Программа взаимодействия классного руководителя и образовательного учреждения с семьёй.
материал

Логинова Елена Николаевна

Программа взаимодействия классного руководителя и образовательного учреждения с семьёй.

 «Семья на 5»

2012-2017

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Согласованно

ШМО классных руководителей

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14 с углубленным изучением отдельных предметов»

Программа взаимодействия классного руководителя и образовательного учреждения с семьёй.

 «Семья на 5»

2012-2017

Разработала

учитель начальных классов

Е.Н. Логинова

г.Балахна

Актуальность организации взаимодействия классного руководителя и образовательного учреждения с семьей

        С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, с другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Именно семья в наибольшей мере подвержена влиянию реформаторских социальных изменений, поскольку их результаты непосредственно отражаются на ее экономическом благосостоянии, стабильности  в воспитательном потенциале. В условиях колоссальных изменений во всех сферах жизни общества семья должна изменить свою традиционную функциональную стратегию, и прежде всего, в воспитании. Но исторический опыт показывает, что в периоды социальных перемен именно институт семьи проявляет консерватизм, инертность в принятии новых парадигм и тем самым в условиях всеобщих изменений сохраняет стабильность, преемственность старых представлений, образцов, норм.

        Таким образом, семья в силу своей традиционности не может гибко перестроить свою воспитательную среду. Поэтому ей требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно – воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Наиболее действенным в содержании взаимодействия педагогов с родителями его воспитанников является проявляемая забота о развитии ребенка: его самочувствие, состояние души, физическом и психологическом здоровье, успешности деятельности, положении в группе и групповом статусе, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах их развития, особенностях характера и др., о счастье подрастающей личности, входящей в контекст современной культурной жизни.

        Практическая работа педагога с родителями детей реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия:

- психолого – педагогическое просвещение;

- родительско – педагогический анализ;

- родительское осмысление воспитания детей;

- родительское соучастие в работе педагога;

- родительское сотворчество.

        Однако существует ряд проблем во взаимодействии школы и семьи. Во – первых, весьма сложными на сегодняшний день оказались отношения социума с семьей и школой. Многие проблемы семьи и школы становятся социальными, а не только воспитательными, педагогическими, что означает необходимость совместной деятельности многих общественных институтов в воспитательном процессе.

        Во – вторых, в настоящее время часто наблюдаются деформации внутрисемейных отношений, происходит отчуждение детей от родителей. Такой эмоциональный разрыв ведет к психолого-педагогическому дисбалансу в семье между старшим и младшим поколениями, что требует пристального внимания и своевременной помощи со стороны опытных педагогов и психолога школы. Ответственность семьи перед обществом за воспитание подрастающих поколений в силу многих социальных факторов сегодня оставляет желать лучшего. Причина невысокого качества семейного воспитания – в системном, всеохватывающем кризисе современной семьи.

        В – третьих, в обществе происходит обострение не только социально – экономических, экологических, демографических, но и социально – психологических проблем. Оно связано с углублением межличностных, межгрупповых конфликтов, межнационального противостояния. Перед школой и семьей возникает необходимость в совместной подготовке молодежи к жизни в поликультурной среде. Важно привить подрастающему поколению чувства взаимопонимания, взаимоуважения, взаимной терпимости.

        Совместная деятельность семьи и школы позволяют обеспечить эффективность психического и социального развития учащихся, вывести ребенка из группы «трудных», нормализовать условия его развития, сформировать необходимые психотехнические навыки взаимодействия взрослых и детей, обеспечить социальную адаптацию школьников. Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей - важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого – педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования. Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости.

        Цели родительского образования в школе могут быть значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль родителей как главных союзников школы в ряду других субъектов воспитательного процесса.

        Как одна из форм целостного образовательного процесса занятия с родительской аудиторией предполагают постижение родителями азов воспитательного процесса, овладения навыками воспитания и общения с детьми, что невозможно без знакомства с основными законами социологии, психологии и педагогики.

