Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 б классе "Логика" 2020-2021 уч. год,
материал (1 класс)

Любовь Валентиновна Усанина

описание программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logika_1_kl.docx41.55 КБ

Предварительный просмотр:

               

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

Утверждаю

Директор школы

_______________/В.В. Мещуров/

от __ августа 2020 года

        

Рабочая программа  по внеурочной деятельности

«Логика»

общеинтеллектуальное направление

1 класс

на 2020-2021 учебный год

Составитель: Усанина Л.В.

учитель начальных классов

г. Красновишерск, 2020 г.

                               


Пояснительная записка

          Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее достижение направлена реализация образовательной программы нашей школы, где каждый ученик может получить образование с  учетом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции.

      Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления.

     Мышление — это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать.  В учении  и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.

    Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.

     Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.

     Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.

     Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее», «одареннее»? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях — результат обязательно будет.

     Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.

     Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Программа  «Логика» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу

движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Появление  программы «Логика» связано с тем, что:

  • в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
  • анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
  • конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.

Актуальность  программы «Логика» определена следующими факторами: на основе диагностических фактов выявлено, что у  большинства детей, поступающих в  первый класс ,   слабо развито логическое мышление, концентрация внимания, быстрота реакции.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

  • соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
  • содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

     Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

  • определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
  • в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
  • достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

Целью обучения логике является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.

Задачи:

  1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
  2. Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
  3. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
  4. Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
  5. Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.

Описание ценностных ориентиров содержания программы «Логика»

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Система занятий по программе «Логика» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Развивающий аспект

  • создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
  • способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

Воспитывающий аспект

  • воспитание системы межличностных отношений.

    Программа  «Логика» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей  1 классов

Программа включает 33 часа (1 ч в неделю).  Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Формы занятий:

  • -по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Режим занятий:

Продолжительность занятий: 1 класс – 40 минут.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

Основное содержание программы

Развитие концентрации и тренировка внимания(7ч) Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Тренировка слуховой памяти (4 ч) Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Тренировка зрительной памяти (5 ч) Диагностика памяти.  Наблюдать, сравнивать, находить закономерности, сравнивать объекты. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. Игра «Найди фигуру». Графический диктант

Развитие быстроты реакции (3ч)  Игра «Внимание». Разгадывание кроссворда, ребуса. Логические игры на время. Работа со спичками

Развитие аналитических способностей (1ч) Сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза. Работа с изографами.

 Решение логических задач (8 ч). Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Сравнивать различные объекты. Логически - поисковые задания.

                 Поиск закономерностей (2ч). Сравнивать различные объекты, умение наблюдать и сравнивать, находить закономерности. Работать с алгоритмическими предписаниями, делать выводы.

                 Развитие пространственного воображения (3 ч). Устанавливать связь между понятиями, управлять собой в сложной ситуации. Игра «Так же, как…» . Вопросы – загадки. Игра «Фантазёр». Вести поиск нужного пути.

Календарно - тематическое планирование

Номер

урока

Содержание

(разделы, темы)

Количество

часов

Даты проведения

Основные  

виды

деятельности.

1

Концентрация внимания. Графический диктант.

1

Целенаправленно сосредоточиваться, находить самый короткий путь, вести поиск нужного пути.

2

Развитие концентрации внимания.  Графический диктант.

1

Находить   самый короткий путь, решая 2-3 ходовые задачи, наблюдать, сравнивать.

3

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

1

Сравнивать различные объекты, контролировать свою работу.

4

Тренировка слуховой памяти.  Развитие мышления. Графический диктант.

1

Сравнивать различные объекты, комбинировать и планировать.

5

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

1

Работать с алгоритмическими предписаниями.

6

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.  Графический диктант.

1

Сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза.

7

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

Умение   наблюдать, сравнивать, делать выводы.

8

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1

Устанавливать связи между понятиями, комбинировать и планировать

9

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

1

Целенаправленно сосредотачиваться

10

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

1

Вести поиск нужного пути, находить закономерности.

11

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

1

Умение наблюдать, сравнивать, сосредотачиваться.

12

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

1

Устанавливать связь между понятиями.

