Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 б классе "Мастерилка" 2020-2021 уч. год,
материал (1 класс)

Любовь Валентиновна Усанина

описание программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterilka_1_kl.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

Утверждаю

Директор школы

_______________/В.В. Мещуров/

от __ августа 2020 года

Рабочая программа  по внеурочной деятельности

«Мастерилка»

художественно - эстетическое направление

1 класс

на 2020-2021 учебный год

     

Составитель: Усанина Л.В.

учитель начальных классов

                                                   

г. Красновишерск, 2020 г.

Пояснительная записка

              Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Работа с бумагой способствует концентрации и сосредоточенности внимания, стимулирует развитие памяти (запоминание последовательности изготовления, приемы складывания и пр.), знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), обогащает словарь специальными терминами. Конструируя ту или иную фигуру из бумаги, ребёнку необходимо соотносить  наглядные символы (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и переводить их в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

             Программа кружка «Мастерилка» направлена на развитие художественного творчества по созданию изделий из бумаги и картона. Курс занятий  программы даёт детям возможность интересно и содержательно провести время досуга за любимым делом, узнать секреты мастерства и открыть дверь в мир творчества. Курс занятий направлен на развитие у детей навыков ручного труда. Дети получат необходимые сведения по обработке бумаги и картона, о технологических операциях и способах выполнения самых разнообразных изделий. Дети научатся выполнять собственные композиции, самостоятельно изготовлять игрушки, сувениры, украшения; познакомятся с различными методиками выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разных техник (оригами,  конструирование, мозаика, аппликация, квиллинг,  торцевание)

        Цель программы –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладения элементарными приемами работы с бумагой

       Задачи программы: 
      Обучающие:
 

  • Научить детей владеть различными техниками работы с бумагой, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
  • Научить детей элементарным трудовым навыкам, при работе с бумагой и картоном, учить проявлению творческой самостоятельности;
  • Развивать художественный вкус и ориентировать на качестве изделий.

Развивающие: 

  • Развивать умение видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции;
  • Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, прививать художественный вкус;
  • Развивать положительные эмоции и волевые качества;
  • Развивать моторику рук, глазомер.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к работе с бумагой;

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

 Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

             Направленность  данной  дополнительной  образовательной  программы:

художественно-эстетическая.

Большое место в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:

  • знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделий;
  • овладевают отдельными технологическими операциями – разметкой, сгибанием, складыванием, надрезанием, склеиванием, сборкой, отделкой.;
  • знакомятся со свойствами бумаги;
  • учатся преимущественно конструкторской деятельности;
  • знакомятся с природой и использованием ее богатства человеком.

Сроки реализации программы

Срок реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.

Режим  и форма проведения занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 мин. Во время занятия обязательно проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз.

Форма проведения: комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность).

Методы, используемые на занятиях:

 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом. 

Формы и виды контроля

Формами  контроля (сформированность представлений о  различных способах работы с бумагой)  являются творческие отчёты, изобразительные работы, выставки, составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ учащихся может быть  в классе,  в школе,  в  библиотеке.
Выставки могут быть:

однодневные - проводятся в конце каждого занятия с целью обсуждения;

постоянные  - проводятся в помещении, где работают дети;

тематические - по итогам изучения разделов, тем;

итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Планируемые результаты освоения программы «Мастерилка»

             В результате изучения данной программы в 1 классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • формирование умения отзывчиво относиться к ученикам, проявлять готовность оказать им посильную помощь;
  • формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат;
  • бережному отношению к труду.

Метапредметные результаты:

Регулятивные БУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться сравнивать способы действия и результат с эталоном;
  • учиться корректировать, вносить изменения в работу;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные БУД:

  •  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  •  учиться добывать новые знания: находить новые способы работы с бумагой, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога;
  • выбирать наиболее эффективные способы оформления работы.

Коммуникативные БУД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться  планировать и осуществлять работу в группах, договариваться  в коллективе, сотрудничать, принимать совместные решения  и реализовывать их в творческих коллективных работах.

Предметные результаты:

  • знать об особенностях работы с разными видами бумаги; знать основные геометрические понятия и базовые формы «оригами», а также основные формы в технике «квиллинг».
  • уметь узнавать и называть, в какой технике (оригами, квиллинг, торцевание) выполнена работа;
  • уметь соблюдать правила техники безопасности;
  • иметь представление о композиции на плоскости и в объёме;
  • уметь с помощью учителя читать схемы, простейшие чертежи;
  • уметь создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Наименование

разделов

Кол-во

часов

1

2

3

1

Техника безопасности

1

2

Разнообразие видов бумаги

Свойства бумаги

1

3

Секреты бумажного творчества

9

4

Аппликация и моделирование

14

5

Работа с бумагой и картоном

8

Итого за год

33

Содержание программы

 33 часа

1. Техника безопасности (1 час)

Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности.

