Познавательный час "Дорогою добра"
материал (2, 3, 4 класс)

Говорова Людмила Владимировна

Познавательный час помогает раскрыть нравственное содержание добра и зла; развивает  адекватную оценочную деятельность, направленную на   анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; способстввует развитию у учащихся  мотивации к совершению    добрых поступков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnyy_chas_s_elementami_interaktivnyh_igr.docx20.68 КБ
Файл dorogoyu_dobra.pptx780.17 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательный час с элементами интерактивных игр

"Дорогою добра"

Цель: формирование  представления учащихся о достоинствах человека, ценность которых признана в обществе.

Задачи: раскрыть нравственное содержание добра и зла; развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на   анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; способствовать развитию у учащихся  мотивации к совершению    добрых поступков; развивать коммуникативные навыки, речь; воспитывать у детей чувство дружбы и товарищества; воспитывать стремление совершать добрые дела

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; объяснять с позиции общепринятых человеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

получат представления о добре и зле,

 научатся различать   данные качества в различных жизненных ситуациях

Регулятивные УУД:

 самостоятельно формировать тему и учебную задачу занятия, оценивать степень успешности выполнения своей работы и работы других учащихся

Коммуникативные УУД:

высказывать свою точку зрения, приводить аргументы; слушать других, принимать другую точку зрения; уметь договариваться, сотрудничать, работая в группе

Познавательные УУД:

 добывать новые знания, делать выводы на основе полученных знаний

Ход занятия

1. Организационный момент. (стоя)

- Добрый день и добрый час!
  Я рада еще раз  приветствовать Вас!
  Вы друг к другу повернитесь, 
  С добротою  улыбнитесь.

  Поприветствуйте гостей –

  Дорогих учителей,
  Ведь улыбка, без сомнения,
  Поднимает настроение!
  Не придётся нам писать,
  И не станем мы считать,
  Мы сегодня на занятии
  Будем с Вами рассуждать. 

- Вы прослушали стихотворение, определите вид деятельности.

2. Актуализация знаний. Определение темы занятия.

- Чтобы определить тему занятия, мы должны выполнить два задания

1)  Сл. 1  Фото "Белый волк. Черный волк"

- Рассмотрите фотографии.

- Кто это? Чем отличаются?

- Какие ассоциации возникают у вас после просмотра каждой фотографии (записываем на доске)

2) Сл. 2 Притча "Два волка"

- Посмотрите притчу.

 - Что такое притча?

- Какие слова вы считаете главными?

-  Какие слова нужно добавить к ассоциативному ряду?

- Как теперь определите тему занятия?

3. Работа над темой занятия

 - Добро и зло  - это понятия, над значением которых люди задумываются миллионы лет. Именно через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, всей его деятельности.

- Сегодня и  мы с вами попробуем разобраться в том, что такое добро и что такое зло.

1)  - Вы можете объяснить лексическое значение этих слов? Что бы мы сказали о них на уроке русского языка?

- Что по-вашему добро? Что такое зло? Слушайте друг друга внимательно, спорьте, если не согласны.

- Вы высказали собственное мнение, а теперь давайте выясним, как объясняет эти понятия Словарь русского языка  Сергея Ивановича Ожегова

2) Работа в группах

Работа со словарями6

3 группы - Что такое добро?

3 группы - Что такое зло?

3) - Мы выяснили, лексическое значение слов добро и зло. А теперь давайте подумаем, а как в вашей  жизни проявляется добро и зло.

(высказывания детей)

- Вы можете отличить добрый поступок от злого?

 

 4) Работа в группах. (ситуации)

- Прочитайте отрывки из стихотворения, постарайтесь ответить на вопрос автора.

    1. Подумайте сами, ребята,

случается так почему –
котенка один обижает,

другой  лечит лапку ему.


2. Один воробья из рогатки

старается сбить наповал,
другой, чтобы выходить пташку,

с земли воробья подобрал.


3. Один ранит палкой лягушку,

в костер ее тащит живьем,
а кто-то из лужи-ловушки

мальков перенес в водоем.


4. Подобных примеров немало,

подобных поступков не счесть.
Закон доброты правит жизнью,

у всех доброта в сердце есть!

- Как можно назвать эти поступки. Почему так происходит?

- Добру противостоит зло. Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества. Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.)

5) Сл. 7 

- Что можете сказать о словах в каждом ряду? Свяжите их  между собой.