        Данная программа предполагает изучение психических особенностей личности ребенка как объекта и субъекта воспитательного процесса в семье и школе, что дает возможность установить принципы педагогического взаимодействия между родителями и детьми, родителями и  учителями,

учителями и учениками, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

На основании нормативных правовых документов педагогический коллектив школы и классный руководитель стремятся к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами и прежде всего с семьей. Актуальными оказываются анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и школы в интересах личностного развития детей.

Педагоги и родители должны стремиться к тому, чтобы ученик -подросток, заканчивающий основную школу, мог найти себя, формировать его ролевую идентичность через предоставление ребенку возможности попробовать себя в различных видах деятельности, постепенно вводить его в огромное пространство общечеловеческой культуры, а также развивать ответственность за собственные поступки. В результате реализации такой педагогической позиции взрослых обучающийся становится способным:

  • осознавать себя как личность и индивидуальность, понимать себя в сравнении с другими людьми, позитивно строить свои взаимоотношения с окружающим миром;
  • уметь осознанно делать жизненный выбор, осуществлять свои духовные потребности на основе гуманистических принципов, управлять своим поведением;
  • стремиться к самосовершенствованию, осознавая необходимости волевого самопринуждения ради достижения идеала и жизненных целей, обладать сознательностью и высоким уровнем самоорганизации.

Принятие и реализация Программы будет способствовать развитию взаимоотношений учителя, школы и семьи, а также развитию творческого потенциала и повышению активности педагогической общественности в организации деятельности с семьей.

Цель и задачи программы

Цель:        взаимодействие педагога с семьей в целях всестороннего

                  развития и воспитания здоровой личности младшего школьника.

Задачи:

  • формировать у родителей восприятие феномена воспитания в семье и школе как социального, психологического и педагогического явления;
  • содействовать выработке у родителей представлений о единстве и целостности воспитательного процесса в семье и школе;
  • содействовать формированию у родителей представлений об этапах развития личности ребенка, помочь родителям научиться понимать внутренние законы этого развития, применять полученные знания в процессе воспитания детей в семье, отличать подлинно значимые в воспитании явления от проходящих и незначительных;
  • содействовать освоению родителями навыков анализа детских поступков, понимания их мотивации;
  • помочь определить роль и значение родительского воспитания в формировании личности ребенка;
  • выявить характер и принципы взаимодействия между родителями и детьми, родителями и учениками и общие закономерности развития ребенка в процессе такого взаимодействия.

Ожидаемые результаты:

  1. Активное участие родителей в делах и проблемах класса и  школы.
  2. Оказание семье разнообразной специальной помощи.
  3. Повышение педагогической культуры родителей.
  4. Профилактика негативного семейного воспитания.
  5. Творческое развитие личности ребенка на основе свободы выбора занятий.

Участники программы:

  • классный руководитель;
  • члены педагогического коллектива;
  • педагог-психолог;
  • медицинские работники;
  • родители;
  • обучающиеся;
  • общественные организации;
  • центры дополнительного образования.

Сроки реализации программы:

          2012-2016 уч. г.

Основные направления организации работы классного руководителя и школы с семьей:

  1. Составление характеристик семей обучающихся.
  2. Организация диагностической работы по изучению семей.
  3. Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной, групповой и индивидуальной работе с семьей.
  4. Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
  5. Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся.
  6. Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении негативных проявлений у детей и подростков.
  7. Использование различных форм сотрудничества с родителями - отцами.
  8. Активное включение в работу с семьей педагога - психолога, социального педагога, педагогов ДО, библиотекаря, воспитателя ГПД.

    9. Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта,

коммуникативных навыков и умений, подготовке к семейной жизни.

    10. Разработка программы по работе с семьей.

    11. Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.

Формы взаимодействия классного руководителя и родителей:

  • родительское собрание;
  • родительский лекторий;
  • тематические конференции по обмену опытом воспитания детей;
  • дни творчества детей и их родителей;
  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  • вечера вопросов и ответов;
  • диспут, дискуссия;
  • анкетирование;
  • индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей;
  • совместные праздники, подготовка концертов;
  • семейные праздники и фестивали;
  • помощь в укреплении материально-технической базы школы;
  •  участие родителей в работе совета школы и др.

