Час общения в 3 классе на тему: "Блокада Ленинграда"
классный час (3 класс)

Переседова Елена Ивановна

час общения 3 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leningrada.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Час общения в 3А классе                                                                                  

Тема: Беседа «Блокада Ленинграда». Просмотр документального фильма.

Цель: воспитания у школьников чувство патриотизма, гражданственности,  чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи: 

  1. Познакомить ребят с понятием блокада;
  2. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация. 
                                             

Ход мероприятия: 

I. Постановка задач

-Я предлагаю Вам задуматься над тем, что такое человеческая память? Подумайте и через минуту продолжите предложение: «Память - это…».

- Понятие память можно трактовать по-разному, смотря с какой точки зрения на него смотреть. Историческая память - это то, без чего не может быть человека нравственного, что делает человека гражданином. Бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых не только не уменьшается со временем, а, напротив, с каждым годом приобретают особую значимость, становятся бессмертными.

-О таком событии мы сегодня поговорим.

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наш классный час.

II. Открытие новых знаний

1. Беседа

73 года отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

Была война, прошла война,

Над полем боя тишина.

Но по стране, по тишине,

Идут легенды о войне.

22 июня 1941 года гитлеровские войска атаковали границы Советского Союза. План ведения кампании против СССР получил название "Барбаросса". Фашистское командование рассчитывало за 6-7 недель в русле молниеносной войны захватить нашу страну до Уральских гор. На дальних подступах к Ленинграду бои развернулись в первых числах июля 1941 года.

Вероломное нападение фашистов оборвало мирную жизнь нашей страны. Гитлеровцы планировали захватить наши земли, а остальных превратить в своих рабов.

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба "О будущности Петербурга" от 22 сентября 1941 года: "Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли: После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерий всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей".

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровского командования бросило к городу огромные силы - более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов.

Враг бешенный на нас пошел войной.

Жестокий враг на наше счастье поднял руки,

Враг топчет мирные луга,

Он сеет смерть над нашим краем,

Иди смелее в бой, рази врага,

Жестокий дай отпор кровавым хищным стаям

Как дом, в котором ты живешь.

Оберегай страны просторы.

Завод родной, сады, леса и рожь,

И воздух наш, и степь широкую, как море.

Храни, как дом, в котором ты живешь!

Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки - сыновья полков и юнги.

Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла - уничтожению города и его населения. Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреляли Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. На домах появились предупреждающие надписи: "Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!". В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома.

Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется. На защиту города поднялись все его жители. В короткий срок был превращен в город - крепость.

Поэт Николай Тихонов обратился к своим землякам:

Пусть тянет руку дерзкий враг

 К нам в Ленинградские пределы.

 Их было много, тех волков,

 Чья рать сюда войти хотела.

 На непреступном берегу

 Отрубим руку мы врагу.

 На крыльях черные кресты

 Грозят нам нынче с высоты.

 Мы стаи звезд на них пошлем,

 Мы их таранить в небо будем,

 Мы те кресты перечеркнем,

 Зенитным росчерком орудий.

 Стой, ленинградец, на посту,

 Смотри в ночную высоту,

 Ищи врага на небосклоне, -

 С тобой на вахте боевой,

 Стоит суровый город твой,

 И дни и ночи в обороне!

21 октября 1941 года молодежная газета: "Смена" опубликовала такой наказ: "Юные участники обороны Ленинграда! Будьте достойны своих дедов и отцов, сестер и братьев, ушедших на фронт:"

Делами ответили юные ленинградцы. Они вместе со взрослыми рыли окопы, делали светомаскировку, собирали цветной металл.

Ленинградские ученые придумали горячую смесь для поджога вражеских танков. Бутылки с такой смесью при ударе загорались. Школьники за 1 неделю собрали более 1 миллиона бутылок. Ребята дежурили в госпиталях, выполняли разные просьбы раненых, читали им газеты и книги, писали письма домой, помогали врачам и медсестрам.

Чтобы поднять настроение раненых бойцов и развлечь их, юные ленинградцы выступали перед ними концертами.

8 сентября 1941 года захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался блокированным с суши.

"Началась блокада: Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. 20 ноября 1941 г. рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим. Крупы выдавали 300 г, масла - 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог: Надвигался голод! Развивалась своеобразная ленинградская кулинария: люди научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея. Хлеб - это совсем маленький кусочек: тяжелый, липкий, сырой. Хлеб содержал всякую дрянь и лишь немного муки. Почти все ленинградцы стали дистрофиками. Одни распухли и блестели, как будто покрытые лаком. Это первая степень дистрофии. Другие - высохли - вторая степень. В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее - к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов.

Все эти нечеловеческие тяготы и лишения на равнее со взрослыми переносили дети и подростки.

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сиротой. В те же дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких трагических записей.

"Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"

"Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"

"Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"

"Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"

"Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"

"Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"

"Савичевы умерли"

"Умерли все"

"Осталась одна Таня"

Этот дневник на процессе Нюрнбергском

 Был документом страшным и веским,

 Плакали люди, строчки читая.

 Плакали люди, фашизм проклиная.

 Танин дневник - это боль Ленинграда,

 Но прочитать его каждому надо.

 Словно кричит за страницей страница.

 "Вновь не должно это все повториться".

При первой же возможности Таня Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла. 19 мая на могиле Тани был поставлен памятник.

