Горький хлеб.
классный час

Познакомить учащихся с новыми страницами трагических дней в истории Великой Отечественной войны 1941-1945гг

Задачи:

  1. Способствовать проявлению интереса и потребности к изучению истории своего Родины.
  2. Воспитание патриотического чувства, уважительного отношения к людям-защитникам Родины прошлого и современности, сопереживания к страданиям детей военного времени.
  3. Познакомиться с Дневником Тани Савичевой - свидетелем фашистских злодеяний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorkiyhleb.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ГШИ №2,

мероприятие «Горький хлеб блокады»,3 кл,  воспитатель Жайдарова Л.Е

Горький хлеб блокады.

Познакомить учащихся с новыми страницами трагических дней в истории Великой Отечественной войны 1941-1945гг

Задачи:

  1. Способствовать проявлению интереса и потребности к изучению истории своего Родины.
  2. Воспитание патриотического чувства, уважительного отношения к людям-защитникам Родины прошлого и современности, сопереживания к страданиям детей военного времени.
  3. Познакомиться с Дневником Тани Савичевой - свидетелем фашистских злодеяний.

Ход познавательного мероприятия.

Видео – «Без объявления войны ..»

Ведущий: Вы никогда не задумывались над тем, сколько в истории нашей страны можно насчитать счастливых и одновременно трагических дат. Например, дата 9 мая. Сегодня хочу познакомить с датой 27 января - День снятия блокады в ВОВ.

А для жителей начался 8 сентября 1941 года, когда гитлеровские войска замкнули кольцо, и тогда Ленинград стал полем боя. Кольцо блокады быстро сжималось, по плану Гитлера Ленинград следовало «задушить голодом и сровнять с лицом земли». Невозможно передать словами трагизм тех, кто жил без света, тепла и пищи. 900-дней длился этот ад.

Ведущий: В блокадном кольце оказалось 2 млн 887 тыс. человек. Среди них около 400 тыс. детей. Их ждали невиданные трудности и страдания. Самой страшной была блокадная зима 1941-1942 г. Не было запасов продовольствия и топлива, не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей, канализация не работала. Так зимой не стало отопления, света, воды, и стены дома промерзали на 20-30 см. Чтобы не заморозить детей, женщины топили печки мебелью. Ведро воды, равно как и полено, становилось проблемой часто сложной, а иногда неразрешимой.

Нормы продовольствия постоянно снижались. В ноябре 1941 г. рабочие получали по 250 г хлеба в день, все остальные по - 125 г. Те знаменитые «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам». Из этого мизерного кусочка хлеба ленинградцы делали несколько сухариков, которые распределяли на весь день.

Ведущий: Дети... Им особенно трудно было пережить всё это. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей. Надвигался голод! Смотреть на голодающих детей было тяжело. Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери отдавали все, что имели, только бы обменять свои вещи на хлеб. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силенки. Хлеб - это совсем маленький кусочек... тяжелый, липкий, сырой. Хлеб содержал всякую дрянь и лишь немного муки. Почти все ленинградцы стали дистрофиками, (здесь прочитать состав хлеба в годы блокады).

Видео про блокадный хлеб и здесь можно просмотреть видео, какой хлеб мы сегодня едим, как его выбрасываем.

Одни распухли и блестели, как будто покрытые лаком. Это первая степень дистрофии. Другие - высохли - вторая степень. В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее - к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов.

Ведущий: По мнению Гитлера, сокрушение Ленинграда означало бы уничтожение одного из символов государства, что должно было подорвать «дух славянского народа». На взятие Ленинграда в планах гитлеровского командования отводилось 3 недели. Уже в сентябре немцы прорвались к Ленинграду. Но захватить город им не удалось, и они решили взять его измором. Гитлер рассчитывал, что голод, систематический артиллерийский огонь и бомбардировки с воздуха сломят сопротивление ленинградцев. Они знали, сколько людей осталось в городе (правда, их расчеты оказались заниженными), каковы были запасы продовольствия. Крупнейшие продовольственные склады они уничтожили с воздуха. Гитлеровцы намеренно отказывались от штурма и стали ждать, когда голодные жители города пожрут друг друга и Ленинград «упадет к их ногам, как спелое яблоко». Но чего-то не учли гитлеровские стратеги... Город держался 900 дней и ночей.

Дневник Тани Савичевой.

