Родительские собрания
методическая разработка

Ирина Николаевна Дроздюк

Собраны родительские собрания для использования в подготовке и проведении род. собраний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема "Адаптация первоклассника к школе"

Цели:

  1. Рассмотреть некоторые проблемы адаптации первоклассников к школе; показать пути их преодоления.
  2. Повысить уровень педагогической и психологической культуры родителей.
  3. Повысить интерес родителей к вопросам воспитания и образования детей, активизировать родителей на их решение.

Подготовка к собранию.

I. Отпечатать анкеты для родителей.

Уважаемые (Ф. И. О. родителей)

Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты к собранию “Адаптация первоклассника к школе”. Ваши откровенные полные ответы на вопросы помогут нам в организации родительского собрания и работе с детьми.

Заранее благодарим за своевременно заполненную анкету (до … дата).

1. Охотно ли Ваш ребёнок посещал детский сад:

а) да;
б) не всегда;
в) всегда с неохотой?

2. Есть ли у Вашего ребёнка желание ходить в школу:

а) да;
б) не очень;
в) всегда с нежеланием?

3. По каким признакам Вы судите о том, что Ваш ребёнок хочет (не хочет) ходить в школу?

4. Чем болел Ваш ребёнок?

5. Часто ли болеет Ваш ребёнок:

а) да;
б) нет?

6. Чем Ваш ребёнок болеет чаще всего?

7. Есть ли у ребёнка чёткий режим дня? Соблюдается ли он?

8. Чему Вы отдаёте предпочтение: обучению чтения, счёту или общему развитию памяти, внимания, мышления?

9. От чего, по-вашему, зависит красивый почерк? Как Вы помогаете ребёнку развивать кисть руки?

10. Что Вас больше всего беспокоит по вопросу адаптации ребёнка к школе?

Задайте вопросы учителю, психологу, завучу, другим родителям.

II. Написать приглашение на собрание каждой семье. Сделать его вместе с детьми на занятиях трудового обучения в виде школьного портфеля, внутри которого текст: Уважаемые (Ф. И. О. родителей)

Ваш ребёнок начал учиться в школе. Хорошо ли ему там? Ответить на многие волнующие Вас вопросы психологической адаптации ребёнка к школе поможет родительское собрание “Адаптация первоклассника к школе”

На собрании:

Адаптация (приспособление) к школе – важнейший период в жизни школьника.

Встреча с администрацией гимназии, школьным психологом.

Вопросы – советы, обмен опытом, практические занятия и многое другое

Ждём Вас (дата, число)

III. Пригласить заведующую по учебной части в начальных классах и школьного психолога.

IV. Подготовить высказывания великих людей “Секреты воспитания и обучения” :

1. Только тогда, когда педагоги и родители будут знать, что надо делать, они смо-гут делать.

П. П. Блонский.

2. Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – задача первоначального обучения. Всякий здоровый ребенок требует деятельности… Приучайте детей полюбить свои обязанности и находить удовольствие в их исполнении.

К. Д. Ушинский.

3. С самого раннего возраста дети должны быть приучены к точному времени и точ-

ным границам поведения.

А. С. Макаренко.

V. Отпечатать памятки для родителей “Необходимые условия успешного воспитания и обучения школе.”

Уважаемые родители!

1. Организуйте, пожалуйста, уголок школьника, поддерживайте в нём порядок.

2. Перед началом выполнения домашнего задания выключите радио, телевизор. Не мешайте детям излишними замечаниями, громкими разговорами.

3. Не сидите с ребёнком за уроками, но ежедневно проверяйте их. Учите задания выполнять быстро, чётко, не отвлекаясь.

4. Научите ребёнка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню:

- собрать школьные принадлежности ;

- подготовить обувь, одежду.

5. Рационально организуйте режим дня :

- уроки готовить в установленное время, в проветренном помещении ;

- отдыхать на свежем воздухе ;

- вовремя ложиться спать.

- телевизор (компьютер) смотреть не более 1 часа.

6. К делам детей относитесь внимательно, доброжелательно, но вместе с тем, будьте требовательны к результатам его деятельности.

7. С самого начала учения вселяйте в детей веру и оптимизм : “Неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра. ”

VI. Подготовить с детьми.

1. Конкурс стихов “Первый раз в первый класс” (Стихи А. Барто, С. Михалкова, С. Маршака и. др. )

2. На уроках музыки выучить песни “Первоклашка”, “Чему учат в школе”, частушки на школьную тему.

3. На занятиях ритмики разучить коллективные танцы “Разрешите пригласить”, “Школьную польку”.

4. Записать на магнитофон ответы детей на вопросы:

а) Дети, вы пришли в гимназию. Нравится ли вам здесь учиться?

б) Как вы будете учиться?

в) Легко ли вам учиться и хорошо вести себя на уроках и переменах?

г) Кто из вас смотрит фильмы для взрослых, ложится спать тогда, когда захочет?

VII. Оформить стенды “Мы писали, мы писали” (выставка тетрадей), “Так рисует (имя ребёнка)” (персональная выставка), “Творческая мастерская” (выставка работ по рисованию аппликации, лепки)

VIII. Отпечатать “Благодарственные письма” родителя.

Уважаемые (Ф. И. О. родителей)!

Благодарим Вас за хорошую подготовку ребёнка к школе: развитие у Вашей(его) дочери(сына) ( имя )внимания, памяти, сообразительности, умения управлять своим поведением, уступчивости – очень важных качеств обучения в школе.

В этом Ваша большая заслуга. Спасибо Вам!

IX. 4 стола для родителей:

- осенние букеты;

- цветные фишки;

- памятки, “Итоговые анкеты для родителей”

X. На столе ведущего:

- магнитофон, аудиозаписи с детскими песнями;

- “Благодарственные письма” для родителей;

- тексты педагогических ситуаций;

- мяч (подаренный детям родителями на презентацию класса)

XI. Итоговая анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Что побудило Вас придти на собрание:

а) дисциплинированность;
б) интерес к поднятой теме;
в) просьба ребёнка;
г) уважение к педагогам;
д) любопытство;
е) текст приглашения;
ж) личное участие в подготовке к собранию;
з) не знаю?

2. Пожалуйста, оцените, насколько Вам понравилась та или иная часть собрания в баллах: довольны – 3, частично – 2, не довольны – 0:

а) вступительная часть;
б) теоретическая часть;
в) встреча с гостями;
г) магнитофонные записи с ответами детей;
д) работа с памяткой;
е) рубрика “Ваши дети – наше мнение” ;
ж) слово – эстафета;
з) участие детей в собрании
и) конкурсы, соревнования;
к) что-то другое;

3. Было ли у Вас желание участвовать в разговоре?

4. Ваши предложения, дополнения, пожелания по вопросам подготовки и проведения этого собрания.

Благодарим Вас за помощь!

Ход собрания

Звучат песни “Первоклашка”, “Чему учат в школе”

(для настроя родителей)

Уважаемые родители!

Мы рады встрече с вами. Спасибо Вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Будет ли школьная жизнь наших детей радостной или, наоборот, омрачится неудачами, плохим самочувствием, во многом зависит от нас, взрослых.

Ваши дети проучились в школе I четверть. Послушаем, как они ответили на вопросы:

- Нравится ли вам здесь учиться? Как вы будете учиться? Легко ли получать знания и хорошо вести себя на уроках и переменах?

Включается магнитофонная запись ответов детей.

Уважаемые родители. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально – психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам, которые требуют максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Приспособление (адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем. Сложность приспособления, высокая “цена”, которую “платит” организм ребёнка, определяют необходимость тщательного учёта всех факторов, способствующих адаптации ребёнка к школе и, наоборот, замедляющих её, мешающих адекватно приспособиться. Мы, взрослые, должны хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье каждого ребёнка.

