методическая разработка. патриотическое воспитание в начальной школе.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Ладанова Маргарита Геннадьевна

Что означает понятие "патриотизм"?

Направления деятельности по патриотическому воспитанию в начальной школе.

Содержание,принципы работы по патриотическому воспитанию в начальной школе в основе,которой Государственная Программа патриотического воспитания подрастающего поколения и молодёжи..

Особенности патриотического воспитания в начальной школе.

Формы,методы,средства,технологии патриотического воспитания в начальной школе.

Краеведение,как эффективная форма работы патриотического воспитания в начальной школе

Вовлечение родителей (опекунов) в  совместной работе по патриотическому воспитанию в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_raboty_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание обучающихся в начальной школе.

Содержание.

Введение.

1. Педагогические основы формирования патриотического воспитания

Учащихся начальной школы.

1.1. Сущность понятий «патриот».

1.2. Направленность патриотического воспитания.

2. Методические основы патриотического воспитания учащихся

начальной школы в современной, многонациональной России.

2.1. Педагогические условия формирования гражданско-патриотического воспитания учащихся начальной и старшей школы.

2.2. Краеведение, как направление патриотического воспитания школьников.

2.3. Внеклассные, внеурочные мероприятия по формированию патриотического воспитания для учащихся начальной школы.

2.4. Вовлечение родителей, семьи учащегося в организацию и проведение внеклассных, внеурочных мероприятий.

2.5. Методическая разработка и план мероприятия по патриотическому воспитанию обучающихся.

Цель работы по патриотическому воспитанию – выявление методов и приемов, используемых в воспитательной работе классного руководителя, в целях реализации гражданско-патриотического сознания младших школьников.

Задачи работы по патриотическому воспитанию.

1.Обоснование задач и принципов гражданско-патриотического воспитания учащихся начальной школы;

2.Определение методов и приемов гражданско-патриотического воспитания учащихся начальной школы с учётом принципов преемственности и закономерностей развития многонациональной России;

3. Выявление и применение эффективных форм и методов воспитания патриота и гражданина в начальной школе.

Процесс реализации гражданско-патриотического воспитания младших школьников педагогом -наставником, как предмет исследования создания педагогических условий работы по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников в соответствии с ФГОС.

            В рамках национального проекта «Образование» Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями осуществляет реализацию регионального проекта Санкт-Петербурга «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» рамках направления «Образование». Сроки реализации проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на территории города федерального значения Санкт-Петербург» с 01.01.2021 по 31.12.2024. На основании Соглашения между Министерством просвещения Российской Федерации и городом федерального значения Санкт-Петербург о реализации регионального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»
на территории города федерального значения Санкт-Петербург» от 09.12.2021 региональными результатами являются:

  1. Обеспечение разработки и внедрения к 2022 году рабочих программ воспитания, обучающихся во всех общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.
  2. Обеспечение увеличения численности детей и молодежи в возрасте до 35 лет, вовлеченных в социально активную деятельность через увеличение охвата патриотическими проектами.
  3. «Создание условий для развития системы межпоколенческого взаимодействия и       обеспечения преемственности поколений, поддержки общественных инициатив и проектов, направленных на гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи».

        Остановлюсь, в частности, на патриотическом воспитании школьников начальной. Педагогические подходы к работе по воспитанию патриотизма школьников начальной школы можно сделать более естественными, эффективными, если в основе программы разработать комплекс мероприятий, направленных на совершенствование работы по патриотическому воспитанию школьников, а получить в ближайшей перспективе предполагаемые результаты: - повысить уровень в духовно - нравственном развития школьников; обеспечить комплексный подход к всестороннему и гармоничному развитию учащихся школы; повысить эффективность воспитания у детей познавательный интерес к изучению родного края, города; изучения истории своей семьи; школы, в которой учатся; к истории своей многонациональной страны; повысить эффективность воспитания у детей уважения к истории своей страны, ветеранам Великой Отечественной войны и тружеников тыла, гордости потомков великой истории великой страны.

