классный час во 2-б классе "Семья и семейные ценности"
классный час (2 класс)

Мышкина Елена Владимировна

Материал поможет воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Степанцевская сош»

 учитель начальных классов

Мышкина Елена Владимировна

Классный час во 2-б классе на тему

«Семья и семейные ценности»

Цель:  Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».

Задачи: 1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья»,  выявить ее особенности.

              2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

              3.Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения,  эстетический вкус. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки, плакат, интерактивная доска.

Ход классного часа.

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Дети встают в круг, берутся за руки и говорят следующие слова:

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг,

И ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся!

- Дети, давайте поздороваемся друг с другом и сядем на свои места.

- С каким настроением вы начинаете работать?

- Я рада, что у многих из вас хорошее настроение!

 Презентация.

 слайд № 1

-Сегодня на классном часе мы поговорим на  очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение.

2.  Постановка проблемной ситуации.

- Давным-давно это было. Стояла в наших краях избушка. Жила в ней семья, большая и дружная. Старики со временем умерли, а молодые разъехались кто куда: кто в город, кто на стройку, даже письма друг дружке редко пишут, больше открытки-поздравления с праздником, а что до дома родительского, так совсем про него и забыли.

Впрочем, дома кое-кто жил.

На чердаке - ворона Галя, в подполье - мышка-норушка, под крылечком - лягушка-квакушка, а в доме под печкой - домовенок Кузя.

Хорошо они жили, только однажды загудели трактора, растащили избушку по бревнышку, кому она, старая да бессемейная, нужна!

Разбежались животные кто куда: мышка в поле, лягушка в болото, ворона улетела в соседнее село.

А Кузя с тех пор ходит по свету и не может найти тот дом, где бы ему жилось хорошо.

- Ребята, а кто хочет пригласить Кузю пожить в свой дом?

(Примерные ответы детей)

3.  Открытие нового.

-  Как вы понимаете, что такое «семья»?   ( Ответы детей)

 В словаре русского языка С.И.Ожегова "семья" определяется как группа живущих вместе родственников. Но для современной действительности семья, прежде всего: это не просто родственники, а дети и родители.

 слайд № 2

- Все мы любим, слушать семейные истории, смотреть фильмы о семейных ситуациях, но обязательно со счастливым концом. Ведь это все о нас, о нашей жизни. Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе.

- Итак, тема нашего классного часа "Семья и семейные ценности."

 слайд №3

- Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится: "Семья - печка: как холодно, все к ней собираются".

– Я вам хочу рассказать одну легенду о том,  как появилось  слово «семья». Это было очень-очень давно, когда появились первые люди на земле – Адам и Ева.

Когда появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала Земля –
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
– Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила: «Я»
– Кто их воспитает, царица моя?
Ева покорно ответила: «Я»
– Кто есть приготовит, о радость моя?
Ева всё также ответила: «Я»
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я»,
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот так на Земле появилась семья.

- У этого слова есть свои тайны. Хотите их узнать?

Первую тайну узнаем, ответив на вопрос: «Какие два слова в нём спрятались?» ("семь" и "я")

Правильно, т.е. семеро таких же как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, мимикой, жестами.

- Само по себе число "7" особенное - оно неделимое. Поэтому оно говорит нам, что семья - единое целое – это вторая тайна. 

- А знаете от какого слова происходит слово «семья»?

- Слово «семья» происходит от слова "семя". Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

- Действительно, вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья. Это третья тайна.

- У каждой семьи есть дом.

- Но что такое дом? Это - красивая мебель, ковры, посуда?

  Дом, как известно всем давно,

  Это не стены, не окно

Даже не стулья за столом,

Это не дом.

Дом – это там, где вас поймут,

  Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом –

Это твой дом.

- Не зря в народе говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!»

- Родной дом. У каждого он свой. Родной дом - это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.
- Когда строят дом? (Дом строят, когда надо где-то жить.  Дом строят, когда создается семья.)

- Раньше дом называли «избой». В древне - русском языке слово «истба» означало «баня - теплое помещение». Значит, в доме должно быть… (тепло)

(Учитель прикрепляет на доску крышу дома со словом «тепло»)

- Чтобы всем в доме было тепло, давайте подумаем, что нам для этого необходимо. Выберите  строительный материал - «кирпичики» со словами для нашего дома.

(Работа в группах)

(Дети прикрепляют на дом «кирпичики» со словами: понимание, уважение, доброта, помощь, любовь, доверие, забота, дружба, традиции)

-  Вот мы построили ДОМ, в котором тепло. 