Музыкальная пауза.

Выступление школьного психолога.

Основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе являются:

1. Формирование адекватного поведения.

2. Установление контактов с учащимися, учителем.

3. Овладение навыками учебной деятельности.

При изучении адаптации детей к школе нами изучался характер поведения ребёнка в этих трёх сферах. Анализ ваших, уважаемые родители, анкет и наши наблюдения за первоклассниками показали, что 70% детей адаптировались к школе в течении первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Им трудно выполнять все требования правил поведения, но к концу октября они полностью осваиваются и с новым статусом: “я уже ученик”, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

Около 17% детей имеют длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем и детьми – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищами, слезами и обидами реагируют на замечания. Они также испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакция этих детей становятся адекватными требованиям школы учителя.

Третья группа (13%) – дети, у которых социально – психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, на таких детей чаще всего жалуются учителя, дети, родители: “мешают работать в классе”, “третируют детей”.

Музыкальная пауза.

Беседуют две мамы (роли исполняют родительницы):

- Знаете, моя Ариша до школы ходила в детский сад, была весёлой, активной, знала буквы, считала. В школе ей очень нравилось, было много друзей. Девочка быстро научилась читать, охотно училась, но уже в первый месяц учёбы два раза болела. После этого учительница отметила, что Ариша изменилась, стала вялой, неактивной, рассеянной, появились ошибки в примерах, пропуски букв. Что делать, ума не приложу?

- Не волнуйтесь, просто ваша Арина стала лениться. Лучше позанимайтесь с ней дополнительно.

- Но когда? Домой прихожу поздно, да и дочка устаёт после музыкальной школы.

- Ничего, поужинаете, а потом позанимаетесь.

Правильно ли поступают взрослые? Что посоветовать маме?

Родители обсуждают ситуацию.

Психолог обобщает. Очевидно, хорошо развитая, способная девочка была ослаблена частыми простудными заболеваниями, учебная нагрузка и школьный режим оказались тяжелы для её нервной системы. Стало нарастать утомление. Дополнительные занятия, работа “через силу”, жёсткий “прессинг” мамы, огорчения тревоги вызвали ухудшение физического и нервно-психического здоровья.

Что посоветовать маме? Скорректировать режим и вместе с учителем снизить учебную нагрузку, дать “восстановиться” после болезни, успокоить девочку.

Состояние здоровья – один из основных факторов влияющих на длительность и успешность процесса адаптации. Легче всего адаптация протекает у здоровых детей, тя-желее всего у детей с хроническими заболеваниями, черепно-мозговыми травмами, неблагоприятным периодом новорождённости, расстройствами нервно-психической сферы. У таких детей в период адаптации наблюдаются снижение массы тела, усталость, вялость, сонливость или, наоборот, двигательное беспокойство, раздражительность; наблюдаются изменения со стороны сердечно-сосудистой системы. У части детей отмечаются негативные формы поведения. Плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика, разобраться в причинах трудной адаптации.

Выдержки ответов из анкеты родителей на вопрос № 3

Музыкальная пауза.

Выступление заведующей по учебной части начальных классов( на протяжении нескольких недель наблюдающей за адаптацией первоклассников, посещающей их занятия).

Факторы, влияющие на успешность процесса адаптации к школе:

  • достаточный уровень интеллектуального развития, хорошая память, высокий уровень произвольного внимания, воля и другие качества;
  • возраст начала систематического обучения – 6,5 лет;
  • рациональная организация учебных занятий (4 урока по 35 минут, 20-ти минутные перемены), рациональный режим дня (регламентированное время подготовки домашних заданий; достаточный отдых на свежем воздухе, полноценное питание, достаточный по продолжительности сон).

Выдержки ответов из анкеты родителей на вопрос № 7.

Музыкальная пауза.

Практическая часть (Родители рассаживаются за четыре стола по собственному желанию. Каждая группа выбирает себе педагогическую ситуацию, обсуждают её, высказывает своё мнение).

Ситуация 1. Ребёнок отправляется в школу. На прощание вы говорите ему:

а) Смотри, веди себя как следует.
б) Сегодня увидимся в … часов.
в) Не вздумай болтаться на улице, сразу иди домой.

Ситуация 2. В утренней спешке ребёнок забыл положить в портфель учебник, дневник или пластилин. Вы скажете:

а) Неужели я доживу до того дня, когда ты сам вспомнишь, что надо брать в школу.
б) Вот разиня! Ты бы и голову дома забыл, не сиди она у тебя на плечах!
в) Вот твой учебник (дневник, пластилин)

Ситуация 3. Ребёнок пришёл из школы. Вы спросите:

а) Что сегодня получил?
б) Что сегодня было интересного в школе?
в) Чему сегодня научился?

Ситуация 4. Вашего ребёнка трудно уложить спать. Вы:

а) Объясняете ему важность сна для его здоровья.
б) Позволяете делать ему что хочет (когда ляжет, тогда и ладно)
в) Всегда в одно время, даже если со слезами.

Обобщение психолога.

Музыкальная пауза.

Практикум – показ:

1. Правильная посадка за партой.

2. Упражнения для профилактики близорукости.

Выступление учителя:

1. Ваши дети – наши мнение (рассказать об успехах в овладении школьной программой, дисциплинированности, на что обратить внимание)

2. Работа с памяткой “Необходимые условия успешного обучения в школе (Родителям предлагается прочитать текст памятки и выделить те пункты и советы, которые используются ими и дают положительные результаты. Если в семье выполняется данное правило, то родители выставляют на столе фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, не выполняется – синего. Педагог подчёркивает значимость этих правил, выражает надежду, что все родители будут ими руководствоваться).

3. Вручение родителям “Благодарственных писем”.

Слово-эстафета.

Родители должны продолжить начатое ведущим предложение: “Мой ребёнок лучше адаптируется к школе и будет успешнее учиться, если я … ”, при этом будут передавать мяч.

Решение родительского собрания.

Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить адаптацию ребёнка к школе: 1. Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их поведении, изменения их работоспособности, сообщать об этом учителю

Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны. Помнить, что учебные успехи – это ещё не всё.

Быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации.

Развивать память, речь, внимание, мышление, усидчивость.

Всегда обращать внимание на осанку детей во время занятий.

В действие – профилактические меры по сохранению зрения.

Оборудовать уголок школьника.

Заключительная часть собрания:

Дети читают стихи, поют песни и частушки, танцуют.

Соревнование или конкурсы(“Кто быстрее соберёт портфель”, инсценирование сказок, конкурс художников и др. )

Чаепитие (витаминные конфеты, целебный чай)

Уважаемые родители!

Чтобы узнать насколько тема и содержание родительского собрания отвечала требованием семьи, чтобы нам лучше увидеть положительные и отрицательные стороны проведённого собрания, ответьте, пожалуйста, на вопросы “Итоговой анкеты”.

Анкета для родителей

Уважаемые _______________________________________________________________

Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты к собранию “Адаптация первоклассника к школе”. Ваши откровенные полные ответы на вопросы помогут нам в организации родительского собрания и работе с детьми.

Заранее благодарим за своевременно заполненную анкету (до … дата).

1. Охотно ли Ваш ребёнок посещал детский сад:

а) да;
б) не всегда;
в) всегда с неохотой?

2. Есть ли у Вашего ребёнка желание ходить в школу:

а) да;
б) не очень;
в) всегда с нежеланием?

3. По каким признакам Вы судите о том, что Ваш ребёнок хочет (не хочет) ходить в школу?

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

4. Чем болел Ваш ребёнок?

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

5. Часто ли болеет Ваш ребёнок:

а) да;
б) нет?

