Гражданско- патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста
проект (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Степанова Ирина Александровна

материал для работы во внеурочное время  .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon обобщение опыта работы200 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Степанова Ирина Александровна

Информационная карта передового педагогического опыта

1. Ф.И.О. автора. Степанова Ирина Александровна

2. Город (район): Крымский район, ст. Неберджаевская

3. Образовательное учреждение: МОУ СОШ №10

4. Занимаемая должность: учитель начальных классов, кубановедения.

5. Педагогический    стаж   и    квалификационная    категория:    20 лет,  первая квалификационная категория.

6. Тема   педагогического   опыта:   «Гражданско-патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста».

7. Уровень   опыта   по   степени   новизны:   в  создании  плана по  патриотическому воспитанию для младших школьников, усовершенствование воспитательного процесса через различные формы работы с классным коллективом.

8. Цель педагогического опыта: в ходе воспитательной работы и реализации  классных тематических мероприятий    у   воспитанников   формируются   не   только   родиноведческие   понятия   и представления, но и такие качества, как патриотизм, коллективизм, гуманизм, умение сплотиться, уважение к старшему поколению.

9. Краткое описание опыта: В последние годы российская образовательная система претерпела значительные изменения. Перемены затронули различные сферы образовательной деятельности и что еще более важно – реформирование продолжается. Этот процесс закономерен, т.к. образование является  одним из базовых институтов государства. При экономической нестабильности в стране, размывание нравственных и эстетических  ценностей, резкое снижение социальной активности молодежи, кризис в семье и отношений между родителями и детьми заставляют по-новому взглянуть на образовательную систему  и на возможность воспитания. По сути  дела,  школа выполняет «социальный заказ общества в духе времени», восполняя пробелы, в воспитании подрастающего поколения, в их нравственном оздоровлении, в формировании активной жизненной позиции. Государственный заказ на воспитание личности, формирование ее гражданско-патриотического воспитания определен в  основополагающих документах Российской  Федерации и, прежде всего, в программе «Патриотическое воспитание  граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»

        Патриотизм одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к ее великим свершением и достойным страницам прошлого

.         Ребенок, наделенный определенный биологической программой развития, нуждается в отдельных навыках. При этом необходимо учить общению, поведению, дать определенные знания, навыки и умения. Человечество  развивается именно потому, что каждое поколение передает следующему свой опыт. Эта передача опыта  происходит  через воспитание и образование.

        Подрастающее поколение слабо ориентируется не только в народных традициях, но и плохо знает историю своей страны. А молодежь, которая не усвоила уроки прошлого, просто не в состоянии оценить в полной мере проблемы дня сегодняшнего, стоящие перед их страной, созидать её будущее. Многое должна сделать начальная школа: её роль в этом плане невозможно переоценить.

        Исходя из этого, строится методика моей работы с детьми, которая сориентирована на индивидуальное развитие личности каждого ребёнка с учётом новых технологий в воспитании.

        Воспитание культуры межличностного общения, установка в школьном коллективе человеколюбивого климата, тональности требований – этому уделяется особое внимание сплочению детского коллектива. Стараюсь в работе  максимально вовлекать учащихся в активную познавательную деятельность. Мероприятия проводить      занимательными, увлекательными,   поддерживая  эмоциональный тон работы в классе. Проводить работу по исследованию малой Родины. Поддерживать  альтернативность, множественность мнений. Развивать   функции   общения, как   условие   обеспечения   взаимопонимания, побуждение к действию, ощущения эмоционального удовлетворения.

Всё вышесказанное учитывалось при составлении календарно - тематического планирования для работы с детьми моего класса с учетом возрастных особенностей. Эффективными формами воспитания младшего школьника являются: развивающие игры,  беседы, короткие рассказы, воспоминания родителей, рассматривание семейных фотографий, реликвий, посещение музеев, выставок, памятников; экскурсии по родному краю; чтение стихов и произведений  на военно-патриотическую тему; посещение спектаклей и фильмов. Эта работа прослеживается в следующих направлениях: «Детская  библиотека», «Музеи и экскурсионная деятельность», «Истоки», «Мы и спорт», «Моя Малая Родина».

        Необходимость создания такого плана работы объясняется тем, что для начальной школы нет программы по патриотическому воспитанию, а вопрос этот важен как никогда ранее, ведь воспитание маленьких патриотов, чем раньше начнётся, тем выше будет результат.

        Чтобы определить результативность воспитательной работы в классе, на каждого ребёнка заводится диагностическая карточка. Активность учащихся определяется путем подсчета балов по проводимым коллективно - творческим делам.  Оптимизация работы предусматривает малозатратную  (для педагога) и здоровье сберегающую (для воспитанников) организацию воспитательной деятельности, а в итоге – успешное достижение поставленных целей. В основе лежат идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование  и возможность анализа  путем поэтапного воспроизведения. В результате полученных данных корректируется или планируется работа.

10. Эффективность   опыта:   по   окончании   начальной   школы  у  учащихся     было сформировано патриотическое сознание, расширены и углубленны знания истории своего Отечества, малой Родины; заложено начало эстетического, этического мировосприятия, привиты нравственные основы. Разработаны и применяются новые формы контроля.

11. Экспертное заключение: данная работа соответствует заявленной теме.

12. Последователи: учителя начальных классов МОУ СОШ №10.

13. Кто  и  когда  изучал: опыт изучался на МО учителей начальных классов МОУ СОШ № 10, на  районном МО  классных руководителей.

14. Вывод, рекомендации:

а)  представленные материалы предназначены для классных руководителей, учителей начальных классов. Данные материалы апробированы в процессе воспитательной и учебной   деятельности.

б) рекомендован для дальнейшего изучения и распространения в силу его актуальности, эффективности    и    соответствии    с    приоритетными    задачами    и    направлениями воспитательной деятельности по развитию патриотизма учащихся.

в)    предлагаемые   материалы   могут   быть   широко   использованы   в   практической деятельности    учителей    начальной    школы,    классных    руководителей    с    целью формирования патриотического сознания у учащихся как важнейшей ценности, одно из основ духовно-нравственного единства общества.

  Содержание:                                                           стр.

