Деловая игра «Развитие Soft skills компетенций у педагогов»
учебно-методический материал
«Конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills, обладают и креативным, и плановым, и другими мышлениями». Цель деловой игры – развитие личностного и профессионального потенциала педагогов через soft skills компетенции. В деловой игре рассматриваются некоторые «гибкие навыки», которые необходимы современному учителю для успешной работы в современной школе и школе будущего.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 191.77 КБ |
Предварительный просмотр:
При переходе от ресурсной экономики к экономике знаний на первый план выходит личность педагога и насколько она соответствует требованиям современного общества. Только с теми педагогами, кто готов развиваться и осваивать так называемые soft skills, возможно построить прогрессивное и конкурентоспособное общество.
Ольга Васильева
Вступление.
Профессиональные навыки разделяют на жесткие (hard skills) и гибкие (soft skills). К первым относятся собственно профессиональные компетенции по той или иной специальности. У учителя это, прежде всего, знание своего предмета и методики преподавания. О необходимости их совершенствовать говорить не приходится. В число гибких входят навыки коммуникации, эмоциональный интеллект, умение работать в условиях неопределенности, критическое мышление, креативное мышление. Рассказываем, почему важно их развивать.
Коммуникация
В работе педагога этот навык не менее важен, чем учительские компетенции: обучение по большей части строится на общении. Для эффективного педагогического процесса необходимо поддерживать контакт с родителями учеников, стать их союзником; ладить с коллегами.
Совершенствовать навык общения можно, просто ежедневно общаясь с друзьями и коллегами. Отследить паттерны проблемного общения можно в дискуссионном клубе, на курсах ораторского мастерства или деловые игры.
Ненасильственное общение
Этот навык вытекает из предыдущего. Ненасильственное общение включает четыре этапа: сообщить собеседнику о своем наблюдении, обосновать его фактами, обозначить свою потребность и попросить ее удовлетворить. Такой алгоритм можно применять на рабочих совещаниях, при взаимодействии с коллегами и близкими. Важная особенность ненасильственного общения — исключить суждения, оценки и перекладывание ответственности. Так получится договориться, не причинив вреда ни себе, ни собеседнику.
Эмоциональный интеллект
Под этим понятием подразумевают способность понимать свои эмоции и эмоции другого человека. Благодаря этому гораздо проще осознавать мотивы поступков людей, прогнозировать их реакцию на слова или действия, предсказывать их стратегию поведения. Если класс заскучал во время объяснения нового материала, можно разбавить лекцию шуткой или предложить выполнить задание в игровой форме. Так вы вернете внимание учеников и возобновите контакт с ними.
Навык можно развить, наблюдая за эмоциями и осознавая их. О чем сигнализируют раздражение, скука или радость? Ответы на подобные вопросы заставит посмотреть на привычные вещи более глубоко.
Умение работать в условиях неопределенности
Характер и результаты профессиональной деятельности педагога всегда будут зависеть от степени неопределенности, возникающей в ней. Ситуации высокой неопределенности в профессиональной педагогической деятельности обусловливают необходимость разработки и апробации таких нестандартных подходов в развитии педагога, которые бы не только позволяли сберегать профессиональное здоровье педагога при решении новых педагогических задач, но и способствовали профессиональному развитию.
Критическое мышление
Критически мыслящий педагог может работать более организованно, может ориентироваться сам и ориентировать учащихся на современные установки общества.
Креативное мышление
Помогает педагогу создавать и воплощать в жизнь новые идеи, которые не вписываются в традиционные схемы.
Деловая игра «Развитие Soft skills компетенций у педагогов»
Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!
(«Алиса в стране чудес» Льюис Керролл)
Целевая группа: педагоги
Оборудование:
Листы бумаги, фломастеры, карточки с набором фраз, плакат с друдлом, набор вырезанных шляп из картона для каждой группы (синяя, зеленая, желтая, белая, черная, красная, стенд на каждую группу.
Цель – развитие личностного и профессионального потенциала педагогов через soft skills компетенции
Задачи:
- развивать коммуникативные навыки умение работать в группе;
- развивать навыки эффективного мышления;
-способствовать преодолению психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;
-способствовать развитию профессионально значимых качеств личности педагогов, навыков самопознания и рефлексии;
Формы: групповая работа
Используемые методы:
метод словесного изложения, метод демонстрации, репродуктивный метод, беседа, метод мозгового штурма, метод упражнений, метод эмоционального стимулирования, метод работы под руководством, метод рефлексии.