Работа со словом добродетель:

 - К какому ряду отнесете это слово. Почему?

- Объясните значение этого слова.

- Легко ли быть добрым?

- Всякий ли добрый человек делает добро, совершает добрые поступки?

6) Работа в группах (ситуации)

- Легко ли совершать добрые поступки?

- Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легко ранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро. Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды? И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

 Сл. 8

4. Итог занятия.

- Вспомните слова  старика из притчи: «Побеждает тот волк, которого ты кормишь »? Что они обозначают?

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми.

5. Рефлексия

1) - Составление синквейна добро, зло

2) - О чем задумались сегодня? Что дома обсудите с родителями?


ПОМНИ:

Попробуй не наступить, а уступить.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

 Не спрятать, а поделиться.

 Не кричать, а выслушать. Не разорвать, а склеить.

ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ. И ЕЩЁ ПОМНИ: Добро – то, что способствует совершенствованию человека и спасению его души. Зло – то, что толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу.

Приложение. Ситуации для работы в группах

1.Кто-то из ваших одноклассников сильно толкнул вас и сбил с ног.

   Как вы поступите?

- начнете плакать

- ударите его

- сделаете ему замечание.

- своё решение

2.Один из ваших одноклассников смеётся над вашим лучшим другом. Как поступить?

- пожмёте плечами и отойдёте

- будете тоже смеяться

- будете защищать товарища кулаками

- своё решение

3. Вам не везёт. Вы второй раз подряд проигрываете в шахматы. Ваши действия.

- продолжите игру

- начнёте злиться

- откажетесь играть

- своё решение

4. На перемене одноклассник уронил с парты вещи вашего друга. Что сделаете?

- сделаю вид, что не заметил

- подниму вещи

- дождусь обидчика после уроков и отомщу

- своё решение

5.  Учительница из соседнего класса не может открыть дверь кабинета, потому что у нее заняты обе руки (тетради, сумка)

- сделаю вид, что не заметил,  она же из другого класса

- предложу подержать вещи

- скажу её ученикам, что надо помочь

- своё решение

6.  Твоему соседу в  столовой кто-то бросил кусочек хлеба в стакан с компотом. Твои действия:

- посочувствую, я же не виноват

- предложу чистой ложкой вынуть хлеб

- предложу свой компот

- своё решение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Добро – это 1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.

Слайд 4

Зло - это 1. Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок.

Слайд 5

1. Подумайте сами, ребята, случается так почему – котёнка один обижает, другой лечит лапку ему. 2. Один воробья из рогатки старается сбить наповал, другой, чтобы выходить пташку, с земли воробья подобрал. 3. Один ранит палкой лягушку, в костер ее тащит живьем, а кто-то из лужи-ловушки мальков перенес в водоём.

Слайд 6

Добро, добрый, доброта. Зло, злой, злость. Добродетель

Слайд 7

Лучше добрым быть. ! ? Добрым быть легко

Слайд 8

Что объединяет все картинки?

Слайд 9

«Побеждает тот волк, которого ты кормишь»?

Слайд 10

Сделай правильный выбор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная игра "Добрых рук мастерство"

Открытое внеклассное мероприятие "Добрых рук мастерство" на семинаре директоров...

Сценарий познавательно-игровой программы для учеников начальной школы «Бумеранг добра».

Цель: духовно-нравственное развитие школьниковЗадачи:- создать условия для формирования у детей нравственных качеств: доброты, бескорыстия, потребности в благотворительности;- развивать творчески...

Познавательно – развлекательная программа «Добрым быть совсем – совсем непросто…»

Познавательно – развлекательная программа «Добрым быть совсем – совсем непросто…»  предназначена для учеников начальной школы и может быть проведена как в классе, т...

Познавательно- развлекательное мероприятие "Праздник дружбы и добра"

Цель мероприятия: укрепление добрых и дружеских отношений среди всех участников праздника через создание радостного настроения и получения положительных эмоций....

Познавательная беседа «Добрые и теплые чувства в нашей жизни»

Цели:закрепить правила дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, учить доброжелательности стремлению понимать друг друга....

Познавательно-спортивное занятие "Добрая душа в здоровом теле"

Занятие посвящено Дню инвалидов, может быть использовано для учащихся начальных классов с ОВЗ....

Познавательно - исследовательский проект по теме «Образ Бабы Яги в сказках: добрая она или злая?»

Познавательно-исследовательский проект по теме «Образ Бабы Яги в сказках: добрая она или злая?»...