6. Чем Ваш ребёнок болеет чаще всего?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

7. Есть ли у ребёнка чёткий режим дня? Соблюдается ли он?

____________________________________________________________________

8. Чему Вы отдаёте предпочтение: обучению чтения, счёту или общему развитию памяти, внимания, мышления?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

9. От чего, по-вашему, зависит красивый почерк? Как Вы помогаете ребёнку развивать кисть руки?

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

10. Что Вас больше всего беспокоит по вопросу адаптации ребёнка к школе?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Задайте вопросы учителю, психологу, завучу, другим родителям.

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Памятка для родителей

“Необходимые условия успешного воспитания и обучения школе.”

Уважаемые родители!

1. Организуйте, пожалуйста, уголок школьника, поддерживайте в нём порядок.

2. Перед началом выполнения домашнего задания выключите радио, телевизор. Не мешайте детям излишними замечаниями, громкими разговорами.

3. Не сидите с ребёнком за уроками, но ежедневно проверяйте их. Учите задания выполнять быстро, чётко, не отвлекаясь.

4. Научите ребёнка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню:

- собрать школьные принадлежности ;

- подготовить обувь, одежду.

5. Рационально организуйте режим дня :

- уроки готовить в установленное время, в проветренном помещении ;

- отдыхать на свежем воздухе ;

- вовремя ложиться спать.

- телевизор (компьютер) смотреть не более 1 часа.

6. К делам детей относитесь внимательно, доброжелательно, но вместе с тем, будьте требовательны к результатам его деятельности.

7. С самого начала учения вселяйте в детей веру и оптимизм : “Неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра. ”

Итоговая анкета для родителей.

Уважаемые родители!

1. Что побудило Вас придти на собрание:

а) дисциплинированность;
б) интерес к поднятой теме;
в) просьба ребёнка;
г) уважение к педагогам;
д) любопытство;
е) текст приглашения;
ж) личное участие в подготовке к собранию;
з) не знаю?

2. Пожалуйста, оцените, насколько Вам понравилась та или иная часть собрания в баллах: довольны – 3, частично – 2, не довольны – 0:

а) вступительная часть;
б) теоретическая часть;
в) встреча с гостями;
г) магнитофонные записи с ответами детей;
д) работа с памяткой;
е) рубрика “Ваши дети – наше мнение” ;
ж) слово – эстафета;
з) участие детей в собрании
и) конкурсы, соревнования;
к) что-то другое;

3. Было ли у Вас желание участвовать в разговоре?

_______________________________________________________________________

  1. Ваши предложения, дополнения, пожелания по вопросам подготовки и проведения этого собрания.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Благодарим Вас за помощь!



Предварительный просмотр:

Тематическое собрание для родителей

 Тема: "Наши ошибки в воспитании детей"

Введение

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик.

В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?

Обещание больше не любить
«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить»

Мнение родителей: Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают нам назло. Как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. «Мамочка больше не будет любить тебя». Как часто многие из нас произносят эту фразу!

Совет родителям: Обещание больше не любить своего малыша – одно из сильнейших средств воспитания. Однако, эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка – ребенок будет воспринимать вас как людей лживых.

Лучше сказать: «Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю».

Безразличие
«Делай что хочешь, мне все равно»

Мнение родителей: Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то ребенку, нервничать? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет взрослым.

Совет родителям: Никогда не надо показывать ребенку, что вам все равно, чем он занимается. Он, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее». Проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступок критика или нет. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.

Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета».

Слишком много строгости
«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная»

Мнение родителей: Дети должны слушаться взрослых беспрекословно – это самый важный в воспитании принцип. Неважно, сколько ребенку – 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.

Совет родителям: Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости.

Можно сказать: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим – почему и зачем».

Детей надо баловать
«Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам»

Мнение родителей: Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство – самая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасно. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.

Совет родителям: Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Наоборот – он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким.

«Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу».

Навязанная роль
«Мой ребенок – мой лучший друг»

Мнение родителей: Ребенок – главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как взрослый человек.

Совет родителям: Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь родители главнейшие люди на свете. Дети даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

Больше денег – лучше воспитание

Мнение родителей: Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.

Совет родителям: Любовь не купить за деньги. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызений совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого вашего кошелька. Если, разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас самый-самый.

Наполеоновские планы
«Мой ребенок будет заниматься музыкой, я не позволю ему упустить свой шанс»

Мнение родителей: Многие взрослые мечтали в детстве заниматься чем-то, но у них не было возможности. И теперь главная цель мам и пап – дать детям самое лучшее образование. Неважно, если детям этого не очень – то хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых.

Совет родителям: К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Пока ребенок еще маленький и слушается взрослых, но затем… Желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами – это может быть прием наркотиков, алкоголя. Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.

Ваше настроение
«Может или нет. Это зависит от настроения»

Мнение родителей: Неприятности на работе, плохие отношения в семье, как часто взрослые «выпускают пар» на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом пригласить малыша и купить давно обещанную игрушку, и все будет в порядке.

Совет родителям: Родители должны показывать ребенку, что их радует его хорошие поступки, и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание непоколебимости ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у родителей настроение. Однако если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое – постарайся быть ко мне снисходительным».

Слишком мало времени для воспитания ребенка
«К сожалению, у меня совсем нет времени на тебя»

Мнение родителей: Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад, готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними.

Совет родителям: Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Ребенок, который все время слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Ребенку это необходимо.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема «Позитивное и негативное в поведении ребенка: как к этому относиться?»

Форма проведения: “семейный совет”.

Задачи собрания: Определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций у учащихся.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какой он: непослушный ребёнок?
  2. Какие мы родители?
  3. Пути преодоления детской агрессивности. Правила для семьи по преодолению детской агрессивности.

Ход собрания

I. Организационная часть

Приготовить для родителей листочки для работы, ручки, листы ватмана (4-5 шт.) – для работы в группе.

II. “Мозговой штурм”

(Bндивидуально, анонимно)

Задание для родителей. Напишите три отрицательных качества непослушного ребёнка.

(Каждый самостоятельно).

(На доске записано: “Непослушный ребёнок – какой он?”).

По кругу родители называют качества, черты характера, а учитель фиксирует их на доске, создаётся картина непослушного ребёнка.

Учитель. Этот ребёнок приходит в школу из семьи, его таким воспитали родители, приложили все силы, учили его, обращали внимание на его удачи и неудачи. Давайте зададим себе вопрос, а всё ли мы сделали для того, чтобы наш ребёнок не был таким. Какие мы родители?

III. Анкетирование родителей.

(Индивидуально анонимно) “Какие мы родители”

(да, нет, иногда) (Журнал “Воспитание школьников №8, 2001 г.”) с. 50-51.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Ф.И.О. ребёнка.
Дата рождения.
Ф.И.О. отца, матери.
Какой ребёнок по счёту в семье (возраст сестры, брата)?
Как протекала беременность и роды?
Как идёт развитие ребёнка в настоящее время (замедленно, нормально, ускоренно)?
Как часто болеет ваш ребёнок?

а) каждый месяц;
б) раз в четверть;
в) раз в год и реже.

Какими болезнями переболел ваш ребёнок в течение прошлого учебного года (вирусные инфекции, респираторные заболевания, заболевания органов зрения, слуха, дыхания, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и т.д.)?

Какие изменения произошли в состоянии здоровья ребенка с тех пор, как он начал ходить в школу?

а) понижение остроты зрения;
б) понижение слуха;
в) появились заболевания желудочного тракта (гастрит, гастродуоденит, язвенная болезнь желудка и д.р.);
г) заболевания бронхолёгочной системы (хронический бронхит, бронхиальная астма);
д) нарушения осанки, сколиоз;
е) недостающие дописать.