Используемые приемы: интонационное выделение важных моментов изложения, подробное резюмирование каждого отдельного этапа деятельности, наводящие вопросы, побуждающие к актуализации знаний, жизненного опыта, прием обращения к мыслям, чувствам и действиям, прием саморефлексии, прием обратной связи.
- Вступление
Рада всех приветствовать на деловой игре. Начну словами нашего президента: «Конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills, обладают и креативным, и плановым, и другими мышлениями». Спросите себя: обладаю ли я этими навыками? И если вы не уверены в своем ответе, то вы пришли по назначению. Цель нашей деловой игры – развитие личностного и профессионального потенциала педагогов через soft skills компетенции. Сегодня мы работаем группами (участники делятся на группы). – 2-3 минуты.
2. Основная часть.
Коммуникация.
1 задание для групп. – 10 минут
Цель: тренировка речевой беглости и гибкости, умение подбирать синонимы, адекватно передавать одну и ту же мысль разными словами.
Ход игры: Я говорю первому участнику команды несложную фразу из 5-6 слов. Тот должен передать её следующему участнику таким образом, чтобы сохранить смысл высказывания, но при этом не использовать ни одно из тех слов, которые были в оригинальной фразе (исключение частицы и предлоги). Следующий участник передает фразу дальше, опять же используя другие слова и т.д., пока фраза не будет произнесена в различных вариантах всеми игроками. Я будут следить, чтобы игроки не повторяли слова, а смысл высказывания передавался верно. (Фразы: «Вы должны предоставить мне документы», «Вы обязаны прийти на открытый урок», «Вы никогда не здороваетесь со мной первым», «Вы должны были предвидеть возможные трудности»).
Рефлексия: участники команд обмениваются мнениями
Ненасильственное общение.
2 задание для групп – 10 минут
Цель: исключить суждения, оценки и перекладывание ответственности.
Ход игры: Я назову фразу, которую в запальчивости может сказать руководитель своему подчиненному или учитель ученику: «Ты никогда не делаешь того, о чем я прошу!». Ваша задача - изменить фразу в соответствии с алгоритмом:
1. Сообщить собеседнику о своем наблюдении.
2. Обосновать его фактами.
3. Обозначить свою потребность.
4. Попросить ее удовлетворить.
Ваша цель: сделать общение ненасильственным.
Рефлексия: участники команд обмениваются мнениями.
Эмоциональный интеллект.
3 задание для групп.- 10 минут
Цель: формирование и развитие навыков продуктивного взаимодействия, умения понимать и принимать точку зрения другого человека.
Ход игры:
Каждой команде нужно представить себя учеником определенного типа (ученик-Незнайка, ученик-Буратино, ученик-Пьеро, ученик-Знайка), осознать какая поведенческая проблема есть у данного героя. Спроектировать модель общения, по преодолению этой проблемы.
Рефлексия: участники команд обмениваются мнениями.
Критическое мышление
4 задание для команд – 15 минут.
Упражнение «Шесть шляп мышления»
Цель: повысить эффективность любой мыслительной работы.
Ход игры:
Я познакомлю вас с методом 6 думательных шляп. Вы должны будете примерить все 6 шляп и высказать свое мнение. Каждая шляпа имеет свое значение:
Белая шляпа: факты и информация. Какой информацией мы располагаем?
Красная шляпа: эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую?
Черная шляпа: здравый смысл. Сработает ли это?
Желтая шляпа: преимущества, выгода. Зачем это делать?
Зеленая шляпа: предложения, новые идеи, альтернатива.
Синяя шляпа: размышления о мышлении. Контроль над мыслительным процессом.
Группа разбивается на две подгруппы. У каждой подгруппы есть свои 6 «думательных» шляп. Выберите, пожалуйста, каждый ту шляпу, которая вам нравится. Если кому-то понравилась шляпа одного цвета, просто объединитесь вокруг нее.
Прослушайте ситуацию так, как будто вы главный герой истории и с позиции своей шляпы проанализируйте событие.
Лида была единственной дочерью в семье. Она была общительна, со всеми ладила, но больше всех в классе ей нравился Слава. Они сидели за одной партой, всегда помогали друг другу, а после уроков Слава провожал Лиду до дома. Но три месяца назад они поссорились. Слава пересел и сказал, что сейчас у него сложный период и ему не до дружбы с ней. Самолюбию девочки был нанесен удар.
Лида, как обычно, встала в 7 утра, собралась и отправилась в школу. По дороге она думала о Славе. Его поступок никак не давал ей покоя. И у школьницы созрел план: «Попрошу у родителей денег, чтобы отпраздновать день рождения. Приглашу друзей и Славу. Он увидит меня и поймет, что хочет по-прежнему общаться со мной. Или сама к нему подойду и предложу снова дружить» - думала Лида. Оставалось только уговорить родителей, чтобы дали денег. Папа, скорее всего, согласится, а вот мама наверняка будет против.
- Лидочка, ну как ты можешь так говорить! Мы тебе на 8 Марта денег дали, костюм заказали, туфли купили! А ты еще денег просишь! Это же такие траты! Как мы жить после этого будем? Мы не миллионеры! Ведь в прошлом году справляли твой день рождения. Потерпи в этом году, пожалуйста! - возмущенно реагировала мать на просьбу дочери.
- Ну, мамуля, ну мне очень надо! Я уже подруг сегодня пригласила.
- Нет! - резко сказал отец. - Хватит здесь концерты устраивать. Вот начнешь сама зарабатывать - будешь справлять, сколько влезет. Марш в комнату!