Ведущий : тот год, когда гитлеровские войска вторглись в пределы нашей страны, и началась Великая Отечественная война, самому младшему ребёнку в семье Савичевых - Тане - было одиннадцать с половиной лет она и должна была в сентябре пойти в четвёртый. Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшенькой в семье, всеми любимой. Большие серые глаза под русой челкой, кофточка-матроска, чистый, звонкий «ангельский» голос, обещавший певческое будущее. В семье Савичевых было восемь детей. Еще до войны умер глава семейства, отец.

Оставшись в городе, каждый из Савичевых, как мог, помогал фронту.

Читает ученик (ученица)

Жене - самой старшей сестре - 32 года (родилась в 1909 году). Она работала вместе с сестрой Ниной на Невском машиностроительном заводе имени Ленина - сдавали кровь для спасения раненных на фронте бойцов.

Зима в 1941-м началась рано. Она стала суровым испытанием для жителей блокадного Ленинграда: в домах не было электричества, замёрз водопровод, не работало центральное отопление, бездействовал городской транспорт. По заваленным снегом улицам прекратили движение трамваи и троллейбусы, а до завода почти семь километров. Идти приходится пешком. Каждый день. Правда, иногда Женя оставалась на заводе, чтобы сохранить силы, отработать две смены. Но здоровья уже не хватало.

В конце декабря Женя на завод не пришла. Обеспокоенная её отсутствием, Нина помчалась на Моховую навестить сестру, но помочь ей уже ничем не смогла.

Ведущий:И в маленьком блокноте, ставшим блокадным дневником, в алфавитном порядке на букву "Ж" появилась первая трагическая запись, сделанная рукой Тани: "Женя умерла 28 дек в 12.30 час утра 1941 г".На саночках родные отвезли её на Смоленское кладбище и похоронили на участке, расположенном на острове Декабристов.

Читает ученик (ца)

Бабушке - Евдокии Григорьевне Фёдоровой (в девичестве - Арсеньевой) в 1941 году 22 июня, в день начала войны, исполнилось 74 года. Блокадная голодная смерть одолела её в самые студёные, морозные январские дни. — Бабушка ослабела в январе и попросила не хоронить её сразу, а оставить в холодной комнате и получать хлеб по её карточке. «Вы не бойтесь, я тихонечко полежу».

Но бабушка от больницы отказалась и смерть не заставила себя долго ждать. В блокнотике на странице с буквой "Б" Таня пишет : "Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г", хотя в Свидетельстве о смерти, выданном в райсобесе Марии Игнатьевне - Таниной маме, стоит другое число - 1 февраля. Так было нужно, ведь бабушкину карточку можно было использовать до конца месяца. Так делали многие. Это на какое- то время поддерживало остававшихся ещё в живых, продлевало им жизнь.

Читает ученик (ца)

Брату Леониду (Лёке) было 24 года (родился в 1917 году). Он работал строгальщиком на Судомеханическом (Адмиралтейском) заводе. В первые же дни войны с друзьями помчался в военкомат, но в армию не взяли из-за зрения - был очень близорук. Его оставили на заводе - нужно выполнять срочные военные заказы, необходимы специалисты. Неделями жил там, работая днём и ночью. Родных навещать приходилось редко, хотя завод недалеко от дома - на противоположном берегу Невы, за мостом Лейтенанта Шмидта. Здесь же, в заводском стационаре, он и умер от дистрофии.

Ведущий: Как страшно, как не хочется делать скорбные записи, но приходится вновь доставать блокнот и продолжать блокадную хронику. На букву "Л" Таня записывает: "Лека умер 17 марта в 5 часов утра в 1942 г",

Казалось - наступила весна, станет легче. Её ждали с надеждой и тревогой. С декабря несколько раз уже прибавлялась норма выдачи хлеба, город очищен от грязи и накопившегося зимой мусора, заработали бани, по улицам загрохотали трамваи, разрешено создавать огороды и выращивать овощи.

Видео «Блокадный Ленинград».

Ведущий: Но голод продолжает своё подлое дело: алиментарная дистрофия, цинга, кишечные заболевания, туберкулёз уносят жизни тысяч ленинградцев. И к Савичевым вновь врывается горе. В записной книжке на букву "В" появляются сбивчивые строчки : "Дядя Вася умер в 13 апреля 2 ч ночь 1942 г".

А почти через месяц : "Дядя Леша 10 мая в 4 ч дня 1942 г". На букву "Л" страничка в блокноте уже занята, и приходится писать слева на развороте. Но то ли сил не хватило, то ли горе переполнило душу исстрадавшегося ребёнка - на этой странице слово "умер" Таня пропустила.