Есть ли у ребёнка аллергия на пищевые продукты, медикаменты и пр.? Состоял ли ребёнок на учёте у психоневролога? Укажите диагноз и время снятия с учёта.

IV. Мини-лекция (5 мин.)

  1. Как проявляются эмоции у детей?
  2. Как мы на них реагируем?
  3. Причины детской агрессии.

V. Работа над творческим проектом родителей.

(Работа в группах) Пользуясь отксерокопированными статьями, прочитав их (~15 мин.)

Т. Шишова психолог, драматург. Если у мамы мягкий характер.

Я всегда обращаю внимание на весьма характерное для таких речей слово — “пытался”. Ведь дальше потуг у таких воспитателей дело не идет, а в результате ребенок всё больше распоясывается. Но речь сейчас даже не о единстве слова и дела. Любопытно другое: ведь если копнуть поглубже, то окажется, что своевольные дети на редкость несамостоятельны! И это не просто парадокс, а их беда.

Вы скажете: “Не может быть!” Хорошо, поясню на примере. Вот шестилетний Ваня, он “молодец”, он не терпит давления со стороны (теперь это принято называть так). Больше того, он явно претендует на место старшего в семье: разговаривает властно, чуть что — кидается на родителей с кулаками. И надо отдать должное, он добивается своего! Все семейство пляшет под его дудку. Но при этом Ваня абсолютно беспомощен в жизни. Собраться на улицу для него проблема, он толком не умеет одеваться. О какой-либо помощи по дому и речи идти не может. Он и себя обслужить не в состоянии! Ваня даже играть самостоятельно не способен. Он засыпает только в присутствии взрослых: одному в комнате страшно...

Пойдя в школу, такой Ваня, конечно, научится с грехом пополам застегивать рубашку и завязывать шнурки (он же все-таки не умственно отсталый). Но, в отличие от сверстников, он не будет сам готовить домашнее задание или собирать портфель. Да и расписание уроков придется за него узнавать по телефону, ведь на Ваню положиться нельзя.

Сверстников давно отпускают в школу одних, а Ваню еще долго будут водить за ручку: мало ли куда его может занести?

В подростковом возрасте он может легко прогуливать занятия, а его легкомыслие станет настолько зашкаливающим, что окружающие будут задаваться вопросом: а все ли у него с головой в порядке? Ведь сколько ни объясняй, чем чревато такое поведение, до Вани ничего не дойдет.

Но на самом деле интеллект тут ни при чем. Просто Ваня еще не расплачивался за свои выходки. И наоборот, твердо усвоил, что все угрозы и уговоры взрослых — пустяк. И ему все сходит с рук. А коли так, то “мели Емеля”! Предки погрозят – погрозят, а потом сами же сбегают в школу, задобрят училок, и все будет о'кей.

Составить правила для семьи по преодолению детской агрессии (7 мин.)

Рекомендации-примеры группам.

“Копилка хороших поступков”

Дети, как и взрослые, иногда не ценят свои успехи и достижения, сосредоточившись лишь на ошибках и неудачах. Это упражнение поможет им закончить школьную неделю приятными переживаниями. Его целесообразно давать в конце последнего урока недели.

Инструкция. Для начала пусть каждый из вас вспомнит, над чем он особенно потрудился на этой неделе. Например, выполнил сложное домашнее задание, помог однокласснику убрать классную комнату и т.д. Выберите три поступка, которыми вы гордитесь, и напишите их на листе бумаги. После этого похвалите себя: “Петя, ты на самом деле сделал это здорово!” Запишите и эту фразу.

Игра поможет детям самостоятельно оценивать свои поступки, выделяя среди них хорошие, и заслуженно хвалить себя. Это станет залогом новых побед.

“Без ложной скромности”

• В этой игре дети учатся позитивному внутреннему разговору о самом себе, чтобы понять, какими качествами и способностями они уже обладают, а какие хотели бы иметь в будущем.

Материалы: бумага и цветные карандаши.

Инструкция. Всем людям нравится, когда их хвалят. Поощрение помогает добиваться успеха, переживать сложные ситуации, доводить до конца трудные дела.

Теперь подумайте, каким трем видам деятельности вы хотели бы научиться или делать лучше, чем сейчас, произнесите их в утвердительной форме. Например: “Я отлично играю в футбол”, “Я быстро и правильно решаю задачи”. Запишите эти фразы большими буквами и раскрасьте цветными карандашами.

Игра помогает выявить детские страхи и комплексы. По окончании каждый, кто захочет, может показать свой плакат и громко зачитать его. Важно, чтобы ученики, забрав плакаты домой, повесили их на видное место. Чем чаще они будут смотреть на них, тем легче им будет претворить написанное в реальность.

“Тетрадь моих достижений”

Игра помогает ученикам выработать привычку фиксировать свои достижения. Отмечая их, детям легче будет настроиться на успех. Каждый ученик должен завести тетрадь своих достижений, которую будет заполнять в течение года. Это научит последовательности в делах и умению доводить начатое до конца. Даже самый небольшой успех имеет значение. Тетрадь может стать чем-то вроде личного дневника. Полезно начать с описания прежних достижений, а затем раз в неделю записывать или зарисовывать новые успехи.

Материалы: тетрадь, бумага, цветные карандаши, клей.

Инструкция. Сегодня мы заведем особенную тетрадь. Она предназначена не для школьных занятий, а для записи ваших успехов и достижений. Вы не обязаны ее никому показывать. Давайте начнем с того, что украсим ее обложку. На листе бумаги красивыми и большими буквами напишите: “Мои достижения” или “Мои успехи”. Если вам придет в голову другой заголовок, то напишите его. Раскрасьте буквы и наклейте лист на тетрадь.

Теперь начнем заполнять первую страницу. Вспомните какой-нибудь из своих успехов, запишите его или нарисуйте.

Важно, чтобы каждый ученик зафиксировал что-то из достижений, пусть даже с вашей помощью

VI. Итог результатов творческих проектов.

(1 чел. из группы зачитывает проект) Вывешивается на доске.

VII. Обмен мнениями получение заказа для дальнейшей подготовки род. собр.

Учитель: Какие вопросы вам хотелось бы обсудить всем вместе?

VIII. Вручение “Памятки строгим родителям” (перед уходом).

Памятка строгим родителям.

Нельзя наказывать и ругать ребенка:

• когда он болен, плохо себя чувствует или еще не набрался сил после перенесенной болезни. В этот период детская психика особенно уязвима, а реакции непредсказуемы;

• когда он ест, перед сном и после сна,

• сразу после того, как он получил физическую или душевную травму, например упал, подрался, принес плохую оценку и т.д.;

• если он при всем старании никак не может победить страх" невнимательность, какие-то недостатки;

• если он очень подвижен, чем утомляет и нервирует вас;

• если он кажется вам несообразительным, неспособным, неповоротливым;

• если вы в плохом настроении, устали, чем-то огорчены или раздражены. Гнев, который вы в таком состоянии обрушиваете на детей, всегда несправедлив. Согласитесь, в таких случаях вы попросту срываете на детях зло.

Несколько “волшебных” способов, как обойтись без нотаций.

• Попробуйте рассказать ребенку о ком-то, кто поступил так же плохо, как и он. Прекрасно, если это будет сказка или поучительная история. Ведь сказки известны как психотерапевтический прием. Полезно также рассказать о своем прошлом поступке, о котором теперь сожалеете.

• Можно с иронией похвалить детей за то, что они натворили. Например, шалуны разбили вазу. А вы им: “Молодцы! Теперь поставим цветы в банку. Так гораздо лучше! Смотрите, какой праздничной комната стала. А если разобьете и банку, будем ставить букеты прямо в ведро. Гости придут, увидят всю эту красоту — вот славно будет!”

Ироническая похвала — как стрела: всегда метко попадает в цель. Но будьте осторожны с насмешками, не переборщите.

