Как коллектив влияет на личность ребенка?
статья (3 класс)

Макушкина Юлия Ивановна

Значимость коллективной деятельности была признана задолго до К. Д. Ушинского и А.С Макаренко. Педагоги прошлого старались привить воспитанникам дух товарищества, взаимопомощи. На уровне детского коллектива дети осознают собственное «я», совместная деятельность группы детей становится источником новых взаимоотношений, влияет на развитие и воспитание самого коллектива и личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitaniya_v_kollektive_i_cherez_kollektiv.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитания в коллективе и через коллектив.

Ценнейшим вкладом в педагогическую науку была разработанная Антоном Семеновичем Макаренко теория воспитательного коллектива. Воспитательным коллективом А.С. Макаренко называл педагогически целесообразно организованный коллектив детей.

Необходимо создать, считал Макаренко, совершенную систему крупных и небольших коллективных единиц, выработать систему их взаимоотношений и взаимозависимостей, систему воздействия на каждoгo воспитанника, а также установить коллективные и личные отношения между педагогами, воспитанниками и руководителем учреждения. Важнейшим "механизмом", педагогическим средством является "параллельное воздействие" - одновременное воздействие воспитателя на коллектив, а через него и на каждого воспитанника.

Личность всегда развивается в группе. В односторонне ориентированных социоцентрических или антропоцентрических концепциях воспитания личность и группа всегда противопоставляются, а сложность их взаимоотношений снимается признанием приоритета (давления) либо сообщества над личностью (социологические теории), либо личности над сообществом с признанием ее автономности (антропологические концепции). И тот и другой подход ведет к обеднению личности.

Необходим интегративный подход, при котором коллизия «личность – сообщество» разрешается через их объединение в воспитательном процессе, представляющем собой единство непрерывного и дискретного. Воспитание состоит из ряда ситуаций (коллизий), которые могут разрешаться таким образом, чтобы способствовать развитию личности или сообщества. Однако в целом это всегда ведет к повышению уровня развития и личности, и сообщества, т. к. развитие одного тянет за собой развитие другого. Чем более развито сообщество (в любом плане: нравственном, интеллектуальном, эмоциональном и т. д.), тем больше возможностей получает каждый его член для своего личностного развития. И наоборот, развитие сообщества зависит от развития личностей, его составляющих. В сообществе, находящемся на высоком уровне организованности (коллективе), его интеллектуальное, нравственное, эмоциональное поля не есть простая сумма соответствующих индивидуальных полей его членов. В таком сообществе любое поле вбирает в себя все лучшее, что есть у членов сообщества, нивелируя имеющиеся у них недостатки.


Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Коллектив – мощный рычаг воспитания, ведущие черты личности формируются только в коллективе в процессе общения и активной совместной деятельности. О влиянии социального окружения на личность говорит народная мудрость: «С кем поведешься, от того и наберешься», «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Воспитательная сила коллектива заключается в том, что, будучи объектом воспитательных влияний субъектов воспитания, он одновременно выполняет функции субъекта воспитания в отношении своих членов.

Любой коллектив – это место для самовыражения и самоутверждения личности. Основными характеристиками коллектива, который эффективно осуществляет воспитательные функции, является здоровый морально-психологический климат, сплоченность, творческая активность, постоянная нацеленность на успех, высокая требовательность, творческое сотрудничество, потенциальная эффективность деятельности. 

Воспитательная сила коллектива заключается, в первую очередь, в том, что он объединяет всех своих членов совместной деятельностью, формирует в них лучшие черты характера, необходимые для целенаправленной и эффективной совместной деятельности, раскрывает общественную значимость и необходимость этой деятельности. 

Значительное воспитательное воздействие на членов коллектива имеют такие социально-психологические проявления, как коллективное настроение, общественное мнение и коллективные традиции. 

