Развитие soft skills навыков как способа реализации федерального государственного образовательного стандарта
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Гончарук Елена Анатольевна

Методическая тема на 2019-2020 учебный год 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soft skills навыки38.39 КБ

Предварительный просмотр:

Гончарук Елена Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Каратузская СОШ»

Методическая работа на 2019-2020 учебный год

Развитие soft skills навыков как способа реализации

федерального государственного образовательного стандарта

Ой, как я стала понимать родителей выпускников! Еще несколько лет, и моя девочка вступит во взрослую жизнь. Есть о чем попереживать… Нынешняя обстановка на рынке труда требует колоссальных знаний и навыков, особенно от молодежи. На советском и постсоветском пространстве, в мою молодость, было все гораздо проще. На развитие каких навыков стоит делать упор, чтобы сегодняшний выпускник смог успешно реализоваться в профессии, сделать карьеру?

Эксперты форсайт-сессий, спикеры важнейших экономических  форумов, представители бизнеса в один голос заверяют:

 «…Российским топ-менеджерам не хватает прежде всего soft-навыков…» - Максим Гришаков, коммерческий директор Яндекс;

«Бизнес переориентировался с hard skills на soft…» - Сергей Мацоцкий, совладелец и председатель правления группы компаний IBS;

«…побеждают те, кто инвестировал в soft skills…» - Герман Греф, председатель правления Сбербанка России.

        Впервые термин «soft skills» я услышала на краевой августовской конференции в 2018 году. У меня возникла масса вопросов: что это за навыки, которые являются одним из хитов динамично меняющегося мира? Почему работодателям недостаточно профессиональных навыков работников?  Если об этом заговорило педагогическое сообщество, значит soft skills навыки возможно развивать в процессе обучения и воспитания школьников. Следовательно, как  навыки  soft skills «ложатся» в ФГОС? Какие из навыков  soft skills я могу формировать у учащихся начальной школы, если это возможно?

        Что же такое soft skills? Soft skills (в пер. с англ. «гибкие навыки») — это комплекс неспециализированных надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе и высокую производительность. Soft skills относятся не к рабочим, а жизненным навыкам. Для навыков soft skills характерна универсальность. Овладение ими позволяет работнику повысить эффективность работы в своей отрасли, а также даёт возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность. Вне зависимости от того, где мы работаем, нам крайне важно уметь находить общий язык с людьми, быть стрессоустойчивым, системно мыслить и решать проблемы, управлять эмоциями и задавать вопросы.

Навыки soft skills рассматриваются как «комплекс». Следовательно, и формировать их необходимо именно в комплексе, параллельно. Именно тогда они начнут усиливать друг друга и  давать синергетический эффект. 

Какие же навыки можно отнести к «soft skills»? В первую очередь  -социально-психологические навыки, которые пригодятся в большинстве жизненных ситуаций: коммуникация, эмоциональный интеллект, аргументация, мотивация и самомотивация, решение проблем и конфликтов. Кроме этого - сбор информации,  мышление «результатами» и «процессами», системное мышление.

Приоритетной целью ФГОС второго поколения является полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат  - научить учиться. Разбираясь в тонкостях «гибких» навыков я предположила, что soft skills являлись прототипом федеральных стандартов, либо развивались одновременно в разных областях.  Судите сами (я остановлюсь на тех навыках и педагогических технологиях, которые я уже развиваю и применяю в своей работе).

Навыки «soft skills»

Педтехнологии по ФГОС

Коммуникация:

умение слушать, убеждение и аргументация, ведение переговоров

проведение презентаций, самопрезентация, публичные выступления

командная работа, нацеленность на результат

проектная деятельность

проектная задача

Управление собой:

управление собственным развитием

планирование и целеполагание

инициативность / настойчивость

рефлексия

целеполагание

планирование деятельности

рефлексия

Мышление:

креативное мышление, логическое мышление, поиск и анализ информации

выработка и принятие решений,

проектное мышление

проектная деятельность

критическое мышление

Управленческие навыки:

управление исполнением, планирование,

постановка задач, мотивирование,

контроль реализации задач,

ситуационное руководство и лидерство

Проектная деятельность

Работа по ФГОС развивает и навыки soft skills. Однако, для их полноценного формирования я в своей работе сделала несколько акцентов.

