« 60 - летие первого полёта человека в космос»
классный час (2 класс)

Проницына Юлия Владимировна

Данный классный час я проводила в своем классе. Воспитывать любовь к истории страны, знать историю, своих героев-одно из важных направлений моей работы. Очень надеюсь,что и вам оно тоже пригодится и понравится. В конспекте имеются игры, биография космонавтов, конструктора,загадки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

II Всероссийский дистанционный конкурс среди классных

руководителей на лучшие методические разработки

воспитательных мероприятий (региональный этап)

Патриотическое воспитание и формирование российский идентичности

« 60 - летие первого полёта человека в космос»

Проницына Юлия Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ школа №19 имени 212 полка г.о.Кинешма

2021

Пояснительная записка

  1. Тематическое направление данной работы - патриотическое воспитание и формирование российский идентичности.
  2. Тема воспитательного мероприятия: «60 - летие первого полёта человека в космос».

Актуальность. 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать ―что тут особенного?

Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили, как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра –эра освоения космоса. 12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле ―Восток совершил полет первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин. Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности. В этом созвездии одни из самых ярких –имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина и имя главного конструктора академика Сергея Павловича Королева.

В нашей школе с 12 по 19 апреля проходила неделя науки «Фантазии о космосе». Готовясь к ней,  я провела беседу с детьми 2 класса о том, что они знают о космосе. Но знания детей, к сожалению, ограничивались знанием имени Юрия Гагарина. Поэтому я включила в данную неделю проведение классного часа.

Форма и содержание классного часа направлены на основе реальных  событий,  воспоминаний, познавательной литературы, наглядных пособий.

Дети не имеют достаточных знаний о космосе, космонавтах, мало интересуются данной темой и не читают познавательную литературу о космосе, поэтому тема и содержание затрагивают актуальные проблемы для российского общества в настоящий момент.

Проанализировав беседу с детьми, я выбрала форму проведения мероприятия- классный час.

  1. Целевая аудитория воспитательного мероприятия – обучающиеся 2 класса (8-9 лет).
  2. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя.

Классный час «60 - летие первого полёта человека в космос»- одно из мероприятий по патриотическому воспитанию детей. День космонавтики проходит один раз в году. Поэтому он должен быть познавательным, соответствовать возрасту детей, информативным, интересным.

  1. Цель мероприятия – развивать интерес учащихся к изучению космонавтики.

Задачи:

  1. Получить информацию о К. Циолковском, С. Королёве, Ю. Гагарине;
  2. Развивать чувство патриотизма и гордости за достижения своей страны в освоении космоса;
  3. Формировать  коммуникативные способности и работать в группе;
  4. Стимулировать учащихся к расширению кругозора, поиску и выделению необходимой информации,
  5. Мотивировать к дальнейшему изучении космоса.

Планируемые результаты:

  1. Учащиеся знают о К.Циолковском, С.Королёве, Ю.Гагарине
  2. 4 проекта по теме «Космос»
  3. Учащиеся умеют работать в группе, добывать информацию из различных источников информации
  4. Учащиеся заинтересовались  темой и продолжат ее изучать.
  1. Форма проведения мероприятия – классный час.  У учащихся имелись очень скудные знания о космосе, космонавтах, поэтому я выбрала именно эту форму воспитательного познавательного мероприятия. В ходе классного часа ученики не только получат новые знания, но и активно и охотно будут делиться теми или иными сведениями о выдающихся людях.
  2. Для проведения данного мероприятия был выбран метод проекта, который развивает умения исследовать, изучать и отбирать необходимую информацию. Данный метод позволяет не только научить учащихся отбирать информацию, но и развивает коммуникативные способности, развивает лидерские качества, сплачивает микроколлектив.  Также использовались прием интеграции – выполнение макета ракеты, физкультминутка – для смены деятельности учеников.
  3. Для проведения мероприятия библиотекарь подобрала различную научную и интересную литературу о космосе, учащиеся с родителями помогли организовать выставку рисунков и поделок по теме «Космос».  В качестве наглядного материала была составлена презентация, подобраны плакаты по данной теме, музыка, подготовлены шаблоны для макета ракеты. Учащиеся были заранее разделены на 4 группы. В каждой группе был лидер, который распределил обязанности. Каждая группа готовила проект по определенной теме, которую ученики получили путём жеребьёвки. Учащиеся готовили и оформляли проект во время внеурочной деятельности.
  4. Методическая разработка обладает практической значимостью для патриотического воспитания и формирования российской идентичности.