Учились ни смотря, ни на что. Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы.

В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось - и прямо в классе.

Девчонка руки протянула

 И головой -

 На край стола.

 Сначала думали -

 Уснула,

 А оказалось -

 Умерла:

 Никто

 Не обронил ни слова,

 Лишь хрипло,

 Сквозь метельный стон,

 Учитель, выдавил, что снова

 Уроки -

 После похорон.

Подростки - рабочие вместе со взрослыми работали на военных заводах, в тяжелых, порой невыносимых условиях, голодные, изнеможенные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

За доблестный труд многие ленинградские мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями. Однажды на завод "Полигравмаш" где изготовляли пулеметы, пришел известный журналист А.Ф. Пахомов - автор серии рисунков "Ленинград в дни блокады". Он хотел нарисовать для боевого плаката портрет лучшего рабочего. К удивлению художника, его подвели к станку, где стоял на подставке мальчик. Директор завода объяснил, что это Вася Иванов, который выполняет 3 нормы в день, работая по 15 часов. В знак глубокого уважения коллеги называют его по имени - отчеству.

Вскоре художник сделал изданный миллионным тиражом плакат, на котором кроме рисунка было всего 4 слова: "Для фронта Василий Васильевич". Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город доставляли продукты питания и топливо. Не перерезанной осталась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью полоска замерзла и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась.

Тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой:

"Дорогой жизни шел к нам хлеб,

 Дорогой жизни многих к многим.

 Еще не знают на земле

 Страшней и радостней дороги".

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя Ленинграду продукты, а из города на большую землю вывозили детей, раненных, ослабленных людей.

Наконец наступила весна 1942 года. Но вместе с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные и изнеможенные приводили в порядок дворы, улицы. Активно помогали школьники. Город был очищен - еще одна победа Ленинграда.

Чтобы не повторились ужасы первой блокадной зимы, нужно было тщательно подготовится к следующей. Прежде всего обеспечить город топливом. Дрова для школ заготавливали учителя и ученики. Разбирали деревянные дома. Школьники также заготавливали топлива для инвалидов, семей фронтовиков, ослабленных людей.

Чтобы увековечить доблесть воинов Ленинградского фронта и моряков Балтийского Флота, отстоявших город на Неве, а также подвиг его жителей 22 декабря 1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда".

Когда представляли к награждению этой медалью около полутора миллионов ленинградцев, не были забыты и дети, внесшие свой вклад в оборону города. 15249 юных защитников города удостоены уникальной награды!

Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - в январе 1943 года прорвать блокаду. 12 января началось сражение. Но час окончательного освобождения пробил через год. 14 января 1944 начали операции по ликвидации вражеской группировки. За 2 недели они разгромили 18-ую немецкую армию, отбросили оккупантов на 65-100 километров от Ленинграда, освободив более 800 городов и населенных пунктов. Город был полностью освобожден от врагов.

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.

Гремит салют.

 Ракеты в воздухе горячем

 Цветами пестрыми цветут.

 А ленинградцы тихо плачут

 Ни успокаивать пока,

 Ни утешать людей не надо.

 Их радость слишком велика -

 Гремит салют над Ленинградом!

 Их радость слишком велика -

 Но боль

 Заговорила и прорвалась.

 Рыдают люди, и поют,

 И лиц заплаканных не прячут.

 Сегодня в городе салют!

 Сегодня Ленинградцы

 Плачут:

Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек.  Многие из них похоронены на Пискаревском кладбище, где к 15-летней годовщине Победы советского народа над фашистской Германией - 9 мая 1960 года был торжественно открыт мемориал.

Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя.

2. Просмотр документального фильма.

«900 дней мужества. Блокада Ленинграда»

3. Беседа после просмотра

-Когда началась блокада Ленинграда?

-В каком году была снята?

-Сколько дней она длилась?

-Как называлась дорога, по которой отправляли продукты питания и лекарства?

-Через какое озеро проходила эта дорога?

III. Итог урока. Рефлексия.

-О чем говорили на занятии?

-Что вы для себя взяли важное?

-Для чего мы должны помнить такие события?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час. Тема:"Блокада Ленинграда".

Презентация к классному часу, посвященного блокаде Ленинграда....

Презентация для классного часа по теме "Блокада Ленинграда".

Данная презентация предназначена для 3-4 классов. ребята смогут больше узнать о блокаде Ленинграда, о детях блокады, о том, как геройски  защищали ленинградцы и воины Советского Союза свой любимы...

Презентация к классному часу по теме "Блокада Ленинграда".

В данной презентации собран интересный материал и фотографии по теме  "Блокада Ленинграда"....

Классный час по теме Блокада Ленинграда

Разработка и презентация для учащихся начальной школы...

Презентация к классному часу по теме "Блокада Ленинграда"

Презентация к классному часу по теме "Блокада Ленинграда", 25 слайдов с иллюстрациями...

Классный час по теме "Блокада Ленинграда" для 4 класса

Данный материал будет полезен для учителей начальной школы в качестве опорного конспекта по теме "Блокада Ленинграда" для 4 класса. Вместе с конспект также идёт презентация, которая будет сп...

Методическая разработка беседы с учащимися начальных классов на тему "Блокада Ленинграда".

Методическая разработка беседы на тему "Блокада Ленинграда" с учащимися начальной школы, патриотическая направленность....