Программа воспитания обучающихся 1 класса "Дорогою добра"
методическая разработка (1 класс)

Самойлова Светлана Викторовна

Актуальность создания программы воспитания

      «В жизни человека есть два главных дела: стремиться к истине и стремиться к добру»,- говорит Этикет. Природой в человеке уже заложено стремление к совершенствованию. Каким оно будет, зависит от того, к чему он будет стремиться. Следовательно, чтобы уберечь воспитанников от возможного духовного обнищания, надо суметь направить их стремления к добру и истине. Сколько дорого у добра? Множество! К самому себе, к другим людям, в окружающий мир, в природу… Современные педагогические технологии предлагают веер решений воспитательной задачи развития доброты как важнейшей характеристики воли, чувства и разума и как основного человеческого качества. Светом доброты должно быть проникнуто всё воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_vr_1_klass.docx56.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Андреевская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:                                                                                           Утверждаю:

Зам. директора по ВР                                                             Директор МКОУ «Андреевская СРОШ»

____________ /Иванова Е.Г./                                                  ____________ /Иванова С.В./

«___» ________ 2018.                                                                   «___» _________ 2018г.

Программа воспитания

обучающихся 1 класса

«Дорогою добра»

2018 – 2019 учебный год

                                                         Классный руководитель:

                                                         Самойлова С.В.

                                                         1 категория

П. Андреевский

Программа воспитания

«Дорогою добра»

Из разговора с малышами:

- Откуда берётся зло?

- Откуда и добро. Из человеческого сердца.

Пояснительная записка

Актуальность создания программы воспитания

      «В жизни человека есть два главных дела: стремиться к истине и стремиться к добру»,- говорит Этикет. Природой в человеке уже заложено стремление к совершенствованию. Каким оно будет, зависит от того, к чему он будет стремиться. Следовательно, чтобы уберечь воспитанников от возможного духовного обнищания, надо суметь направить их стремления к добру и истине. Сколько дорого у добра? Множество! К самому себе, к другим людям, в окружающий мир, в природу… Современные педагогические технологии предлагают веер решений воспитательной задачи развития доброты как важнейшей характеристики воли, чувства и разума и как основного человеческого качества. Светом доброты должно быть проникнуто всё воспитание.

Вспомним: на Руси всегда был культ добра, культ доброго человека.

Добро, забота, сострадание, милосердие, дружба… Даже звучание этих слов отзывается в душе желанием доброго поступка. А часто мы их слышим и произносим? Немногие дадут на эти вопросы утвердительные ответы, но сразу найдут оправдательные причины: время тяжёлое, недоброе. Вот и движемся мы к страшной катастрофе – нравственной. А ведь можно сделать поворот, остановиться и взвесить всё происходящее, стоит только заполнить одну чашу весов добротой по отношению к другим, как вторая обречёт равновесие от доброты ответной.

Вот почему мы выбираем идти дорогою добра! Совместно с родителями будем строить Доброград.

Правильность выбора данной модели построения системы воспитания подтверждается возрастными и психологическими особенностями развития детей младшего школьного возраста, особенностями их развития, а именно:

- Потребности в совместной деятельности со сверстниками;

- Желание быть не хуже других;

- Желание скорее повзрослеть;

- Ориентированности на авторитет взрослого (учителя), подражании взрослым;

- Потребности во взаимодействии с родителями;

- Потребности в игре;

- Обострённом чувстве справедливости;

- Неустойчивом внимании, слабой организованности;

- Стремлении к привлекательным перспективам, близким к итоговому результату.

Адресность программы

Программа разработана для учащихся 1 – 4 классов

Срок реализации: 2018 – 2022 года

Этапы реализации

Этапы

Сроки

Класс

Задачи этапа

1 этап

2018- 2019 уч.г.

1

Развитие творческой активности, создание условий для её проявления.

Формирование у обучающихся нравственного отношения к окружающим людям.

Формирование у обучающихся начальных навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования.

2 этап

2019 – 2020 уч.г.

2

Формирование стремления к развитию совершенствования своих творческих способностей.

Создание условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования.

Формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек.

3 этап

2020 – 2021 уч.г.

3

Формирование умения находить приложение своим творческим умениям и навыкам.

Формирование умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции.

Формирование сознательного выбора здорового образа жизни.

4 этап

2021 – 2022 уч.г.

4

Создание условий для проявления активности в организации жизни класса.

Формирование стремления более глубокого самопознания, поощрение попыток самосовершенствования.

Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Цель воспитательной работы:

Создание условий для построения воспитательной системы класса, направленной на развитие и раскрытие индивидуальностей ребёнка, умеющего жить в классном коллективе, строить отношения с одноклассниками, соблюдать нормы поведения и культуры, воспитывать дисциплинированность.

Задачи воспитательной работы:

1.Начать работу по формированию детского коллектива, воспитывать чувство дружбы и товарищества и других моральных качеств, связанных с понятием «что такое хорошо и что такое плохо».

2.Прививать учащимся любовь к книге, как источнику знаний, источнику духовного обогащения.

3.Помочь учащимся включиться в новый для них учебный процесс, безболезненно адаптироваться к школе.

4.Выработать привычку соблюдать режим дня, заботливо относится к своему здоровью и здоровью своих товарищей.

5.Воспитывать у учащихся сознательное выполнение правил поведения в школе на уроках и переменах, в общественных местах, на природе и т.д.

6.Развивать художественные способности, эстетический вкус.

7.Прививать учащимся трудовые навыки, воспитывать любовь уважение к труду и людям труда.

В связи с вышесказанным в системе воспитания младших школьников выделяются значимые направления педагогической деятельности классного руководителя и родителей:

Формирование духовной культуры школьников;

Формирование гуманистических качеств личности;

Формирование культуры пола (гендерный подход в воспитании мальчиков и девочек);

Формирование культуры поведения, культуры отношений, культуры общения;

Формирование культуры труда ( труд учебный, труд – забота о ком – то или о чём – то, творческий труд, культ труда);

Формирование культуры творческой деятельности;

Формирование культуры здорового образа жизни.

 «Упустить младший возраст, - писал В.А.Сухомлинский, - значит, упустить всё».

        Основные виды воспитательной деятельности

Основной круг традиционных школьных мероприятий.

Классное ученическое самоуправление.

Дополнительное образование.

Участие в школьных, районных и областных мероприятиях, конкурсах, в мероприятиях поселения.

Работа по основным направлениям воспитательного плана

Творческая деятельность

Участие в предметных неделях, олимпиадах.

             Основные направления воспитательной работы:

- изучение личности ребенка на уроках и внеурочное время путем наблюдения за детьми, бесед;

- организация консультативной помощи отдельной группе учащихся по предметам;

- проведение внеклассных мероприятий, расширяющих кругозор детей;

- выработка совместной политики и тактики помощи ребенку со стороны семьи;

- развивать умственные и художественные способности;

- помочь детям включиться в учебный процесс, добиваться активного участия детей в общественной жизни класса и школы;

- проводить работу по усвоению правил для учащихся, укреплять детский коллектив;

- работать над созданием коллектива через индивидуальный подход к каждому ребенку и через общие дела;

- создать родительский актив класса и привлечь родителей к внеурочным делам класса;

- открывать детям мир прекрасного в природе, воспитывать интерес к искусству, развивать выразительность чтения, любовь к музыке, литературе;

- воспитывать личность безопасного типа;

- продолжить работу по привитию гигиенических навыков и умений, культуры поведения в школе, общественных местах, учить заботиться об охране и укреплении своего здоровья.

Стремись к звёздам,

и тогда твои дети

достигнут их!

Психолого-педагогическая характеристика класса

      В 1  классе на начало первой четверти обучалось 22 обучающихся, из них 11 девочек и 11 мальчиков. Все обучающиеся были зачислены в 1 класс в  2018 году. До поступления в школу  20  детей воспитывались в детском саду.