13

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1

Учатся комбинировать и планировать, устанавливать связь между понятиями.

14

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

Самостоятельно действовать, находить закономерности.

15

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1

Сравнивать различные объекты,

устанавливать связи между понятиями.

16

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

1

Целенаправленно сосредотачиваться,

умение наблюдать.

17

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

1

Учатся комбинировать и планировать, искать нужный путь.

18

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

1

Сравнивать различные объекты, самостоятельно действовать.

19

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

1

Наблюдать, сравнивать, находить закономерности, сравнивать объекты.

20

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.  Графический диктант.

1

Разгадывание кроссворда, ребуса.

21

Совершенствование воображения.  Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

Целенаправленно сосредоточиваться, сравнивать различные объекты.    

22

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1

Овладение   выразительными свойствами языка, устанавливать связь между понятиями.

23

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

1

Вести поиск нужного пути, находить самый короткий путь.

24

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

1

Сравнивать различные объекты, учатся комбинировать и планировать.

25

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

1

Работать с алгоритмическими предписаниями, делать выводы.

26

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

1

Выполнять несколько заданий одновременно.

27

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1

Устанавливать связь между понятиями. Контролировать и оценивать свою работу.

28

Совершенствование воображения. . Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

Устанавливать связь между понятиями, управлять собой в сложной ситуации.

29

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1

Умение рассуждать, устанавливать связь между понятиями.

30

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

1

Целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути

31

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

1

Сравнивать различные объекты, умение наблюдать и сравнивать, находить закономерности.

32

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

1

Вести поиск нужного пути.

Сравнивать различные   объекты.

33

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

1

Устанавливать связь между понятиями, оценивать свою работу.

ИТОГО:

33 час.


Планируемые результаты освоения  программы «Логика»

В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться овладевать измерительными инструментами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • сравнивать предметы по заданному свойству;
  • определять целое и часть;
  • устанавливать общие признаки;
  • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
  • определять последовательность действий;
  • находить истинные и ложные высказывания;
  • наделять предметы новыми свойствами;
  • переносить свойства с одних предметов на другие.

                                             Формы контроля

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Тематический  контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

Итоговый контроль в формах:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы;
  • самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.

Критерии оценки результатов тестов.

  • 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
  • 60-80% - уровень выше среднего;
  • 50-60% - средний уровень;
  • 30-50% - уровень ниже среднего;
  • меньше 30% - низкий уровень.

                                  Методические рекомендации

   «Мозговая гимнастика». Выполнение упражнений являются важным  для улучшения мозговой деятельности. Под влиянием физических упражнений  увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, убыстряются психомоторные процессы, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач.

   «Графический диктант». При выполнении  упражнений  развивается  внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, формируется  внимание, глазомер, зрительная память ребёнка. Аккуратность,  фантазия, общая культура, активизируются творческие способности.

 «Сравнение предметов». Задания требуют внимания, умения ориентироваться в пространстве, анализировать, выбирать, видеть закономерности, учит самоконтролю

                                Материально-техническое обеспечение программы

№п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1

     Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Учебно-методическая литература для учителя

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).

1

1

2

Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. /Литера Санкт-Петербург 2012г.

1

3

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).

1

4

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты второго поколения).

1

5

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).

1

1

6

Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2013г.

1

7

Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.

Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной

 школы. Ростов-наДону.2008г.

1

1

                        Литература для учащихся

  1. Савенков А.И.Маленький исследователь: развитие логического мышления для детей 6-7 лет. Ярославль. Академия развития. 2010г.
  2. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие логического мышления для детей 7-8 лет. Ярославль. Академия развития.2010г.

2

Печатные пособия

О.Холодова  «Умники и умницы»

Серия таблиц  «Задачи»

19

1

3

Технические средства обучения

Компьютер, проектор

2

4

Экранно-звуковые пособия

Электронное учебное издание Уроки КиМ. Математика(1ч) Электронное учебное издание. Большая детская энциклопедия.

1

1

5

Игры и игрушки

-

6

Оборудование кабинета

Компьютеры, проектор

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...