С целью развития коммуникативных навыков использую арт-технологию (театрализацию учебного материала, ролевые игры, живые картинки, театральные минутки, инсценирование эпизодов,  кукольный театр. Инсценируем не только художественные произведения, но и жизненные ситуации (например, инструктаж по ТБ – как вести себя на льду)); учу детей использовать и считывать «язык тела» (мимику, жесты), находить «точки соприкосновения» с собеседником, устанавливать устные соглашения и договоренности.

Учу детей собирать информацию (работа над проектом) и вообще работать с ней: задавать точные «толстые и тонкие» вопросы используя прием «Кубик Блума» (технология критического мышления), фиксировать информацию, представлять её в наглядном и понятном виде (метод моделирования условия использую при решении задач, графическом обозначении орфограмм, при работе с текстом), а также уметь передать другим без искажений и упущений. Это позволяет развивать у моих учеников универсальные учебные действия.

Метод моделирования в младшем школьном возрасте делает учебную деятельность более осмысленной, приближает учащихся к методам научного познания, обеспечивает их интеллектуальное развитие. Моделирование позволяет учащимся переходить от словесной модели (текста) к мысленной модели (представлению ситуации), а от неё - к знаково-символической модели (записи символов).

Всегда понимала, что детство ребенка должно быть насыщено эмоционально. Поэтому в приоритете классные праздники,  детско-родительские театрализованные новогодние утренники, посещение театра, ДШИ, библиотеки («Воскресные чтения» совместно с родителями), музеев. Но есть еще одна популярнейшая тема, которая сегодня набирает обороты и вызывает бурный интерес  - эмоциональный интеллект.  Для меня стало открытием, что умение распознавать, выражать, говорить и регулировать эмоции, умение замечать и вовремя использовать эмоции для того, чтобы, например, придумать нечто новое или заняться планированием — то есть использовать эмоцию для выполнения своих задач,  напрямую связано с «высоким EQ».  В этом мне предстоит еще разобраться.

С первого класса учу детей формулировать свою позицию, уметь донести её понятно и аргументированно: всё это составляющие критического мышления.

Мышление «результатами» и «процессами» в образовании можно назвать «умением учиться».  Считаю своей первостепенной задачей научить детей ставить понятные и достижимые цели, раскладывать их на составляющие, искать и находить ресурсы для их достижения. Уверена, что используемая мною технология критериального оценивания является тем инструментом, с помощью которого ученик способен улучшить собственную деятельность (учебную, социальную и т.п.).

Критериальному оцениванию, выбранному мною, предшествовал тематический контроль, которым я увлеклась с 2007 года. Впервые проанализировав не оценки учеников, а ошибки детей в контрольной работе, я увидела собственные ошибки в преподавании. С тех пор в «моем» журнале накопительная система знаний и умений каждого ребенка по каждой теме. Вначале я это делала исключительно для себя, позже стала  озвучивать критерии оценивания детям и родителям и пришла к выводу, что это мощнейший рычаг к повышению качества образования.

Почему я «за» критериальное оценивание?

  • Оценка относительна. Она не всегда понятна учащимся, родителям и педагогам.
  • Оценки не дают представлений об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы.
  • Оценка не мотивирует к обучению, а превращается в некий «кнут».
  • Критериальное оценивание призвано формировать положительную мотивацию, поддерживать успешность школьника, снижать тревожность.
  • Критериальное оценивание позволяет определить уровень  подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса. Дифференцируется  значимость оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности.
  • Отслеживается эффективность изучения учебной программы.
  • Оцениваться может только то, чему учу, поэтому критерий оценивания – конкретное выражение учебных целей.
  • Ученик получает возможность сравнения собственных достижений с эталоном.
  • Критериальное оценивание позволяет контролировать саморазвитие ребенка, ставить собственные цели и задачи.
  • В листах достижений ученики и родители видят все критерии, формирующие в дальнейшем отметку по данной теме. Обеспечивается  обратная связь между учителем, учеником и родителями, прозрачность и объективность отметок.
  • При полноценном построении модели критериального оценивания в образовательной организации каждый школьник может получить право на свою индивидуальную образовательную траекторию, ее коррекцию,  личный темп изучения учебного материала.

В условиях оценочной системы нет возможности полноценно перейти на критериальное оценивание. В идеале формативное (формирующее/текущее) оценивание призвано давать обратную связь по ходу обучения, помогать всем участникам учебного процесса скорректировать и спланировать свою работу.         Констатирующее (итоговое) оценивание, проводимое в конце темы, четверти, дает возможность ученикам показать, чему они научились и дает заключительное суждение о степени усвоения материала.