• Не промахнетесь, если объясните плохой поступок ребенка мотивом, лучшим, чем на самом деле. Например, шалун, играя, пролил воду на пол. Сообщите всем, что он якобы хотел помыть полы. И дайте ему возможность это сделать.

Таких “волшебных” способов воспитания можно придумать множество. Выбор за вами, дорогие родители. Ведь никто не знает вашего ребенка лучше вас.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание во 2-м классе

Тема"Садимся за уроки"

Хорошими людьми становятся больше от
упражнений, чем от природы.

Демокрит

Актуальность темы.

При индивидуальном общении с родителями учеников моего класса выяснилось, что часть детей испытывают затруднения при выполнении домашнего задания: большой объем, который требует много времени.

Я задалась вопросом, отчего это происходит, с чем это связано, хотя заданий больше задавать не стала по сравнению с прошлым годом. Почему другие дети с этими же заданиями в данном классе не испытывают трудности и дефицита времени?

Данная проблема натолкнула меня на то, чтобы спланировать и провести родительское собрание на тему “Садимся за уроки”.

Форма проведения: круглый стол.

Подготовка: 

  1. Знакомство с психолого-педагогической литературой по теме собрания
  2. Подборка книг и журналов для выставки.
  3. Анкетирование учащихся и родителей класса. (Приложение №2) 

Ход собрания

На столе лежат картонные кружочки, с обратной стороны которых изображение яблока, груши, апельсина. Родители при входе на собрание выбирают карточку.

Такие же эмблемы лежат на столах. Родитель занимает стол соответственно выбранной карточке. Таким образом сложились три рабочих группы.

Приветствие:

На фоне спокойной музыки каждая группа родителей готовит приветствие всем участникам по выбору на:

  • Президентском уровне;
  • Математическое;
  • Биологическое;
  • Лирическое;
  • От имени сказочного героя;
  • Героя литературного произведения.

(Приложение № 1)

Введение в тему собрания:

Учитель ведет рассказ по сказке Ш. Перро “Красная Шапочка”.

- Жила-была Красная Шапочка, такая хорошенькая да умненькая, что лучше ее и на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. Раз пошла Красная Шапочка к бабушке. Идет она лесом, цветочки собирает, кузнечиков слушает, и вдруг вспомнила, а уроки-то не сделала, а солнце к вечеру клонится…

Задание для родителей: продолжить сказку, составив 1-2 предложения по цепочке.

Основная часть

Работа в микрогруппах. Решение педагогических ситуаций.

1) А мы делаем домашнее задание по литературе так…

2) Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама, как сможет. Я и в тетради не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица Света, то пусть и свои учебные проблемы решает сама. Что на понимает, у ребят, учителя спросит, а уж отметка – что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдет, а как иначе?

  • Как вы оцениваете поведение родителей? 
  • Нужно ли помогать ребенку в учебной деятельности? 
  • Ваши действия на “двойку” за домашнее задание? 

3) Должен ли ребенок дожидаться родителей, чтобы выполнить домашнее задание?

- Как вы думаете, выполнение домашнего задания должно происходить сначала в черновом варианте, а потом – в тетради?

Примечание: в ходе работы микрогрупп классный руководитель дает пояснения, опираясь на психолого-педагогическую литературу; приводит данные анкет. (Приложение № 2)

Беседа учителя.

- Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка. Одни взрослые заявляют ребенку: “Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!” Другие ласково спрашивают: “Ну, что нам сегодня задали?” – и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором формируется безответственность, уверенность в том, что все будет сделано хорошо и без особых усилий.

Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий.

Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что эта задача двоякая.

С одной стороны, нужно помочь ребенку найти правильный режим работы. Выделить место для занятий. Определить наилучший порядок приготовления уроков, а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желаниям поиграть или погулять, сформировать умение быстро включаться в работу, вести ее, не отвлекаясь, и в хорошем темпе. Малейшая внутренняя ненастроенность ребенка или какие-то внешние неудобства могут оказаться серьезной помехой.

Мне хочется привести пример вот такой работы выполнения домашнего задания:

“Мой Петя сидит за уроками 3-4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание сохранилось у него до десятого класса”.

Но ведь во 2-м классе на домашние уроки надо тратить не более полутора-двух часов.

Воспользовавшись приглашением Петиной мамы, учитель понаблюдал, как Петя учит уроки.

Петя занял рабочее место. сидит за столом, значит работает… Но нет, оказывается. Вот куда-то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут…

Но вот все найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу… Вдруг ему захотелось попить воды, а еще через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика…

На раскачку ушло 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Петя за это время:

  • дважды встал из-за стола и ходил на кухню пить воду;
  • один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать. Не началась ли программа мультфильмов;
  • дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;
  • один раз доставал из стола альбом с марками и листал его.

Но вот работа закончена. Петя еще 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради…

Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных Петей, только 1 час 27 минут использовано с толком, сколько и положено ученику 2-го класса.

- Большую роль в организации учебного труда школьника и грает режим дня. Специальные исследования показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.

И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянного отведенного для занятий времени. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе.

На столе все должно находиться на своих местах. Надо так же всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами – календарь и расписание уроков.

Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса даже на один грамм усиливает утомление. Известный специалист по научной организации труда А.К.Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом.

Нередко родители задают такой вопрос, с какого предмета лучше начинать приготовление уроков, с трудного или легкого? В педагогической науке нет однозначного ответа на этот вопрос.

Для успешного выполнения домашнего задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий ребенку следует сделать перерыв, во время которого целесообразно выполнить несколько физических упражнений.

“Родительские советы”

Каждая микрогруппа дает совет по выполнению домашнего задания.

  • Можно с юмором;
  • Строками из художественных произведений;
  • Высказыванием мыслителя-философа;
  • Афоризмом.

Ребенок может все! Для этого важно не запрещать ему что-то делать, а лучше перевести его внимание на более привлекательное и полезное. Научите ребенка видеть и слышать прекрасное.

Рефлексия.

Под музыкальное сопровождение родители передают свечу, заканчивая фразу:

- Я сегодня благодарен себе за то…

Решение родительского собрания: 

  1. Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание;
  2. Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий;
  3. Хвалить за малейшее достижение.

Список литературы. 

  1. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. М., 1986.
  2. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1988.
  3. Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева. М., 1989.

Шклярова Т.В. Справочник для начальных классов. М., 1994.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема "Семейно-нравственное воспитание детей"

  1. Высказывание о любви.
  2. Семья – фундамент нравственности.
    Необходимость полового воспитания.
  3. Как, когда и кто должен разъяснить детям половые проблемы.
  4. Младший школьный возраст.
  5. Сексуальное поведение.
  6. Начало женственности.
  7. Совращение, насилие.
  8. Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни.
  9. Правила, работающие на атмосферу вашего дома.
  10. Литература.
  11. Заметки для обсуждения.

"Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым – это значит научить уважать самого себя, человеческому достоинству".

А. С. Макаренко.

"И самое умное, чего достиг человек – это умение любить женщину, поклоняться её красоте, от любви к женщине родилось всё прекрасное на земле".

А. М. Горький.

"То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может есть нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть".

А. П. Чехов.

"Любовь – творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и светлого".

Ф. Э. Дзержинский.

"Всё приходит в своё время для тех, кто умеет ждать".

Бальзак.

Семейно-нравственное воспитание детей.

1) На 1000 браков – до 800 разводов в России, 250 разводов в Америке, 80 разводов во Франции, 15-10 разводов в Турции.

2) 14 тысяч мужчин убили женщин.

3) 200 матерей – убили своих детей.

4) 3-4 млн. детей-сирот
2 млн. – заключенных.
3 млн. – наркоманов.

