Воспитание в ребёнке чувства героизма через художественную литературу
статья по теме

Машкова Алёна Борисовна

Современные дети, конечно, изменились даже по сравнению с детьми 20 века. С одной стороны возросла их информированность, с другой – информационная среда часто агрессивна и несёт угрозу их психологической безопасности. Вырождаются альтруисты, снижается доверие к миру.

     Современные дети стали меньше читать, читать осмысленно, невостребованным оказывается богатство мировой художественной литературы. Теряется умение внимательно рассматривать и любоваться. Возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Растёт национальное самосознание, способствуя, с одной стороны, формированию гражданской и этнической идентичности и толерантности в общении, с другой – детской враждебности к непохожим на себя. Эту цепочку проблем можно перечислять и далее.

     Освоение детьми моральных норм, нравственных принципов, формирование эмоциональной отзывчивости, воспитание гражданина своей страны – важнейшие задачи изучения искусства и лите6ратуры в контексте основных педагогических задач образования. И эти задачи могут решаться в процессе знакомства с былинными образами русских богатырей, беззаветно любящих Русь, защищавших её от вражеских нашествий. Эти героические образы могут быть трансформированы в учебном процессе в идеал современного героя – защитника Родины.

     Героические битвы за Русскую землю, случавшиеся на протяжении многих веков должны освещаться в течение четырёх лет обучения в начальной школе и далее в среднем звене. Здесь уместны и уроки-упражнения, и уроки-диалоги, уроки-спектакли и уроки-вернисажи. И всё это направлено на развитие социально значимых качеств школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание в ребёнке чувства героизма через художественную литературу.

Овейте душу ребёнка героизмом и поэзией: этим вы воспитаете в нём самоотверженное нежное сердце.  Побольше рассказов о героях-людях и героях народах, побольше поэзии и музыка…

                                                                     И. П. Блонский

     Где славная история России, полная скорби и страданий, радости побед и величия? Где её люди, простые и бесхитростные, добрые и мудрые, храбрые и честные, такие, как наши предки Александр Невский и Дмитрий Донской, Минин, Пожарский и Сергий Радонежский, Суворов и Кутузов, Денис Давыдов и Георгий Жуков? Где вы, русские богатыри. Должен же, наконец, зазвонить набатный колокол, зовущий к новому походу за спасение родной культуры, истории, языка!

     Человек труда, человек нравственный, гуманист, любящий свою Родину и природу, её историю, культуру, человек сильный, мужественный – вот тот идеал, который сформировался в народной культуре различных наций, этносов. Такими и стремились воспитывать своих детей наши предки.

     Современные дети, конечно, изменились даже по сравнению с детьми 20 века. С одной стороны возросла их информированность, с другой – информационная среда часто агрессивна и несёт угрозу их психологической безопасности. Вырождаются альтруисты, снижается доверие к миру.

     Современные дети стали меньше читать, читать осмысленно, невостребованным оказывается богатство мировой художественной литературы. Теряется умение внимательно рассматривать и любоваться. Возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Растёт национальное самосознание, способствуя, с одной стороны, формированию гражданской и этнической идентичности и толерантности в общении, с другой – детской враждебности к непохожим на себя. Эту цепочку проблем можно перечислять и далее.

     Освоение детьми моральных норм, нравственных принципов, формирование эмоциональной отзывчивости, воспитание гражданина своей страны – важнейшие задачи изучения искусства и лите6ратуры в контексте основных педагогических задач образования. И эти задачи могут решаться в процессе знакомства с былинными образами русских богатырей, беззаветно любящих Русь, защищавших её от вражеских нашествий. Эти героические образы могут быть трансформированы в учебном процессе в идеал современного героя – защитника Родины.

     Героические битвы за Русскую землю, случавшиеся на протяжении многих веков должны освещаться в течение четырёх лет обучения в начальной школе и далее в среднем звене. Здесь уместны и уроки-упражнения, и уроки-диалоги, уроки-спектакли и уроки-вернисажи. И всё это направлено на развитие социально значимых качеств школьника.

     В первом классе звучит тема «Богатыри земли Русской». В названии этой темы слышны отзвуки былинного напева – народного гимна отваге и мужеству богатырей, музыкальная мощь «Богатырской» симфонии А.П. Бородина. «Символ веры» русских богатырей – только защита и только освобождение родной земли. В русском эпосе ни борьба за славу и богатство, ни кровная месть, ни верность господину не стали определяющими темами.

     Первоклассники украшают снаряжение воина-богатыря и рисуют его на листе.

     Погружение второклассников в мир истории боевых побед русского народа начинается со знакомства с произведениями художников, посвящёнными битве князя Игоря с половцами, знаменитой битве на Чудском озере, в которой  русские воины под предводительством Александра Невского одержали славную победу над немецкими рыцарями.