Данный материал можно использовать воспитателям с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет), немного сократив материал сообщений.  Либо, дополнив сведениями о подготовке космонавтов к полёту, повседневных буднях космонавтов в Космосе, данный классный час можно провести с детьми 3-5 классов (10-12 лет).

Сценарий  классного часа «60 - летие первого полёта человека в космос»

Учитель стоит в центре класса перед учащимися, которые заранее были рассажены за партами на 4 команды.

На сенсорной доске видно заставку с названием мероприятия. На доске оформлена выставка рисунков, висят плакаты с портретами К.Циолковского, С.Королева, Ю.Гагарина, В.Терешковой, плакат с ракетой «Восток». Перед доской книжная выставка по теме «Космос».

Звучит фонограмма песни группы «Земляне» «Трава у дома» на стихи А.Поперечного. (слайд 1)

Ход мероприятия:

Учитель:

Здравствуйте, ребята.

Встаньте ровно, подтянитесь и друг другу улыбнитесь.

Пожалуйста, присаживайтесь.

Для того, чтобы узнать тему нашего классного часа, послушайте и отгадайте загадки:

Чудо-птица, алый хвост.

Прилетела в стаю звезд.

Ученики : ракета

Учитель:

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету

Дети, кто, скажите это?

Ученики: космонавт

Учитель: Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?

Ученики: о космосе

Учитель:Правильно, сегодня мы  будем говорить и узнавать новое  о космосе, о космонавтах.

Ребята, а всё ли вы знаете о космосе?

Ученики: Нет

Учитель: Космос! Как много в этом слове таинственного, необъяснимого, непонятного и в то же время привлекательного, интересного, манящего. Люди во все времена с интересом смотрели на звездное небо и пытались понять, что там… Человечество на протяжении всей истории пытается разумом объять космос. Но также, как ребенок делает свой первый шаг в жизни, мы – люди сделали свой первый шаг в освоении и понимании космоса.

Сегодня, 12 апреля, исполнилось 60 лет со дня первого в истории человечества полёта человека в космос – этот День вошёл в историю Земли как День космонавтики.

Мы с вами тоже отправимся в полёт-знаний.

А кто из вас знает, как называлась ракета, на которой Юрий Алексеевич совершил полет в космос? Давайте разгадаем ребус. (слайд 2 )

Учитель: Сейчас я вам предлагаю сделать для полета вашу ракету (из готовых шаблонов) и дать ей название..(учащиеся делают макет ракеты от группы)

Молодцы! Теперь и мы отправляемся в полет. Поехали!!!

Учитель: Первая остановка «Конструкторская». Ребята, а вы знаете, кого называют «отцом космонавтики»?

Ученики: нет

Учитель:  И первая команда нам расскажет о  нём.

 (Дети заранее готовили проект.)

Ученики: Константина Эдуардовича Циолковского называют «отцом космонавтики». Именно благодаря его научным работам люди смогли подняться в космос. Будущий ученый родился в Калуге. В детстве, после перенесенной болезни, он стал плохо слышать. Константину пришлось уйти из школы и заниматься самостоятельно. Ему нравилось учиться, изобретать что-либо новое с самого детства. Его дом напоминал научную лабораторию. Здесь сверкали электрические молнии, вертелись колеса, звенели колокольчики, летали шары. В 1903 году в журнале «Научное обозрение» появилась работа Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами». К.Э.Циолковский писал: «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели. Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство». Сейчас всем знакомо слово – невесомость. Но в начале 20 века это слово пришлось придумать Циолковскому, для обозначения необычного состояния, которое наступает в ракете. Человек, потерявший свой вес, может свободно перемещаться в воздухе. Константин Эдуардович разработал теорию реактивного движения в космических перелетах, именно ему принадлежит идея использовать для полетов многоступенчатые ракеты. Также он трудился в области теоретической космонавтики. Помимо этого, им были созданы труды философского направления, в том числе с элементами научной фантастики. Многие из предсказаний Циолковского уже сбылись, но ещё больше сбудутся.