(Психологический тренинг)

- Соберите в ладони своё  т е п л о.

- Пусть его будет м н о г о.

- Почувствуйте э т о  т е п л о.

- Поделитесь своим теплом друг с другом. ( Дети прислоняются ладонями друг к другу).

Но не всегда все бывает благополучно в семье. Порой набегают и тучи.

(Учитель прикрепляет на доску «тучи»)

-  Что является причиной непогоды в доме? Как вы думаете? Назовите, какие ваши черты характера могут вызвать непогоду в доме? (Ответы детей)

- А теперь разгоним тучи над домом. 

(Дети снимают «тучи», читают надписи на них и откладывают в сторону. Надписи на тучах: лень, грубость, ложь, упрямство, вспыльчивость)

- Что же нужно делать, как себя вести, чтобы над домом не было таких туч? Давайте определим правила поведения в семье.

 (После обсуждения учитель прикрепляет лучики с надписями: Уважать старших, помогать по дому, делать работу вместе, понимать друг друга, заботиться о ближних,  делать приятное)


- Мы с вами разогнали тучи и выяснили, что погода в доме зависит во многом  от вас самих и вашего поведения. Вот уже засияло солнышко.

 (Учитель прикрепляет «солнце» над домом.) 

слайд № 4 

"При солнышке тепло, при матери добро"

слайд №5

4. Физкультминутка.

-- Мы построили дом. И нам весело. Давайте отдохнём.

слайд №6

- Как вы думаете, ребята, все ли семьи одинаковые? Чем они отличаются?

- Да, семьи все разные, отличаются друг от друга обычаями, традициями. Большую роль в семьях играют традиции. Это то, что передается из поколения в поколение. 

 Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить:

•  собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

•  всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

•  приглашать гостей и собирать застолье;

•  собирать и хранить семейные фотографии;

•  хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.

•  издавна на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности, так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

5.  Совместное выполнение заданий.

Задание № 1

У вас на столах лежат карточки, запишите качества счастливой семьи.

(После обсуждения, каждая группа зачитывает качества счастливой семьи)

- А вот, что поэтому поводу писал великий китайский философ Конфуций:

слайд №7

"Государство - это большая семья, а семья - это маленькое государство"

Задание № 2

Допишите в карточках пять определений счастливой семьи.

слайд №8

Семья будет счастливой если:…

Выводы детей.

Задание №3

- На Руси к семье всегда относились с уважением. Поэтому семьи были большие и дружные. Вспомним хотя бы русские сказки, пословицы, поговорки, в которых говорится о семье. Перед вами лежат карточки со словами, из которых вы должны собрать пословицы.

(Работа в группах)

- Прочитаем пословицы и объясним их смысл:

1.Не нужен клад, когда в семье лад.

2.Вся семья вместе, так и душа на месте.

3. Один в поле не воин.

4. В родной семье и каша гуще. 

Слайд № 9

Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.

Где любовь да совет, там и горя нет.

Кто детям потакает, тот потом слезы проливает.

Детей наказывай стыдом, а не розгою и бичом.

- Вот вы говорите, что семья счастлива, когда папа, мама и дети вместе. У вас на столах лежат карточки, помогите деткам найти папу и маму.

слайд № 10

Корова

жеребенок

конь

Кошка

теленок

заяц

Зайчиха

щенок

пес

Лошадь

котенок

бык

Собака

зайчонок

кот

Вывод: оказывается и у животных есть папа и мама. Но у животных понятие "семья" не так тесно связано как у людей, за исключением лебедей, львов.

- А в старые времена и не так давние времена бабушки и дедушки, их дети и внуки жили одной семьей, где молодые, хотя и были заняты работой или учебой, находили время, чтобы уделить внимание не только своим любимым родителям, но и бабушкам и дедушкам. Так поддерживалась связь времен, продолжение традиции.

- Как  здорово, когда есть семья. А можно наш класс назвать семьей?
 - У нас с вами тоже школьная семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, понимание…

А для этого в нашей классной семье тоже надо жить по правилам.

- Какие надо соблюдать правила? (Помогать в трудную минуту, поддерживать в беде, во время болезни; делиться друг с другом печалями и радостями, самым необходимым, поздравлять друг друга с днем рождения; радоваться успехам друг друга, не обзывать и не обижать друг друга, уметь уступать; быть внимательными к другим)

6. Итоговое творческое задание

В заключение дети рисуют, по своему представлению, счастливую семью.

слайд № 11

7. Итог урока.