А теперь Мария Игнатьевна шьёт для "окопников" рукавицы, обмундирование для фронтовиков. Выходит на дежурство вместе с добровольцами местной противовоздушной обороны. Об эвакуации же и думать не хочется - нужно быть всем вместе. Так легче и спокойнее, хотя неизвестно, куда подевалась Нина? Она эвакуировалась с заводчанами, но уже давно нет от неё никаких вестей. И что с Мишей, где он? Поздней весной, когда остались только Таня и мама, девочка выменяла на рынке лук, чтобы накормить маму, погибающую от цинги. Но та не могла уже есть...,

Мама наказала Тане, чтобы, как останется одна, шла сначала к дворнику, потом — к дальней родственнице тёте Дусе. И после войны дочка дворника рассказывала мне, как к ним пришла Таня и её мама зашивала маму Тани в простыню...

Читает ученик (ца)

Мама - весёлый, добрый и гостеприимный человек. Сильный и выносливый. Всё всегда у неё ладится, всё получается. И вот теперь её нет. Как трудно, как страшно писать слово "умерла" - "Мама в 13 мая в 7.30 час утра 1942 г".Когда мама была рядом, казалось, что всё можно преодолеть, даже голод. С мамой верилось в победу, в скорое возвращение сестры Нины и брата Миши. Но мамы не стало, всё рухнуло. Горе сковало тело, не хотелось шевелиться, двигаться. "Савичевы умерли", "Умерли все", "Осталась одна Таня".

Символ русского духа - дорога жизни .

Ведущий: Отрезанные от Большой земли, защитники Ленинграда сражались не в одиночестве. Блокированный город знал, что к нему Устремлены внимание, любовь, вера, поддержка Родины! Связь с Большой землей проходила по Ладожскому озеру. Эту транспортную магистраль недаром назвали Дорогой жизни.

В 1942 г. через Ладогу были проложены подводные трубы для подачи нефтепродуктов и электрический кабель, соединивший город с электростанциями Волховстроя. Зимой 1942 г. по ладожской ледовой Дороге жизни стало поступать продовольствие, нормы снабжения увеличились. По этой же дороге на Большую землю переправляли детей, раненых, больных - около миллиона человек было вывезено из осажденного Ленинграда. Сломить стойкость и волю защитников города к сопротивлению, победить их голодной смертью немцам так и не удалось.

Ведущий:Накануне войны Михаилу Савичеву было уже 20 лет (родился в 1921 году). Он получил на заводе отпуск и уехал в деревню Дворищи, раскинувшуюся у Бельского озера вблизи древнего города Гдова. Когда-то там жили бабушка с дедушкой.

Миша ушёл к партизанам в лес. В январе 1944 года в одном из боёв был тяжело ранен и отправлен на лечение в Ленинград, освобождённый уже от гитлеровской блокады. А через полгода он вышел из госпиталя инвалидом, на костылях. Уехал в Дворищи к тёте Капе, но в сентябре 1944 года, навсегда перебрался в шахтёрский город Сланцы Кингисеппского района, работал там на почте.

Нине Савичевой летом 1941 ода - 22 с половиной. Родилась она 23 ноября 1918 года, но считает своим днём рождения - 6 декабря по новому стилю. Вместе с заводскими сослуживцами Нина рыла окопы в Рыбацком, Колпино, в Шушарах; дежурила на вышке поста воздушного наблюдения, в штабе заводского МПВО. В начале марта 1942 года по льду Ладожского озера с заводом её эвакуировали на Большую землю. И только в 1945 году она смогла вернуться в Ленинград. Насовсем.

Но вернёмся к Тане. Оставшись одна, еле передвигая ноги, она отправилась к бабушкиной племяннице - тёте Дусе. Путь предстоял совсем неблизкий, в Смольнинский район.

Евдокия Петровна Арсеньева жила в коммунальной квартире на Васильевском острове. С Васильевского острова тётя Дуся перевезла в свою комнату на хранение многие вещи Савичевых и взяла опекунство над Таней. Уходя на работу, отправляла её Савичева похожа на Таню, фотография которой стоит у нее на письменном столе. Окончательно вернуться в Ленинград Нина Савичева смогла лишь в августе 1945 года. Добираться до родного города пришлось нелегально - спрятавшись в кузове грузовика с картошкой. Водитель, укрывший Нину в своей машине, кстати, вскоре стал ее мужем. Нина Николаевна смогла поселиться в шестиметровой комнатке в общежитии. Она прекрасно помнила братьев, навсегда оставшихся в блокадном городе, младшую сестру Таню и... свою записную книжку. Ведь именно на ее листках вела свой дневник Таня Савичева!