Организация совместной деятельности родителей и детей

Цель:  сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей.

Формы познавательной деятельности: 

  • общественные форумы знаний,
  • творческие отчеты по предметам,
  • дни открытых уроков,
  • праздники знаний и творчества,
  • турниры знатоков,
  • совместные олимпиады,
  • выпуск предметных газет,
  • заседания, отчеты научных обществ учащихся.

Формы трудовой деятельности: 

  • оформление кабинетов,
  • благоустройство и озеленение школьного двора,
  • посадка аллей,
  • создание классной библиотеки,
  • создание игровой зоны в классе,
  • выставки «Мир наших увлечений»

Формы досуга: 

  • совместные праздники,
  • подготовка концертов, спектаклей,
  • просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей,
  • соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты,
  • экскурсионные поездки, семейные праздники и фестивали:  День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День именинника, игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных презентаций,  конкурс «Один день из жизни солдата» (соревнования между отцами и сыновьями).
  • Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности.

Воспитательные возможности семьи во многом определяются характером отношений, сложившимися между родителями и детьми. Поэтому необходима диагностика семьи. Зная внутренний мир своего ребёнка, и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым способствуют формированию его личностных качеств. Поэтому одной из важнейших задач классного  руководителя является постоянное и всестороннее изучение характера отношений, складывающиеся между учащимися и их родителями, методическая и практическая помощь в построении позитивных взаимоотношений в семье между детьми и взрослыми.

 Данная программа предлагает диагностировать семьи по следующим критериям:

Основание

Типы семей

1.

По стажу

Молодожёны, молодая семья, среднего супружеского возраста, пожилая супружеская пара

2.

По количеству детей в семье

Однодетные, малодетные, многодетные

3.

По составу семьи

Неполная, полная, сложная

4.

По типу главенства в семье

Эгалитарная (равноправная), патриархальная, матриархальная

5.

По семейному быту, укладу, направленности

Детоцентрическая, семья-отдушина, семья, ориентированная на здоровье, режим, порядок, бивуачная семья

6.

По качеству отношений

Счастливые, благополучные, устойчивые, проблемные, конфликтные, социально неблагополучные, дезорганизованные семьи

7.

По крепости связывающих уз

Крепкие, распадающиеся, распавшиеся

8.

По ценностным ориентациям

Потребительские, интеллектуальные, духовные, смешанные установки

9.

По отношению к норме

Идеальная – реальная, нормальная – аномальная

Характеристика типов семей

I тип семьи – социально здоровая и благополучная в воспитательном отношении семья. Однако, это не значит, что она не нуждается в педагогических рекомендациях. Социально здоровая, воспитательно-благополучная семья не вызывает особых затруднений в работе с ней. Следует обратить внимание на перспективы воспитательной деятельности данной семьи: создание условий для всестороннего развития  личности ребёнка и формирование его творческой индивидуальности, постановку и определение его жизненных целей, изменения характера воспитания в связи с возрастным развитием ребёнка. Педагогические рекомендации по отношению к данному типу семьи  должны иметь опережающий характер, предостерегать родителей от возможных ошибок в воспитании, помогать им в исправлении недостатков ребёнка.

II тип семьи – социально здоровая, но неблагополучная в воспитательном отношении – нуждается в рекомендациях, которые помогут ей изменить неблагоприятную воспитательную ситуацию, обусловленную разладом внутрисемейных отношений. Классный руководитель может помочь каждому из родителей осознать свою роль и ответственность  в укреплении внутрисемейных отношений, показать пути сплочения семьи как коллектива, способного создать необходимое условие для развития ребёнка, основные направления повышения семейной  педагогической культуры.

III тип семьи – социально нездоровая и неблагополучная в воспитательном отношении – требует особого внимания. В работе с ней нельзя ограничиваться только педагогическими рекомендациями. Большое значение имеет воздействие на микроклимат  в семье, повышение ответственности за воспитание детей.  Только на фоне всесторонних воздействий на семью можно говорить о путях повышения её педагогической культуры и надеяться на успех педагогической работы с нею.