"Чума XX века" СПИД перешагнула с нами в XXI век. По скорости распространения ВИЧ – инфекции Россия вышла на I место в Европе.

Семья – это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира ребёнка. Поэтому вопросы полового воспитания детей в семье нас интересуют в нравственном аспекте. Формирование долга, ответственности, гуманности, чести, благородства в отношении человека к обществу, окружающим людям и самому себе. Эти моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде живет и какое воспитание получает. Нравственность – это умение краснеть и стыдиться. У девочек формируется до 8 лет, у мальчиков – к 10 годам.

Половое воспитание является составной частью нравственного воспитания. Ещё лет 20 назад спорили, следует ли объяснять детям вопросы пола. Врачи, педагоги, психологи согласились, что такие разъяснения необходимы. Правильное разъяснение детям вопросов половой жизни имеет большое профилактическое значение, предупреждая развитие неврозов, гармонично развивай личность. Мы должны дать информацию не вызывая преждевременного возбуждения полового влечения.

Запрет на разъяснение вопросов пола детям часто служит причиной возникновения личных трагедий. Это случается оттого, что у детей не всегда хватает смелости поделиться своими сомнениями или огорчениями даже с самыми близкими. И опасный момент – дети черпают свои "познания" от случайных лиц, а последствия оборачиваются для детей тяжелыми психическими травмами.

Имеется ряд объективных обстоятельств, сделавших проблему полового воспитания актуальной. Их много: акселерация, свобода общения молодежи, доступность средств массовой информации, недостаточность контроля родителей за поведением детей, интимность сексуальных переживаний и склонность детей держать их в тайне. Но главным здесь является раннее взросление наших детей.

За последние 30 лет данные сообщают: 13 летние подростки на 6-7 см. выше и на 6-7 кг. Тяжелее, чем их сверстники в прошлом. Научно-технический прогресс породил иллюзию всемогущества человека над природой, но не привел к прогрессу душевному. Скорее породил обратное. А ещё Аристотель говорил, что если мы идем в знаниях вперед, а в нравственности назад, то мы идём не вперед, а назад.

Школа работает в таких условиях, что здоровье детей ухудшается от класса к классу. Наша бесполая педагогика и единые программы влияют на детей. Так, поступая в 1 класс, девочки и мальчики отличались по 11 психологическим признакам характера. У мальчиков отмечались: склонность к риску, лидерству, умение убедить. Девочки характеризовались большей чувствительностью, открытостью, ответственностью, большей доверчивостью к авторитетам. К IX классу характерные для пола признаки сохранились только по двум показателям. Остальные – у мальчиков нивелировались, сгладились чисто мужские черты характера, а у девочек эти показатели нарастали. Уже в 13 лет у девочек показатель склонности к риску был выше, чем у мальчиков-сверстников, а в 16 лет у девушек был самый большой показатель индивидуализма – "мне должны", "всё для меня".

Половое развитие и созревание наступают раньше, а социальная зрелость и экологическая самостоятельность отодвинулась. Можно сделать вывод: половое воспитание ребенка должно начинаться тогда, когда еще далек от школьного возраста. Еще Антон Семенович Макаренко подчеркнул, что семья в воспитании детей имеет первостепенное значение.

Как, когда и кто должен разъяснять детям половые проблемы?

Разъяснение вопросов в этом плане нельзя ограничивать одной беседой. Не следует провоцировать вопросы, но если вопрс задан, то надо дать правдивый ответ, соответствующий уровню развития ребенка. Беседы с детьми о различии полов, о деторождении должны проводиться с 8-11 лет и необходимую информацию дети должны получить до наступления периода созревания, т.е. до 14 лет.

Первые вопросы могут задавать дети в 3-4 года, они адресованы родителям. Разговаривать надо свободно, естественно, серьезно. "Мама, откуда берутся дети?" – вопрос точно такой же, почему летает самолет или лает собака. "Ребенок сначала бывает очень маленьким, постепенно он растет в теле мамы. Когда он стал большим и ему стало тесно, он отделился от мамы. Маме пришлось лечь в больницу".

Время от времени ребенок может столкнуться с обнаженными родителями. Уместна спокойная реакция. Иногда можно спокойно заметить, что входя к другому человеку, хорошо бы постучать: мало ли чем он может быть занят. Годам к 4 мальчики перестают купаться вместе с мамой, девочки уже после 2х лет обычно не присутствуют при купании отца, старших братьев. (г.Казань, отец купал дочь до 17 лет?!?).

Не стоит насильно приучать детей к обнажению.

Трудно точно указать возраст, начиная с которого дети улавливают сексуальный смысл полового акта, но некоторое (запахи, эмоциональный накал) может восприниматься уже в 2,5 года и может вызвать смущение или испуг. Сексуальная активность маленьких животных ассоциируется с игрой, а крупные животные могут вызвать испуг. Если ребенок столкнулся с физической близостью родителей, то можно воспринять это как драку, войну, роль агрессора отводят отцу. Ребенок может броситься на защиту матери. Увидев родителей, одни становятся скрытными, другие – робкими, зависимыми, легко податливыми, может появиться обида, часть детей может стремиться повторить увиденное в играх. После 1,5 лет ребенок не должен ни слышать, ни видеть проявления интимной жизни родителей. Непонятное может быть источником глубокого и устойчивого страха. Ребенка нужно успокоить и положить спать.

Старшим дошкольникам уже можно объяснить, что ведь и у них в жизни есть моменты, когда им нужно быть одним, когда не хочется, чтобы тебя кто-то видел и отвлекал. Так же бывает и у взрослых. Поэтому люди стучат в чужую комнату, можно ли войти. (* Девочка знала о близости родителей с 6 лет, ждала каждую ночь, … рано вышла замуж, расстались, одинока).

Задавая вопросы взрослым, ребенок проявляет безграничное доверие. А если мы отмахиваемся, стыдим, то вопросы не исчезают, просто ребенок учится не задавать их родителям. А ответят случайные "знатоки".

Вопрос о происхождении детей открывает широкое поле возможностей для рассказа о человеческих взаимоотношениях – любви, супружестве и родительстве, уважении к будущей матери.

"Ты ведь знаешь, что на свете есть мальчики и девочки. Вот ты кто? А кем будешь – дядей или тетей? Мужчиной или женщиной? Папой или мамой? … – Что ребенку известно о различиях полов? "А мальчики и девочки – это одинаково? Они разные. Чем отличаются? Как ты узнаешь?" (одежда, волосы, игры …)

"У мальчиков внизу живота есть трубочка – половой член, у девочек нет – дырочка. У женщин есть в животе клеточки – семечки (яйцеклетки). А у мужчин – "сперматозоиды". Чтобы появился ребенок, эти клетки мамины и папины должны встретиться и соединиться вместе. Это может быть только когда мальчик станет мужчиной, а девочка – женщиной. Чтобы у них появился малыш – они должны быть взрослыми!

Когда мальчики и девочки вырастают, становятся взрослыми, они могут понравиться друг другу и полюбить. Им хорошо вместе и интересно, они помогают друг другу, заботятся. Им хочется, чтобы так было всегда. И тогда они женятся: становятся мужем и женой. Вместе они уже – семья. У них все общее: дом, вещи, друзья. Им хорошо. Но они любят друг друга так сильно, что им хочется, чтобы у них был ребеночек!".