      Образ мужественного богатыря как воплощение добра и справедливости можно найти в картинах В. Васнецова, П.К. Корина, в ростовской миниатюре А. Курандина, городецкой росписи Т. Рукиной, в графике В. Фаворского, лаковой миниатюре Н. Голикова, в стихах К. Бальмонта, в «Богатырской» симфонии А. Бородина, в контате С. Прокофьева «Александр Невский», где в напряжённом ритме голосов и колокольного набата слышен могучий призыв защищать свою Родину от нашествия врага.

     «Красота языка, - считал Н. К. Рерих, - есть великое искусство. Возвышенно мыслящий может и сказать прекрасно». Эмоциональный дух беседы и художественно- творческие задания направлены на развитие исторической памяти, воспитание уважения  к подвигу предков.

     Так сложилось  в нашей истории , что тема воинства актуальна во все времена, поэтому на уроках, внеклассных мероприятиях, классных часах вспоминаем  героические  страницы далёкой и недавней истории. Красота  подвига защитников

Родной земли нашла выражение и в живописи, и в графике, и в декоративно-прикладном искусстве. Из выше сказанного следует, что используя художественную литературу , посвящённую героям Руси, подвигам воинам  Великой Отечественной войны, локальных войн  нужно стремиться воспитывать в ребёнке чувства героизма.

     Примером творческого  осмысления этой темы может служить разработка классного часа. Рассказ о величайших битвах отечественной истории, раскрытие их нравственного и социального смысла – один из способов  пробудить у детей гражданственное и патриотическое самосознание. Это не просто урок-упражнение, это урок-праздник, урок-вернисаж.

   

   

    ДАВНЫМ-ДАВНО ПРОШЛА ВОЙНА
(устный журнал)

Цели и задачи: воспитывать непримиримое отношение к врагам мира и свободы народов; вызывать у детей стремление быть достойными преемниками лучших традиций своего народа; способствовать стремлению к пополнению знаний об истории нашей Родины.

Ход устного журнала

Ученица.        Давным-давно прошла война,

        Но боль взывает к людям…

        Давайте, люди, никогда

        Об этом не забудем!

Ведущий. Страница первая. «Москва… как много в этом звуке!».

1-й ученик (читает отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», гл. 7).

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

2-й ученик. Быстро летит время. Стареют ветераны Великой Отечественной войны. И чем дальше уходят в историю события того грозного времени, тем отчетливее предстают они в нашей памяти, тем яснее становится их историческое значение.

3-й ученик. Немецко-фашистская армия после триумфального марша по Европе понесла  первое крупное поражение. Под Москвой произошел полный и окончательный крах «блицкрига», перед всем миром была развеяна легенда о «непобедимости» гитлеровской армии.

4-й ученик. В боях за родную столицу советские воины проявили величайшую стойкость и массовый героизм. Яркой страницей тех дней явился подвиг 28 воинов из дивизии генерала Панфилова, которых возглавил политрук Клочков. Слова коммуниста Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва» – воодушевили отважных воинов. Почти все они погибли, но гитлеровцы не прорвались через их рубеж.

5-й ученик. Имя отважной партизанской разведчицы Зои Космодемьянской, отдавшей жизнь за Родину, стало символом мужества и патриотизма советских людей.

Звучит записанное на пластинке выступление Героя Советского Союза В. Талалихина.

Звучит песня Б. Окуджавы «Ах, война…».

Ведущий. Страница вторая «Он, она и война…».

Ученица читает стихотворение К. Симонова «Жди меня».

1-я ученица. Письма с фронта. Как много они значили для тех, кто был на передовой, и для тех, кто трудился ради победы в тылу. Мы слушаем письма Зои Николаевны и Милия Николаевича Селюковых. (В зале полумрак, на столе керосиновая лампа; она – в шали, он – в плащпалатке, перед ним горит каганец.)

Ученик. 1.11.1942 г.

«Здравствуй, моя дорогая Зока!

Как вас с мамой проводил, через три дня столкнулся с немцами. 27-го был ранен, 29-го – вторично. Впереди еще много испытаний, страданий и неожиданностей. Как удастся пройти этот сложный путь? Удастся ли выйти живыми?

Прощай, моя милая Зока!»

Ученица. 8.08.1944 г.

«Милочка, любимый!

Ты знаешь, что я сейчас читаю? Горького, «Детство». И снова, и снова восхищаюсь его отточенным языком, его знаниями всего. Господи, как хорошо пишут наши русские писатели! Вот подожди, родной, ты тоже будешь все перечитывать, ведь классиков наших можно читать без конца, и поймешь еще лучше всю красоту их произведений.

Пиши хоть почаще, ведь беспокоюсь. Зоя».

Ученик. 30.05.1944 г.

«Родная моя!

Получил горестное для нас известие, оно как гром свалилось на нас. Неужели у нас нет нашего Сережки?

Береги себя, тогда и сын у нас будет, которого мы сможем сберечь и вырастить.

Целую крепко. Твой М.».

Ученица. 26.08.1944 г.

«Милый мой, здравствуй!

«Будем вместе, милый, вместе! Знают все, что мы родные» – это Ахматова. Я еще больше люблю ее за стихи, так правильно выразившие мое состояние. Обнимаю и целую. Всегда твоя Зоя».