IV тип семьи – социально нездоровая, негативная в воспитательном отношении – при всём её  внешнем благополучии, представляет наиболее трудный объект для педагогического воздействия. Эта семья имеет искажённые представления о своих воспитательных функциях: родители сознательно воспитывают  индивидуальные черты личности ребёнка, внушают ему искажённые представления о жизненных ценностях, прививая первостепенное  значение материальным благам.  Ко всем педагогическим рекомендациям родители относятся негативно. Поэтому здесь также требуется коренная  перестройка психологии семьи, и,  прежде всего,  её мировоззренческих установок. В связи с этим и педагогические рекомендации направляются на перестройку сознания и мировоззрения, раскрытие жизненных целей и перспектив, как ученика, так и самих родителей.

Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловленного необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы. Так на первом родительском собрании классный руководитель, только что получивший класс, знакомит родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами, программой своей будущей деятельности, с планом воспитательной работы, со спецификой школы, особенностями учебно-воспитательного процесса в ней, со школьными традициями, стилем и тоном отношений в данном учебном заведении.

Психолого-педагогическое просвещение родителей.

 Содержание психолого-педагогического просвещения родителей

 Рекомендуемая примерная тематика родительских собраний по типам семей:

I тип семьи

1.Младший школьник и его особенности.

2.Воспитание гражданина в семье.

3.Авторитет родителей в воспитании детей.

4.Физическое развитие школьников.

5.Книга в жизни школьника.

6.Роль семьи в развитии творческих способностей ребёнка.

7.Как уберечь ребёнка от насилия.

8.Ваш ребёнок влюбился…

9.СПИД – реальность или миф.

10.Природа и дети. Экологическое воспитание в семье.

11.Помощь родителям в выборе будущей профессии ребёнка.

12.Ваш ребёнок и его друзья.

13.Нравственные идеалы в семье.

14.Сексуальное воспитание в семье.

15.Права и обязанности родителей.

II тип семьи

1.Роль родителей в трудовом воспитании младшего школьника.

2.Родителям о роли общения в жизни младшего школьника.

3.Авторитет родителей в воспитании детей.

4.Физическое развитие школьника.

5.Наказание детей в семье.

6.Как уберечь ребёнка от насилия.

7.Ваш ребёнок влюбился.

8.Этика поведения детей и взрослых в семье.

9.Курение и статистика.

10.СПИД – реальность или миф.

11.Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения.

12.Ваш ребёнок и его друзья.

13.Роль родителей в организации досуга ребёнка.

14.Влияние взаимоотношений между родителями на психическое здоровье ребёнка.

15.Роль родителей в развитии творческих способностей детей.

III тип семьи

1.Роль родителей в организации досуга.

2.Авторитет родителей в воспитании детей.

3.Положительные эмоции и их значение в жизни человека.

4.Физическое развитие школьников.

5.Агрессия, её причины и последствия.

6.Наказание ребёнка в семье.

7.Как уберечь ребёнка от насилия.

8.Этика поведения детей и взрослых в семье.

9.Курение и статистика.

10.СПИД — реальность или миф.

11.Антиалкогольное воспитание в семье.

12.Роль общения в жизни ребёнка.

13.Права и обязанности ребёнка.

14.Любовь к ребёнку как фактор его психологического здоровья.

15.Роль семьи в формировании нравственного сознания ребёнка.

IV тип семьи

1.Методы семейного воспитания и их роль в нравственном развитии младших школьников.

2.Авторитет родителей в воспитании детей.

3.Компьютер в жизни школьника.

4.Физическое развитие школьников.

5.Агрессия, её причины и последствия.

6.Наказание ребёнка в семье.

7.Как уберечь ребёнка от насилия.

8.Ваш ребёнок влюбился.

9.Этика поведения детей и взрослых в семье.

10.СПИД — реальность или миф.

