Развитие soft skills и интереса к математике в условиях группы продленного дня
статья (4 класс)

Золотухина Нина Фёдоровна

В условиях группы продлённого дня создаются условия и ситуации, используются различные педагогические технологии и приёмы для развития soft skills и достижения метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Среди них – проведение «Недели математики». Основные цели недели – развитие важнейших коммуникативных умений, креативности, умений работать с информацией и интереса к математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_soft_skills_i_interesa_k_matematike.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие soft skills и интереса к математике в условиях группы продленного дня

Золотухина Н.Ф. – воспитатель группы продлённого дня ГБОУ СОШ № 654 Кировского района Санкт-Петербурга, первая квалификационная категория

В последнее время в системе образования возросла актуальность soft skills (англ. soft skills – гибкие / мягкие навыки). Как отмечает доктор педагогических наук, профессор Д.С.Ермаков, гибкие навыки -- инновационный компонент содержания образования на всех его уровнях [2; 3], т.е. их важно развивать на всех ступенях образования: от дошкольного до высшего профессионального и послепрофессионального. Вместе с тем автор указывает на сущностную связь этого понятия с понятиями «ключевые», «основные», «сквозные» или «универсальные» навыки, «метакомпетенции», «универсальные учебные действия».

Общепринятого определения «soft skills» пока не существует.  Под гибкими / мягкими навыками понимаются надпредметные (метапредметные) и надпрофессиональные (т.е. не связанные с конкретными предметами или профессиями) навыки, которые существенно влияют на успешность любого вида деятельности человека (ребенка или взрослого). Разные источники и разные авторы формулируют различные перечни soft skills, однако в любом из этих перечней всегда присутствуют:

  • коммуникативные навыки (умение выразить свою точку зрения, объяснить, аргументировать её, слышать собеседника, вести диалог, договариваться, работать в команде и т.д.);
  • креативность, творческий подход, готовность и умение нестандартно мыслить;
  • умение работать с информацией (осуществлять поиск, критически анализировать ее, делать самостоятельные и обоснованные выводы);
  • эмоциональный интеллект - умение распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими;
  • самоорганизация – умение ставить и достигать цели,  эффективно использовать свое время.

 Можно видеть, что этот перечень соотносится с метапредметными результатами освоения основной образовательной программы начального общего образования, обозначаемыми в ФГОС начального общего образования [1].

В условиях группы продлённого дня  создаются условия и ситуации, используются различные педагогические технологии и приёмы для развития soft skills и достижения  метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Среди них – проведение «Недели математики», которая проводится по базовому плану (который, естественно корректируется в зависимости от возраста) в группах продленного дня с 1 по 4 класс и обычно подразумевает некоторые формы взаимодействия между классами. Однако, в 2020/21 учебном году в связи с необходимостью ограничений, связанных с covid-19, такое взаимодействие ограничивалось общешкольным стендом с работами, которые могли видеть все дети последовательно, не смешиваясь с другим классом.

Опишем «Неделю математики» для учащихся 4 класса, акцентируя именно достижение поставленных целей, связанных с soft skills и интересом к математике.

Участники: Все ученики 4 класса, посещающие группу продлённого дня.

Цели «Недели математики»

  1. Развитие коммуникативных навыков учащихся.
  2. Развитие креативности.
  3. Развитие логического мышления и критического анализа информации на примере математической задачи.
  4. Развитие интереса к математике.

Задачи «Недели математики»

  1. Развитие умения пояснить (объяснить, аргументировать) своё решение (рисунок, заметку в стенгазете, проект).
  2. Развитие умения слушать других.
  3. Развитие умения задавать вопросы.
  4. Создание условий для проявления креативности, готовности к нестандартным решениям.
  5. Создание условий для развития логического мышления: умения анализировать, сопоставлять, делать выводы.
  6. Создание условий для стимулирования детей к самостоятельному поиску интересной информации, связанной с математикой.
  7. Создание и поддержание позитивной атмосферы и успешности для всех детей.

План «Недели математики»

День первый. Необычное рисование: рисуем «Волшебные цифры». Создание выставки рисунков.

День второй. Выпуск стенгазет по темам на выбор «Числа в предметах окружающего мира», «Геометрия вокруг нас», «Интересные факты из математики и о математиках».

День третий. Конкурс «Лучшая тетрадь по математике», выставка оформленных высказываний «Числа в пословицах и поговорках».

День четвёртый. «Весёлый устный счёт», математический блиц-турнир, «Эрудит-марафон».

День пятый. Защита проектов «Математика в нашей жизни».

Далее мы подробнее опишем первый и последний дни, показывая результаты и задействованные механизмы.

День 1. Необычное рисование. Рисуем «Волшебные цифры».

Основные задачи этого дня – развитие креативности и коммуникативного умения представить свою работу.

Ход занятия. Учащимся предлагается творчески поработать для классной и общешкольной выставки рисунков «Волшебные цифры». Ученик выбирает число или числа для творческой работы. Дети использовали цветные карандаши, фломастеры, краски. Все рисунки выполнялись на листе формата А4.

Дети действительно проявили креативность, творческий подход, свою индивидуальность и, конечно, своё отношение к цифрам посредством рисунков.

Особенно часто встречалась цифра 2. Кто-то пытался заколоть «двойку» шпагой или посадить её в темницу, чтобы она оттуда не могла выбраться. Кто-то изобразил «двойку» красивой нарядной девочкой с очень грустным лицом.