При прохождении в июне трёхнедельного курса «Введение в школьную жизнь», организованного на базе пришкольного лагеря «Солнышко»,   все обучающиеся привыкали к новым условиям жизнедеятельности. Но, поступление в 1 класс, показало, что  есть  такие дети, которые с трудом адаптируются к школьной жизни, требованиям учителя. Они обладают неустойчивым вниманием, часто отвлекаются, шумят, выкрикивают с места . Но такое поведение свойственно детям этого возраста и в силу того, что они желают быть в центре внимания. Есть и такие дети, которые находятся постоянно в возбужденном состоянии, торопятся быстрее сделать работу, чтобы сообщить всем об этом, но зачастую эта работа оказывается выполненной неправильно, либо небрежно. Такое поведение тоже свойственно детям этого возраста, но это не мешает им  всё воспринимать и правильно отвечать на вопросы учителя.

Первые недели обучения в школе выявили группу детей, которые внимательны и активны на уроке, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса. К таким  учащимся необходимо отнести Шеину Дашу, Белова Матвея, Клушеву Карину, Иванова Тимофея, Резепину Лену, Цапок Виталлия.

В классе есть ученики, которые пока присматриваются, осторожничают, боятся ошибиться. Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как  правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебным заданием, осознанно воспринимают новый материал. Эту группу составляют следующие ученики: Январёв Алёша, Щепетова Лиза, Патук Настя, Гребенчук Софья, Гуляева Софья, Андронов Богдан, Юрков Егор.

К сожалению, у многих  первоклассников выявлен слабый словарный запас, отмечено недоразвитие связной речи трёх детей (А, Р,  М) и у двух детей (А, Р) низкая подготовленность к школе. В классе только четверо читающих детей (Шеина Даша, Резепина Лена, Тукеновы Снежана и Катя).

Процесс обучения учащихся строится на основе деятельностного подхода.

Родители постоянно интересуются достижениями своих детей в учебной и внеклассной деятельности.

В классе обучаются 11 детей из многодетной семьи ( Цапок В., Патук Н., Иванов Т., Блажчук Ж., Моженков К., Гребенчук С., Тукеновы С. и К., Белов М., Исмагилов Н., Шеина Д.). Восемь учащихся воспитываются в неполных семьях (нет отца или в разводе). Один ребенок воспитывается отцом (мама умерла): Самойлов В..

Во всех семьях родители занимаются воспитанием детей. В них созданы необходимые условия для выполнения домашних  учебных заданий. Родители заинтересованы школьной жизнью. Родители охотно посещают собрания.

Все учащиеся выполняют разовые поручения, некоторые добросовестно, другие нет.

     По результатам медицинского осмотра дети имеют 1 или 2 группы здоровья, основную физкультурную группу и двое подготовительную. Отклонений по состоянию здоровья нет. Основной диагноз заболеваний – кариес.

В этом году предстоит большая работа по успешной адаптации детей к школьной жизни, а также по формированию коллектива, воспитанию чувства дружбы и товарищества.

Основные направления в работе с родителями.

 Главное направление - просвещение по вопросам психологии и педагогики.

 Цель:

-  Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

- сделать родителей активными участниками педагогического процесса.

Задачи:

Постоянное информирование родителей о результатах учёбы, воспитания, душевного состояния, развития ребёнка.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и собеседований.

Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.

Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей.

Привлечение к организации досуга детей по интересам.

Изучение положения каждого ребенка в коллективе и его проблем в общении со сверстниками.

 Создание в классе  положительной эмоциональной атмосферы общения.

Ожидаемые результаты:

У родителей  повысится  заинтересованность  школьной  жизнью  детей.

Дети  научаться  жить  дружно,  сплочённо.

Сформируется взаимодействие семьи и школы

Формы работы:

Родительские собрания.

Индивидуальные и групповые консультации.

Рейды ( выходы) в проблемные и неблагополучные семьи.

Детско-родительские праздники, походы, викторины.

 Проведение открытых уроков для родителей.

Анкетирования и тренинги

Многовариативные тесты.

План работы с родителями по внедрению ФГОС

в начальной школе

п/п

Тема

Основные вопросы

Кто

привлекается

Сроки

1

Скоро стану первоклассником

- Требования к уровню подготовки к школе. Что должен знать первоклассник.

- Оформление детей в образовательное учреждение.

Работа с порталом Гос услуг.

- Памятка «Что нужно взять с собою в школу».

- Сбор сведений о детях и семьях обучающихся

Первый учитель,

воспитатель д/сада

апрель

2

Сбор документов в 1 класс.

Оказание помощи в оформлении заявлений в школу и заключении договоров между родителями и ОУ

родители

администрация

тех. специалист.

май - август

3

Здравствуй, школа и первый учитель!

Праздник первого звонка.

Урок Знаний

Создание положительной мотивации к обучению.

дети 1 класса,

родители.

администрация

1 сентября

4

Итоги первых учебных дней. Дальнейшее течение адаптации

Рефлексия родителей по первым учебным дням.

результаты наблюдений и диагностических работ.

Рисунок тест «Я в садике – я в школе»

Психологические особенности учащихся младшего школьного возраста.

родители.

конец сентября

5

Индивидуальные консультации.

Адаптация продолжается.

Возможные проявления адаптации. Какие встречаются трудности.

кл. руководитель

 октябрь

6

Родительское собрание

Трудности и радости школьной жизни.

Анкетирование родителей «Удовлетворённость школьной жизнью». Итоги 1 четверти.

кл. руководитель

конец октября

7

Праздник

Посвящение в первоклассники

кл.руководитель

родители.

родительский комитет

начало ноября

8

Родительский всеобуч

Портфолио, как средство оценки достижений обучающихся.

кл. руководитель

ноябрь

9

Праздник

День матери

Президентский Совет

родительский комитет

ноябрь

10

Родительское собрание

Новые образовательные стандарты: перспективы и пути реализации.

Дать представления родителям о ФГОС.

Организация ДОП детей.

Внеурочная деятельность

кл. руководитель,

администрация.

декабрь.

11

Родительский всеобуч

Комплексные к/р как средство оценки учебных достижений обучающихся.

кл. руководитель

декабрь

12

Спортивный праздник

Мама, папа и я – спортивная семья

ПС.

род. комитет

январь

13

Родительское собрание

Умел дитя родить, умей и научить.

Встреча с папами

кл. руководитель

февраль

14

Индивидуальные консультации и встречи

Трудности в обучении письму, чтению, математических навыков. Пути решения.

кл. руководитель

январь - апрель

15

Собрание – праздник.

Спасибо, Азбука, тебе!

Первые УУД: навык чтения.

ПС.

Род. комитет

март

16

День открытых дверей

Открытые уроки для родителей

кл. руководитель

ШМО нач. классов

апрель - март

17

Творческий отчёт перед родителями

Презентация учебного проекта

«Город  «Доброград»

обучающиеся

кл. руководитель

родители

апрель

18

Родительское собрание

Сегодня и завтра первоклассников.

Итоги 1 класса

Рефлексия родителей «Как изменился мой ребёнок»

род. комитет

май

19

Праздник

Прощание с 1 классом.

ПС.

род. комитет

май

Состав родительского комитета

Председатель – Иванова А. В.

Члены родительского комитета:

1. Клушева Е.Н.

2. Тютюнникова А.В.

Заседание родительского совета

(примерные вопросы)

Дата проведения

Основные вопросы

сентябрь

Выбор РК. Распределение обязанностей.

Права и обязанности РК. Составление плана работы.

Знакомство с планами и задачами школы на новый учебный год.

октябрь

Подготовка к празднику «Посвящение в первоклассники», к Дню учителя.

Проверка учебников.

ноябрь

Обсуждение вопросов о подготовке к празднику летних и  осенних именинников.

 Определение возможностей участия родителей в оформлении класса.

Подготовка к Дню матери.

декабрь

Решение вопроса об участии родителей в подготовке к Новому году.

Обсуждение проблем организации зимних каникул учащихся.

январь

Обсуждение вопросов о подготовке к празднику зимних именинников.

Определение  участия родителей в празднике «Мама, папа и я – спортивная семья»

февраль

Подготовка к Дню Защитника Отечества.

Подготовка к празднику «Спасибо, Азбука, тебе!»

март

Подготовка к Дню весенних именинников.

Подготовка к 8 Марта.

апрель

Участие родителей в Днях открытых дверей.

май

Подготовка к празднику «Прощание с 1 классом».

 Определение возможностей участия родителей в ремонте класса.

Организация летнего отдыха детей.