Критериальное оценивание отличается от традиционного еще и тем, что критерии суммируются при  подведении итогов, а у традиционной оценки есть  некий максимум, от которого за  допущенные ошибки баллы отнимаются. А это далеко не мотивация.

Критериальное оценивание применяю не только к предметным знаниям, но и к личностным и метапредметным достижениям учеников. Оцениваю умение работать в команде, коммуникативные и поведенческие навыки, внимательное прочтение заданий, старательность, трудолюбие и многое другое. Но самое важное – учу детей оценивать свои и другие работы в соответствии с четкими критериями, понятными всем участникам образовательного процесса. Ведь «глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененным по достоинству». У. Джеймс.

В отличие от листов самооценки, используемых ранее мною и моими коллегами, листы достижений фиксируют наработку отдельно взятых знаний, умений, навыков. В листах же самооценки чаще оценивается качество работы ученика на конкретном этапе урока,  что не имеет дальнейшего развития.

Цифровизация образовательного процесса значительно усиливает обратную связь с учениками и родителями. Работа в образовательном онлайн - ресурсе «Я-класс» позволяет комментировать выполнение конкретных видов заданий, давать рекомендации по устранению пробелов в знаниях. В дальнейшем планирую подобную работу проводить и в электронном журнале.

Наиболее эффективными, на мой взгляд, приёмами формирования навыков soft skills в рамках современных педагогических технологий являются дидактические игры. При ведущей игровой деятельности в младшем школьном возрасте  Л.С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития». Соглашусь с ним: в  игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его реальностью… Высоко ценю роль дидактической игры в обучении. Она  аккумулирует множество целей и технологий, разжигает умственную активность детей, активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к познанию. Вот некоторые из них, используемые мною: «Мозговой штурм», «Создание викторины», «Крестики-нолики», «Уголки», «Буквоед», «Лото», «Китайская грамота», «Правда-ложь» и т.п.

Мотивация и самомотивация — основа любой деятельности. Только мотивированный ребенок может быть успешен в образовательном процессе. Роль «мотиватора» младшего школьника исключительно у педагога и родителей, поскольку детям трудно сосредоточиться на монотонной тяжелой умственной работе. В ход идет все: эмоции,  ролевые игры, импровизация, сказочные путешествия, дидактические игры, жетоны за разные виды работ на уроке, которые в дальнейшем можно обменять на оценки; листы достижений и т.п.

Развивать системное мышление мне позволяет метапредмет. Формирование УУД в учебной и внеурочной деятельности, в проектной деятельности и при решении проектных задач учит детей структурировать и анализировать сложные объекты исследования, использовать знания из разных областей.

Где есть цель, там есть препятствия на пути к ней. Везде, где трудятся несколько человек, важно умение разрешать проблемы и  конфликты, находить способы реализовать интересы всех сторон, умение вникнуть в точку зрения другого и найти взаимовыгодное решение.  Этот навык, который важен в любой сфере и на любой работе, формирую через коммуникативные УУД (сотрудничество детей в паре и группе)

Сложно оценить уровень сформированности навыков soft skills у моих третьеклассников, не имея на то критериев оценивания. Однако, качество обучения учеников класса стабильно высокое. Имею положительную динамику и потенциал усвоения опорной системы знаний по математике, русскому языку, речевым и коммуникативным метапредметным действиям.

Все дети мотивированы на учебный процесс, легко общаются в мини группах, класс отличается высокой работоспособностью. Уже сейчас подхватывают на «ура» мои идеи, «креативят», проявляют самостоятельность. С ними легко и интересно любое начинание. Они мои вдохновители, музы. И я стараюсь отвечать их ожиданиям, научить их полезному и нужному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного станда

Дорожная карта - как наглядное средство введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО в МБОУ «СШ№21»Алибекова Мадинат Исаевнаучитель физической культуры МБОУ «СШ№21»г. Нижнева...

Развитие soft skills и интереса к математике в условиях группы продленного дня

В условиях группы продлённого дня создаются условия и ситуации, используются различные педагогические технологии и приёмы для развития soft skills и достижения метапредметных результатов освоения осно...

Развитие Soft Skills при помощи игр на иностранном языке

Softskills, так называемые гибкие навыки, это комплекс важных для карьеры навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и не связаны с кон...

Ранняя профориентация, развитие soft skills и компетенций XXI века у младших школьников

Тезисы и презентация к выступлению по теме формирования гибких навыков...

Деловая игра «Развитие Soft skills компетенций у педагогов»

laquo;Конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills, обладают и креативным, и пл...