1.Информационная карта ППО……………………….2-3

2.Целостное описание опыта…………………………5-15

3.Результативность опыта………………………… . .16-17

4.Библиографический список………………………  .18

5.Рецензия на опыт работы…………………………   19

6.Приложение к опыту:

1. Приложение .№ 1 - 1 4  – Фотографии мероприятий.

2.Приложение № 15 – Анкета детей.

3.Приложение № 16 – Анкета родителей.

4.Приложение № 17–Календарно-тематическое планирование внеклассной работы по гражданско-патриотическому направлению.

5.Приложение № 18 – Классный уголок.

6.Приложение № 19 –  Карта возрастных особенностей детей.

7.Приложение № 20 – Карта видов деятельности в классе.

8.Приложение № 21 – Список традиционных дел  класса.

9.Приложение № 22 – Карта диагностики класса.

10.Приложение № 23 – Таблица результативности работы.

11.Приложение № 24 – Карта качества воспитанности учащихся.

12.Приложение № 25 – Разработки внеклассных мероприятий.    

  1. «Именем Екатерины нареченный…», презентация.

  2. « Поклонимся великим тем годам», презентация.

  3. «Россия – родина моя!», презентация, видеозапись.

13.Приложение № 26 – Печатный материал о работе автора.

   

                                                 

                                     

                                                        « Воспитание и только воспитание – цель школы».

                                                                                                                   Песталоцци.

                Патриотизм – фактор общественной стабильности

В последние годы российская образовательная система претерпела значительные изменения. Перемены затронули различные сферы образовательной деятельности и что еще более важно – реформирование продолжается. Этот процесс закономерен, т.к. образование является  одним из базовых институтов государства. При экономической нестабильности в стране, размывание нравственных и эстетических  ценностей, резкое снижение социальной активности молодежи, кризис в семье и отношений между родителями и детьми заставляют по-новому взглянуть на образовательную систему  и на возможность воспитания.

На наших глазах  и при нашем непосредственном участии происходит процесс  переориентации  на доминанту, связанную, прежде всего, с развитием и воспитанием молодежи.

        По сути  дела,  школа выполняет «социальный заказ общества в духе времени», восполняя пробелы, в воспитании подрастающего поколения, в их нравственном оздоровлении, в формировании активной жизненной позиции. Государственный заказ на воспитание личности, формирование ее гражданско-патриотического воспитания определен в  основополагающих документах Российской  Федерации и, прежде всего, в программе «Патриотическое воспитание  граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и « Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации». В них определены пути создания и развития государственной системы патриотического воспитания.

Безусловно, огромный груз ответственности, связанный с реализацией  социального заказа  ложится на образовательные учреждения. И воспитание сегодня является одним из приоритетных направлений в образовании. Специфика образовательных учреждений различна, но все они едины в поставленной цели: воспитать полноценного человека и гражданина. Исходя из главной цели и  вытекающих из нее конкретных задач, гражданско-патриотическое воспитание призвано всеми средствами, содействовать появлению у молодых людей  чувства гражданского долга, стремлению разумно сочетать личные и общественные интересы.

Сегодня нельзя ставить и решать актуальные вопросы социального и духовного развития человека и общества, в том числе – школы и педагогики, без учета современного положения в мире, тенденций его развития, открывшихся возможностей разностороннего и плодотворного сотрудничества. Сотрудничество, расширяющиеся контакты  позволяют не только освоить достижения мирового сообщества и отдельных стран, но и лучше раскрыть собственные потенциальные возможности и стимулировать поиск оптимального решения аналогичных или сходных проблем. Патриотизм – важнейший духовно- нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. Патриотическое воспитание  способствует развития интереса у учащихся к прошлому нашей Родины, наличие у них потребности в создании себя как частицы своего народа, в приобщении к своей истории,  а так же  неразрывно связано с подготовкой молодежи к защите Отечества.

Ребенок, наделенный определенный биологической программой развития, нуждается в отдельных навыках. При этом необходимо учить общению, поведению, дать определенные знания, навыки и умения. Человечество  развивается именно потому, что каждое поколение передает следующему свой опыт. Эта передача опыта  происходит  через воспитание и образование. Пространство социальных отношений вместе с установками самого человека остается одним из важных факторов, определяющих выбор им определенного сценария социального поведения, способствующих эффективной и быстрой адаптации или, напротив, дезадаптации в изменяющихся условиях. Процесс социального  самосознания, обусловленный внутренними установками самой личности, в значительной степени определяется средой и условиями, в которых живет человек, его взаимоотношения с окружающими людьми, институтами общества. Чем моложе человек, чем свободнее его сознание от предрассудков, тем легче происходит процесс адаптации,  и менее болезненно переносятся стрессовые ситуации. Чем старше – тем значимее становятся рациональные мотивы таких процессов.

Под воздействием, каких же  факторов у молодых людей формируется или, напротив, не формируется  сознание личной свободы, гражданского  развития и уверенности  в завтрашнем дне, то есть складывается гражданская позиция?

                                      Цель патриотического воспитания

На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, учить миру – важнейшая  цель патриотического воспитания. А это значит:

1) помочь детям увидеть, что можно изменить мир (группу, семью, школу, микрорайон, страну, регион); прекрасную и  богатую нашу планету – к лучшему;

2) вовлекать детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем и участие в работе по улучшению жизни для всех;

3) поддерживать молодых и старых в их работе для лучшей жизни всех: близких, более широкого круга людей, человечества в целом, природы;

4)  помогать осознанию того, что плохо, а что хорошо, что содействует добру, а что нет;

 5) помочь молодым и старым видеть угрозу добру, а затем каждому человеку, группе – научиться содействовать необходимым переменам.

 6) подготовить молодых людей к защите Отечества, к службе в вооруженных силах.

Эти задачи решаются совместными усилиями образовательных учреждений, семьи и других организаций.

Само слово «воспитание» подсказывает нам, что  это непрерывно  возобновляющееся приобретение человеком необходимых в общественной  жизни опыта, знаний, качеств личности. Воспитание, как замечательно говорил В.Г. Белинский, – это  великое дело:  им решается учесть человека.

С древних времен воспитанию придавалось первостепенное значение. Чтобы глубже понять сущность современной педагогической науки, необходимо, прежде всего, вспомнить, как формировалась воспитательная система в далекие времена. Всегда на Руси у мальчиков воспитывались мужественность и стойкость перед жизненными трудностями. Люди все силы  направляли на то, чтобы хранить и продолжить свой род в жестокой схватке с природной стихией, дикими зверями и вражескими племенами. Взрослые передавали  ребенку постоянные  знания, обучали тем или иным действиям, играя с ним в его любимые игры, рассказывая сказки. Маленького россича  приучали никогда не брать того, что тебе не принадлежит; нельзя завидовать силе и ловкости других людей, надо самому стремиться быть сильным, ловким и умелым. Дети не только должны были овладеть необходимыми навыками и знаниями, но и стать продолжателями тех обычаев и традиций, которые способствовали сохранению и продлению жизни людей своего рода или племени. Постепенно  происходили качественные изменения личности, ведущие ребенка от одной жизненной ступени к другой. Он начинал  осознавать себя в мире, видеть свои достоинства и недостатки, сам корректировал свою личность в соответствии с  собственными запросами.

                                        Задача школы

На данный момент в школе гражданско–патриотическое  воспитание  подрастающего поколения всегда является  одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства к Родине. Под  гражданско-патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся  любви к своей  Родине, постоянной готовности  к защите, формирование активной гражданской позиции, осознания своего места в обществе. Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к его величественным  вершинам и достойным страницам прошлого. Необходимо также научить школьников критически оценивать негативные моменты отечественной истории, не впадая  в критиканство и всеобщее очернительство. Неоценима  в этом ключе роль российского образования. И гуманистическое воспитание, пропагандируемое в нынешнем обществе, одной из своих задач ставит возрождение традиций русской ментальности, чувства патриотизма.

Происходящая в России дифференциация школьного образования  по профилям заставляет по-новому взглянуть на содержание наработок последних лет в области гражданско-патриотического воспитания. Оно стало  направлением образовательной политики России. Это  система знаний  интегрированного и обобщающего характера, акцентирующая внимание не только на формировании духовности личности, но и на выработке стратегии поведения современного  человека. В связи с этим  гражданско-патриотическое воспитание является составной частью процесса и как межпредметная форма  организации школьной жизни, которая способствует  демократичному поведению всех участников образовательного процесса.

 

                                       Роль учителя в процессе воспитания 

   

 Любовь к Отечеству проявляется в том, что гражданин глубоко чтит  окружающую его природу, имеет доброе отношение к согражданам, наконец, живет во благо своей страны. Под патриотизмом, т.е. политической любовью,  понимается участие в делах государства, преданность своему народу и интересам своего дела. Героическая борьба, подвиги, талант лучших сыновей Отечества – пример для подражания. История России – это в определенной мере история войн, в которых  россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и  лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием,  любовью, самой жизнью во имя Отечества.

Если педагог хочет, чтобы дети были достойными гражданами, необходимо делать все, чтобы они хотели быть таковыми, чтобы они находили удовольствие в хороших, нравственных поступках.  Это можно достичь не путем наставлений и рекомендациями, а только мастерством учителя и собственным примером, горением души, уважением к людям и земле, взаимопониманием и уважением к ребенку можно приобщить его к общечеловеческим, морально – нравственным ценностям. Говоря о любви к Отечеству, педагогу    всегда надо помнить, что это качество не должно носить искаженного характера, не должно носить примесей шовинизма, нездорового национализма, превознесения своей нации над другими. Если преподаватель не обладает этими качествами, которые он старается привить своим воспитанникам, то никакие педагогические технологии и учебники не помогут реализовать воспитательных функций.

Для решения всех педагогических задач есть два подхода. Один императивный, когда педагог сам решает задачу, заставляя своих воспитанников делать то, что необходимо для их будущего. Другой гуманный, то есть такой, когда воспитатель стремится приобщить детей к решению задач, когда он сотрудничает с ними, делает их своими помощниками в воспитании, обучает тому, что умеет сам. Самое главное приобретение,  которое необходимо сделать ребенку за годы ученичества, – это  чувство собственного достоинства, вера в себя, вера в то, что он знает и умеет.

  Особенности воспитания детей младшего школьного возраста

 Специфика социальной адаптации в значительной мере зависит от возраста личности, накопленного ею социального опыта. Как известно, с возрастом  адаптивность человека снижается, он становится подвержен воздействию внешней  тревоги. Поэтому, наиболее благодатным периодом для  гражданско-патриотического воспитания можно считать младший школьный возраст.

Под младшим школьным возрастом  понимают период жизни  ребенка от 6-7 лет до 10 лет. В это время у ребенка формируется основа произвольного поведения. При этом  ведущей и новой формой его деятельности, сменяющей игровую форму, становится  учеба.

 Младший школьный возраст открывает большие возможности для систематического и последовательного воспитания в самом широком спектре: гражданского, нравственного, эстетического и др. Основы, заложенные в характер и мировоззрение ребенка в этом возрасте, имеют прочную и устойчивую основу. Понятие   « патриотическое воспитание» детей включает зарождение, формирование и развитие первоначальных понятий и представлений: о Родине, необходимости защищать ее от врагов, о подвиге и героизме. Пробуждается интерес  к историческому прошлому   и настоящему России, стремление  походить на героев, быть мужественными и смелыми, сильным и выносливым, уважительным к друзьям и коллективу.

            Сегодня героизм понимается очень хорошо и не сводится к несколькими официально названным именам в отличие от советского периода, когда предлагается определенный перечень имен героев. Поэтому   ребенку далеко не всегда и не просто   без помощи взрослого разобраться, где героизм, проявляемый ради истинных ценностей. А где бессмысленная авантюра, где исторически сложившаяся традиция, а где новомодное подражание «загранице», где настоящие достоинства война, а где простая попытка продемонстрировать личные физические данные, ложный героизм «крутых». Качества патриота и гражданина  формируется  на ярких, эмоционально-насыщенных примерах  прежней и современной боевой и трудовой славы нашего народа, доступных для понимания детей. В первую очередь следует использовать семейную историю и впечатления ребенка от непосредственно его окружающего: прогулки в городе и за городом (наша природа, рассветы и закаты, ландшафт местности и т.п.); рассказы об истории  твоей малой Родины; места, где живет твоя семья (улица, отдельные здания, район, город); рассказы о предках, живших на территории в разные исторические периоды,  их быте;  об их участии в трудовых и ратных событиях народа в разные периоды истории, о жизни и делах дедов и отцов, ближайших родственников, друзей и товарищей семей.

