выявить причины неуспеваемости младших школьников и разработать эффективные пути их предупреждения, то можно достичь положительных результатов.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины неуспеваемости младших школьников.

Неуспеваемость- отставание в учении. при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой. Вопреки распространённому мнению...

Причины неуспеваемости младших школьников

Все причины социально-педагогического характера и биопсихические, в конечном счёте, сводятся к психологическим причинам...

Психологические причины неуспеваемости младших школьников

В таблице представлены основные трудности в учебной деятельности младших школьников и их возможные психологические причины....

Статья "Причины неуспеваемости младших школьников"

В статье раскрываются основные причины неуспеваемости младших школьников, даются памятки учителям по оказанию дифференцированной помощи таким учащимся....

Эспериментальное исследование "Причины неуспеваемости младших школьников"

Данная работа посвящена выявлению причин неуспеваемости младших школьников....