Второе место по популярности среди цифр заняла цифра 8 – наверное, потому, что её было легко превратить в различные весёлые персонажи. Девочки рисовали красивых, нарядных, модных барышень, принцесс, королев, над которыми светило солнце. Мальчики видели в цифре 8 важных солидных джентльменов со шляпами на голове. Кому-то казалось, что цифра 8 оттого такая толстая, что всё время ест, и рисовали её с ложкой в руках.

Цифру 5 надо оберегать от всего плохого, защищая её зонтиком.

Некоторые рисовали по пять-шесть цифр, а кто-то изобразил все 10 цифр сразу. Каждая цифра представляла животное. Так, из цифры 6 получилось змея, из цифры 3 заяц, «двойка» плавала лебедем в пруду, а над ней вилась стрекоза. Интересной была композиция, где цифра 1 предстала робкой дамой в юбке, а цифра 7 обратилась галантным кавалером, дарящим ей букет цветов.

После рисования каждый ученик вывешивал свою работу на доску, представляя ее, т.е. рассказывая какой он нарисовал цифру или цифры. Остальные дети могли задавать вопросы. Я, если требовалось для поддержания рассказа, тоже задавала вопросы. Каждый рассказ завершался аплодисментами, поддерживающими художника и рассказчика. В заключение несколько рисунков были отобраны для общешкольного стенда.

Неделя математики завершалась представлением учениками своих индивидуальных творческих проектов о математике в нашей жизни.

День пятый. Защита проектов «Математика в нашей жизни».

В начале недели учащимся предлагалось поработать над творческим проектом «Математика в нашей жизни». Каждый ученик выбирал число для небольшого исследования. В помощь выдавалась карточка с планом работы. Учащиеся могли следовать этому плану, выбирать что-либо из него, дополнять тем, что им кажется интересным.

Карточка с примерным планом работы для проекта «Математика в нашей жизни» (на примере цифры 4).

1.        Представь и нарисуй цифру четыре.

2.        На что похожа эта цифра?

3.        Чего в мире только четыре?

4.        В названиях каких сказок и фильмов присутствует цифра четыре?

5.        Запиши пословицы, поговорки, загадки, крылатые выражения с цифрой 4.

6.        Что в твоей жизни связано с этим числом?

7.        Как ты думаешь, о чём мечтает четвёрка?

8.        Как ты понимаешь выражение «На все четыре стороны»?

9.        Запиши четыре своих самых заветных желания.

10.        Назови четырёх человек, с которыми ты наиболее дружен в классе.

11.        Перечисли четыре своих любимых блюда.

12.        Перечисли четырех сказочных героев, которые тебе наиболее симпатичны.

13.        Какие четыре черты характера ты считаешь у себя самыми главными?

На пятый день каждый ученик (по желанию, но я поощряла, чтобы захотели все) представлял свою творческую работу всему классу. Ученики выбирали различные формы проекта (лист ватмана, альбом, «ромашка», на лепестках которой представлены вопросы и ответы). В своем выступлении они могли представить (рассказать) обо всем проекте либо отдельных его составляющих. Я и ученики могли задавать вопросы. По завершению представления проекта он помещался на выставку. Каждое представление поддерживалось аплодисментами автору проекта. Несколько проектов было отобрано для общешкольной выставки.

В заключение можно сказать, что основные цели недели – развитие важнейших soft skills (коммуникативных умений, креативности, умений работать с информацией) и интереса к математике были достигнуты. Ученики окунулись в позитивный мир самостоятельного творчества, коммуникации, поиска и решения.

Список литературы

  1. ФГОС начального общего образования (1, 2, 3, 4 класс). Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 [Электронный ресурс] // Сайт «ФГОС – Федеральные государственные образовательные стандарты». – Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения: 03.06.2021).
  2. Ермаков Д. С. Персонализированная модель образования: развитие гибких навыков [Электронный ресурс] // Сайт журнала «Образовательная политика». – Режим доступа: https://edpolicy.ru/personalized-education (дата обращения: 03.06.2021).
  3. Ермаков Д. С. «Гибкие» навыки в школьном образовании // Народное образование – 2020. –         № 5 (1482). – С. 165–172.
  4. Кулик Наталья. Развитие гибких навыков в школе[Электронный ресурс] // Сайт «Педсовет». – 2019. – 1 июля. – Режим доступа: https://pedsovet.org/article/razvitie-gibkih-navykov-v-skole (дата обращения: 04.06.2021).
  5. Гончарова Е. Н. Развитие гибких навыков у современных школьников //  [Электронный ресурс] // Портал «Образовательная социальная сеть». – 2020. – 26 августа. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2020/08/26/razvitie-gibkih-navykov-u-sovremennyh-shkolnikov (дата обращения: 03.06.2021).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативного мышления ребенка в условиях группы продленного дня.

        Организация  жизни и деятельности  в  группе  продленного  дня,  создание  воспитывающей  среды,  способствующей  л...

Развитие Soft Skills при помощи игр на иностранном языке

Softskills, так называемые гибкие навыки, это комплекс важных для карьеры навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и не связаны с кон...

Ранняя профориентация, развитие soft skills и компетенций XXI века у младших школьников

Тезисы и презентация к выступлению по теме формирования гибких навыков...

“Развитие творческих способностей и познавательных интересов у младших школьников в группе продленного дня”

Публичное представлениесобственного инновационного педагогического опытавоспитателя группы продленного дняМБОУ “Марьяновская средняя общеобразов...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

laquo;Творчество обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития». (Б.В.Давыдов).Способность творить заложена в ребенке с раннего детства и поэтому ее нужно умет...

Всестороннее развитие младших школьников во время прогулки в условиях группы продленного дня.

Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенн...