Привитие любви к художественной литературе через театральную деятельность.
проект (2 класс)

Архипова Елена Леонидовна

Одним из приемов привития любви к чтению является участие в театральных постановках, которую мы реализуем через внеурочную деятельность.

Актуальность

1.Современные дети относительно мало читают.

2. Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг, предпочитая досуг перед экраном телевизора, телефона или компьютера. Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии…

3. Детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом.

 

4. Необходимость разработки новых подходов к обучению чтению, в том числе. через театральную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Привитие любви к художественной литературе через театральную  деятельность.

Архипова Елена Леонидовна

МКОУ «СОШ №6» с. Арылах Мирнинского района

Актуальность 

1.Современные дети относительно мало читают.

2. Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг, предпочитая досуг перед экраном телевизора, телефона или компьютера. Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии…

3. Детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом.

4. Необходимость разработки новых подходов к обучению чтению.

Одним из приемов привития любви к чтению является участие в театральных постановках, которую мы реализуем через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность – это равноправный компонент учебного плана образовательной организации, который создает  условия для развития творческих интересов младших школьников в части включения их в художественную, творческую и другую деятельность.  Именно в данный возрастной период закладываются основы культуры, так как дети обладают высокой эмоциональной отзывчивостью и наиболее расположены к восприятию мира, искусства, что выступает основой творческой деятельности. 

   Один из видов творчества, как театральное искусство,  имеет огромное значение в развитии индивидуальных творческих способностей обучающихся и  интереса к занятиям художественным творчеством в контексте культуротворческого и эстетического воспитания школьников.   На занятиях используются специальные тренировочные упражнения, совершенствующие зрительное восприятие, упражнения на развитие артикуляционного аппарата, регуляции дыхания.  Используются все виды смыслового чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее (исследовательское), рефлексивное.

   За основу своей деятельности по организации и  реализации курса «Школьный театр»,  взята программа И.А. Генераловой «Театр». Данная  программа  ориентирована на воспитание и развитие умного, воспитанного театрального зрителя, интересную личность, обладающую художественным вкусом, собственным мнением, и рассчитана на три года занятий в начальной школе. Занятие в школьном театре создает необходимые условия  для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии, способствует воспитанию и развитию психо-физиологических функций (воля, память, мышление, внимание, воображение).  

     В рамках курса «Школьный театр» творческими группами детей разработаны сценарии постановок к сказкам, спектаклям по школьной программе и по произведениям якутских авторов.

Сценарии к спектаклям создавались   в творческих группах детей.  Например, «Сказка о том,  как Лиса город Мирный открыла». Автор стихов - ученик третьего класса Михаил Горохов).

Лиса:

Светит солнышко сейчас,

Жду заката через час.

Каждый вечер выхожу,

В лесочке пищу я ищу.

Летом рыбкой я питаюсь,

Зимой за мышками гоняюсь.

Автор:И вот однажды, когда она откапывала корешки, в земле что-то блеснуло под лучами солнца.

Лиса:

Странный камешек лежит,

Странным образом отбит.

Возьму себе, украшу дом.

Уютней, краше станет в нём!

Результатами нашей творческой работы стали следующие авторские сценарии:

- Инсценировка «Письмо древних людей;

- Спектакль «Сказка о том, как Лиса город Мирный открыла» (по мотивам сказки Л. Солонцовой);

- спектакль «Полярная звезда» по произведению Н. Якутского «В поисках алмазов», которые с успехом были представлены на сценах школы, села, города.

Участие детей в школьном театре повлияло на любовь к художественной литературе,  обогащение их словарного запаса, на развитие творческих способностей. Ребята научились импровизировать, фантазировать, сочинять, воображать, взаимодействовать с людьми, уметь делать выбор, находить выход в различных ситуациях. Умения, приобретенные в театрализованных играх, дети стали использовать в повседневной жизни.

Литература:

1.        Федеральный государственный образовательный стандарт   основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2011.

2.        Зверева М.В. Изучение результативности обучения в начальных классах (система Л.В. Занкова),  методические рекомендации для учителей. Москва, 2001г.

3.        И.А. Генералова. Программа курса «Театр» для начальной школы. (Образовательная система «Школа 2100».  Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2012);

4.        Л. Солонцова. «Сказка о том, как Лиса город Мирный открыла».

5.        Н. Золотарёв-Якутский.  «Искатели алмазов». М., издательство «Детская литература», 1962 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание в ребёнке чувства героизма через художественную литературу

Современные дети, конечно, изменились даже по сравнению с детьми 20 века. С одной стороны возросла их информированность, с другой – информационная среда часто агрессивна и несёт угрозу их психологичес...

Обобщение опыта классного руководителя по теме: "Привитие любви к родному краю"

Тема была выбрана исходя из того, что наиболее важно в работе кл. рук. с классом. А мы хотя и здесь живём, но не знаем истории своего села, прошлое своего народа, а именно с этого и начинается привити...

Воспитание любви к родной природе на материале познавательно-художественной литературы

На материале познавательно-художественной литературы решают такие важные воспитательные задачи, как развитие эстетического чувства ребенка и через него воспитание любви к родной природе, умение выража...

Воспитание любви к родной природе на материале познавательно-художественной литературы

На материале познавательно-художественной литературы решают такие важные воспитательные задачи, как развитие эстетического чувства ребенка и через него воспитание любви к родной природе, умение выража...

Беседа "Помощь родителей в привитии любви к чтению"

Беседа "Помощь родителей в привитии любви к чтению" может быть использована на родительском собрании в 1-2 классах...

Воспитание у младших школьников любви к культуре русского народа средствами художественной литературы и изобразительного искусства

Основой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание школьников. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-па...

«Формирование нравственных качеств через художественную литературу у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью»

Аннотация: Данная статья посвящена изучению технологий формирования нравственных качеств у детей с умственной отсталостью.Ключевые слова: сказкотерапия, нравственные качества, воспитание, умственная о...