Опыт удачного привлечения коллектива к воспитанию своих членов представлен А. С. Макаренко, который обосновал методику воспитания в коллективе и через коллектив. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти; определил принципы развития коллектива: гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельных действий; обосновал динамику развития коллектива. 

По мнению В. А. Сухомлинского, коллектив – это «сложная духовная общность людей, стоящих на разных ступенях интеллектуального, идейного, морального, общественного, трудового, эстетического развития». 

Основные требования этого принципа: 

– выдвижение перед коллективом четких перспектив, постановка конкретных содержательных задач и привлечения его членов к их качественному выполнению: перед каждым коллективом должна быть поставлена общая коллективная цель, подчеркивал А. С. Макаренко, не перед отдельным классом, а обязательно перед целой школой; 

– умелое управление развитием коллектива, своевременное решение проблем, которые могут возникать в процессе его развития: «Воспитывать коллектив, создавать его внутренние интеллектуальные, моральные, эмоциональные силы – гармоническое единство воспитательных воздействий на личность – это значит прежде всего воспитывать ум, моральные чувства, эстетические взгляды и предпочтения каждой личности – каждого человека»; 

– обеспечение гармонии взаимоотношений между личностью и коллективом: «Коллектив как воспитательная сила есть тогда, когда есть гармония духовной жизни личности. Это чрезвычайно тонкая и многогранная вещь – гармония личности... Оттачивания, шлифовки граней каждой личности – это первая и самая главная забота о гармонии в духовной жизни коллектива»; 

– создание актива среди воспитанников; 

– всяческая поддержка и поощрение, с одной стороны, разумной инициативы коллектива и ее закрепление как традиции, с другой – «не следует делать коллектив инструментом дисциплинарного воздействия на его членов. Чем меньше коллектив занимается рассмотрением многих конфликтов, тем большей силой он обладает»; 

– тесная связь коллектива с жизнью школы и государства; 

– умение осторожно затрагивать и одновременно не вмешиваться в хрупкую и нежную сферу отношений между воспитанниками в коллективе и тому подобное.

Необходимый смысл влияния сообщества на развитие личности заключается, во-первых, в усвоении ею культурно-ценностных ориентаций общества, и через это усвоение человек вырабатывает, корректирует свои духовно-ценностные ориентиры, осознает свое место в обществе. Вовторых, воздействие общности проявляется в становлении социальной базы человеческого бытия.

Воспитание в детском сообществе тоже может иметь как отрицательное влияние на становление личности его членов, так и положительное. Тот или иной результат в самом общем виде будет напрямую зависеть от степени приближения сообщества к его высшему уровню — коллективу в истинном смысле этого слова как высокоорганизованному гуманному сообществу.

В научном смысле коллектив является высшей формой развития группы и представляет собой социально-психологическую общностьКоллектив – это открытое гуманное сообщество людей с демократическим самоуправлением и гуманистическими отношениями, которые опосредуются социально ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.


Итак, коллектив был, есть и будет важным инструментом реализации воспитательных задач в обществе, потому что жизнь каждого проходит в социальной среде, то есть в коллективе. Социальное окружение имело, имеет и будет иметь решающее влияние на процесс социализации личности воспитанника и на ее самоактуализацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как сельскохозяйственная деятельность отрицательно влияет на окружающую среду.»

Обострение экологической ситуации во многих регионах России в значительной мере связано с влиянием сельскохозяйственной деятельности на природную среду....

Классный час для учащихся начальных классов «Семь цветов радуги или личность-коллектив...»

Очень важно, в каком коллективе учатся дети, общаются, живут. Важно потому, что от этого зависит, каким будет каждый из них.Каждый коллектив, как и любой человек, имеет свой характер. Цель класс...

«Классный коллектив как фактор формирования личности школьника»

Влияние коллектива на формирование личности школьника....

"Классный коллектив как средство социализации личности ученика начальной школы"

Работа содержит материал на тему: "Классный коллектив как средство социализации личности ученика начальной школы"...