«История возникновения деревни Иж- Бобья»
классный час (2 класс)

Перевозчикова Маргарита Борисовна

«История возникновения деревни Иж- Бобья». Географическое положение. История медресе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_klassnyy_chas.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА (КЛАССНЫЙ  ЧАС)

Составитель:

Перевозчикова Маргарита Борисовна

Классный класс «История возникновения деревни Иж- Бобья».

Участники: обучающиеся 2-х классов, классный руководитель.

Цели:

  • Систематизировать знания ребят о деревне Иж- Бобья;
  • Познакомить с историей возникновения  деревни, интересными   фактами;
  • сформировать у детей любовь к Родине, к родному селу и его истории, желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства.

Оборудование: презентация.

Ход классного часа.

Слайд №2.(Звучит песня « Васили Фаттаховой Туган як»).

Я люблю село родное,
Я люблю свой дивный край,
Дом на холмике высоком,
На окне цветёт герань.
Я люблю леса и речку,
И тропинку вдоль полей,
И пьянящий запах сена,
И жужжание шмелей.
Я люблю весны цветенье
И осенний листопад.
Я люблю зимы творенье,
Летний зной и снегопад.
Нет роднее в мире края
Где бы был так счастлив я.

Никогда я не забуду
Сердцу милые места.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята!

Вопрос: Как вы думаете, о чём сегодня пойдет речь?

Правильно – о нашей родной деревне– деревня Иж-Бобья.  

Тема классного часа: « История возникновения деревни Иж- Бобья».

 Даже уехав из деревни, люди вспоминают свою деревню  с теплотой и радостью, а самое главное в сердце навсегда остаётся дух единства, и доброго отношения друг к другу, который царит в нашей деревне.

Учитель

Географическое положение

Иж-Бобьинское сельское поселение Агрызского муниципального района расположено в 5 км от районного центра г. Агрыза.

В состав Иж-Бобьинского сельского поселения входят два населенных пунктов: д. Иж-Бобья, д. Иж-Байки. Административным центром поселения является населенный пункт – д. Иж-Бобья.

Село Иж-Бобья расположена в Агрызском районе Республики Татарстан, в живописнейшем месте, на берегу речки Бобьинки недалеко от ее впадения в реку Иж. Отсюда произошло и название деревни.

Слайд №3,4.5,6,7.

В Х1Х- начале ХХ веков она входила в Сарапульский уезд Вятской губернии и находилась на расстоянии 50 километров к западу от уездного города. Первые мусульмане появились в этих краях, населенных марийцами, около 1730 годов. Это были Сулейман и Габдулла, выходцы из деревни Карадуган Казанской губернии (д. Карадуван Балтасинского района РТ).

Возможно, они перебрались сюда, так как через эту местность пролегал торговый путь из Среднего Поволжья в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан, торговые люди Сулуейман и Габдулла решили обосноваться здесь. После завоевания Казанского ханства - татары бежали в леса и пустынные места, мусульмане начали строить деревни и обустраивать свою жизнь.

Иж-Буби вполне могло быть подобным селом. Как бы там ни было, постепенно число мусульман – татар в Иж-Буби увеличилось, а многие марийцы перебрались в близлежащие марийские селения или омусульманились (очень часто в татарских архивах так и пишется, но, зная менталитет мари, хочется отметить, что просто так они не принимали ислам, тем более, в сельской местности, где языческий дух был очень крепок).

Слайд№8,9,10,11

Как и повсюду, поселившиеся здесь татары рубили лес, сеяли хлеб, пасли скот, косили сено, охотились, ловили рыбу, занимались бортничеством. А так же торговали, кто был более удачливым торговал сам, а менее удачливые нанимались перевозить товары принадлежавшие другим. 1716 году в 10 хозяйствах проживало 45 татар (учитывались только мужские души).

Торговцы из Иж-Буби уже XVIII веке торговали в Оренбурге, Москве, Перми, Средней Азии, Сибире и Мекке. Уже в начале ХХ века Иж- Буби представляла из себя городской посад, со своими магазинами, торговыми рядами и двух этажными домами . Известно, что с конца XVIII века в Иж-Бобье функционировало медресе. Особую известность медресе получило в конце Х1Х века.

Таким образом, в конце Х1Х в начале ХХ века Иж-Бобья стала одним из центров татарского просветительства наряду с такими большими городами как Казань, Оренбург, Уфа. До 1917 года функционировала одна мечеть (здание сохранилось до сегодняшнего дня) 1895 года постройки, жилой дом известных просветителей Бобинских (здание сохранилось), дом купца Габдуллы Губайдуллина (здание сохранилось).

Здание знаменитого медресе в конце 20-х годов ХХ столетия было перевезено в г. Агрыз и долгое время служило поликлиникой, потом музеем истории Агрыза и Агрызского района. До 1921 года за рекой Иж в живописнейшем месте имелась лечебница, где разводили кобыл и лечились кумысом и куда приезжали лечиться из многих мест, содержал лечебницу купец Габдрахман Губайдуллин.

Слайд 12.

В 1928 году Иж-Бобьинская школа получила статус средней школы.