                                                         Формы работы

        

 Эффективными формами воспитания младшего школьника являются: развивающие игры,  беседы, короткие рассказы на внеклассных часах; воспоминания родителей, рассматривание семейных фотографий, реликвий (наград, газетных и других статей, личных вещей), посещение музеев, выставок, памятников; экскурсии по родному краю; чтение стихов и произведений  на военно-патриотическую тему; посещение спектаклей и фильмов (приложение№1). Детей следует   знакомить с символикой России и края, в котором мы проживаем: флагом, гимном, гербом. Формировать достойное отношение к спорту, в выработке навыков здорового образа жизни, принимать участие в спортивно-массовых мероприятиях.

                                         

                                           Основные направления

 Эти формы воспитания прослеживаются в следующих направлениях: «Детская  библиотека», «Музеи и экскурсионная деятельность», «Истоки», «Мы и спорт», «Моя Малая Родина».

1. « Детская библиотека»

 Эта работа  проводится мной в тесном сотрудничестве с библиотекарем  школы. Работа школьной библиотеки содействует воспитанию молодого поколения, подготовке к труду и защите Родины. Задачи гражданско-патриотического воспитания юных читателей они реализуют через индивидуальные и массовые формы работы.

Основная форма патриотической работы библиотеки – индивидуальная, поскольку литература подбирается каждому посетителю индивидуально. Наиболее распространенными формами этой работы являются беседы, советы по выбору книг и правилам чтения, наглядная агитация, в том числе книжные выставки с освещением наиболее важных произведений на военно-патриотическую тему (художественных, мемуарных, научных).

Массовые формы работы включают: чтение вслух и рассказ о содержании книг. Все эти формы выявляют и развивают у детей интерес к книге вообще, и к военно-патриотической литературе в частности.

Читательские конференции, наиболее эффективны, поскольку позволяют юным читателям осмыслить связи собственного жизненного опыта с содержанием литературного  произведения на военно-патриотическую тему. Воздействие читательских конференций заметно повышается, если на них присутствуют писатели, критики, участники событий.

Одной из распространенных форм массовой военно-патриотической работы является литературные  утренники. Они сочетают элементы художественной самодеятельности с конкурсами, викторинами, играми, что способствует высоко эмоциональному восприятию содержания прочитанных книг. Обязательно  необходимо использовать видео, аудио-медиотеку, а также использовать компьютерную технику и возможности Интернета. Опыт мой показывает, что дети любят  такие утренники, посвященные этой тематике. Какой удивительный мир творчества, открытий дает он, зажигая детей, включая их в ту созидательную работу при подготовке, а главное, к участию в самом празднике. При этом мероприятие готовится в союзе педагога, детей и родителей, где каждый творец, талант и единомышленник. Праздник должен проходить через сердца детей. Любой праздник подразумевает торжественность, театральность.  К празднику готовимся заранее, в его сценарий включаем, как правило, литературные композиции,  концертные номера, викторины, и конкурсы песен, сценических миниатюр. Стараюсь, чтобы ребята сами готовили мероприятие. Это позволяет развить организаторские способности, почувствовать себя лидерами.

2. «Музеи и экскурсионная деятельность»

Особое место в воспитании подрастающего поколения принадлежит музеям, фонды  и экспозиции которых составляют значительную часть историко-культурного общественного наследия.

Музейная работа, с одной стороны, тесно переплетается  с  краеведческой, экскурсионной, историко-краеведческой, военно-патриотической; с другой стороны, связана с базовым образованием, с предметными программами. В общем виде она может включать в себя:

а) расширение изучения основных предметов школьной программы-истории, кубановедения, являющиеся дополнительными к базовой программе. Проведение беседы об исторических преданиях, этнографических принадлежности народов, проживающих на территории конкретного региона, истории города и его окрестностей.                                                          

б) экскурсионно-походную деятельность, изучение древних памятников архитектуры и археологии, находящихся на территории региона, общение с экологами и краеведами, посещение музеев, поездки по городам нашего края.

в) традиционные встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.

        Большое место в работе с детьми отводится экскурсионной работе, обладающей широким диапазоном средств по всем направлениям воспитания, повышения общего уровня культуры, согласованностью действий, особенно между  школой и семьей. Это –  одна из наиболее популярных массовых форм работы, имеющая как познавательное, так и воспитательное значение (приложение № 2).

        При организации экскурсии определяются ее цели и план проведения. При  проведении экскурсии привлекаем к работе с детьми специалистов-экскурсоводов, которые  могли бы  заинтересовать воспитанников своим  выступлением. И такую помощь в проведении экскурсий мне оказывает экскурсионное бюро «Глобус» г. Крымска, с которым мы много лет сотрудничаем.

        Например, экскурсия в цирк  г. Краснодара  проводилась в рамках целой программы: внеклассное мероприятие «Именем Екатерины нареченный…», проведенное в школе на внеклассном  часе, имело продолжение  экскурсией «Краснодар – град казачий», с целью знакомства с образованием г. Краснодара  и его достопримечательностям: памятниками и посещением  музея боевой техники ВОВ.  

        Так может разрабатываться любая тема,  связанная с живописью, театром, кино, деятельностью художников и т.п. Кроме того, такое построение работы позволяет привлечь к воспитательной работе родителей.

        Изучение истории  государства и пробуждение интереса к ее, порой нелегкому, ходу событий должно начинаться с изучения своей малой Родины – города и края, в котором живет воспитанник, возникновения трепетного отношения, которое человек испытывает при виде родных мест, дорогих ему людей (приложение № 3).

        3. «Истоки»

        Для развития творческого потенциала  учащихся класса необходимо создание творческой лаборатории. Ребята нашего класса входят в школьный клуб «Эрудит», где пробуют свои силы в научно-исследовательской работе, изучая  окружающий мир своей Малой Родины.  При этом дети  сами предлагают темы, находят  интересующий их материал и проявляют интерес к исследованию. Роль учителя – помочь детям в этом процессе познания. Лучшие работы дети защищают в рамках районной научно-исследовательской конференции «Эврика» (приложение № 4).