-Вы придёте домой, что вы расскажете о нашем уроке? О чём мы сегодня говорили? Что нового вы узнали?

слайд № 12

8. Песня"Моя семья" на мотив песни "Маленькая страна".

Есть за горами, за лесами маленькая страна.

Там мама, папа, дед и баба, братик или сестра.

Там мне всегда тепло и ясно, любят там все меня.

Там солнца лучик поселился и согревает меня.

Припев:

Маленькая страна - это моя семья,

Там, где родился я и вырос,

Где любят все меня.

9. Выставка детских работ

10. Рефлексия.

На доске записаны незаконченные предложения.

Мама и папа для меня самые…

Я доверяю свои тайны…

Я люблю  бабушку за то….

Свою семью я считаю…

Родным я хочу пожелать…

Учитель: А теперь я хочу узнать, было вам комфортно, интересно на занятии при помощи волшебного дерева. Наше дерево пока без листьев. На столах у вас лежат листочки красного и зелёного цвета. Если вам было интересно заниматься, вам понравилось, то возьмите листочки зелёного цвета. Если занятие вам не понравилось, вам было не комфортно, неинтересно, вы ничего не запомнили, то возьмите листочки красного цвета. Выбрали? Прикрепите их к дереву.

Картинка 8 из 42953  Картинка 1 из 154118 Картинка 42 из 151061

Это хорошее настроение  мы подарим нашим близким и родным. Нашим семьям. Смотрите, как веселее заулыбалось наше солнышко. Мне было очень приятно работать с вами. И у меня хорошее настроение. Я хочу всем присутствующим подарить прекрасное стихотворение про семью.

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Дополнительный материал к занятию.

Ребята, а вы знаете, когда в нашей стране отмечают День семьи, любви и верности?

Всероссийский день семьи, любви и верности - 8 июля.

Всероссийский день семьи, любви и верности впервые отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи.

Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома, где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.

В их жизни воплощаются черты, которые традиционные религии России всегда связывали с идеалом супружества, а именно: благочестие, взаимная любовь и верность, совершение дел милосердия и попечение о различных нуждах своих сограждан.

Символ праздника — ромашка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час во 2 классе на тему: «Семья и семейные ценности». МБОУ Степанцевская сош учитель начальных классов Мышкина Е.В.

Слайд 2

Семья – это группа живущих вместе родственников. (словарь русского языка С.И.Ожегов)

Слайд 3

Семья и семейные ценности.

Слайд 5

Физкультминутка

Слайд 6

Качества счастливой семьи

Слайд 7

Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство. Великий философ Конфуций.

Слайд 8

Допишите 5 определений счастливой семьи. Семья будет счастливой если…

Слайд 9

Объясните пословицы • Родители трудолюбивы и дети не ленивы. • Где любовь да совет там и горя нет. • Кто детям потакает, тот потом слезы проливает. • Детей наказывай стыдом, а не грозою и бичом.

Слайд 10

Помогите найти деткам родителей. • Корова жеребенок конь • Кошка теленок заяц • Зайчиха щенок пес • Лошадь котенок бык • Собака зайчонок кот

Слайд 12

Песня"Моя семья" на мотив песни "Маленькая страна". Есть за горами, за лесами маленькая страна. Там мама, папа, дед и баба, братик или сестра. Там мне всегда тепло и ясно, любят там все меня. Там солнца лучик поселился и согревает меня. Припев: Маленькая страна - это моя семья, Там, где родился я и вырос, Где любят все меня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов предлагает во всех школах России провести 1 сентября 2012г  «Уроки семьи и семейных ценностей». Представляю мето...

Классный час в 1 классе "Семья и семейные ценности"

Цель:     доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое,  что  есть у человека. Сплоченность семьи – это фундамент благополучия Зад...

Классный час для 3 класса "Семья и семейные ценности"

Сценарий воспитательно-развлекательной программы для учеников и родителей...

Тематический классный час "Семья. Семейные ценности".

Предлагаемая разработка может оказаться полезной при организации и проведении классного часа 1 сентября не только учителям начальных классов, но и среднего звена. Материал может быть использован ...

Классный час в 4 классе на тему "Семейные ценности" 2012

Формировать желание жить в гармоничной, дружной семье;Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;Формирование по...

Классный час в 3 В классе "Cемья.Семейные ценности"

День знаний. 1 сентября 2012 г.  3В класс  Тема: «Семья. Семейные ценности»...

Классный час в 4 классе Семья и семейные ценности

Классный час в 4 классе Семья и семейные ценности...