Организация проектной деятельности с использованием краеведческого материала
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Из опыта работы: " Организация проектной деятельности с использованием краеведческого материала". Дети знакомятся с историей родного края, традициями и учатся работать над проектом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Мценска   «Средняя общеобразовательная школа №8»                                                                    

Из опыта работы

«Организация проектной деятельности

с использованием краеведческого материала»

Автор работы: Никанорова Светлана Николаевна, воспитатель ГПД

Мценск, 2020 г.

                                                                       Чем дальше в будущее входим,

                                          Тем больше прошлым дорожим.

                                          И в прошлом красоту находим,

                                                                                        Хоть новому принадлежим

                                                                              (ШЕФНЕР Вадим Сергеевич)

Сущность развития личности состоит в качественном изменении деятельности. Там, где ведется самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Воспитатель в этом случае не передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создает такие ситуации, при которых учащиеся сами формируют понятие об изучаемом предмете, овладевают способом поисковой деятельности осознание важности роли духовно-нравственных ценностей в развитии нашего общества, воспитании подрастающего поколения на  основе познания и освоения традиционной народной культуры.

Принятие традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни каждого уголка  России наполняется конкретным, чувственным, образным содержанием через семью, родственников,  друзей, школу, природу. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.

Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят от того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство — это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».

Многие приоритеты прошлых лет трансформировались или даже исчезли, но, как известно, «свято место пусто не бывает». Нельзя образовавшиеся ниши оставить без присмотра, полагаясь на «авось», на то, что всё как-нибудь само собою наполнится тем, чем надо. Такая позиция есть равнодушие, а оно приводит к духовному застою. Чтобы такого не произошло, надо действовать сообща, как говорили в старину  — «всем миром».

Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была  красивым словосочетанием, а определяла его внутреннюю сущность? Здесь нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно – эстетического, патриотического воспитания.

 Поэтому я в своей педагогической практике очень часто обращаюсь к традициям русского народа. Проектная деятельность - один из способов реализации детских знаний наглядным способом. Особенно актуален этот метод при решении задач формирования основ краеведческого образования в рамках дополнительного образования. Основная цель краеведческого образования - формирование осознания необходимости изучения краеведения, заботы о родном крае. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические учеников данного возраста.

Свою работу по подготовке воспитанников для работы над проектом я начинаю с занятий, которые им понятны и интересны. Мои воспитанники участвуют в традиционных для нашей школы играх «Зимние забавы» Обращаю внимание детей на красоту окружающего мира через экскурсии  в природу, в художественную галерею нашего города. Почувствовать себя русскими богатырями и стать участниками  русских боевых искусств ребятам помогла интерактивная экскурсия в Знаменскую богатырскую заставу. Ребята получили начальные знания об основах богатырского боя и познакомились с историей Святорусского Богатырства. Историю родного края мои ученики познают не только из книг, но из интересных экскурсий в краеведческий музей нашего города, в музей – усадьбу И. С. Тургенева «Спасское – Лутовиново». С историей возникновения первых театров в России ребята познакомились во время экскурсии в музей кукол.

Слайд. А с введением ФГОС на уровне начального общего образования появилась возможность  вовлечь детей в изучение русских традиций и стать участниками многих национальных обрядов.

С 2013 года я организую внеурочную деятельность по программе Л. Н. Михеевой «Праздники, традиции и ремёсла России», которая входит в систему «Начальная школа 21 века». Занятия по данной программе позволяют мне воспитывать  всесторонне развитые личности, воспитать патриотизм через традиции и обычаи русского народа, жизненно важным навыкам и умениям, необходимым в общении с окружающим миром.

 Внеурочная деятельность «Праздники, традиции и ремёсла России» актуальна, поскольку участие детей в  праздниках, спортивных соревнованиях, экскурсиях через  подготовку проектов, а также посещение театров способствуют знакомству и изучению традиций народов  России, всестороннему развитию детей, их эстетического вкуса, становятся способом детского самовыражения.