11.Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения.

12.Материальное благополучие в семье. Его влияние на воспитание детей.

13.Как отражается отношение родителей к школе на воспитание ребёнка.

14.Семья и школа. Конфликты и пути их разрешения.

15.Роль взаимодействия семьи и школы на учебную деятельность ребёнка.

 Рекомендуемые темы родительского всеобуча по классам:

Месяц

Направление работы

Тематика занятий

Форма проведения

 

 

1 класс

 

сентябрь

Учебное

Как помочь школьнику учиться

Лекция-консультация

Ноябрь

Правовое

Всегда ли мы понимаем своих детей? Как научиться их понимать?

Консультация

Январь

Патриотическое

Воспитание любви к «малой родине»

Беседа

Март

Художественно-Эстетическое

Организация досуга в семье и школе

Конференция

Апрель

ЗОЖ

Особенности психофизического  развития учащихся и учёт их в семейном воспитании

Лекция врача

Май

Трудовое

Семейные проблемы трудового воспитания

Беседа-консультация

 

 

2 класс

 

Сентябрь

Учебное

Плохие оценки: беда или вина

Семинар-практикум

Ноябрь

Правовое

Дети и семейные конфликты: как научиться разрешать их с пользой для обеих сторон

Консультация(психолог)

Январь

Патриотическое

Формирование культуры отношения к природе

Лекция

Март

Художественно-эстетическое

Организация коллективной деятельности, развития творчества

Практикум

Апрель

ЗОЖ

Оздоровление детей – основа формирования человека будущего

Лекция-консультация (врач, психолог)

Май

Трудовое

Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность

Беседа

 

 

3 класс

 

Сентябрь

Учебное

Развитие общих и специальных способностей (учение, общение, труд)

Семинар (учителя-предметники, кл.рук-ль, психолог)

Ноябрь

Правовое

Задачи воспитания. Каким мы хотим видеть своего ребёнка (проблема взаимоотношений взрослых и детей)

Беседа-практикум (психолог)

Январь

Патриотическое

Мои добрые дела

Беседа

Март

 Художественно-эстетическое

Школьник в его многообразных увлечениях

Час общения

Апрель

ЗОЖ

Гиперактивный ребёнок в школе и дома

Лекция – консультация (психолог, врач)

Май

Трудовое

Семейные проблемы трудового воспитания

Конференция (психолог)

 

 

4 класс

 

Сентябрь

Учебное

Мама, папа, занимайтесь со мною

Семинар (учителя предметники)

Ноябрь

Правовое

Воспитание без насилия (жестокость и физическое наказание  в семье)

Семинар (КДН, психолог)

Январь

Патриотическое

Формирование отношения человека к обществу

Лекция

Март

Художественно-эстетическое

Что такое духовное богатство человека

Лекция

Апрель

ЗОЖ

Причины школьных неврозов

Консультации (врач)

Май

Трудовое

Формирование культуры труда «Соотношение «хочу – могу — надо»

Беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие классного руководителя, учащихся и родителей в организации воспитательной работы классного сообщества.

Взаимодействие классного руководителя , учащихся и родителей в организации воспитательной работы классного сообщества.   Начальная школа – это то звено школы, где большую роль игр...

Программа взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.

Цель создания данной программы:   создание условий для развития личности, способной самостоятельно принимать решения, путём объединения воспитательных возможностей родителей и школы. ...

«Социальный проект «Жизнь дана на добрые дела» как опыт взаимодействия религиозной организации и образовательных учреждений.

Выступление на VIII Образовательных чтениях Центрального федерального округа Российской ФедерацииСекция №7 «Взаимодействие религиозных и общеобразовательных организаций: цели и задачи»25 сентября 2013...

Проект: "Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй по коррекции девиантного поведения"

Цель проекта: изучение форм взаимодействия классного руководителя с семьёй покоррекции агрессивного поведения....

Презентация к проекту по теме:"Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй по коррекции девиантного поведения".

В презентации показаны цели и задачи проекта, разработан рабочий план и программа реализации проекта....