Из истории происхождения  ножниц. Беседа.

2. Разнообразие видов бумаги. Свойства бумаги (1 часа)

Виды бумаги и картона.

Рассказ «Из истории бумаги»

Изучение свойств бумаги и картона

3. Секреты бумажного творчества (9 часов)

Обрывная аппликация. Скручивание в жгут. Аппликации. Скатывание в комок. Мозаика. Моделирование из полос. Мозаика из объёмных деталей (оригами), коллективная работа. Соединение различных техник в одной работе.

4. Аппликация и моделирование (14 часов)

Аппликация из цветной бумаги. Аппликация и мозаика из обрывных кусочков  бумаги. Аппликация из деталей квиллинга. Коллективная работа. Моделирование из картона. Рамочка. Моделирование из гофрированной бумаги. Объемная аппликация. Открытки к праздникам. Цветы из бумаги. Составление букетов и цветочных композиций.

5. Работа с бумагой и картоном (8 часов)

Симметричное вырезание. Игрушки из картона с подвижными деталями. Простое торцевание на бумажной основе.  Коллективная работа.

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Наименование темы занятия

Основные элементы

содержания

занятия

Основные виды  учебной деятельности учащихся

Оборудование

1

2

3

4

5

Раздел 1. Техника безопасности. 1 час

1

Техника безопасности.

Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности.

Из истории происхождения  ножниц.

Знакомство с историей возникновения бумаги, видами, с необходимыми материалами и инструментами, а также особенностями работы с ними. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены.

Презентация

Раздел 2. Разнообразие видов бумаги. Свойства бумаги. 1 час

2

Виды бумаги, её разнообразие

Волшебные свойства бумаги

Виды бумаги и картона.

Рассказ «Из истории бумаги»

Изучение свойств бумаги и картона

Создание коллекции «Бумага и картон» и оформление ее в творческой форме.

Практическим путем знакомство со свойствами бумаги.

Видеофильм «Материал — бумага»

Инструменты для опыта

Раздел 3. Секреты бумажного творчества. 9 часов

3

Обрывная аппликация. Фрукты

Работа с бумагой в технике «Обрывная аппликация»

Практическая работа. Декоративное оформление изделия

Цветная бумага

4

Скручивание в жгут. Аппликация из гофрированной бумаги

Работа с бумагой в технике

«Скручивание в жгут». Аппликация из гофрированной бумаги

Практическая работа. Декоративное оформление изделия

Бумага, клей, ножницы

5

Мозаика из газетных комков. Овечка

Работа с бумагой в технике

«Скатывание в комок». Мозаика.

Практическая работа. Декоративное оформление изделия

Газеты

6

Моделирование из полос. Цветы

Работа с бумагой в технике

«Моделирование из полос»

Практическая работа. Декоративное оформление изделия

Цветная бумага

7

Конструирование из бумаги (оригами) Лягушонок

Термины, принятые в оригами. Приемы складывания. Условные обозначения, принятые в оригами.  Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги

Практическая работа. Работа с бумагой в технике оригами. Декоративное оформление изделия

Цветная бумага

8

Мозаика из деталей оригами. Морские жители.  

Моделирование путём прямого повторения за

педагогом - его рассказом и показом - необходимых действий

Практическая работа. Коллективная работа. Декоративное оформление изделия

Бумага, клей, ножницы

9

Конструирование из фольги. Насекомые

Работа с бумагой в технике

«Конструирование из фольги»

Практическая работа. Работа с фольгой, бумагой и ножницами.

Фольга

10

Коллективная работа. Мир природы

Соединение различных техник в одной работе.

Практическая работа. Декоративное оформление изделия

Бумага, клей, ножницы, ватман

11

Оформление выставки  «Игрушки-сувениры из бумаги»

Творческие работы  детей по желанию. Выставка лучших работ

Оформление выставки  «Игрушки-сувениры из бумаги»

Раздел 4. Аппликация и моделирование. 14 часов

12

Аппликация из геометрических фигур (метод обрывная аппликация)  Кораблик

Работа с бумагой в технике «Обрывная аппликация». Аппликация из геометрических фигур

Практическая работа. Аппликация и мозаика из обрывных кусочков  бумаги

Цветная бумага

13

Аппликация из бумаги. Зайчик

Работа с бумагой в технике «Аппликация из геометрических фигур»

Практическая работа. Аппликация по образцу

Альбом, цветная бумага

14

Аппликация из кругов. Слон

Работа с бумагой в технике «Аппликация из геометрических фигур»

Практическая работа. Аппликация по образцу

Цветная бумага

15

Аппликация из бумаги. Весёлые гусеницы

Работа с бумагой в технике «Аппликация из геометрических фигур»

Практическая работа. Аппликация по образцу. Декоративное оформление изделия

Цветная бумага,

картон

16

Аппликация из квадратов. Космонавт

Работа с бумагой в технике «Аппликация из геометрических фигур»