Физминутка. (Звучит песня «Увезу тебя я в тундру», дети танцуют под музыку).

Слайд 13,14,15,16

Из истории медресе. По сохранившимся официальным документам медресе ведёт свою историю примерно с начала XIX века. Стоит отметить, что образовательная система медресе «Буби» до 1895 года ничем не отличалась от остальных учебных заведений. Оно финансировалось только за счёт состоятельных людей деревни, строго установленного расписания в течение учебного года не было. В медресе преподавали 2-3 человека, в основном это были имам мечети и члены его семьи. С переходом руководства к братьям Буби и при финансовой поддержке купца Ахмедзяна система преподавания полностью изменилась. Благодаря их стараниям в начале XX века появилось знаменитое новометодное медресе «Буби». Дети имама Нигматуллина — Габдулла, Губайдулла и Мухлиса Буби – в течение 6-7 лет ввели в программу обучения принципиально иные предметы. Благодаря просветительской деятельности Нигматуллиных-Буби медресе стало одним из известнейших и популярнейших мусульманских учебных заведений Поволжья.

Слайд №17,18,19, 20,21

Братья стремились подготовить не только грамотных религиозных деятелей, учителей для джадидистских школ, но и работников сельского хозяйства, предпринимателей. Для этого нужно было в корне менять всю учебную программу и пособия. Летом 1903 года в медресе «Буби» был приглашён преподаватель русского языка. Средства на его жалованье выделял вакуф. Вскоре по постановлению Сарапульского уездного училища за счёт земства открылась одноклассная школа, на которую была возложена обязанность содержать этого педагога. Женская школа в деревне Иж-Буби стала одной из первых реформированных школ в России, которая готовила учительниц. Занятия здесь вели как женщины, так и мужчины. Габдулла Буби вспоминал: «Не покладая рук образованием занимались мать с отцом, мы двое – с братом, сестра Мухлиса Буби и наши супруги – Насима и Хуснефатима». Вскоре в медресе «Буби» стали работать лучшие преподаватели того времени. Например, Файзулла Мухаммед – один из первых преподавателей истории, географии и тюркской литературы среди учителей России, и Габдулла Фахри – учитель математики, окончивший медицинскую школу в Стамбуле. Вслед за ними переехали порядка 35-40 шакирдов. Благодаря стараниям представителя сарапульского земства, Б. Залялетдинова, в том же году к медресе присоединили двухклассную русскую школу. В 1908 году при медресе открываются трёхмесячные курсы подготовки преподавателей-мугаллимов и учителей-женщин. С мая по август слушатели изучали шариат, арабскую литературу, грамматику татарского языка, счёт, алгебру, геометрию, естествознание, зоологию, ботанику, разряды (биографии людей), химию, историю, географию, педагогику и методику. С каждым годом росло число желающих закончить эти курсы. Только в первый год работы дипломы получили 20 преподавателей и 6 учительниц, а в 1910 году число выпускников составило 84 и 58 соответственно. Однако спустя три года летние курсы прекратили своё существование вместе с закрытием медресе.
Слайд22,23 
Женское медресе в деревне Иж-Буби стало одним из первых учебных заведений в России, выпускницы которого имели педагогическое образование и право на преподавание.

Учитель:

    Вот как говорят о нашей деревне ученики нашей школы:

«Наш деревня! Она красива, поэтична, таинственна ночью,  прекрасна утром. Моя деревня – это мой друг, я люблю его, как человека. Когда мне очень плохо, я выхожу на улицы моей деревни. 

А что вы можете рассказать о нашей деревне?.

(Высказывание детей ).

Я убедилась в том, что вы тоже очень любите нашу деревню.

Слайд №20,21.

Давайте, мы теперь попробуем  нарисовать нашу деревню  (дети рисуют).

Учитель:

Вот и пришло время подвести итоги классного часа. Вы сегодня узнали много интересного о нашей деревне Иж-Бобья. Думаю, теперь мы будем любить свою деревню еще больше. Давайте еще раз полюбуемся на  нашу деревню, посмотрим небольшой видеоролик «Иж- Бобья – моя Родина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из истории возникновения обыкновенных дробей

Справочная информация для учителя....

История возникновения Светофора

Данная презентация может быть использована на классных часах и мероприятиях по ПДД...

История возникновения герба РФ, Георгий Победоносец.

Конспект занятия по ознакомлению младших школьников с государственной символикой. В данной работе - герб Российской Федерации....

Внеклассное занятие "История возникновения флага Чувашии"

Цель занятия познакомить детей с государственным символом Чувашской республики - флагом....

"История возникновения правил дорожного движения"

Проектная работа, выполненная ученицей 4 класса....

Классный час "8 марта. История возникновения праздника"

Возник этот праздник как день борьбы за права женщин. 8 марта 1857 года в Нью-Йорке собрались на манифестацию работницы швейных и обувных фабрик. Они требовали 10-часовой рабочий день, светлые и сухие...

История моей деревни в лицах

Это презентация посвящена ветеранам Великой Отечественной войны д. Карак-Сирмы....