Учитель: Космос очень холодный и опасный, в космосе - невесомость. Это неблагоприятное явление для космонавта. Под действием невесомости у человека начинает кружиться голова, его укачивает. Также в открытом космосе большая разница температур: то высокая, то низкая. Для защиты каждому космонавту нужна специальная одежда – это скафандр. Надевать его не просто и для этого нужна тренировка. Давайте попробуем. В конверте у каждой команды находится фигура космонавта (на бумаге) и части скафандра. Соберите и наклейте части скафандра на космонавта. Победит та команда, которая это сделает правильно и быстрее всех.

(Учащиеся собирают и приклеивают скафандр на лист бумаги А4 с фигурой космонавта)

Учитель: Молодцы! Отправляемся дальше. Ребята, а как вы думаете, без чего точно в космос не попадет ни один человек?

Ученики: без ракеты.

Учитель: Верно, без ракеты в космос не попасть. А проектирует и строит ракету инженер-конструктор.  Сейчас вторая команда расскажет нам, кто же был первым инженером-конструктором космических кораблей.

Ученики:С освоением космоса связано неразрывно имя Сергея Павловича Королёва – главного конструктора космических кораблей. Сергей Павлович совершил величайшие прорывы в мировой космонавтике, но имя главного конструктора долгое время было засекречено. Давайте посмотрим небольшой фильм «Конструктор Королев С.П.» (Телестудия Роскосмос).

Сергей Павлович вместе с другими учеными и изобретателями работали над созданием ракет. Ракеты постоянно совершенствовались, они держались в воздухе всё дольше и летели всё дальше. И вот 4 октября 1957 года был совершен запуск первого в мире искусственного спутника Земли. Его знаменитые «бип-бип-бип» услышали многие радиолюбители мира.

Генеральный конструктор считал, что следующий этап – это создание корабля для полёта одного - двух человек по орбите. Ученые стали проводить опыты с животными. С.П. Королеву посоветовали брать для тренировочных полетов беспородных собак, так как они более выносливые и неприхотливые существа, а также легко поддаются дрессировке.

Учитель: Спасибо! Поехали дальше! Первого человека, увидевшего нашу планету из космоса, знает весь мир. Но задолго до него всю красоту земли увидели первые животные в космосе. Кто они и какова их судьба? И о них нам расскажут ребята 3 команды.

Ученики:Как ни странно, но первое животное, запущенное в космос, - это не всемирно известные советские дворняги Белка и Стрелка. Ими были обычные плодовые мухи (дрозофилы), которые удачно перенесли путешествие на высоту более 109 километров внутри трофейной ракеты ФАУ-2 в 1947 году. Запуск немецкого фугаса проводили американцы. Мушки передали эстафету освоения космоса млекопитающим.

Американские ученые выбрали на роль первых животных в космосе приматов. Начиная с 1948 года специалисты NASA осуществили несколько запусков космических аппаратов с макаками на борту, каждый из которых заканчивался гибелью примата-космонавта. Причиной часто становились перегрузки во время полета, взрыв ракеты, отказ парашютной системы при посадке. Только в 1951 году макаке с полетной кличкой Альберт VI удалось выжить после космического путешествия.

Французские ученые в своей работе отдавали предпочтение кошкам. В 1963 году свой экспериментальный полет на высоте 100 км совершила полосатая кошка Фелисетта, благополучно возвратившаяся домой и прожившая после этого полноценную кошачью жизнь.
Собаки в космосе оказались по воле советских ученых. Выбор пал на этих животных благодаря их умению контактировать с человеком.

Начиная с 1951 года в СССР было проведено около трех десятков суборбитальных стартов с участием 41 собаки. Собак отбирали по строгим критериям исходя из возможностей и размеров аппаратов и физиологических параметров животных.

Первыми собаками в космосе, прошедшими строгий отбор и дрессировку, в 1951 году стали Цыган и Дезик, отправившиеся в космическое путешествие на ракете. Их полет, который оба пса перенесли без физиологических проблем, проходил на высоте 87,7 км, продолжался около 20 минут и завершился успешной посадкой. Единственной травмой стала царапина на животе у Цыгана.