Практическая работа. Аппликация по образцу. Работа по трафарету, способы скрепления деталей

Цветная бумага,

картон

17

Аппликация из треугольников. Кошка

Работа с бумагой в технике «Аппликация из геометрических фигур»

Практическая работа. Аппликация по образцу

Бумага, клей, ножницы

18

Аппликация из деталей  квиллинга. Изготовление простейших цветов в технике квиллинг

Знакомство с техникой квиллинг. Основные формы. Работа с бумагой в технике «Аппликация из деталей  квиллинга»

Практическая работа. Изготовление простейших цветов в технике квиллинг

Бумага, клей, ножницы

19

Аппликация из деталей  квиллинга. Коллективная работа «Мир похож на цветной луг»

Работа с бумагой в технике «Аппликация из деталей  квиллинга»

Практическая работа. Коллективная работа «Мир похож на цветной луг»

Бумага, клей, ножницы, ватман, детали

20

Моделирование из картона. Рамочка  для фотографии

Работа с бумагой и картоном  в технике «Моделирование из картона»

Практическая работа. Осваивать приёмы работы с картоном, подбирать материал для выполнения изделия. Рамочка  для фотографии

Картон, рамка, картон

21

Моделирование из гофрированной бумаги.            Жар-птица

Знакомство с техникой

«Моделирование из гофрированной бумаги»          

Практическая работа. Аппликация из гофрированной бумаги по образцу

Цветная гофрированная бумага

22

Моделирование из гофрированной бумаги. Цветы.          

Знакомство с техникой

«Моделирование из гофрированной бумаги»          

Практическая работа. Аппликация из гофрированной бумаги по образцу

Цветная гофрированная бумага

23

Объемная аппликация. Открытки к праздникам.

Знакомство с техникой

«Объемная аппликация»

Практическая работа. Аппликация по образцу. Декоративное оформление изделия

Бумага, клей, ножницы, ватман, детали

24

Объемная аппликация. Открытки к праздникам.

Составление композиций из моделей оригами на основе базовых форм.

Практическая работа. Аппликация по образцу. Декоративное оформление изделия

Цветная бумага,

картон, клей, ножницы

25

Объемная аппликация. Цветы из бумаги. Составление букетов и цветочных композиций

Составление композиций из моделей оригами на основе базовых форм.

Практическая работа. Аппликация по образцу. Декоративное оформление изделия

Цветная бумага,

картон, клей, ножницы

Раздел 5. Работа с бумагой и картоном. 8 часов

26

Симметричное вырезание. Матрёшки

Знакомство с техникой

«Симметричное вырезание»

Практическая работа. Декоративное оформление изделия

Картон, цветная бумага

27

Работа с бумагой и картоном. Веночек для мамы

Работа с бумагой и картоном.

Практическая работа. Декоративное оформление изделия

Картон, цветная бумага, клей

28

Игрушки из картона с подвижными деталями. Клоун

Знакомство с техникой

«Игрушки из картона с подвижными деталями»

Практическая работа. Декоративное оформление изделия

Картон, проволока, ножницы, карандаши

29

Торцевание (вид мозаики)

Знакомство с техникой «Торцевание»

Осваивать способы работы с бумагой: выполнять разметку деталей по шаблону и раскрой бумаги без ножниц в технике обрывания

Цветная гофрированная бумага

30

Простое торцевание на бумажной основе. Птицы

Знакомство с техникой «Торцевание»

Практическая работа. Декоративное оформление изделия

Салфетки цветные, клей

31

Простое торцевание на бумажной основе. Коллективная работа. Весна

Знакомство с техникой «Торцевание»

Практическая работа. Коллективная работа. Декоративное оформление изделия

Ватман, клей, ножницы, цветная бумага

32

Изготовление поделок собственного замысла

Изготовление поделок собственного замысла с помощью разных техник

Практическая работа. Декоративное оформление изделия

Ватман, клей, ножницы, цветная бумага

33

Оформление выставки  «Игрушки-сувениры из бумаги»

Творческие работы  детей по желанию. Выставка лучших работ

Оформление выставки  «Игрушки-сувениры из бумаги»

Список использованной литературы

1. А. И. Быстрицкая. Бумажная филигрань. Айрис-Пресс, 2013.

2. В.В. Выгонов Оригами. М. 2003,

3. Л. П. Васильева – Гангус .Уроки занимательного труда.М. 1979.

4. Д.И. Долженко. 100 оригами. Ярославль.2004.

5. Джейн Дженкинс. Поделки и сувениры из бумажных ленточек. Мой мир. 2008.

6. С. В. Соколова . Праздник оригами. Открытки, письма, сувениры. – М. 2007.

7. Журнал. Мое любимое хобби. Мастерим с детьми. 2013.

Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент. Ниола – Пресс. 2006.

8. Д.Чиотти. Оригинальные поделки из бумаги. Мир книги. 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...