Индивидуальная работа с учащимися, требующими особого внимания

Цель: создание в классе благоприятной среды для формирования и развития личности каждого ученика.

Задачи:

1. Поиск наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого ребенка;

2. Продолжение изучения индивидуальных особенностей учащихся.

3. Исследование интересов детей и предоставление заданий в соответствии с их интересами.

4. Вовлечение детей в общественную работу в коллективе, выполнении ими поручений.

5. Помощь в адаптации к учебному процессу.

6. Оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в выполнении норм и правил поведения.

Коррекционная работа

Коррекционная работа направлена на коррекцию отклонений в развитии, поведения, осуществляется, на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.

Цель психологического сопровождения: диагностика и коррекция эмоциональной сферы учащихся.

Цель логопедического сопровождения: коррекция и развитие речи ребенка.

Цель педагогического сопровождения: формирование у детей учебных навыков, развитие психических функций в процессе учебной деятельности

Цель лечебно-оздоровительного сопровождения: формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.

Цель социально-правового сопровождения состоит в ознакомлении обучающихся с правами и основными свободами человека и развитии навыков социальной компетенции и правового поведения.

Цели воспитательного сопровождения обусловливают формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни, культуры поведения в общественных местах

Работа с одаренными учащимися

Цель: создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных   детей,   в   отношении   которых   есть   серьезная   надежда   на уверенный скачок в развитии их способностей.

Задачи:

Отбop среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной     деятельности     со     сверстниками,      научным руководителем, через самостоятельную работу.

Выполнение творческих работ.

Подготовка сообщений к урокам литературного чтения, окружающего мира.

Подготовка и участие в классных олимпиадах.

Участие в конкурсах чтецов.

Развитие логического мышления, памяти, воображения путём выполнения заданий повышенной трудности.

Основные направления воспитательной работы

Нравственное воспитание.

Задачи:

Создать условия для формирования способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно - нравственной компетенции — «становиться лучше».

Способствовать формированию основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.

Способствовать осознанию основ морали — осознанной учащимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у учащегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма.

Развивать у обучающегося уважительное отношение к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; доброжелательность и эмоциональную отзывчивость.

Создать условия для воспитания волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся научаться воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.

Гражданско – патриотическое воспитание.

Задачи:

Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.

Усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества.

Формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости.

Воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений.

Развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края.

Ожидаемые результаты:

Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям,  старшему поколению.

Учащиеся получат начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Художественно эстетическое воспитание.

Задачи:

Воспитание основ эстетической культуры, способность различить и видеть прекрасное.

Развитие художественных способностей.

Воспитание чувства любви к прекрасному.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся знакомятся основными направлениями эстетической культуры.

Получат возможность для развития художественных способностей

и эстетического вкуса.

Физкультурно – оздоровительное направление и формирование здорового образа жизни.

Задачи:

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

Формирование потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни; позитивного отношения учащихся к урокам физической культуры и занятиям спортом.

Развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Ожидаемые результаты:

У учащихся формируются умения и навыки

санитарно - гигиенической культуры,

приучаются к здоровому образу жизни.

=Экологическое и трудовое воспитание.

Задачи:

Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Способствовать тому, чтобы каждый ученик понимал значимость трудовой деятельности, даже будни труд может сделать праздничными днями.

Ожидаемые результаты:

Первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.

Первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе,

на пришкольном участке, по месту жительства

Приобщение учащихся к общественной работе, воспитание сознательного отношения к своим обязанностям, формирование трудовых навыков.

Учебно – познавательная деятельность.

Задачи:

Способствовать становлению, развитию и совершенствованию интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы.

Создавать учащимся возможность проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами.

Проводить диагностические мероприятия с целью выявления и влияния на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения.

 Ожидаемые результаты:

Учащиеся научатся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за её пределами.Появится интерес к расширению общего кругозора, к развитию интеллекта.

Правовое воспитание

 Цель: формирование правовой культуры школьников.

 Задачи:  

1. Понимание школьниками ценностей человеческой жизни.

2. Формирование и развитие у детей правосознания, гражданской ответственности, сознательной дисциплины.

3. Формирование правового поведения.