"Дитя, раскрывая глаза должно видеть отечество

и до смерти не должно ничего видеть, кроме отечества".

Ж-Ж. Руссо

  1. Так, что же такое «патриотизм»?

            Патриотизм с греческого языка означает «соотечественник»,  «отечество».       Одновременно значение слова «патриотизма»  рассматривается, как политический принцип и как социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к любым жертвам ради неё,-такое определение  слову «патриотизм» в энциклопедических словарях дается

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификацию себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими представителями своего народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Вот что говорил о «патриотизме» Патриарх Московский Алексий II в интервью газете «Труд» в 3 ноября 2005 года: «Патриотизм-это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нём, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.

Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам

  1. Направленность патриотического воспитания

Основные направления патриотического воспитания в начальной школе должны быть сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2021-2024 годы».

1.Духовно-нравственное. Это сознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций.

     2. Историко-краеведческое. Целостность мероприятий, направленных на познание исторических и культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывной связи с ней, формирование гордости и сопричастности к деяниям предков и современников, исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном крае.

   3. Гражданско-правовое. Воздействие на школьников через комплексный подход в проводимых мероприятиях на формирование правовой культуры и уважения к Закону, Конституции, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, готовности к служению своему народу; воспитания уважения к государственной символике страны, таких Гимн, Флаг, Герб; историческим памятникам.

   4. Социально – патриотическое. Направленное на активизацию духовно- нравственной и исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции гражданина своей страны, проявление чувств уважения, проявление заботы о людях пожилого возраста.

    5. Военно-патриотическое. Ориентир на формирование у школьников высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его, если возникнет необходимость, вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

    6. Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

7. Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих  способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, традициям проведения народных праздников и гуляний, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

        2. Методические основы патриотического воспитания учащихся начальной школы в современной, многонациональной России.

2.1. Формирование патриотизма происходит в процессе обучения, социализации и воспитания школьника, но социальное пространство в воспитании патриотизма не может быть ограничено только стенами школы. Основную роль здесь выполняют семья в совокупности с другими социальными институтами. Большую воспитательную роль выполняют средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения,

Для процесса воспитания и формирования патриотизма необходимо знать не только его сущность и содержание, но и психоэмоциональные, психологические, т.е., внутренние составляющие вместе выступают как носители нравственных качеств. Как и в других моральных качествах, в патриотизме выделяют следующие составляющие: мотивационный,

интеллектуально-эмоциональный, поведенческий, развитие которых требует специальной методики воспитательной работы в начальной школе.

В процессе учебных занятий школьники знакомятся с биографиями выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении родине, своему народу.

Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей земле, к родине, когда они занимаются краеведческой работой, совершают походы по родному краю.

2.2.  Краеведение, как направление и форма воспитательной работы является одной эффективных и целостных направлений в воспитании гражданина и патриота. Совершая походы или отправляясь на экскурсии по родному краю у учащихся формируются не просто представления, а они получают знания о родном крае и чувства привязанности к местам, где они родились и выросли, а вместе с новыми знаниями связаны яркие эмоциональные переживания. Знания, получаемые на уроках по предмету «Окружающий мир», получают новые знания, но через призму переживаний, чувства сопричастности к истории родного края. Краеведение сегодня очень важное направление в воспитании младших школьников из числа мигрантов, так как они познают свою новую Родину. Изучение родного края должно занимать важное место во внеклассной воспитательной деятельности. Для этого проводятся экскурсии в природу, походы по родному краю, создание уголков природы в школе, выставки поделок из природных материалов и конкурсы рисунков о природе.

2.3. Основной частью обогащения школьников патриотическими чувствами знакомство и усвоение ими истории героического прошлого нашего народа, его стремлении к укреплению могущества родной страны, о его мужестве в борьбе с иноземными захватчиками. Самым действенным и эффективным методом формирования патриотических взглядов и убеждений учащихся является использование положительных примеров патриотизма известных исторических деятелей, героев.