         4. «Мы и спорт»

        Чтобы ребенок хотел добровольно приобретать новые знания, навыки и умения, педагог должен опираться на его интерес. Самый надежный из таких интересов – это игра.  Игра во всех ее проявлениях: подвижные и интеллектуальные игры, игры в ходе занятия, на перемене, внеклассных  занятиях  и в походе – может помочь усвоить новую информацию, снять усталость, настроить на учебу. Особенно важно  помнить, что игра – обязательный компонент  любых занятий с группой детей. Игра способствует  сплочению детско-подростковой группы, делает ее стабильной. Игровая деятельность более чем всякая иная,  дает возможность создания жизненных воспитывающих ситуаций. Игра – особенно важна  для ребенка, поскольку в процессе игры происходит наиболее полное накопление социального опыта.

        Включение в игру нравственных элементов в виде точно найденных и сформулированных девизов, эмблем и другой символики, соблюдение спортивной этики и церемониальных приемов (в том числе  построения соревнующихся команд до начала и по окончанию игры), требования взаимного уважения и взаимопомощи – способствуют формированию общей дисциплинированности, организованности, чувства товарищества и коллективизма у ребят. Игра приучает действовать дружно, целеустремленно, в интересах общего дела. Она развивает инициативу, сообразительность, умение быстро взвешивать условия меняющейся обстановки.

        Широко известны массовые игры типа « Папа, мама, я – дружная  семья»,

« Веселые старты», « Смелей, выше, быстрей…» (приложение № 5).

        В нашей школе проводились районные соревнования «Веселые старты», проводимых в рамках Всекубанской спартакиады по игровым видам спорта для  учащихся  3-4 классов, на которых команда нашего класса заняла 1место (приложение № 6).

        После занятий в школе и выполнения домашних заданий учащиеся испытывают острую потребность в восстановлении затраченных физических и духовных сил. Это обуславливает большую тягу учащихся младших школьников, к активной  игровой деятельности, к занятиям любимыми видами спорта. Подвижные игры и различного рода соревнования, организуемые на базе этих игр, предоставляют широкие возможности для физической подготовки и нравственного совершенствования ребят.

 Провожу два раза в год во время проведения дней здоровья  игры.

        Особенно большим авторитетом пользуются  детское спортивное  объединение нашей  школы «Надежда» и объединение   дополнительного образования, где учащиеся нашего класса занимаются «Дзюдо» и постигают  азы боевого искусства.

        Учащиеся нашего класса  являются участниками районных и краевых соревнований  и занимают призовые места в личном единоборстве (приложение № 7).

        Хочется отметить, что физическое воспитание подростков – непременная составляющая, что особенно важно  с учетом распространившихся в последнее время вредных привычек, а также снижения физической активности. Современный подросток практически не уделяет внимания  здоровому образу жизни, что помимо плохой осанки может привести к ухудшению самочувствия в будущем.

5. «Моя Малая Родина»

В этом направлении ведется большая работа, которая включает в себя  изучение родного многонационального края, района, города и станицы (например, история заселения края, археологическое направление: древнейшие поселения, памятники эпохи бронзы, античные города); выдающихся деятелей Кубани, духовной культуры Кубани, страниц боевой славы Кубани. Ведётся музейная работа в школе, шефство за памятниками (которые находятся в станице) и  эколого-природоохранительная работа.  Организуются встречи с ветеранами ВОВ и ветеранами боевых действий в Чеченской республике, помощь пожилым людям. Также мои ученики являются активными участниками различных акций: «Подарок ветеранам», «Подарок воину». Кроме подготовки подарков очень важной составляющей  является и само поздравление. Подарки  вручаются ребятами лично ветеранам и военнослужащим.

Особое эмоциональное воздействие на формирование чувства патриотизма всех  моих питомцев оказывают праздники, посвященные «красным» датам для страны, города, края и школы (приложение №8).

 В этом году  в классе было проведено мероприятие «Встреча с удивительными людьми», посвященное  празднованию Победы, на котором  учащиеся познакомились с жительницей нашей станицы Красильниковой Э.И., проработавшей  в школе  32 года. Она показала свою книгу с подбором материала о войне, читала стихи собственного сочинения. Одно из стихотворений было посвящено участнику войны Субботиной М. , которая проживает в нашей станице. Ребята с подарком были в гостях и за чашечкой чая беседовали, расспрашивая о страшных годах войны (приложение № 9).

Мы познакомились с ветераном боевых действий в Чеченской республике Лежниным А. Он – инвалид-колясочник. Ребята нашего класса никогда не отказывают ему   в помощи: вынести мусор, сходить в магазин или на почту.  Он интересный собеседник и ребята ждут встречи с ним на праздниках (приложение № 10).

 Участвовали мои ученики в конкурсе «Смотра песни и строя», на праздновании 64 годовщины  Победы над немецко-фашистскими захватчиками (приложение №11). А их просмотр превратился в настоящий творческий праздник для ребят, на который, кстати, мы пригласили ветеранов.   Они не только посмотрели выступления классов, но и помогли  их оценить. Принимали активное участие в поздравительном концерте (приложение № 12).

Я считаю, необходимо вести знания о символике, т.к. общеизвестно, что консолидирующим ядром всего многонационального народа России являются государственные символы России, района  или области. Государственная символика находится в ряду тех проблем, которые еще не так давно казались малозначащими, не вызывали особого интереса ни у историков, ни у широкого круга  читателей. Теперь новое поколение, «повернувшись лицом»  к  своей истории, вспомнило и о давно забытых, низвергнутых в прямом смысле этого слова эмблемах и символах.

Государственная символика олицетворяет демократическое государство, с одной стороны, и свидетельствует о преемственности исторических традиций – с другой. Поэтому необходимо передать подрастающему поколению искреннее уважение и особое отношение к святым для каждого человека символам своей страны. При этом  подчеркиваю,  что гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. В качестве примера можно привести Олимпийские игры. Когда наши спортсмены выигрывают золотые медали, звучит гимн России и поднимается вверх российский флаг. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна, который звучит по радио.