С первых шагов, которые ребенок делать вынужден самостоятельно, выбирая способы поведения, знания норм права должны оказывать ему помощь. Так, программа первого класса способствует адаптации учащихся, в том числе и социальной, к условиям жизни в школьном коллективе. Очень важно привить детям с первых шагов культуру поведения и обучения. Самое главное для меня на этом этапе - сформировать у детей такие умения, навыки и привычки, которые облегчают им установление контактов, сохраняют естественность в общении детей, помогая в создании атмосферы доброжелательности и товарищеского внимания.

В осуществлении правового образования школьников выделяются три этапа, соответствующие сложившейся структуре школы: первый этап - I-IV классы; второй этап - V-IX классы; третий этап - X-XI классы.

Самоуправление в начальной школе.

Ученическое самоуправление – это когда ученики решают вопросы своей жизни в школе и в классе не по указке учителей, а сами.

 Ученики через самоуправление должны осуществлять свое право на участие в управлении школой и классом.

  Обязанность учителя начальных классов -  заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.

Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальных классах может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще».

Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.

 Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.

Цели организации ученического самоуправления в классе:

 - повышение активности учащихся в классных делах;

 - реализация интересов каждого учащегося;

 - привлечение родителей к совместной деятельности.

Задачи организации ученического самоуправления в классе:

 - создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;

 - дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;

 - создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;

 - создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);

 - формировать толерантность, умение общаться.

В 1 классе для формирования навыков самоуправления   организована внеклассная работа в форме игры-путешествия «Строим город Доброград».

Обязанности учащихся  меняются через месяц. Поэтому каждый в течение года научится выполнять разные поручения.

Наши поручения:

Хозяйственники

- следят за  чистотой в помещении,

- заботятся о порядке в классе на переменах,

- раздают тетради и другие пособия,

- приводят в порядок доску.

Экологи

- заботятся о внешнем виде друзей, сменной обуви;

- следят за чистотой рук и порядком в столовой;

- готовят сообщения о природе, редких растениях и животных;

- заботятся о растениях в классе;

- следят за состоянием школьных принадлежностей.

Затейники

- организуют и проводят утреннюю гимнастику,

- проводят игры на переменах,

- разучивают упражнения и проводят физкультминутки,

- создают и заботятся о классной игротеке.

Знайки

- заботятся о сохранности учебников,

- держат связь со школьной библиотекой,

- знакомят товарищей с интересными книгами,

- следят за порядком в классной библиотечке.

Журналисты

- находят интересные истории, собирают школьные и классные новости;

- выпускают устные журналы и классную газету;

- вместе с классным руководителем и родителями оформляют классный уголок

Каждый понедельник на классном часе подводятся итоги недели:

- выполнение обязанностей каждой группой (самооценка, оценка всех остальных одноклассников и учителя) Оценка фиксируется в экране соревнований определенным цветом

- проведенные классные или школьные коллективные творческие дела (КТД), их анализ;

- реализация поставленной на неделю цели;

- постановка цели на новую неделю (по предложениям детей) и  планирование работы, направленной  на ее достижение.

         Деятельность  ученического  самоуправления – это   не  только  отдельные  дела и  мероприятия,  но и  морально-психологический  климат  в  классе.

Каждый  ребёнок  должен  руководствоваться  нравственными  ценностями,  которые  утверждаются  в  классе,  на  основе  которых  он  делает  самостоятельный  нравственный выбор.  Одним из  первых  коллективных  дел  для  нас  стало  создание  ЗАКОНОВ  класса.  Содержание  законов  нашего  класса  определили  сами  ребята  в  процессе  обсуждения  в  микрогруппах  правил  поведения.

Мы  обсудили  предложенные  варианты.  Так  появились  законы  класса.

