Информационно-коммуникационные технологии в образовательной среде.
статья

Капля Вера Ивановна

В статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны применения высокотехнологичной среды  в школах,  обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionno.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  В  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация: В статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны применения высокотехнологичной среды  в школах,  обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: Дети с ограниченными возможностями здоровья, технологии в образовании, компьютеризация, образовательный процесс.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной на современном этапе. Как социальная группа в обществе дети с ОВЗ нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования. В нашем государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно важном труде.

Основная проблема детей с ОВЗ в школе – трудности в обучении. Они возникают в связи со сниженной мотивацией к учению, отсутствием интереса к предлагаемым заданиям, неумением и нежеланием преодолевать  возникающие при их выполнении трудности. В состоянии повышенного утомления ответы ребёнка становятся необдуманными. Часто имеет место аффективное торможение: из-за боязни ответить неверно дети вообще отказываются отвечать. Отмечаются своеобразные изменения личности: дети вялые, неинициативные. Здесь на помощь приходят информационно – коммуникационные технологии (ИКТ).

Дети с ОВЗ быстро утомляются на занятиях, много пропускают уроков по состоянию здоровья и не всегда усваивают программу полностью. Здесь целесообразно будет при организации учебной деятельности разработать материал уроков и занятий с использованием ИКТ. Нежелание или боязнь воспитанника отвечать учителю при личном контакте, можно заменить электронными тестами в виде презентации.  

 Одним из основных направлений работы выделяют информатизацию образовательного процесса, главной задачей которой является создание единой информационно-образовательной среды, рассматривающейся, как одно из условий достижения нового качества образования.

Главной проблемой компьютеризации является то, что чрезмерное и неоправданное применение большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса. Перед педагогами все чаще встают такие острые вопросы: каково соотношение пользы и вреда новинок технического прогресса на здоровье школьников; где та грань, которую не следует переходить; насколько велик вред компьютера для обучающихся?

В области расширения и реализации инновационной деятельности, необходим гибкий, индивидуализированный поход к созданию специальных условий обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.   Создание  высокотехнологичной среды в учреждениях образования приводят к необходимости решения проблемы здоровье сбережения школьников. Необходимо рассмотреть все «за» и «против».

Пожалуй, начать стоит с положительных сторон. Внедрение и использование современной техники и источников информации в образовательную среду – это осознанная необходимость, а также закономерный этап развития образования.

Необходимость применения технических средств обучения, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна. Необходимость технических средств обучения обусловлена и значительным усложнением преподаваемого материала: невозможно продемонстрировать сложное техническое устройство только вербальными средствами и с помощью мела и доски.  Информационно-коммуникационные технологии обучения позволяют выйти за рамки учебного класса; сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любые ситуации. Так, например, компьютерная игра в начале занятия на организационном моменте формирует внимание, сосредоточение, помогает создать положительный эмоциональный настрой, в середине занятия компьютерная игра используется в качестве разминки при смене вида деятельности, на заключительном этапе занятия компьютерная игра способствует закреплению пройденного материала. Дети уходят с занятия радостные с ощущением успеха.

В нашей школе - интернате все классы оснащены современным оборудованием.  Имеются мультимедийные проекторы, интерактивные доски, в предметных кабинетах установлены компьютеры. Наличие такой базы позволяет успешно решать задачи повышения эффективности уроков и внеклассных занятий с использованием ИКТ. К числу достоинств использования компьютера на уроках, коррекционно-развивающих занятиях в специальном (коррекционном) учреждении относится и возможность дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся, гибкого адаптированного объема информации с учетом интеллектуального уровня аномальных детей.

Компьютеризация общества требует нового подхода к преподаванию. Основная идея обновления образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным, эффективным. Сегодня в центре внимания находится обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность, метод проектов. На первый план выходит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами. Мы должны научить детей стремлению самостоятельно добывать новые знания и использовать их. Современный учитель должен обладать новыми качествами, прежде всего, владеть ИКТ, обладать коммуникационными способностями, быть креативным. Воспитать в учениках способность к творчеству может только тот, кто сам обладает таким качеством.

Информационные технологии в образовании традиционно рассматриваются в трех аспектах: как предмет изучения; как средство обучения; как инструмент автоматизации учебной деятельности.

Далее следует рассмотреть отрицательную сторону использования информационных технологий. К факторам, наносящим вред здоровью школьников, относят воздействие неблагоприятных для здоровья антропогенных и техногенных факторов. Этих факторов воздействия довольно много: начиная от электромагнитных полей, под воздействием которых школьники проводят время и в школе, что является особой проблемой в условиях высокотехнологичной среды образовательного учреждения, заканчивая психологическими стрессами, связанными с активным межличностным взаимодействием, в том числе виртуальным в сети Интернет. Эти атрибуты информационного общества определяют происхождение значительной части неврозов, депрессивных состояний, психосоматических заболеваний, проявлений агрессии.

Организация образовательного процесса в условиях
высокотехнологичной среды образовательного учреждения создает у школьников с ограниченными возможностями здоровья постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В условиях высокотехнологичной среды образовательного учреждения использование актуальных здоровье сберегающих технологий может помочь решить эту проблему.

Реализация профилактических и оздоровительных технологий в образовательном учреждении возможна только при целенаправленной совместной деятельности руководителей образовательного учреждения, педагогического коллектива, медицинского персонала, при поддержке родителей, социальных партнеров, методической службы и органа управления образования. Важным является формирование установки на здоровый образ жизни, как у школьников, так и у родителей, педагогов и персонала школы.

Рассматривая проблему внедрения высокотехнологичной среды в образовательный процесс, можно прийти к выводу, что нет причин, препятствующих внедрению компьютерных технологий. Главное - не перегрузить ими образовательный процесс.

                

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в здоровьесберегающей среде образовательного учреждения для развития универсальных учебных действий учащихся начальных классов

     Здоровьесберегающий потенциал ИКТ, на мой взгляд, способствует созданию благоприятного психологического климата - созданию правильной реакции на ошибку, т.к. меняется ситуац...

Статья "использование интерактивных технологий в образовательной среде посредством онлайн платформы Учи.ру"

Статья представляет собой сборник интерактивных технологий и игр для работы с учащимися начальной и средней школы....

Статья на тему «Опыт использования информационно-коммуникационной платформы «Сферум» в образовательной деятельности»

Информационно-коммуникационная платформа Сферум - это часть цифровой образовательной среды, предназначенная для расширения образовательных возможностей на всей территории нашей страны. Платформа позво...