Мы почти ничего еще не сказали, а объяснили уже не так мало: что дети могут быть только у взрослых, что они – воплощение любви, что они – мамины и папины вместе. "Муж ласкает жену, говорит ей нежные слова и 2 клеточки соединяются, встречаются и начинает расти ребенок. Внутри женского живота есть специальное место для ребеночка, называется "матка". В нем тепло и уютно, как в гнездышке, ребеночек растет. Поэтому и живот у женщины растет. Это называется беременностью. О беременной заботятся, стараются помочь ей, уступить ей место, порадовать ее". "Когда муж помогает во всем, мама здоровая и веселая. Муж и жена ждут малыша, покупают детскую мебель, вещи, игрушки. Проходит 9 месяцев и ребенок рождается в родильном доме. Доктор помогает маме и малышу. День когда он родился – это день рождения, праздник для всей семьи, все рады. Малыш будет сосать молоко из маминой груди. Теперь они будут жить втроем".

Вот и все! Мы рассказали ребенку о различиях полов, роли отца и матери в рождении детей, о развитии ребенка в животе мамы, его появления на свет и питании после рождения. Это, по признанию ведущих сексологов и педагогов, тот минимум знаний, которым должен располагать дошкольник. И это не "голая физиология", не "сексуальная техника", не отталкивающий ребенка натурализм. Это рассказ о любви, о человеческих отношениях, дающий ребенку ответ на вопрос и представление о супружестве и родительстве.

Почему не надо лгать в ответ на "острые" вопросы? Ведь существует ложь во спасение …: "Аист принес. Нашли в капусте. Купили в магазине".

Отец и сын идут в роддом. Сын спрашивает: "Папа, а как получают маленьких братиков? (4 года) Отец, подмигнув, шутит:"Ну, как! Того, который есть, сдают, а нового получают", – в глазах мальчика слезы и ужас, праздник испорчен, у мальчика тяжелый невроз страха, страх остаться одному, без родителей – один из самых мощных детских страхов, порождающих многие неврозы.

Или ответ. Дети растут у мамы в животе. Потом в больнице маме разрезают живот и достают ребеночка. Можно ли сформировать представления о родительстве как о счастье, если девочки боятся белого халата, сдачи крови из пальца и даже осмотра горла?!

Правдивые же ответы хороши тем, что создает у детей иммунитет против опошленных "уличных" сведений.

Младший школьный возраст.

Развитие ребенка, его формирование протекает не плавным и равномерным путем, а сложным и скачкообразным. Надо помнить родителям, что существуют специальные возрастные периоды, когда происходит перестройка вегетативной и эндокринной систем организма, "включаются" и "выключаются" те или иные железы внутренней секреции, происходит бурный рост тела, изменяется нервно-психическая настройка. Ученые называют такие ответственные периоды в жизни человека физиологическими кризами. Первый криз происходит в 2-4 года, второй криз начинается в 7 лет, третий – в 12-14 лет. Авторы брошюры "Младший школьник" Петрунек и Таран – приводят интересный пример о том, как протекал II криз у семилетнего А.Пушкина. "Родные поэта отмечали, что в самом облике мальчика произошел неожиданный перелом, когда ему минуло 7 лет, прежняя сонливость сменилась вдруг резвостью и шалостями, переходящими всякие границы. Из робкого и неповоротливого, молчаливого он превратился в необузданного, темпераментного, насмешливо-остроумного. Этот мальчик приводил в недоумение, постоянно вызывал упреки, нервные вспышки родителей и гувернеров. Как видим, в результате II физиологического криза мальчик из меланхолика превратился в холерика. Немаловажное обстоятельство!"

Ряд ученых считает, что в организме 7-летнего ребенка происходят бурные процессы: прекращается деятельность вилочковой железы, вследствие чего снимается тормоз с деятельности половых и других желез внутренней секреции (гипофиза, коры надпочечников). II криз характеризуется тем, что начинают вырабатываться половые гормоны, поступающие в кровь. В возрасте 7-летнего ребенка наблюдается эндокринный сдвиг, который сопровождается усиленным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. Все это требует от ребенка большого напряжения, что приводит к повышенной утомляемости и нервно-психической ранимости. Физиологический криз и помогает ребенку, так как в действие вступают высшие корковые механизмы, т.е. ребенок живет не только действием, мускулами, эмоциями, но и сознанием. Усиленно увеличивается мозг ребенка, увеличивается возможность тормозных процессов. Это составляет физиологическую предпосылку для формирования ряда волевых качеств ребенка, повышается возможность проявить самостоятельность, сдерживать импульсивные действия, сознательно удерживаться от нежелательных поступков, что особенно важно при формировании дружеских отношений между мальчиками и девочками.

Уже с 7 лет у мальчиков встречается большая округлость грудной клетки. С 9-10 лет у девочек отмечается небольшое отставание в росте и прибавлении массы по сравнению с мальчиками. У девочек чаще встречается умственное и физическое утомление и переутомление. Поэтому в процессе воспитания следует учитывать не только возраст, но и пол.

Детям свойственно поведение, связанное с пробуждением половых влечений. У мальчиков формируются черты мужественности, возникает желание помочь и защитить девочек. Для формирования правильных, красивых взаимоотношений между мальчиками и девочками важно, чтобы они имели друзей. Родители должны хорошо знать, с кем встречается их ребенок и как проводит время, следить, чтобы оно было насыщено интересными делами.

Хорошей формой общения мальчиков и девочек является празднование дней рождения, организация родителями с группой ребят культпоходов в кино, цирк.

Половая гомогенизация обозначает особенности поведения детей в возрасте 9-10 лет. Дети разбиваются на 2 лагеря – мальчиков и девочек. Игры и занятия мальчиков: война, спорт, космос, приключения. Мальчики зачитываются героической литературой, детективной. Часто они перенимают образцы грубой "мужественности": пробуют курить, учатся по-особому сплевывать, ходить "мужской " походкой, держать руки в карманах. У них проявляется особая потребность в близости к отцу, наличие общих с ним дел. Именно в этом возрасте уход отца из семьи переживается мальчиками особенно тяжело. Если отца нет или отношения с ним не ладятся, то возникает потребность в замене: тренер, руководитель кружка, учитель-мужчина.

Девочки в своем кругу обсуждают литературных "принцев" и "рыцарей", заводят первые тетрадки, записывают анкеты, песни, стихи, вникают в "женские" дела, начинают собирать портреты артистов, влюбляются в кого-нибудь из них. Возникает особая потребность в эмоциональной близости с матерью.

Девочки часто сами как бы провоцируют мальчиков на проявление внимания, иногда на проявление внимания, иногда берут инициативу на себя, напоминая взрослых женщин.

(надписи в подъезде – признания мальчикам;

* в 1988 году записка во II классе "Рустем … е… с бабами, со старухами, целовал титьки, они сладкие …")

Если в школьном возрасте ребенок будет вооружен правильными знаниями фактов, то он вполне спокойно отнесется к тому, что услышит вне дома.

Сексуальное поведение.

- Откуда черпают информацию дети? Треть детей впервые узнали о различиях полов в младшем школьном возрасте, более 80% – от сверстников и каждый 6-7 ребенок воспринимал эти сведения очень эмоционально. Таким же путем получили информацию о родах 36% мальчиков и 68% девочек. Насколько чудовищными могут быть эти сведения, вот рассказ матери 11 летнего мальчика: исключительно уличных выражениях он сообщил о появлении детей на свет – у женщины открывается мужской половой член, откуда и выходит ребенок.

О сущности беременности узнали 60% мальчиков и 52% девочек, от родителей – 9% мальчиков и 24% девочек, от специалистов – 5-7% детей. Никто из родителей не рассказал что такое половой акт. Но о нем узнали 63% мальчиков и 43% девочек. Заслуживают внимания источники знания:

Мальчики %

Девочки %

Из собственных наблюдений

30

19

От сверстников и ст. детей

65

68

Из литературы

10

24

У каждого 3го мальчика и каждых двух из трех девочек это вызвало очень эмоциональной, часто с отвращением реагирование. О менструациях узнали 66% девочек (от матерей), о поллюциях – 40% мальчиков (9% – от отцов), о противозачаточных средствах 45% мальчиков и 6% девочек (от родителей – единицы).