 Программа  направлена на воспитание жизненно адаптированного компетентного человека, психологически готового к различным жизненным ситуациям, помогает ребёнку самосовершенствоваться.

   Участие в школьных праздниках, защите проектов, получение новой информации  об истории и традициях родного края, благодаря этой внеурочной деятельности, становится для ребёнка и удовольствием, и развлечением, способствующим взаимопониманию и самораскрытию.

На следующем этапе мои воспитанники учатся работать над проектом.

Возникает вопрос: а как научить их работать над проектом, особенно, если речь идет об учениках начальной школы. Как объяснить им, что такое проект? Как ввести учащихся в проблемную ситуацию, доступную для их понимания? Ведь это немаловажно.

На первом этапе (мотивационном) происходит погружение в проект. Сообщаю ребятам о подготовке учащихся к участию во Всероссийской Школьной проектной олимпиаде - Школьная проектная лаборатория. Обсуждаем актуальность конкурса, зачем нам это нужно и решаем, какой вклад в общее дело внесут мои воспитанники? Дети приходят к выводу, что каждый человек должен обязательно знать историю своего родного края. Дети предлагают решения, но на данном этапе важно взять инициативу в руки учителя, который выдвигает идею. Возникает необходимость сделать собственный проект.

На втором этапе уточняется тема проекта «Мценск. Путеводитель по маленькой провинции». Главная цель определяется как издание буклета «Мценск. Путеводитель по маленькой провинции» .

Перед детьми стоит вопрос: как это сделать? Поиск ответов на вопрос приводит учащихся к выдвижению гипотезы, учит искать источники информации. Задание выполняется по группам: ищут нужную литературу в библиотеке, работают в краеведческом музее, находят информацию, используя Интернет-ресурсы.

Детям становится понятно, что проект- это творческое дело, цель, к которой мы будем стремиться. Получились следующие направления:

  1. История города Мценск                    
  2. Достопримечательности города Мценск              
  3. Выдающиеся люди, связанные с городом Мценск

Чтобы все это изучить, дети решили стать маленькими исследователями своего города. Как участники проекта, и как учителя, мы старались все делать так, что бы учащиеся думали, что делают, придумывают сами. По сути, мы незаметно сопровождали их в деятельности по освоению окружающего мира, обучая взаимодействию с окружающей средой, позволяя им идти впереди нас, помогая им, если они просят об этом.

Ребята погрузились в проект, им захотелось проверить себя, свои способности в условиях полной самостоятельности.

На следующем этапе дети учились выделять главное из всего собранного материала, систематизировать, обобщать свои знания в ярком красочном буклете. Учителя контролировали процесс его выполнения, вносили необходимые поправки, давали рекомендации. Результатом этой работы являлось и то, что у младших школьников постепенно развивалось умение работать с литературой, Интернетом.

Все это вызвало дополнительный интерес и стимулировало школьников к дальнейшему изучению темы.

Результатом данного проекта стало участие во Всероссийской Школьной проектной олимпиаде - Школьная проектная лаборатория с проектом «Мценск. Путеводитель по маленькой провинции».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности на основе краеведческого материала при введении ФГОС второго поколения

Материал представляет собой авторскую рабочую программу организации внеурочной деятельности на основе краеведческого материала, ориетированную на среднее звено школы. Программа включает в себя подробн...

Материал для выступления по теме " Использование краеведческого материала для формирования познавательной активности младших школьников"

Данный материл будет полезен  учителям начальной школы . Представленные формы  и методы работы с краеведческим материалом на уроках  и во внеурочной деятельности в начальной школе помог...

Использование краеведческого материала во внеурочной деятельности

Краеведческий материал во внеурочной деятельности...

Статья "Организация проектной деятельности с использованием дистанционного обучения"

Новые требования времени и возрастающая потребность общества в глубоких знаниях, постоянном потоке информации, определяют необходимость создания более эффективных условий обучения, спо...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время с использованием краеведческого материала.

Опыт работы с местным краеведческим материалом. Различные направления исследовательской деятельности.Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании личности обучающихся....