Реализация задач патриотического воспитания школьников осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов Российской Федерации и объектов воспитания, условий, среды, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной сферах. 

   2.4. Основные направления патриотического воспитания в начальной школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2021-2024 годы» подразумевают семь направлений и все они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предполагает их воплощение в жизнь  с вовлечением родителей, семьи в подготовку и проведение мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся начальной школы через:

1. Проведение мероприятий к памятным датам.

2. Участие в акциях, таких, как «Бессмертный полк», «Вахта памяти».

3. Проведение спортивно-массовых мероприятий.

4. Изучение родного края.

5. Организация конкурсов, смотров.

Какие результаты осуществления Программы ожидать:

  • повышение качества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми;
  • формирование гражданской грамотности учащихся; возрождение духовных ценностей школьников;
  • внедрение новых форм работы в и повышение эффективности патриотической работы;
  • улучшение условий для формирования патриотических чувств.

2.1. Педагогические условия формирования патриотического воспитания младших школьников.

        Патриотическое воспитание школьников это -любовь к родным местам, гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны, а в комплексе это ряд задач, которые необходимо решать:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование знаний о правах человека и правах ребёнка;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения и победы страны;

- формирование чувства уважения к другим народам, их традициям.

         В работе по патриотическому воспитанию младших школьников следует учитывать принципы организации работы:

1.Принцип историзма. Реализуется посредством сохранения хронологии явлений, событий и сводится к двум понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено не оформившегося у младших школьников исторического сознания: они не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событий.

2. Принцип гуманизма в  воспитании. Предполагает умение учитывать возрастное понимание ребенка, учесть его точку зрения, не игнорируя его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера. Общность в понимании возникает через взаимодействие и проявляется, как подобие групповому единству, основанном на эмпатии. Детско-взрослая общность возникает между людьми через пребывание их в одной эмоциональной ситуации, через переживание ими одного состояния (радости или отрицательных эмоций).

       3.Принцип дифференциации. Заключается в создании условий для самореализации     ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

4.Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, музеем: в естественном включении краеведческого материала в базовые программы начального образования. Ознакомление школьников с родным городом может стать остовом, вокруг которого интегрируются все виды деятельности.

       Если подвести итог: патриотическое воспитание детей является одной из основных задач образовательного учреждения.

Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности включает в себя различные формы, с использованием технических средств, таких как компьютер, проектор, интерактивная доска и др.

1.Внеурочное занятие.

2. Родительское собрание.

3.Экскурсия.

4.Праздник.

5.Конкурс, викторина.

6.Квест.

      7.Встреча с интересными людьми, с ветеранами.

2.5. Разработка внеклассного мероприятия по формированию патриотического воспитания для учеников начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....

Методическая разработка "Патриотическое воспитание в начальной школе"

В методической разработке представлен материал о необходимости патриотического воспитания в современной школе и представлен опыт работы по этой теме...

Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе, поиск и разработка инновационных методов и подходов.

В современных условиях идея патриотизма должна стать тем стержнем, вокруг которого сформируются значимые чувства, убеждения, устремления детей, ее готовность и способность к активным действиям для бла...

Методическая разработка по проведению занятий кукольного театра . Патриотическое воспитание учащихся начальной школы средствами народного творчества при организации школьного Кукольного театра.

Данные учебно-методические разработки  содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения по проведению занятий кукольного театра  в условиях реализации в начальной школе, техн...

Воспитательная программа учителя начальных классов «Мы живём в России». гражданственно-патриотическое воспитание в начальной школе

   В программе воспитательной работы представлены все стороны человеческой жизнедеятельности и развития личности; программа ориентирована на воспитание личности образованной, творческ...

Методическая разработка «Подвижные игры в начальной школе как средство физического развития и воспитания младшего школьника»

Человек играет только тогда,когда он в полном значении слова человек,и он бывает вполне человеком лишь тогда,когда он играет. Ф. ШиллерНормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движе...