Методическая разработка "Патриотическое воспитание в начальной школе"
методическая разработка (4 класс)

Клавдия Ильинична Томилова

В методической разработке представлен материал о необходимости патриотического воспитания в современной школе и представлен опыт работы по этой теме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Будущее есть только у того государства,

молодое поколение которого

выбирает патриотизм

 

       Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием  я понимаю, постепенное и систематическое формирование у учащихся любви к своей семье, близким, Родине, готовность к её защите.  А сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать граждански активные, социально значимые качества, которые можно проявлять  в созидательном процессе. В условиях введения образовательных стандартов нового поколения гражданское воспитание дошкольников и младших школьников направлено на формирование у них идентичности гражданина России, основ социально ответственного поведения в обществе и в семье, духовно-нравственное развитие и воспитание. Согласно стратегической политике российского государства, воспитание гражданина России начинается с детского сада и продолжается всю жизнь. В настоящее время школа является наиболее устойчивым институтом социализации личности, в котором учащиеся приобретают необходимую для полноценной гражданской жизни систему знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, образцов поведения.
     Моя работа по патриотическому воспитанию направлена на работу по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину, город ,край и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого. Специфика гражданского и патриотического воспитания заключается в том, что оно приобщает ребенка к коллективному целому - народу, национально-государственной общности. Дети с раннего возраста должны освоить ценности общества, в котором живут, должны знать свои права и обязанности и уважать права других. Необходимо не только передавать знания, но и формировать определенное мировоззрение. Важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота. Прежде чем стать гражданином и патриотом, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы.

  Тема «Воспитание гражданственности и патриотизма» сегодня не просто актуальна, она злободневна. Такие понятия, как «любовь к Родине», «служение Отечеству», «гражданский долг» ныне обесценены и отставлены на второй план. Я уверена, патриотические убеждения не навязывают, их надо воспитывать. В нашем классе гражданско – патриотическое воспитание имеет ярко выраженную практическую направленность. Формируя чувство  патриотизма  у своих учащихся, я, как классный руководитель опираюсь на любовь детей к семье, родному краю, природе.    Приучаю их учиться чувствовать тех кто и что их окружает , как это важно для них.

   Ребенка нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая и досуговая. Поэтому я с первого класса организую деятельность детей таким образом, чтобы ребенок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества. Многие мероприятия стали традицией- это и День матери, и встречи с интересными людьми родного края (прививая подрастающему поколению уважение к людям, живущим рядом, интерес к истории и традициям своего народа, любовь к родному краю, мы укрепляем основы государственности ). Особенно нравятся детям праздники в народном стиле, а их тематика и форма  различна.   В работе по патриотическому воспитанию я использую  следующие формы работы: -тематические беседы; классные часы; экскурсии; выпуск стенгазет; внеклассные мероприятия; проектная деятельность. Не раз всем классом мы выезжаем в Иркутск. И обязательно планируем мероприятие , направленные на  развитие патриотических чувств.                                Особо запомнилась детям экскурсия в Дом ремесел, где мы были накануне праздника Светлой пасхи. Там мы смотрели кукольный театр, играли в старинные игры, расписывали пасхальные яйца, были в восторге от представленной выставки. Нам не хватило двух часов, чтобы все рассмотреть и наполнить души теплом и светом старины.