Начало женственности.

При начале менструации между 8 и 10 годами говорят о раннем нормальном половом созревании. Поскольку к концу младшего школьного возраста у части девочек менструальный цикл уже начинается, оптимальное время подготовки – 9-10 лет. Отсутствие такой подготовки чревато стрессовыми реакциями. Опросили 50 мам, как они готовят детей по этому вопросу?: 9 матерей затруднились ответить и считали это преждевременным. А одна мама сказала (ей стыдно вспоминать): с тобой будет твориться что-то страшное, но ты не бойся – все становятся девушками". Опрошенные девочки говорили, что с началом менструации почувствовали себя более женственными, стали задумываться над будущим супружеством и материнством. Зарождается мелодия взрослости. Этот период развития требует от детей немало душевных усилий, а от взрослых – помощи. Чтобы избежать конфронтации с детьми, нам, взрослым, придется вспомнить собственное детство, а также то, что наличие сексуальности никак не мешает человеку быть хорошим человеком и гражданином.

  • Девочка и никах, родная мать не знает.
  • Девушка и выпускной: минет, этим зарабатывают на платье.

Совращение, развращение, насилие.

Диапазон совращающих и развращающих действий широк: замаскированные ласки, объятия, поцелуи; внимание к обнажению детей или совершению ими естественных отправлений; демонстрация ребёнку половых органов или побуждению к этому его самого; организация сексуальных игр детей и наблюдение за ними; приставание с предложениями половых действий; показ порнографических картинок.

Риск совращения и развращения неодинаков для всех детей. Он больше для внушаемых и неустойчивых; воспитывающихся в условиях недостатка заботы; невротичных детей; любопытных, но не наученных правильному поведению со взрослыми и чужими людьми.

До 5-6 лет дети должны знать: все люди разные, у некоторых на уме может быть что-то дурное, бояться людей ни к чему, но и не следует проводить время там, где тебя никто не сможет защитить в случае необходимости; не надо брать от чужих людей сладости и подарки, уходить или уезжать с ними, когда они предлагают погулять или покататься; если они настойчивы и трогают тебя, раздевают – надо убежать или позвать кого-то на помощь – вокруг много хороших людей, которые не дадут тебя в обиду. Это ребенок должен знать твердо.

Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни.

Характер брачно-семейных отношений сегодня требует от супругов высокого уровня нравственно- психологической культуры. Формирование ее начинается в детские годы.

Сегодня среди типичных причин разводов – безумность в выборе супруга, низкая культура чувств, этическая неграмотность, неумение супругов строить повседневные отношения, вести домашнее хозяйство, душевная глухота и моральное иждивенчество.

Основной вклад родителей в подготовку подрастающего поколения к семейной жизни заключается в формировании у ребенка отношения к семье, осознания ее личностной значимости. Именно от родителей, от успеха или неуспеха их собственного супружества во многом зависит, каким будет это отношение. Гармоничные отношения отца и матери, их забота друг о друге, о детях, стремление избежать ссор и предупредить конфликт, трудолюбие, уважение к друг другу – все это важные предпосылки того, что выросшие дети в такой обстановке создадут прочную, счастливую семью. Социологи фиксируют: благополучие в родит. семьях способствует созданию счастливых браков у детей. Поэтому столь важны сознательные усилия родителей, направленные на то, чтобы ребенок получил широкие возможности выбора примера, идеала семейной жизни, ощутил ее прелесть (в семьях родственников, знакомых). Родителям полезно иногда в беседах с детьми затрагивать проблемы собственной семейной жизни, критично оценивая свой опыт; показывать свои ошибки и попытки их исправления.

Трудно переоценить роль семьи в формировании у ребенка способности к сочувствию, сопереживанию. Закладываются эти чувства в раннем возрасте. Способствуют их развитию сердечные и ответственные отношения между членами семьи, забота о близких, разумная требовательность к ребенку. Он должен научиться получать удовольствие от умения хорошо относиться к людям и не скрывать такое отношение. Осуществляя половое воспитание как часть нравственного, желательного учитывать происходящие в половой морали общества изменения.

Становление ребенка как будущего родителя тоже во многом определяется его отцом и матерью: воспитывая своего сына (дочь), они одновременно воспитывают и внуков и правнуков. Ребенок до 5 лет – кумир родителей, с 6 до 11 лет – слуга, с 12 лет и старше – друг. Дружеские, основанные на взаимном уважении и доверии отношения помогут уберечь взрослеющего сына или дочь от ошибок.

Технические условия и приемы, которые работают на атмосферу вашего дома в критические периоды.

- Что может задержать подростков дома? Тепло и свет! Дух дома.

Сформируем правила:

Правило 1: Не моргнув глазом, принимайте в доме любых друзей вашего ребенка и в любом количестве, когда и ему, и им по 4, по 7, по 15 лет. Никакого раздражения – только приветливость и улыбка! Когда малыш станет постарше, вы мягко договоритесь о каких-то ограничениях, но очень мягко. Всякий раз, когда 10-летний сын или 12-летняя дочь приводят с собой шумную ватагу, успокаивайте свою досаду простой мыслью: "Они все пришли к вам в дом, к вашему ребенку. Каждого из них в это время нет в их доме. Что вам больше нравится? Все – здесь или ваш сын – где-то?"

Правило 2: В 7, в 10, в 12 лет ваш ребенок, возвращаясь домой, должен знать, что его ждут с радостью и улыбкой. Он всегда должен хотеть идти домой! А для этого надо уметь встречать его – из школы, с секции, с прогулки, со свидания. "Ты вернулся? Как хорошо! Давай скорее ужинать!". Даже когда вам не нравится его прогулка или свидание – это другой разговор, не для момента встречи. Встреча – только с улыбкой. Ваш подросший сын должен жить с абсолютной уверенностью, что дома его ждут, что дома светло и тепло.

Правило 3: Не создавайте эффект запретного плода. Ситуация простая: чем больше вы будете запрещать вечерние прогулки, тем привлекательнее они станут. Тут уж ничего не поделаешь. Будьте хотя бы в таких вещах мудрее своего ребенка!

Правило 4: Не надо скандальности! Не надо криков, упреков, допросов, оскорблений. Их и вообще-то никогда не надо. Но если вашему ребенку 14-15 лет – сдерживайте себя любой ценой. Тем более что никакой скандал уже ничему не поможет. Ничему! Только ухудшит ситуацию. Ваше же главная задача – спасти, сохранить то доброе и хорошее, что есть между вами и выросшим ребенком. Ради той ниточки понимания и близости, которая еще не порвалась между вами, – никаких скандалов!

Умейте переживать свои беспокойство, возмущение и обиду молча. Другого выхода у нас с вами нет.

Правило 5: Никогда ни при каких условиях не запирайте перед своим ребенком двери вашего дома. Во сколько бы он ни вернулся, как бы тревожно ни было у вас на душе.

Во сколько бы он ни вернулся, как бы тревожно ни было у вас на душе.

Ваши сын и дочь должны знать, что у них есть дом. Конечно, в час ночи не до улыбки, особенно если дочке всего 15. И упреки, и обида в этой ситуации неизбежны. Но двери должны быть открыты, как бы ни был велик соблазн попугать, наказать отбившегося от рук подростка.

Правило 6: Давайте будем помнить, что эти "уходы" – дело обязательное, почти неизбежное для всех подростков. У многих это проходит как детская болезнь подросткового возраста. Не паникуйте раньше времени, лучше внимательно оцените: что происходит? В какой форме и степени?

Другое дело – затяжные формы этой болезни. Почему дом не держит вашего ребенка? Что годами делалось не так? Мало было ласки? Мало тепла? Нет того, что хочется беречь и


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...