ЗАКОНЫ   КЛАССА

БЫТЬ  ЧУТКИМ  И   ВНИМАТЕЛЬНЫМ  К  СВОИМ  ДРУЗЬЯМ

УВАЖАТЬ  И  ЦЕНИТЬ  МНЕНИЕ  ДРУГИХ

ПРИЛЕЖНО   РАБОТАТЬ  НАД  РАСШИРЕНИЕМ   СВОИХ   ЗНАНИЙ

ДОСТОЙНО  И  КУЛЬТУРНО  ВЕСТИ  СЕБЯ  В  ШКОЛЕ  И  ЗА  ЕЁ  ПРЕДЕЛАМИ

ПРОЯВЛЯТЬ  УВАЖЕНИЕ  КО  ВЗРОСЛЫМ

ЗАБОТИТЬСЯ  О  ЗДОРОВЬЕ  И  БЕЗОПАСНОСТИ  СОБСТВЕННОЙ  ЖИЗНИ  И  ЖИЗНИ  ДРУЗЕЙ

ГОВОРИТЬ   ВСЕГДА  ПРАВДУ,  ИМЕТЬ  МУЖЕСТВО  СКАЗАТЬ  О  СВОЁМ   ПОСТУПКЕ,  А   НЕ   ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ  ВИНУ  НА  ДРУГИХ

ЗАБОТИТЬСЯ  О   МЛАДШИХ,   ПОМОГАТЬ  ИМ,  ЗАЩИЩАТЬ  ТЕХ,  КТО  СЛАБЕЕ  МЕНЯ

БЕРЕЖНО  ОТНОСИТЬСЯ  К  ВЕЩАМ

НИКОГДА  НЕ  ОТКЛАДЫВАТЬ  НА   ЗАВТРА  ТО,  ЧТО  МОЖНО   СДЕЛАТЬ  СЕГОДНЯ

Родители класса тоже поддержали идею классного самоуправления. Они помогают в подготовке к школьным мероприятиям, к конкурсам, совместно с детьми готовят классные часы, культпоходы, праздники.     Один из  наиболее  эффективных  путей  вовлечения  всех  учащихся  в  самоуправленческую  деятельность - это проведение различного рода коллективных творческих  дел посредством создания  групп  для  выполнения  творческих  поручений.  

Занятость детей во внеурочное время

п/п

ФИ

обучающегося

Школа искусств

ДЮСШ

(на базе спорткомплекса)

Музыкальный

МКОУ

«Андреевская СОШ»

ВУД

МКОУ

«Андреевская СОШ»

ИЗО

Вокал

шашки,

шахматы

футбол,

хоккей

1

Андронов Б

+

+

2

Белов М

+

+

3

Блажчук Ж

+

+

+

4

Гребенчук С

+

+

5

Гуляева С

+

+

6

Иванов Т

+

+

7

Исмагилов Н

+

+

8

Клушева К

+

+

+

9

Моженков К

+

+

+

10

Патук Н

+

+

11

Резепина Л

+

+

+

12

Ринне К

+

+

13

Самойлов В

+

+

14

Тукенова К

+

+

15

Тукенова С

+

+

16

Тютюнникова Д

+

+

+

17

Цапок В

+

+

18

Шеина Д

+

+

+

19

Щепетова Л

+

+

20

Юмагужин А

+

+

+

+

+

21

Юрков Е

+

+

22

Январёв А.

+

+

+

Всего детей:

13

6

6

7

22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития и воспитания "У истоков добра"

Программа " У истоков добра" является программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МБОУ ДОД ДЮЦ....

Доклад на тему:"Модель организации внеурочной деятельности и программы воспитания обучающихся в процессе реализации ФГОСТ."

Школа в процессе модернизации.Основные направления воспитания в рамках реализации стандартов нового поколения. Внеурочные занятия.  Программы воспитания обучающихся: "Шахматы"и тд....Пояснительна...

Программа духовно - нравственного развития и воспитания " Взрастим жемчужину добра".

Авторская воспитательная программа для начальной школы, разработанная на 4 года обучения....

ПРОГРАММА духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "В мире добра"

Цель программы: создание максимально благоприятных условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.Задачи:       1. Создать ма...

ПРОГРАММА духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "В мире добра"

Цель программы: создание максимально благоприятных условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.Задачи:Создать максимально благоприятных услови...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы "В мире добра".

В МБОУСОШ № 1 г. Советский реализуется программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся «В мире добра».Программа «В мире добра» разработана по циклическому прин...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 1 класса « Ступеньки добра»

Программа отражает цель и задачи, ожидаемые результаты, сроки реализации, подробное содержание воспитательной работы в 1 классе....