Неделю спустя Дезик совершил повторный полет с новым напарником, собакой по кличке Лиса. Полет закончился трагически, из-за отказа парашютной системы аппарат разбился при приземлении, обе собаки погибли. После этого происшествия было принято решение о разработке аварийной системы катапультирования, а Цыгана сняли с последующих полетов.

В том же 1951 году благополучно слетали в космос собаки Мишка и Чижик. Новой вехой в истории космонавтики, и одновременно самой печальной историей о первых животных в космосе, является полет Лайки — аппарат с ней вышел на орбиту Земли. Лайка была пассажиром корабля Спутник-2, стартовавшего в 1957 году с космодрома Байконур. Возвращение собаки изначально было невозможно из-за технического уровня аппаратов того времени. Однако собака погибла из-за перегрева капсулы и стресса. Космический аппарат сгорел в атмосфере на 162-й день полета. Первыми из животных побывавших в космосе совершили орбитальный полет и вернулись на Землю знаменитые дворняги Белка и Стрелка. Основной задачей полета было исследование влияния на организм животных перегрузок, сопутствующих орбитальному полету, длительного состояния невесомости, перехода между этими состояниями, и тестирование систем обеспечения жизнедеятельности в космосе, а также безопасности полета. Кроме этого, важным аспектом пребывания Белки и Стрелки в космосе было изучение воздействия космической радиации на животных и отражение этого воздействия на их наследственности. Эксперименты дали желаемый положительный результат.

Учитель: В мае 1959 года был объявлен набор в первый отряд космонавтов. Выбирали из военных лётчиков-истребителей, так как по роду службы им постоянно приходилось иметь дело с огромными перегрузками. Отбирали строго. Человек должен быть физически крепким и в то же время уметь контролировать свои чувства. В первом отряде космонавтов оказалось 20 человек. Началась подготовка космонавтов к полёту. Они ежедневно занимались физической подготовкой и закаливанием. Будущих космонавтов испытывали в барокамерах, термокамерах и сурдокамерах, вращали на центрифуге.

И вот, наконец, 12 апреля 1961 года был совершен полет первого человека в космос на орбитальном корабле «Восток». Первым  космонавтом планеты стал Юрий Гагарин! Сбылась мечта – человек полетел в космос! Обычный день был прерван сообщением: «Работают все радиостанции Советского Союза! Впервые в мире! Человек в космосе!»

Я вам сейчас предлагаю представить себя в роли космонавта и выполнить некоторые упражнения вместе со мной.

Физкультминутка.

На ракете мы летим,
(Руки вверх домиком).
В невесомости парим.
(Наклоны в стороны).
Смотрим все в иллюминатор,
(Руки ко лбу).
Ищем для посадки кратер.
(Повороты влево, вправо).
Вдруг пошёл метеоритный
Дождь космический магнитный.
(Резко машем кулаками в стороны).
Мы на кнопку нажимаем
(Имитация нажимания пальцами на кнопки).
И ракету опускаем.
(Присели).
Повреждений вроде нету,
(Руки на пояс, повороты туловища).
Мы выходим на планету!
(Маршируем).

Учитель: О первом космонавте планеты нам расскажут ребята 4 команды.

Ученики:Он родился 9 марта 1934 года в крестьянской семье. Его мать, Анна Тимофеевна, и отец, Алексей Иванович, были из деревни Клушино Гжатского района. Пережив трудное время немецкой оккупации, семья Гагариных в 1945 году переехала из Клушино в город Гжатск. После окончания школы Юрий поступил в Люберецкое ремесленное училище, которое окончил по специальности формовщик-литейщик.

Затем он поступил в Саратовский индустриальный техникум, а с 1954 года начал заниматься в Саратовском аэроклубе. В 1955 году Гагарин с отличием окончил Саратовский индустриальный техникум, а 10 октября того же года - Саратовский аэроклуб.

Отбор в отряд первых космонавтов начался за два года до легендарного старта. Главный конструктор Сергей Королев изложил требования - возраст примерно 30 лет, вес до 72 килограммов, рост - не выше 170 сантиметров.

Программа подготовки космонавтов первого набора отличалась предельной жесткостью. Всем летчикам пришлось пройти строжайший медицинский отбор, испытания на центрифуге, в барокамере, на вибростенде, вращающемся кресле, а также пройти испытания на полную изоляцию в так называемой "камере тишины" размером примерно три шага в длину и полтора - в ширину. Юрий Гагарин наравне со всеми успешно прошел испытание в период с 26 июля по 5 августа 1960 года.