Проведенное мероприятие «Россия – родина моя!», на которое были приглашены учащиеся нашей школы и  ветераны труда были удивлены тем, что ребята знают не только слова гимна, но и исполнением песни. Этот час патриотизма позволил активизировать познавательную деятельность учащихся (приложение №13).

Большое воспитательное значение несут праздники краеведческого направления, посвященные дню рождения родной станицы  или какому-либо событию, связанному с историей родного края. Названия отражают содержание: «Ты Кубань – ты наша Родина!», «С днем рождения, моя станица!» или посещение митинга ко дню  освобождения станицы от немецко-фашистских захватчиков, на котором  мы дарим цветы нашим жителям, сделанные на уроках трудового обучения. На такие торжественные мероприятия, обычно мы приглашаем  к нам «в гости» выступить  коллективы художественной самодеятельности, показать таланты ребят.

 В мероприятиях под названием «Чистая станица» – участвуем постоянно в  субботниках по уборке школьной территории и  наиболее загрязненных улиц прилегающих к  школе. Шефствовать за памятником,  считаем своей обязанностью. В таких акциях ребята принимают участие добровольно, только в таком случае данная нравственная деятельность будет носить воспитательный эффект (приложение №14).

С народными традициями связано проведение праздников «Проводы масленицы» и «Славянский базар». Здесь и выставка изготовленных своими руками поделок под названием «Наши умельцы», конкурс  частушек и инсценированных народных обрядов.  Праздники представляли собой  действительно  интересное, веселое действо, несла неповторимый дух народных традиций.

 В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Детям необходимо знать основной закон нашего государства, который провозглашает: каждый имеет право на жизнь, и охрану здоровья; материнство и детство, семья находится под защитой государства. С этой целью я  считаю целесообразно проводить тематические классные часы по правам человека такие как: «Я - гражданин России!», «Я имею право», урок гражданственности «С чего начинается Родина?».

От 21 июля  2008года  по инициативе губернатора Краснодарского края А.Н.Ткачева был разработан и принят Закон Краснодарского края  №1539  «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних в Краснодарском крае» в целях предупреждения детской безнадзорности и подростковой преступности, создания правовых и организационных условий для защиты жизни и здоровья детей.

Забота о детях, их воспитании – равные право и обязанность родителей. Однако государство не должно оставлять родителей наедине с проблемами воспитания детей, перелагать на них всю ответственность за сохранение жизни и здоровья детей, поэтому школа является помощником и наставником в воспитании детей.

Работа по закону ведется в первую очередь с родителями учеников на классных собраниях. На них мы изучили закон и решили  его соблюдать. Со стороны родителей проводятся дома беседы с учениками, и  ведется во внеурочное время  за  детьми контроль.

Основная работа по правонарушениям с детьми проводят классные руководители. В нашем классе мы проводим викторины, беседы, анкетирование детей по знанию этого закона. И эта работа дает положительные результаты в процессе воспитания ребят.

          Планирование воспитательной работы в классе

Планирование воспитательной работы в классе начинается с  изучения

отношения к нему самих учащихся и их родителей. 

        Из своего опыта, я считаю, что целесообразно проводить такое исследование не в начале учебного года, а в конце, когда подводятся итоги школьного года, определяются задачи будущей деятельности класса и классного руководителя. Изучение отношения к делам класса можно проводить различными методами.

 На первом этапе  я предлагаю учащимся заполнить анкету, вспомнить все дела  класса, в которых они участвовали, и записать их на школьной доске, а затем попросить определить из этого списка классных дел: а) самые интересные; б) самые значимые для ученика, в) самые скучные, г) самые полезные (приложение №15)

Собрав эту информацию, я получаю возможность заранее предположить, что можно включать в план воспитательной работы будущего года, а что вовсе не годится и не может быть использовано.

Вторым этапом является работа с родителями. На последнем родительском собрании в учебном году родителям предлагаю  ответить на вопросы анкеты, которые позволят оценить результативность воспитательной работы с классом глазами родителей

и прогнозировать ее на будущее (приложение № 16).

Такое анкетирование помогает мне, как классному руководителю взглянуть на процесс воспитания учащихся по-новому. Он  позволяет глубже и серьезнее проанализировать свою реальную деятельность, а у родителей такие опросы вызывают заинтересованность и ответственность. У них формируется уважительное отношение к классному руководителю, которому не безразличен внутренний мир  детей и его проявление. Почувствовав заинтересованность к себе в лице классного руководителя, родители с удовольствием откликаются на любое дело, готовы к сотрудничеству и партнерству в воспитательной работе в классе.

Изучив планирование воспитательной работы  школы, особенности класса, родительского коллектива, определив внеклассные мероприятия, которые хотелось бы провести  в параллели, можно приступать к составлению тематического планирования, прибегнув к помощи учащихся.

Авторская программа «Дети – будущее Кубани» по внеклассной работе составлено на основе Государственной программы «Патриотическое воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010годы», направленное на формирование и развитие личности, обладающее качествами гражданина России – патриота Родины, способное успешно выполнять гражданские обязанности в мирное время (приложение № 17).

Цель работы:

- стимулировать познавательный интерес к историческому прошлому и настоящему  

   страны, края;

- формировать способности к общению, сопереживанию;

- развивать  творческие  способности, знакомить с традициями края, страны,    

  достижениями людей;

- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к результатам труда;

- учить заботиться о своей школе, гордиться историей своей школы;

- учить бережному отношению к общественному достоянию;

- прививать уважение к культуре и традициям других национальностей;

- прививать чувство любви к своему Отечеству;

- развивать чувство национального достоинства на основе толерантного отношения  к

  другим народам России;

- воспитывать у молодёжи неприятие  агрессии, насилия и войны;

- способствовать физическому развитию учащихся, развивать чувство ответственности за  

  своё здоровье и образ жизни, создавать условия для возможности занятий спортом и

  физической культурой.

 Идея: «Воспитание детей  – вклад в судьбу России».

Работа ведется под девизом: «Живи, твори, дерзай – мощь Кубани и  России укрепляй».