  Чтобы стать патриотом , не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину, свой народ, гордиться его прошлым и настоящим. Для того, чтобы у наших детей появилось желание ощущать себя гражданином Отечества, появилось чувство ответственности за свое будущее, недостаточно только учебных занятий, на которых приобретаются знания, нужна система учебной деятельности и внеклассной работы, основанная на сотрудничестве учителей, учеников, родителей и общественных организаций. Так в канун Дня Победы при активном участии родителей в классе прошел ряд мероприятий – Неделя боевой славы, в ходе которой прошла акция «Подарок ветерану», конкурс сочинений «Письмо с фронта», конкурс стихотворений, литературная гостиная «Дети войны».Итогом этих мероприятий снова стала поездка в Г. Иркутск на открытие акции  «Георгиевская лента», которая стартовала у Вечного огня. Дети слушали выступления губернатора и узнавали, что георгиевская лента – это символ мужества российского солдата, истории георгиевских побед над врагами. Акция выражала уважение и благодарность ветеранам- фронтовикам. На этом мероприятии ребята впервые стояли рядом с губернатором, а еще им посчастливилось побеседовать и сфотографироваться с председателем регионального отделения Российского союза ветеранов войны и военной службы. Каждый ребенок возложил цветы к Вечному огню, им подарили георгиевские ленты как почетным гостям этой акции, а потом дети читали стихи , которые заранее выучили  у Вечного огня. Голос дрожал, слова шли от самого сердца. На таких мероприятиях дети чувствуют, что они являются частью народа огромной страны, что они граждане России, россияне. А я поняла на этой акции, что если мы поможем нашим детям осознать значимость гражданства как принадлежность к Родине, заложим фундамент нравственности и патриотизма, то нам не будет страшно за наш завтрашний день, за судьбу своего ребенка. Он станет для нас гордостью, а для других – достойным примером.

   

  Список литературы

  1. Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2004 год.  
  2. Воспитательная система массовой школы. Под ред. Новиковой Л.И. М.2009 год.
  3. Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся. Ж. «Практика административной работы в школе». 2012 год. №1



Предварительный просмотр:

Будущее есть только у того государства,

молодое поколение которого

выбирает патриотизм

 

       Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием  я понимаю, постепенное и систематическое формирование у учащихся любви к своей семье, близким, Родине, готовность к её защите.  А сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать граждански активные, социально значимые качества, которые можно проявлять  в созидательном процессе. В условиях введения образовательных стандартов нового поколения гражданское воспитание дошкольников и младших школьников направлено на формирование у них идентичности гражданина России, основ социально ответственного поведения в обществе и в семье, духовно-нравственное развитие и воспитание. Согласно стратегической политике российского государства, воспитание гражданина России начинается с детского сада и продолжается всю жизнь. В настоящее время школа является наиболее устойчивым институтом социализации личности, в котором учащиеся приобретают необходимую для полноценной гражданской жизни систему знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, образцов поведения.
     Моя работа по патриотическому воспитанию направлена на работу по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину, город ,край и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого. Специфика гражданского и патриотического воспитания заключается в том, что оно приобщает ребенка к коллективному целому - народу, национально-государственной общности. Дети с раннего возраста должны освоить ценности общества, в котором живут, должны знать свои права и обязанности и уважать права других. Необходимо не только передавать знания, но и формировать определенное мировоззрение. Важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота. Прежде чем стать гражданином и патриотом, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы.

  Тема «Воспитание гражданственности и патриотизма» сегодня не просто актуальна, она злободневна. Такие понятия, как «любовь к Родине», «служение Отечеству», «гражданский долг» ныне обесценены и отставлены на второй план. Я уверена, патриотические убеждения не навязывают, их надо воспитывать. В нашем классе гражданско – патриотическое воспитание имеет ярко выраженную практическую направленность. Формируя чувство  патриотизма  у своих учащихся, я, как классный руководитель опираюсь на любовь детей к семье, родному краю, природе.    Приучаю их учиться чувствовать тех кто и что их окружает , как это важно для них.

   Ребенка нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая и досуговая. Поэтому я с первого класса организую деятельность детей таким образом, чтобы ребенок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества. Многие мероприятия стали традицией- это и День матери, и встречи с интересными людьми родного края (прививая подрастающему поколению уважение к людям, живущим рядом, интерес к истории и традициям своего народа, любовь к родному краю, мы укрепляем основы государственности ). Особенно нравятся детям праздники в народном стиле, а их тематика и форма  различна.   В работе по патриотическому воспитанию я использую  следующие формы работы: -тематические беседы; классные часы; экскурсии; выпуск стенгазет; внеклассные мероприятия; проектная деятельность. Не раз всем классом мы выезжаем в Иркутск. И обязательно планируем мероприятие , направленные на  развитие патриотических чувств.                                Особо запомнилась детям экскурсия в Дом ремесел, где мы были накануне праздника Светлой пасхи. Там мы смотрели кукольный театр, играли в старинные игры, расписывали пасхальные яйца, были в восторге от представленной выставки. Нам не хватило двух часов, чтобы все рассмотреть и наполнить души теплом и светом старины.

