Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста
статья (2 класс)

Мартиросян Айкануш Ониковна

Патриотическое воспитание играет большую роль в социальном и духовном развитии ребёнка .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patriot.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста

Воспитатель группы продлённого дня

Мартиросян А.О.

Сущность и содержание патриотического воспитания Современное понимание патриотизма характеризуется вариативностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний и т.п. Согласно толковым словарям, патриот (от греческого «земляк, соотечественник») – это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, действующий во имя Родины. В.Г. Белинский (1954) считает, что патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся (Белинский, 1954). По мнению А.С. Гаязова, патриотизм включает в себя: 1) чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; 2) уважительное отношение к языку своего народа; 3) заботу об интересах Родины; 9 4) осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); 5) проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; 6) гордость за социальные и культурные достижения своей страны; 7) гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; 8) уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; 9) ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; 10) гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности (Гаязов, 1995, 98). Термин «патриотизм» употребляется не только в научно- исследовательской литературе, но и в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах политиков и политических партий, движений, деятелей культуры, искусства и т.д. Достаточно глубоко раскрыто содержание данного понятия в монографии И.Е. Кравцова: «Патриотизм – это любовь к своему отечеству; к родным местам («земле отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм – это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость» (Кравцов, 1965, 51). И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм, как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев 10 и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними (Харламов, 2004). Необходимо отметить, что патриотическое воспитание тесно связано с гражданским воспитанием. В связи с этим важно уметь разграничивать эти понятия. Гражданским воспитанием является формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным. В свою очередь патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины (Лутовинов, 1997). По мнению Н.И. Губанова, в школе всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к геральдике, к своему народу (Губанов, 1960). Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это – твоя Родина. Следует обратить внимание на то, что патриотическое воспитание, как направление воспитательной работы связано и с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение части и целого.

Патриотическое воспитание играет большую роль в социальном и духовном развитии ребѐнка. Оно выступает как составная часть его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Русский критик-демократ В.Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества (Белинский, 1954). К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством (Ушинский, 1948). В структуре готовности к защите родины, как правило, выделяются морально-политическая, психологическая, военно-техническая подготовка. В психологической подготовке можно выделить следующие компоненты: потребностно- мотивационный, интеллектуально-эмоциональный, поведенческий и волевой, развитие которых требует специфической методики воспитательной работы. Организация патриотического воспитания в школе на сегодняшний день – сложный управленческий и технологический процесс. При этом все содержательные компоненты этого процесса взаимосвязаны между собой, что даѐт возможность целенаправленно, комплексно строить его. Технологический компонент процесса воспитания патриотизма предполагает использование широкого спектра форм и методов патриотического воспитания, т.е. тех форм и методов работы, которые имеют акцентированную патриотическую направленность. Значительной частью содержательной зрелости организации патриотического воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную. В ходе дипломного исследования мы убедились, что воспитывать патриотизм необходимо с младшего школьного возраста, так как это один из основных этапов становления и развития личности. Патриотическое воспитание 54 эффективно формируются при изучении предмета «Окружающий мир», как во время уроков, так и во внеурочное время, особо эффективны для этой цели интерактивные методы обучения, которые основаны на взаимодействии учащихся друг с другом, использовании компьютерной техники благоприятно, с точки зрения патриотического воспитания. Но стоит отметить, что дидактические и ролевые (метод аквариум) игры необходимо проводить с реконструкцией важных исторических событий, используя разнообразные атрибуты эпохи, это способствует «проникновению» учащихся в историческую эпоху, формирует когнитивный компонент патриотического воспитания. Интерактивные экскурсии в урочное время целесообразно проводить в форме демонстрации произведений искусства, в частности картин, отражающих исторические события и людей, связанных с этими событиями в интерактивной форме, которая подразумевает проведение экскурсии учащимися в качестве экскурсоводов, с последующим обсуждением и обменом мнениями. Этот вид работы направлен на формирование когнитивного, поведенческого и эмоционального компонентов патриотической воспитанности.

1. Агапова И. Патриотическое воспитание в школе / И. Агапова. – М.: Айрис-пресс, 2012. – 224 с.

2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России / С. Адаменко // Народное образование. – 2005. – №4. – С. 23-25.

3. Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину / Ю.Е. Антонов. – М.: АРКТИ, 2013. – 192 с.

4. Белая К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания / К.Ю. Белая // От сентября до сентября. – 1998. – №6. – С. 15-17.

5. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13-т. Т.4 / Под ред. Н.Ф. Бельчикова. – М.: АН СССР, 1954. – 676 с.

6. Беспятова Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Под ред. Н.К. Беспятовой, Д.Е. Яковлева. – М., 2006. – 192 с.

7. Бублик Л.А. Основы военно-патриотического воспитания: Учеб. пособ. для студ. пед. институтов / Л.А. Бублик. – М.: Просвещение, 1988. – 115 с.

8. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина. – СПб.: КАРО, 2014. – 224 с.

9. Выготский Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 144 с. 10. Вырщиков А.Н. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников / А.Н. Вырщиков. – М., 2013. – 330 с.

11. Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. – №6. – С. 59-63.

12. Гаязов А.С. Формирование гражданина / А.С. Гаязов. – Ч.: ЧГПУ «Факел», 1995. – 238 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Мой район-моя гордость" Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе образования: инновационные подходы и технологии.

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе образования: инновационные подходы и технологии.Видео классного часа можно посмотреть по ссылке http://video.yandex.ru/users/...

Роль семьи в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста

Статья о значении семьи в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста...

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста с использованием национально-регионального компонента.

Важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан.Перед общеобразовательной шк...

Формы и методы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в образовательном процессе школы.

В статье рассматривается практическая работа по патриотическому воспитанию  из  личного опыта  работы учителя начальных классов Толдоновой Т.И....

"Музыкальное воспитание и его роль в развитии патриотических чувств детей младшего школьного возраста"

А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм – это не только героические поступки, но и «длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная" ....