        Анализируя  анкеты  родителей,  я  выяснила  то,   что    родители    с    ностальгией

вспоминают о детских  общественных организациях школы советских времен, когда они были октябрятами и пионерами, где у каждого ребенка были общие цели и интерес, правила по которым они жили. По их мнению, это, прежде всего развитие способностей, полезное время провождение, приобретение опыта общения с другими людьми, умение организовываться и быть полезным и другим людям. Почти каждый второй родитель высказал пожелание о том,  что - бы его ребенок обрел  настоящих друзей.

        Именно эти высказывания послужили для предложений с моей стороны помочь продумать и  организовать  в классе свою организацию, которая бы имела свое название отряда, девиз, речёвку, эмблему  и, конечно же, единые для учащихся нашего класса правила, ведь класс- это тоже ячейка нашего общества, хоть и очень малочисленная. Работа велась в тесном сотрудничестве с родителями класса. Свою работу мы строили на основе законодательной базы, регламентирующей деятельность детских объединений, и с учетом региональных особенностей, а именно географических, демографических условий, национальной культуры и традиций.  За основу  мной была предложена программа ККДОО «Пионеры Кубани», которая решает задачи социализации подрастающих граждан России, воспитывает их достойными гражданами и патриотами российского государства.

        Класс, в котором  я работаю, является сплоченным и дружным коллективом, где каждый ребенок чувствует свою значимость и переживает за своих товарищей. Каждого нового члена коллектива  дети встречают с огромной радостью и помогают ему адаптироваться в новых условиях.

          В 1-2 классах  я выполняю функцию «пайдогога» (что в  дословном переводе «пайдогогос» с греческого означает – «детовождение»), который рассказывает ребенку о красоте и устройстве мира, отвечает на все его вопросы и открывает ему своим личным примером нравственно-этические чувства, которые неразрывно связаны с любовью ко всему живому, к природе, предкам, истории и Отечества. Учащиеся  в 3-4 классе стараются  проявлять активную позицию в составлении плана мероприятий и их проведении.

        Класс поделен на команды.  Это «Знатоки», «Исследователи», «Спортсмены», «Художники», «Театралы», «Трудовики». В отличие от предыдущего распределения на команды, которое проходило при помощи учителя, в этом году  разделились на команды самостоятельно, основывая свой выбор на интересах и желании быть рядом с более авторитетными для себя людьми. Ребята сами выбрали среди себя детей, которых им хотелось видеть во главе команд, и определили новые названия, которые бы отражали направления деятельности каждой команды. Такие действия  учащихся позволили выявить группу ребят, которые пользуются уважением в коллективе и чье мнение важно для детей. Ребята  принимают активное участие во всех мероприятиях класса и школы, часто являются их инициаторами (викторины, инсценировки, соревнованиями между классами).

        Эта работа отображена в классном уголке, в котором указаны все направления  в  гражданско-патриотическом  воспитании  учащихся класса.

  1. Список класса.
  2. Актив класса.
  3. Группы детей по интересам.
  4. Название отряда и  правила, учащихся класса.
  5. Девиз, речевку отряда.
  6. Воспитательные мероприятия класса и рубрика  « Поздравляем!!!»  (приложение №18).

Составление плана работы – это большая и сложная работа. Работая с ним, стараюсь, чтобы он был интересным и оригинальным, чтобы в нем были запланированы мероприятия по всем основным направлениям воспитательной работы, чтобы через досуговую деятельность учащиеся моего класса смогли раскрыть свои способности и таланты как можно лучше.

                  Диагностика воспитательной работы

        Воспитательная деятельность, как и любая другая, предусматривает получение и оценку результатов, исходя из цели, которая ставилась. Мне, классному руководителю, необходимо отследить предварительные, промежуточные и конечные (итоговые) результаты своей деятельности. Это нужно для корректировки содержания форм и методов  педагогической деятельности и создания необходимых условий для ее совершенствования в интересах лучшего воспитания школьников.

Требования к изучению (диагностике) личности и коллектива

  • 1. Направленность на выявление особенностей ребенка.
  • 2. Оценка результатов  в сопоставлении прошлых и сегодняшних диагностик.
  • 3. Исследование – в  течение  всего периода обучения учащихся.
  • 4. Выявление потенциальных возможностей развития ученика.
  • 5. Направленность на решение педагогической задачи.
  • 6. Учет возрастных особенностей школьников.
  • 7. Охват  исследованием всех учащихся.
  • 8. Систематичность и комплексность.

           Оптимизация работы предусматривает малозатратную  (для педагога) и здоровье сберегающую (для воспитанников) организацию воспитательной деятельности, а в итоге   – успешное достижение поставленных целей. В основе лежат идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование  и возможность анализа  путем поэтапного воспроизведения.

        Оптимизация работы подразумевает овладение  классным руководителем педагогическими технологиями, в том числе воспитательными, знание психологических и возрастных особенностей воспитанников, умение с их учетом самостоятельно разрабатывать (проектировать) конкретные воспитательные дела, отслеживать результаты своей деятельности. В итоге я веду  проектирование  и программирование воспитательного процесса  в начальной школе  сроком 2 года, с учетом ежегодной корректировки.

        Успешность оптимизации работы, как классного руководителя, зависит от знания педагогических технологий и владения педагогической техникой; профессионального  использования методов и форм воспитания; владением различными способами организации и проведения воспитывающей деятельности; владения технологией анализа деятельности.

        Помощником для меня является программа изучения коллектива.

                                     Программа изучения коллектива

        1. Общие сведения о коллективе (этот раздел оформляется один раз, при  формировании коллектива: название коллектива; возраст детей; отношение детей к  выполнению общественных обязанностей; социальный паспорт класса).

         2. Подготовленность коллектива к школе (сведения записываются  один раз  на основании наблюдений  за детьми,  после завершения  адаптационного  периода учащихся  в 1 классе).  

        3.  Карта  возрастных особенностей (приложение № 19).

        4.  Карта видов  деятельности детей (приложение № 20).

        5.  Список традиционных дел в классе (приложение № 21).

        6.  Карта диагностики классного руководителя (ее можно делать как общую по всем направлениям, так и по отдельному направлению над которым ведется работа (приложение № 22).