Ученик. 8.09.1944 г.

«Родная моя, славная Зока!

Годы тяжелой разлуки, тяжелые годы испытаний не только отдалили нас, но, наоборот, еще больше сблизили, сроднили. В боях за город Брест-Литовск я имею благодарность Верховного Главнокомандующего».

Ученица. 11.05.1945 г.

«Ну вот, наконец-то дождалась радостного, светлого дня – праздника Победы. Горячо, горячо поздравляю, мой любимый. Твоя мама сидит напротив меня и просит, чтобы ты поскорее ехал домой.

Твоя Зоя».

Ученик. 11.05.1945 г.

«Любимая моя, здравствуй!

Итак, война закончилась и я остался жив. До сих пор не верю, что не стреляют, неужели не надо пригибаться от пуль и снарядов? Жди меня, до скорой встречи, твой М.».

Ведущий. Сколько семей задела своим черным крылом война! Не обошла она и семью Селюковых. Но крепкая любовь, преданность и вера в победу и встречу помогла им пройти через все невзгоды и выстоять. После войны Зоя Николаевна и Милий Николаевич воспитали двух сыновей и трех внуков.

Ученица читает вторую часть стихотворения К. Симонова «Жди меня».

Звучит песня М. Ножкина «Последний бой».

Ведущий. Страница третья. «Нам мир завещано беречь».

Звучит I и II куплеты песни «Бухенвальдский набат» (музыка В. Мурадели, слова А. Соболева).

Выступает приглашенный на мероприятие ветеран, бывший узник концлагеря в Германии. Его рассказ сопровождается показом через эпидиаскоп документальных фотографий о зверствах фашистов в концлагерях. По окончании рассказа повторяется I куплет песни «Бухенвальдский набат», который заканчивается словами: «Берегите мир!».

1-й ученик. Мир – это счастье для всех детей, для всех людей. Без мира нет детства, нет будущего.

2-й ученик. Мир – это утро, полное надежд и света. Это день, заполненный трудовыми заботами и свершениями.

3-й ученик. Мир – это цветущие сады и золотые поля пшеницы. Мир – это школа, в окнах которой солнце.

4-й ученик. Мир – это гул тракторов и комбайнов, а не скрежет танков. Мир – это жизнь, а не смерть.

5-й ученик.  Нам нужен мир – тебе и мне,

 И всем на свете детям.

 И должен мирным быть рассвет,

 Который завтра встретим.

6-й ученик.  Нам нужен мир – трава в росе,

 Улыбчивое детство,

 Нам нужен мир, прекрасный мир,

 Полученный в наследство.

7-й ученик.  Кому мешает этот мир с цветами на опушке?

 Кто в этот мир, чудесный мир

 прицелился из пушки?

1-й ученик.  Зачем же вновь пугают нас

 Со злобой затаенной

 То страшной атомной войной,

 То бомбою нейтронной?

2-й ученик.  «НЕТ» – заявляем мы войне,

 Всем злым и черным силам…

3-й ученик.  Должна трава зеленой быть,

 А небо – синим-синим!

4-й ученик.  Ты слышишь, друг, звенят ручьи,

 Поют на ветках птицы,

 На замечательной земле

 Нам повезло родиться.

5-й ученик.  Так пусть она цветет всегда,

 Пускай шумит садами,

 Пусть люди смотрят на нее

 Влюбленными глазами!

Заканчивается устный журнал песней «Мы за мир».

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Художественная литература как средство нравственного воспитания младших школьников"

Статья раскрывает значение книги на духовно-нравственное развитие личности ребенка. Представлены эффективные формы работы с художественной литературой во внеклассной деятельности. На примере литератур...

Воспитание души Ребёнка средствами художественной литературы

На уроках литературного чтения необходимо учить младших школьников полноценно воспринимать художественное произведение, понимать его идейное содержание, позицию автора и выражать собственное отношение...

Родительское собрание на тему: "Воспитание у детей чувства доброты через воспитание любви и уважения к "братьям нашим меньшим""

Это собрание проводится совместно с детьми. Материал можно использовать и для проведения внекласного воспитательного мероприятия. Здесь собраны разные факты и реальные истории из жизни кошек. Форма пр...

Воспитание души Ребёнка средствами художественной литературы

Воспитание нравственной личности младшего школьника происходит главным образом и прежде всего на уроках. В этом помогает художественная литература....

«Формирование нравственных качеств через художественную литературу у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью»

Аннотация: Данная статья посвящена изучению технологий формирования нравственных качеств у детей с умственной отсталостью.Ключевые слова: сказкотерапия, нравственные качества, воспитание, умственная о...

Нравственное воспитание младших школьников на примерах детской художественной литературы

  Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания....

Привитие любви к художественной литературе через театральную деятельность.

Одним из приемов привития любви к чтению является участие в театральных постановках, которую мы реализуем через внеурочную деятельность.Актуальность1.Современные дети относительно мало читают.2. Младш...


 

Комментарии

Шерманова Ольга Юрьевна

Очень интересный подход...