Статья гармоничное развитие ребенка, основа формирования будущей личности
статья (4 класс)
Статья гармоничное развитие ребенка, основа формирования будущей личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_5.docx | 25.35 КБ |
Предварительный просмотр:
-Гармоничное развитие ребенка --- основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного воспитания. Понятие этики и эстетики в педагогическом процессе всегда тесно взаимосвязаны.
Прививая детям чувство прекрасного, формируя у них первые нравственные представления, я стараюсь прежде всего сформировать у них свое отношение к тому или иному явлению действительности, искусства. Именно формирование своего отношения объединяет нравственное и эстетическое воспитание. В ходе его формирования дети приобретают первоначальный опыт, помогающий им ориентироваться в разнообразных художественных произведениях:
способность к эмоциональному сопереживанию, одобрению прекрасного, доброго и осуждению безобразного, злого;
первоначальные морально- нравственные понятия, основу для последующего формирования ценностных ориентаций;
возможность применения полученных знаний, что проявляется в поступках, культуре поведения в конкретных жизненных ситуациях (ситуативный практикум).
В работе по формированию у детей нравственно – эстетического отношения к действительности и искусству большую роль играют совместные действия детей: игра, коллективные работы, (рисование, лепка, конструирование, аппликации) экскурсии. После экскурсии дети делятся своими впечатлениями, как изменилась природа осенью , зимой.
Такие занятия как: «Мы -- друзья природы», «Волшебница – осень», «В гостях у радуги» помогают детям получать знания о сезонных изменениях в природе с формированием эстетических представлений; воспитывается бережное отношение к растениям и животным. На этих занятиях дети узнают какие работы у людей осенью , как звери готовятся к зиме, как звери готовятся к зиме, как можно помочь зверям и птицам в холодное время.
Процесс нравственно-эстетического воспитания сложен и многогранен. Однако я выделяю некоторые главные моменты , составляющие как бы основную схему, модель этого процесса.
Первым компонентом модели можно назвать формирование у детей эмоционально- нравственного отношения. В процессе приобщения детей к искусству, организовываю свою деятельность так, чтобы дать им возможность эмоционально пережить произведение. Слушая произведение, разглядывая картинку дети ставят себя на место героя, становятся как бы участником действия. Я при этом спрашиваю, как бы они поступили в той или иной ситуации . Дети выделяют положительные и отрицательные персонажи, называют те хорошие поступки, которые совершил герой литературного произведения. Спрашивая у них , что могло бы случится, если бы герои не пришли на помощь друг другу, если бы не послушались старших и т. д. На материалах литературных произведениях старалась раскрыть значение дружбы, доброты, отзывчивости к близким , милосердия в жизни людей.
Дети испытывают общие чувства, обмениваются ими с друг другом. Также пробуждается сочувствие --- прекрасное душевное качество, вслед за которым и возникает сопереживание.
Воспитание детей на занятиях обеспечивается с помощью разнообразных методов:
-- метод побуждения к сопереживанию;
-- метод убеждения при формировании первоначальных проявлениях эстетического вкуса;
-- метод поисковых ситуаций, побуждающих детей к самостоятельным действиям, творчеству.
Формы его организации могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде и т. д. Среди сложившихся типов занятий, особое внимание уделяется комплексным занятиям, в которых воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусства.
+
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система мониторинга как основа формирования конкурентоспособной личности младшего школьника
Профессию учителя считают вечной. Так как именно его называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти, дирижером мыслей и чу...
Программа воспитательной работы «Развитие коммуникативной культуры учащихся начальных классов при взаимодействии классного руководителя с семьей» как основа формирования нравственной личности
Изучение родного края как основа нравственного воспитания младших школьников...
Интеграция основного и дополнительного образования как основа формирования одаренной личности
Интеграция основного и дополнительного образования на примере ГБОУ СОШ "Центр образования" пос.Варламово м.р.Сызранский...
Развитие речи ребенка - залог формирования полноценной личности в обществе.
Развитие речи является необходимым в формировании мыслительной деятельности ребенка. Обогащение школьников лексическими средствами языка считается основным в коммуникативной деятельности. Важно ...
Статья "Эстетическое воспитание ребенка и формирование его основ"
laquo;Один человек, глядя в лужу, видит грязь, а другой – отраженные в ней звезды» - Иммануил Кант. Конечно, современное русское общество далеко от эпохи Романтизма, и бо...
Статья "Залог гармоничного развития ребенка - здоровый образ жизни. Профилактика ОРЗ и ОРВИ"
Материал для родителей...
Статья Здоровьесбережение как условие гармоничного развития ребенка
Умеренное рациональное питание, регулярная физическая активность, следование режиму дня и сна, отсутствие вредных привычек позволят вам и вашим детям наслаждаться активной здоровой жизнью до глубокой ...