Есть в семье Савичевых традиция. Каждый год в январе, в день рождения Тани, собираются они за общим столом. Вспоминают войну, блокаду. И звучит в комнате песня, особенно дорогая для этой семьи.

Ленинград не только выстоял, но и победил. И остался единственным среди крупных городов Европы, куда ни разу за всю его историю не вошли завоеватели.

Ленинградцы голодали, мерзли, умирали от истощения. Е1о оставшиеся заводы продолжали работать. Писатели поддерживали дух ленинградцев своими патриотическими произведениями. В осажденном вымирающем городе композитор Д.Д. Шостакович написал свою знаменитую Седьмую («Ленинградскую») симфонию. Город жил и боролся.

И эту музыку услышал по радио весь мир.

(Звучит «Ленинградская симфония Д. Шостаковича.).

«Этому подвигу нет равных» - так можно сказать о каждом дне каждого жителя города в те дни. Живой легендой Ленинграда стала поэтесса Ольга Бертгольц - «блокадная муза Ленинграда». Она постоянно, даже падая в голодные обмороки, выступала со своими стихами по радио, вселяла в души людей мужество и веру

Прорыв блокады . (можно смотреть видео)

12 января 1943 г войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ — прорвать блокаду. 12 января началось сражение. 18 января 1943 года

вражеское кольцо блокады было прорвано. Солдаты обнимались и плакали от радости. Ленинград получил связь с Большой землей. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода.

27 января 1944 г. в честь полного освобождения Ленинграда от блокады на берегах Невы прогремел торжественный артиллерийский салют из 324 орудий.

1 мая 1945 г. Ленинград получил звание города-героя.

Прошло много лет. Но героическое прошлое легендарного города неподвластно времени. Подвиг защитников Ленинграда, в том числе и юных, бережно хранят в памяти все честные люди и прежде всего те, кто пережил блокаду, их или осталось мало, или ни кого уже нет.

стихотворение:

Но разве может кто-нибудь забыть,

Кто был под грозным, под военным небом,

Кому пришлось блокаду пережить.

Кто плакал над кусочком малым хлеба?

Кто близких здесь своих похоронил,

Запомнил звук «Воздушная тревога»,

Кто на Большую землю выходил

По ледовой по Ладожской дороге?

Для нашего народа война 1941 -1945 гг. поистине была Великой Отечественной. И блокада Ленинграда показала, что только единство народа, его духовная крепость могут привести к Победе. Дети блокады, как и все, у кого война забрала детство, молодость, здоровье, нуждаются сейчас в нашей помощи, в уважении, в благодарности. Не забывайте об этом.

Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!

Данное мероприятие можно проводить, приглашая учеников из старших классов, которые выступают в роли ведущего, так появляется взаимосвязь между детьми разного возраста. Мероприятие получается как информационное, потому что можно показать сравнение :  что в таком возрасте в наше время, дети, ни чем не обременены, как сейчас они живут,   чем заняты…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по кубановедению Хлеб мой вкусный, хлеб душистый

Урок - ирга  по кубановедению, где  учащиеся  знакомятся с  трудом  хлебороба. Учащиеся  делятся  на  группы  и  соревнуются....

Сценарий праздника хлеба "Хлеб - всей жизни голова" в 3 классе.

Сценарий праздника хлеба под заголовком "Хлеб всей жизни голова"  составлен  для проведения в начальной школе. Хлеб всегда был мерилом всех ценностей. И в наш век  новых достижений, он ...

Сценарий утренника "Хлеб России - хлеб моей Отчизны!"

Цель данного мероприятия:расширить знания о пользе хлеба, о его ценности,о тяжёлом труде хлебороба, воспитывать чувство бережного отношения к хлебу и труду людей....

"Хлеб - наше богатство, хлеб - наша сила"

Тематический классный час о хлебе...

Теплый хлеб!Душистый хлеб!Вкусный хлеб!

Открытый урок в 4 классе по русскому языку в национальной школе....

Горький хлеб войны

Классный час посвящен блокадному Ленинграду и цене хлеба....

Классный час "Кусочек блокадного хлеба, как единственный источник жизни и надежды. Горький вкус Победы"

Моя работа актуальна не только в преддверии годовщины Победы в Великой Отечественной войне, но и носит практический характер. С годами подрастающее поколение не осознаёт значимости и ценности хлеба, в...