И вот 108 минут в космическом пространстве. Он первый человек в мире увидел нашу планету с высоты космического полёта.

Погиб первый космонавт планеты 27 марта 1968 года при выполнении тренировочного полета в сложных метеоусловиях. По официальной версии, самолет "МиГ-15", пилотируемый Гагариным и командиром учебного полка Центра подготовки космонавтов полковником Серегиным, вошел в штопор, а для его вывода якобы не хватило высоты. Самолет упал в лес и разбился вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области.

Для увековечения памяти Гагарина город Гжатск Смоленской области был переименован в Гагарин. Имя Гагарина присвоено Военно-воздушной академии подмосковного города Монино. Учреждена стипендия имени Гагарина для курсантов военных авиационных училищ. Имя Гагарина носят Центр подготовки космонавтов, научно-исследовательское судно Академии наук, улицы и площади многих городов мира.

В деревне Смеловке неподалеку от места приземления первого космонавта установлен мемориал. В городе Гагарин работает объединенный мемориальный дом-музей. Один из крупнейших кратеров на обратной стороне Луны (диаметр 250 километров), расположенный между кратером Циолковский и Морем Мечты, также носит имя первопроходца Вселенной.

Учитель: День 12 апреля стал доказательством осуществления любой, даже самой смелой, человеческой мечты. С тех пор он ежегодно празднуется человечеством как Всемирный день космонавтики.

16 июня 1963 г. – первый полет в космос женщины - Валентины Терешковой.

18 марта 1965г. – первый выход человека в открытый космос – Алексея Леонова.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт?

Перед вами на доске (сенсорной)  изображение космонавта. 2 человека от каждой команды выйдут и выберут, из перечисленных, подходящие качества для любого космонавта.

(Учащиеся выполняют задание по очереди от каждой команды)

 Учитель: Давайте  назовем еще раз эти качества.

Ученики: смелость, выдержка, ответственность, аккуратность, внимательность, ловкость, физическая подготовленность, коммуникабельность.

 Учитель:Ну, что сказать? Молодцы! Вас можно запускать в космос хоть сейчас! А наше путешествие закончено, можно возвращаться на Землю!

Рефлексия.

Учитель: Жил мальчишка на краю Москвы

Может быть, такой как я и ты.

Может, шире чуть в плечах,

Может, сдержанней в речах,

А в глазах побольше синевы…

Ночь придет и все уснет в саду,

Звезды спят в серебряном пруду,

И уже в который раз

Мальчугану снится Марс.

Свято верит он в свою мечту!

Учитель:А я вам желаю иметь свою мечту, и чтобы она обязательно сбылась. О космических полетах, космонавтах, их биографиях вы можете узнать в различных научно-познавательных книгах и энциклопедиях. Надеюсь, что сегодня вам было интересно и вы узнали много нового. Спасибо всем за плодотворную работу.

Сейчас приглашаю всех на селфи юных космонавтов.

( Ученики фотографируются всем классом у доски, в заранее заготовленных шаблонах-скафандров).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"12 апреля - день первого полёта человека в космос"

Информационно - развлекательное мероприятие по теме "Космос" с презентацией, конкурсами, приуроченное ко Дню космонавтики...

Конспект классного часа. Тема: «50 лет со дня первого полёта человека в космос»

Цель урока познакомить учеников с фактами первого полёта, с биографией Ю. А. Гагарина. выявить имеющиеся у детей знания по теме, расширять кругозор детей....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Космос и Вселенная» для учащихся кружка прикладного творчества «Самоделкин» по теме: 55-летие первого полёта человека в космос

Цель:  Познакомить детей с историей развития отечественной космонавтики и теми людьми, которые внесли огромный вклад в покорение Вселенной. Задачи:   Образовательные:   Р...

Урок математики,посвящённый «50-летию первого полёта человека в космос».Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд.

Часто использую на уроках математики уроки-путешествия , особенно дети любят совершать путешествия в неизведанный мир космоса....

Презентация "Классный час "60 лет первому полёту человека в космос!""

Презентация предназначена для начальных классов. Может быть использована педагогами в форме классного часа, во внеурочной деятельности....