                                                Результативность работы

        Чтобы определить результативность воспитательной работы в классе необходимо:

1) на каждого ребёнка заводится таблица, которая позволяет увидеть активность детей в творческих делах класса и школы.  Эта  работа, позволяет отследить, в каких мероприятиях принимал участие каждый ученик класса (приложение №23).

 2)  карточка  на   каждого   ученика   в   классе   по   качеству   воспитанности   учащегося

( приложение № 24). Оценка воспитанности по 10 уровням оцениваются по трехбалльной системе, баллы суммируются, подводятся итоги, где по результатам наблюдений корректируется или планируется дальнейшая  работа педагога.

                             

                       Результативность работы по воспитанию детей.

         мероприятия

                          класс

мониторинг участия в мероприятиях

1 класс

2007г.

2 класс

2008г.

3 класс

2009г.

4 класс

2010г.

Участие в классных                  мероприятиях.

15ч.

62%

20ч.

71%

24ч.

89%

Участие в мероприятиях муниципального и регионального уровня.

3ч.

10%

12ч.

44%

14ч.

51%

Тимуровская работа.

100%

100%

100%

Встречи с удивительными людьми.

100%

100%

100%

               Участие

в исследовательской работе.

      8%

     21%

      30%

Участие в общественно-полезном труде, трудовых десантах по благоустройству памятника, акции «Чистая станица».

100%

100%

100%

Занятость в кружках и секциях.

40%

     60%

     90%

    Количество учащихся

       

Участники в процентах

        В дальнейшей работе, считаю необходимо достичь по всем видам  деятельности  100% показатели. Ведь вся работа не  носит разовый характер, а выстраивается в четкую систему.  Выбор  мероприятий был целесообразен, т. е. содержание и форма соответствовали  задачам проводимого мероприятия,  они были подготовлены и проведены качественно, с использованием современного содержательного материала и технологий – это немаловажный фактор в достижении поставленных задач.

 

                                              Актуализация темы

Тема  патриотизма – ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для российских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно «пробудить любовь», потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

        В современном историческом процессе проблемным остаётся не только духовное, но и физическое существование народа, и поэтому главными направлениями образования (и исторического в том числе) должны стать народное возрождение и процветание. Необходимо восстановление в своём высшем гражданском достоинстве благородных понятий «патриот» и «патриотизм», обозначающих неразрывную и действенную связь человека со своей землёй. И верно сказал И.А.Солженицын: «Горе той стране, где слова «патриот» и «демократ» считаются бранью». И  документе «О состоянии и перспективах государственной национальной политики» сказано: «Формирование сознания «Я – россиянин» должно проходить через собственное отечественное самочувствие каждого человека, воспитание державного патриотизма, гордости за Отечество, отечественные народы и соотечественников».

        «Целью воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты», – сказал В.Бехтерев. Эти слова, отражают в полной мере современный подход  к организации досуговой работы в общеобразовательном учреждении, которое является самой значимой частью в воспитании личности.

        А  классный час – это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого и ребенка, извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.  

        И особенно важными  являются: интерес к проводимому мероприятию у самих ребят, понимание значимости, важности, и непосредственное участие школьников в подготовке всех выбранных форм. Соблюсти эти условия не сложно, но необходимо. Только тогда выбранные  формы патриотического воспитания станут мощным фактором в развитии у подрастающего поколения чувства любви к Родине, семье, близким, ответственности за настоящее и будущее этих главных человеческих ценностей нашего общества. А это и есть главная задача патриотического воспитания.                                  

                                       

                       Библиографический список.

  1. «Воспитываем патриота и гражданина» Н.Ю.Кадашникова. Волгоград: Учитель, 2009г.  - 221с.

 2. «Военно-патриотическое воспитание детей и подростков» Н.К.Беспятова, Д.Е. Яковлев. Москва: Айрис-прес, 2006г. -192с.

3.  «Гражданско-патриотическое воспитание»  И. А. Тисленкова, Волгоград: Учитель 2006г.-172с.

4. «Из опыта работы заместителя директора по воспитательной работе» В.В.Шумилова, Н.П.Кузнецова. Волгоград: Учитель, 2007г. -155с.

5. «Мастер класс для заместителей директора школы по воспитательной работе» Т. М. Кумицкая, О. Е. Жиренко. Москва: 5 за знания, 2006г.-155с

6. «Мир школьных праздников» Е. В. Савченко, О. Е. Жиренко. 2-е изд. Москва «5 за знание», 2005г.-183с.

7. Научно-методический журнал «Воспитание школьников» № 4, 2005г.

8. Научно-методический журнал «Воспитание школьников»№ 5, 2005г.

9. Научно-методический журнал «Воспитание школьников»№ 6, 2007г.

10. «Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитию его педагогической культуры» А. В. Иванов. Москва ЦГЛ 2005г.-224с.

11. «Справочник завуча» Н.И.Дереклеева. Москва «ВАКО» 2006 г.-352с.

12. «Справочник классного руководителя» Н.И.Дереклеева. Москва: «ВАКО» 2002г.-190с.

13. «Сто добрых дел для нас не предел» Н. Ф. Дик, Ростов-на-Дону: «Феникс» 2007г.-317с.

      14. «Я гражданин – России!» Классные часы по гражданскому и патриотическому  

        воспитанию: 1-4 классы. – М: «ВАКО», 2008г.- 160с.                                              

               

        

                                                                                                                                                                         

                                                                                                                 

                                                                                                             

                     

                                                                                                              

                                                               

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Мой район-моя гордость" Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе образования: инновационные подходы и технологии.

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе образования: инновационные подходы и технологии.Видео классного часа можно посмотреть по ссылке http://video.yandex.ru/users/...

Роль семьи в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста

Статья о значении семьи в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста...

Обобщение опыта на тему "Гражданско-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста"

В работе представлено обобщение опыта учителя начальных классов с презентацией, рассказывающее об основных аспектах гражданско-патриотического воспитания учащихся младших классов....

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста с использованием национально-регионального компонента.

Важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан.Перед общеобразовательной шк...

Формы и методы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в образовательном процессе школы.

В статье рассматривается практическая работа по патриотическому воспитанию  из  личного опыта  работы учителя начальных классов Толдоновой Т.И....

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста

Патриотическое воспитание играет большую роль в социальном и духовном развитии ребёнка ....