ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья
Статья посвящена особенностям организации кружковой работы с детьми младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования детей. Описываются основные формы и принципы работы с детьми в современных условиях.
Ключевые слова: младшие школьники, формы работы, принципы, образовательная деятельность, объединение.
The article is devoted to the peculiarities of the organization of group work with children of primary school age in the institution of additional education of children. The basic forms and principles of working with children in modern conditions are described.
Keywords: junior schoolchildren, forms of work, principles, educational activity, association.
На сегодняшний день занятия технической направленности приобретают все большую значимость и актуальность. Благодаря техническому творчеству, направленному на проектирование и конструирование, стало возможным дополнительно мотивировать школьников на изучение предметов физико-математического профиля, выбор инженерных специальностей.
Даже хорошо организованная кружковая работа не способна «вылепить» маленького человека и навязать ему сумму определённых качеств личности. Эффективной может быть только та деятельность, которая вызовет у детей внутреннюю активность личности, пробудит их к реальным действиям, разбудит осознание важности достижения положительного результата. Трудностей в обучении не испытывают те ребята, которые еще до школы обладали высоким уровнем развития.
Одним из главных направлений в решении этой задачи выступает подбор форм организации деятельности обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.
Основными формами организации деятельности детей являются: индивидуальная, фронтальная, групповая. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу обучающихся. Оказание помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности учащегося содействовать выработке навыков самостоятельной работы.
Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся.
Групповая форма работы ориентирует обучающихся на создание так называемых «творческих пар». Групповая работа позволяет выполнять наиболее сложные и масштабные работы, помогает воспитанникам ощутить взаимопомощь.
Основным видом деятельности является учебная деятельность. Особенность методики работы в данном объединении состоит в том, что специально организуется разнообразная деятельность, в которой создаются благоприятные ситуации для развития творческих способностей детей.
Наиболее эффективными средствами побуждающими детей к творчеству являются:
-неформальная обстановка;
-отсутствие регламентации;
-свободный выбор детьми видов практической деятельности, проблемные ситуации, отражающие интересы и потребности детей, соревновательные элементы.
Эта работа способствует созданию атмосферы психологического комфорта ребенка, желанию заниматься в объединении, видеться и общаться с товарищами.
Такая атмосфера достигается посредством использования методов средств и методик коллективной творческой деятельности.
Важнейшим дидактическими принципами применяемыми в объединении являются:
- принципа воспитывающего обучения;
- принцип наглядности;
- принцип доступности и прочности знаний.
Принцип воспитывающего обучения выражается в осуществлении воспитания через содержание, методы и организацию обучения. На каждом занятии решаются конкретные воспитательные задачи. Перед детьми последовательно ставятся определенные цели и обеспечивается их достижение, что способствует развитию воли, формирует положительные привычки поведения и черты характера, а также познавательные способности: восприятие, внимание, память, мышление, речь.
Принцип наглядности - это один из важных принципов обучения для младших школьников. На наглядной основе легче выполнять переход к абстрактному мышлению. Наглядность обогащает круг представлений ребят, организует внимание, способствует развитию наблюдательности ,придает материалу большую доступность.
Принцип доступности обучения предполагает также соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности детей, а также учебному времени. При изучении учебного материала применяются правила:
- от известного к не известному,
- от простого к сложному,
-от главного к второстепенному,
- от общего к частному.
Одной из задач обучения являются получение детьми прочных знаний, умений и навыков, которые всегда могут быть применены на практике.
Все перечисленные выше средства в сочетании многоплановой значимой, общественно-полезной деятельностью - своеобразная «педагогическая атака» в высшей степени эмоциональная, способствующая успешному освоению теории и методики учебной работы, а также развитию навыков общения и поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация выступления на пед. совете "Реализация программы духовно-нравственного развития младших школьников"
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Частью...
Формирование социокультурной среды младших школьников в условиях реализации ФГОС
Ведущая педагогическая идея – реализация идей развития и саморазвития личности младшего школьника как условие формирования научно-исследовательского творческого мышления учащихся в социокультурной сре...
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Техническое творчество»
Пояснительная записка Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но в основном, как объект потребления. Моделирование и конструирование способствуют познанию ...
Формирование личностных УУД в рамках реализации программы духовно-нравственного развития младших школьников « Уроки для души»
Презентация :Формирование личностных УУД в рамках реализации программы духовно-нравственного развития младших школьников « Уроки для души»...
Изучение и внедрение методов и приемов ТРИЗ через реализацию программы технической направленности
Изучение и внедрение методов и приемов развития творческого воображения и изобретательства через реализацию дополнительной общеобразовательной программы технической направленности...
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ОБЛАСТИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Статья посвящена анализу профориентации в области инженерно-технического образования среди младших школьников через систему сетевого взаимодействия и социального партнерства. Соавторы подчеркивают важ...
Система реализации дополнительной образовательной программы технической направленности "Первые шаги в робототехнику"
Выступление на областном семинаре детского технопарка "КВАНТОРИУМ-63РЕГИОН" г. Самара "Опыт реализации программ технической направленности" 31.10.2023г. Тема выступления "Сист...