Слова отца прозвучали как приговор. От досады дочь едва сдержала слезы. Она кинулась к себе, упала на кровать и начала рыдать. Ее план провалился с треском. Самое обидное, что сегодня она действительно уже пригласила и Славу, и несколько подруг на день рождения. Теперь ей придется обзвонить всех и дать отбой. Нет, этого сделать она не может, ее просто засмеют.
Обсуждение в шляпах:
- Что произошло?
- Что больше всего пугает Лиду?
- Какие реакции могут быть у друзей девочки?
Сейчас от имени Лиды проанализируем ситуацию. Я даю вам текст и за 7 – 10 минут обдумайте свою позицию. Делайте записи на листах.
Итак, белая шляпа – информация. Что случилось, какое решение ты приняла? Почему ты приняла это решение.
Красная шляпа - эмоции, чувства. Что я чувствую?
Черная шляпа - здравый смысл. Сработает ли это?
Желтая шляпа - преимущества, выгода. Зачем это делать?
Зеленая шляпа - предложения, новые идеи, альтернатива.
Синяя шляпа - Нужно ли выполнять принятое решение?
Рефлексия: участники команд обмениваются мнениями.
Креативное мышление
5 задание для команд – 5 минут
Цель: развитие креативных способностей участников; содействие развитию творческого воображения.
Ход игры: для групп задание одно. Вспомните 3 предмета, которые находятся у вас в сумке, и придумайте необычные способы применения для обычного предмета, как можно применить их в работе с детьми, родителями.
Рефлексия: участники команд обмениваются мнениями.
6 задание для команд – 5 минут
Цель: развитие креативного, системного, структурного мышления.
Ход игры: «Друдлы». Перед вами самый простой друдл. Посмотрите и попробуйте назвать все варианты того, что здесь может быть нарисовано. Задача каждой команды - написать несколько вариантов того, что изображено на рисунке. Варианты не должны повторяться. На одну картинку, может быть дано несколько различных вариантов. Каждая команда, по очереди, предлагает по одному варианту на 1 друдл.
Рефлексия: участники команд обмениваются мнениями.
Возможно, это:
- Человек в костюме с галстуком-бабочкой, защемленным дверью лифта.
- Или бабочка, взбирающаяся по веревке вверх.
- Геометрическая задача.
- Флюгер на крыше дома (или какой либо рисунок на крыше).
- Песочные часы, стоящие на столе.
- Два громкоговорителя на столбе.
- Шкаф с ручками.
- Два клювика птиц.
- Подарочная коробочка.
- Ручки двери с двух сторон.
- Закрытое окно.
- Стрекоза над дорогой.
3. Заключительная часть.
Мы рассмотрели только некоторые «гибкие навыки», которые необходимы современному учителю для успешной работы в современной школе и школе будущего. Пришло время подведения итогов нашей работы и прошу вас ответить на последний вопрос - с какими мыслями, желаниями и настроением вы продолжите свою работу (ответы педагогов)
Выводы. Сегодня мы убедились, что понятие современного педагога многогранно и имеет преимущественное значение. Педагог - ключевая фигура, влияющая на развитие soft skills у детей школьного возраста. С какими качествами и компетенциями он войдет в мир ближайшего будущего - зависит от нас с вами.
Литература
1. «Тот, кто хорошо владеет молотком, склонен думать, что вокруг него сплошные гвозди…» URL:https://4brain.ru/blog/softskills/4BRAIN
2. Абашкина О. Soft-skills – Ключ к карьере [Электронный ресурс]: URL: https://www.pro-personal.ru/article/7811-soft-skills-klyuch-k-karere (Дата обращения 27.02.2018 г.)
3.Интернет источник Южный Федеральный университет и Центр карьеры ЮФУ http://softskills.sfedu.ru/
Приложение 1.
Друдлы
Приложение 2.
Шесть шляп
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание-деловая игра Развитие личности младшего школьника
Материалы для родительского собрания в начальной школе...

Развитие soft skills навыков как способа реализации федерального государственного образовательного стандарта
Методическая тема на 2019-2020 учебный год...

Развитие soft skills и интереса к математике в условиях группы продленного дня
В условиях группы продлённого дня создаются условия и ситуации, используются различные педагогические технологии и приёмы для развития soft skills и достижения метапредметных результатов освоения осно...

Развитие Soft Skills при помощи игр на иностранном языке
Softskills, так называемые гибкие навыки, это комплекс важных для карьеры навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и не связаны с кон...
Ранняя профориентация, развитие soft skills и компетенций XXI века у младших школьников
Тезисы и презентация к выступлению по теме формирования гибких навыков...

Совершенствование навыков soft skills в условиях реализации профессионального стандарта педагога
Педагог - универсальная личность, которая одновременно является учителем и учеником. Каждое его занятие - это представление, в котором он актер, писатель, поэт, художник. Умением и мастерством с...

Развитие навыков soft skills на уроках английского языка в начальной школе
Мир изменился. На смену индустриальной эпохи пришла эпоха информации и человеческого взаимодействия. Появляются новые отрасли и технологические прорывы. Мир ускоряется, меняется каждую неделю.В услови...