  Чтобы стать патриотом , не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину, свой народ, гордиться его прошлым и настоящим. Для того, чтобы у наших детей появилось желание ощущать себя гражданином Отечества, появилось чувство ответственности за свое будущее, недостаточно только учебных занятий, на которых приобретаются знания, нужна система учебной деятельности и внеклассной работы, основанная на сотрудничестве учителей, учеников, родителей и общественных организаций. Так в канун Дня Победы при активном участии родителей в классе прошел ряд мероприятий – Неделя боевой славы, в ходе которой прошла акция «Подарок ветерану», конкурс сочинений «Письмо с фронта», конкурс стихотворений, литературная гостиная «Дети войны».Итогом этих мероприятий снова стала поездка в Г. Иркутск на открытие акции  «Георгиевская лента», которая стартовала у Вечного огня. Дети слушали выступления губернатора и узнавали, что георгиевская лента – это символ мужества российского солдата, истории георгиевских побед над врагами. Акция выражала уважение и благодарность ветеранам- фронтовикам. На этом мероприятии ребята впервые стояли рядом с губернатором, а еще им посчастливилось побеседовать и сфотографироваться с председателем регионального отделения Российского союза ветеранов войны и военной службы. Каждый ребенок возложил цветы к Вечному огню, им подарили георгиевские ленты как почетным гостям этой акции, а потом дети читали стихи , которые заранее выучили  у Вечного огня. Голос дрожал, слова шли от самого сердца. На таких мероприятиях дети чувствуют, что они являются частью народа огромной страны, что они граждане России, россияне. А я поняла на этой акции, что если мы поможем нашим детям осознать значимость гражданства как принадлежность к Родине, заложим фундамент нравственности и патриотизма, то нам не будет страшно за наш завтрашний день, за судьбу своего ребенка. Он станет для нас гордостью, а для других – достойным примером.

   

  Список литературы

  1. Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2004 год.  
  2. Воспитательная система массовой школы. Под ред. Новиковой Л.И. М.2009 год.
  3. Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся. Ж. «Практика административной работы в школе». 2012 год. №1



Предварительный просмотр:

Будущее есть только у того государства,

молодое поколение которого

выбирает патриотизм

 

       Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием  я понимаю, постепенное и систематическое формирование у учащихся любви к своей семье, близким, Родине, готовность к её защите.  А сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать граждански активные, социально значимые качества, которые можно проявлять  в созидательном процессе. В условиях введения образовательных стандартов нового поколения гражданское воспитание дошкольников и младших школьников направлено на формирование у них идентичности гражданина России, основ социально ответственного поведения в обществе и в семье, духовно-нравственное развитие и воспитание. Согласно стратегической политике российского государства, воспитание гражданина России начинается с детского сада и продолжается всю жизнь. В настоящее время школа является наиболее устойчивым институтом социализации личности, в котором учащиеся приобретают необходимую для полноценной гражданской жизни систему знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, образцов поведения.
     Моя работа по патриотическому воспитанию направлена на работу по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину, город ,край и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого. Специфика гражданского и патриотического воспитания заключается в том, что оно приобщает ребенка к коллективному целому - народу, национально-государственной общности. Дети с раннего возраста должны освоить ценности общества, в котором живут, должны знать свои права и обязанности и уважать права других. Необходимо не только передавать знания, но и формировать определенное мировоззрение. Важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота. Прежде чем стать гражданином и патриотом, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы.

  Тема «Воспитание гражданственности и патриотизма» сегодня не просто актуальна, она злободневна. Такие понятия, как «любовь к Родине», «служение Отечеству», «гражданский долг» ныне обесценены и отставлены на второй план. Я уверена, патриотические убеждения не навязывают, их надо воспитывать. В нашем классе гражданско – патриотическое воспитание имеет ярко выраженную практическую направленность. Формируя чувство  патриотизма  у своих учащихся, я, как классный руководитель опираюсь на любовь детей к семье, родному краю, природе.    Приучаю их учиться чувствовать тех кто и что их окружает , как это важно для них.

   Ребенка нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая и досуговая. Поэтому я с первого класса организую деятельность детей таким образом, чтобы ребенок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества. Многие мероприятия стали традицией- это и День матери, и встречи с интересными людьми родного края (прививая подрастающему поколению уважение к людям, живущим рядом, интерес к истории и традициям своего народа, любовь к родному краю, мы укрепляем основы государственности ). Особенно нравятся детям праздники в народном стиле, а их тематика и форма  различна.   В работе по патриотическому воспитанию я использую  следующие формы работы: -тематические беседы; классные часы; экскурсии; выпуск стенгазет; внеклассные мероприятия; проектная деятельность. Не раз всем классом мы выезжаем в Иркутск. И обязательно планируем мероприятие , направленные на  развитие патриотических чувств.                                Особо запомнилась детям экскурсия в Дом ремесел, где мы были накануне праздника Светлой пасхи. Там мы смотрели кукольный театр, играли в старинные игры, расписывали пасхальные яйца, были в восторге от представленной выставки. Нам не хватило двух часов, чтобы все рассмотреть и наполнить души теплом и светом старины.

  Чтобы стать патриотом , не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину, свой народ, гордиться его прошлым и настоящим. Для того, чтобы у наших детей появилось желание ощущать себя гражданином Отечества, появилось чувство ответственности за свое будущее, недостаточно только учебных занятий, на которых приобретаются знания, нужна система учебной деятельности и внеклассной работы, основанная на сотрудничестве учителей, учеников, родителей и общественных организаций. Так в канун Дня Победы при активном участии родителей в классе прошел ряд мероприятий – Неделя боевой славы, в ходе которой прошла акция «Подарок ветерану», конкурс сочинений «Письмо с фронта», конкурс стихотворений, литературная гостиная «Дети войны».Итогом этих мероприятий снова стала поездка в Г. Иркутск на открытие акции  «Георгиевская лента», которая стартовала у Вечного огня. Дети слушали выступления губернатора и узнавали, что георгиевская лента – это символ мужества российского солдата, истории георгиевских побед над врагами. Акция выражала уважение и благодарность ветеранам- фронтовикам. На этом мероприятии ребята впервые стояли рядом с губернатором, а еще им посчастливилось побеседовать и сфотографироваться с председателем регионального отделения Российского союза ветеранов войны и военной службы. Каждый ребенок возложил цветы к Вечному огню, им подарили георгиевские ленты как почетным гостям этой акции, а потом дети читали стихи , которые заранее выучили  у Вечного огня. Голос дрожал, слова шли от самого сердца. На таких мероприятиях дети чувствуют, что они являются частью народа огромной страны, что они граждане России, россияне. А я поняла на этой акции, что если мы поможем нашим детям осознать значимость гражданства как принадлежность к Родине, заложим фундамент нравственности и патриотизма, то нам не будет страшно за наш завтрашний день, за судьбу своего ребенка. Он станет для нас гордостью, а для других – достойным примером.

   

  Список литературы

  1. Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2004 год.  
  2. Воспитательная система массовой школы. Под ред. Новиковой Л.И. М.2009 год.
  3. Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся. Ж. «Практика административной работы в школе». 2012 год. №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС»Секция: «Актуальные проблемы гуманитарного цикла»...

Статья Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

Тезисы выступления учителя  начальных классов Черноусовой Ольги Николаевны по теме    «Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II...

«Методические рекомендации учебно-воспитательной работы с использованием инновационных технологий обучения и воспитания в начальной школе».

Предоставленный материал отражает опыт работы в рамках патриотического воспитания в начальной школе, основной задачей которого является формирование устойчивой гражданской позиции подрастающего поколе...

Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...

«Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС ».

Актуальность темыСистема экологического образования и воспитания  сложилась внутри учебно-воспитательного процесса и продуктивно действует в течение всего учебного процесса....

Методическая разработка по проведению занятий кукольного театра . Патриотическое воспитание учащихся начальной школы средствами народного творчества при организации школьного Кукольного театра.

Данные учебно-методические разработки  содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения по проведению занятий кукольного театра  в условиях реализации в начальной школе, техн...

методическая разработка. патриотическое воспитание в начальной школе.

Что означает понятие "патриотизм"?Направления деятельности по патриотическому воспитанию в начальной школе.Содержание,принципы работы по патриотическому воспитанию в начальной школе в основе...